Научно — экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя


Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя
Салтыкова Н.В.,
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №30» г. Перми
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2025г., заложены в качестве концептуальной идеи «участия педагогических работников в научной деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Эти идеи давно рассматриваются в связи с решением проблемы повышения личностного потенциала педагога и его самореализации в профессиональной деятельности. На уровне и научного, и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости качества образования, прежде всего, от степени профессионализма учителя. Наука и научные исследования рассматриваются как средство обеспечения профессионализма, продления срока профессиональной пригодности, повышения его удовлетворенности трудом и т.д.
К сегодняшнему дню изменилось положение в школах: они получили больше свобод, начали самостоятельно разрабатывать концепции и программы своего развития, самостоятельно проектировать индивидуальные педагогические системы, выбирать или разрабатывать образовательные технологии.
Все это потребовало от учителя творчества. Обучить всему этому может только наука и занятия исследовательской деятельностью. С одной стороны, научно-исследовательский подход все более становится необходим для того, чтобы разрабатывать свои образовательные программы, с другой, - через него проходит повышение профессионализма педагога, обеспечивающего качество образования в целом. Ситуация стимулирует школу и педагогический коллектив самим научиться планировать и проводить научные исследования, более активно пользоваться научными разработками ученых самых разных наук - психологии, экологии, экономики и, конечно, самой педагогики. Потребность в приобщении учителя к науке, в развитии его исследовательских функций стимулируется системой категорийности и аттестации, где получение более высокой категории связано с проведением научно-исследовательской работы. Так напрямую оказались связаны исследовательские умения учителя и его профессионализм. Это стало гарантом того, что научная работа в школах не будет отвлекать ее от своих прямых задач, что научно-исследовательские функции учителя будут «работать» на него, качество его труда, профессиональную удовлетворенность результатами труда и, наконец, на благополучие, как психологическое, так и материальное.
Главное - суметь подвинуть на такие преобразования учителя, который приготовлен к педагогической деятельности в типовой общеобразовательной школе, но не всегда готов к работе в новых условиях.
В качестве примера можно привести А.С Макаренко - выдающегося педагога-экспериментатора. Ему на практике удалось совершить чудо по интеграции теории и практики воспитания детей и добиться блестящих результатов.
Идея привлечения учителя к научно-исследовательской работе в рамках образовательного учреждения развивается в Типовом положении об образовательном учреждении. Здесь как бы расшифровываются права учителя: свободно выбирать и использовать методы обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; повышать квалификацию ...; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
Целью аттестации является «развитие творческой инициативы» педагогов, изменение оплаты труда в связи с повышением профессионализма, привлечение специалистов к научно-методической работе в школе. Аттестация учителей и руководителей стала на сегодня важнейшим инструментом повышения качества педагогического труда за счет средств послевузовского образования и самообразования. В системе аттестации стимулируется рост профессионально-педагогической компетентности, в которой выделяются: - социально-профессиональный статус, - профессионально-педагогическая квалификация, - личностные профессионально значимые качества.
Аттестационные материалы говорят о разнообразных формах аттестации, включающие: научные отзывы, авторские программы, творческие отчеты, научно-педагогические разработки, опытно-экспериментальную работу и др. Эти формы, как видим, требуют специальной научной подготовки. Такая научная подготовка проводится через повышение квалификации, через участие в методической работе, в процессе формирования педагогического опыта, через участие в опытно-экспериментальной работе. В школе аттестованы 85 % педагогических и руководящих работников, большинство из них защищали педагогические проекты, т.е. были исследователями в какой-либо области.
В.А. Сухомлинский чрезвычайно большое значение придавал включенности учителя в исследовательскую деятельность, приобщению учителя к науке. Он писал: «Когда каждый учитель день ото дня все больше углубляется в детали, в тонкости педагогического процесса, анализирует работу и умственный труд учащихся, в коллективе, образно говоря, загорается живая мысль, коллектив ищет ответы на вопросы, которые выдвигает жизнь. А ведь педагогическая идея - это крылья, на которых парит коллективное творчество. Идея воодушевляет коллектив, и начинается самое интересное и самое нужное в школьной жизни - коллективная исследовательская работа».
Сухомлинский сам был неутомимым исследователем, как в области теории, так и в области практики, вовлекая в исследования и педагогов, и учащихся.
В нашей школе научно-экспериментальная деятельность педагогов осуществляется пятью ШМО: истории, химии, биологии и географии; математики, физики и информатики; русского языка и литературы; начальных классов; классных руководителей по следующим направлениям:
Индивидуальная экспериментально-методическая работа учителей.
Научно-экспериментальная работа творческих педагогических групп
Научно-исследовательская, проектная деятельность учащихся.
В большинстве случаев ОЭР понимается, как внедрение и распространение наработанных в педагогической науке идей и технологий. Опытно-экспериментальная работа является формой организации и практической реализации инновационной деятельности учителя в развивающейся школе, направленная на изучение, проектирование, научно методическое обоснование целевых, содержательных и процессуальных характеристик учебно-воспитательного процесса с целью отыскания качественно новых и эффективных путей формирования целостной личности.
Технология организации опытно-экспериментальной работы представляет собой логическую последовательность действий, включающую в себя ряд этапов.
На первом этапе деятельность педагога направлена на осмысление своего собственного практического опыта с позиций научно педагогических идей, лежащих в основе «концепции школы». При этом основное внимание уделяется изучению научной литературы, поскольку любое педагогическое исследование базируется на уже существующих идеях, положениях, принятых в науке. Анализ научной литературы позволяет педагогу определить основные позиции, на которые он будет опираться в дальнейшем, проблемы, существующие на данный момент и проанализировать, что сделано, что рассмотрено, а что требует доработки и уточнения (в научном плане), что разработано, но пока не апробировано на практике (в практическом), а также определить методологию своего исследования. Это в свою очередь позволяет определить актуальность, цели и задачи, выдвинуть гипотезу исследования, а затем сравнить результаты с существующими положениями педагогической теории. В результате такого анализа выявляются нерешенные проблемы и противоречия, свойственные педагогической практике.
Второй этап характеризуется разработкой замысла эксперимента.
Замысел эксперимента оформляется в программу опытно экспериментальной работы, разработка которой является способом моделирования исследовательской деятельности педагога. Программа опытно-экспериментальной работы включает: обоснование и формулировку темы; определение объекта и предмета исследования, цели и задач эксперимента; формулировку гипотетических предположений, где максимально подробно изложена модель, будущая методическая система, технология, т.е. механизм того нововведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность; выбор и обоснование конкретных методик и методов исследования; определение сроков опытно экспериментальной работы в целом и ее этапов; разработку критериев оценки ожидаемых результатов эксперимента; определение основных направлений мониторинга текущего учебно-воспитательного процесса.
Программа опытно-экспериментальной работы рассматривается и утверждается на заседании экспертного совета. Также на втором этапе разрабатывается научно-методическое обеспечение эксперимента (планы уроков, внеклассных мероприятий, дидактический материал, технические средства, способы фиксации экспериментальных фактов и др.).
Третий этап заключается в реализации педагогом программы опытно-экспериментальной работы. Данный этап предполагает осуществление той системы мер по преобразованию учебно-воспитательного процесса, которые были заложены в гипотезе: реализация новой технологии, методики, апробация методов, приемов обучения и воспитания, за счет которых ожидается получение качественно более высокого результата.
На четвертом этапе проводится теоретическое осмысление полученных результатов, их рефлексия (обобщение проведенных уроков, внеучебной деятельности учащихся, приемов и методов обучения и воспитания и др.), работа над выводами, описание хода эксперимента.
На пятом этапе осуществляется обобщение результатов опытно экспериментальной работы и их распространение. Для этого готовится выступление на заседании педагогического совета, методического семинара, научно-практической конференции, статья в журнал или сборник тезисов по итогам опытно экспериментальной работы.
В школе работают 4 школьных экспериментальных площадки направленных на совершенствование структуры и содержания общего образования, обновление содержания, форм и методов воспитательной работы, организацию дистанционного обучения:
«Организация дистанционного обучения с использованием современных технологий в условиях сетевого взаимодействия»
«Использование различных видов устного счета для повышения познавательного интереса к урокам математики»
«Совместная продуктивная деятельность учащихся, учителей и родителей как фактор развития личности и педагогического коллектива»
«Личностно-ориентированный подход в формировании навыков здорового образа жизни младших школьников».
Третий год на базе школы с целью выравнивания стартовых возможностей детей, поступающих в школу, работает муниципальная площадка «Социально-личностное развитие детей на этапе перехода от дошкольного к школьному образованию». В настоящее время в школе создан дошкольный мини-центр: консультативный пункт для родителей дошкольников, группа развития для детей 4-5,5 лет и группа предшкольной подготовки для детей 5,5-6,5 лет.
В настоящее время заявлена на муниципальный конкурс экспериментальная площадка «Применение дистанционных технологий обучения для формирования и развития системы поддержки талантливых детей в условиях сельской школы». Своими наработками педагоги делятся на региональных научно-практических конференциях, муниципальных семинарах и в прессе.
В школе созданы творческие группы по использованию тестового контроля
знаний, современных образовательных технологий.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направлена на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Школьное образование, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Именно здесь должны закладываться основы думающей и самостоятельной личности. Модернизация системы образования в России направлена на создание условий для повышения качества общего образования, в том числе обновления организационных форм, технологий и других механизмов. Одной из таких технологий выступает исследовательская деятельность учащихся.
Школа — учебное заведение, которое в своей работе ориентируется на работу с одаренными детьми. В школе создана комплексно-целевая программа «Одаренные дети», при реализации которой создаются благоприятные условия для развития способностей школьников, проявляющих устойчивый интерес в той или иной области знаний, развитию интеллектуальных способностей, устойчивой положительной мотивации к учению, творчеству и самопознанию.
Коллектив МАОУ СОШ идет по пути организации творческой, поисково-исследовательской работы учащихся и педагогов. Ведущая цель этого направления - развитие творческих способностей обучающихся в различных областях познания и формирование навыков самостоятельного научного поиска.
Исследовательская работа рассматривается нами как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала личности учащегося, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.
В школе созданы условия для инновационных процессов:
- Во-первых, это мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы - семинары, педагогические чтения, круглые столы, форумы, конкурсы и др.
- Во-вторых, организация дополнительного образования учащихся. Главная цель, которого дать обучающемуся возможность развить свой интеллект и творческие способности.
Учащимся предлагается широкий выбор деятельности в рамках дополнительного образования. Эта работа дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно – исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.
Творческая деятельность школьников начинается с начальной школы.
Здесь исследовательская деятельность выступает как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. Этот вид деятельности интересен не только младшим школьникам , но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы, выступая в качестве консультантов. Такое взаимодействие с семьей увлекательно, и интересно. Учащиеся принимают участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Дорогою добра и милосердия», «Красота божьего мира», областном интеллектуальном творческом конкурсе «Муравей» и др.
Учащиеся 5-8 классов начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов, презентаций, проектов.
Для учащихся 9-11 классов исследовательская деятельность выступает как важный элемент в предпрофильном и профильном обучении, обеспечивающим развитие исследовательских компетенций и предпрофессиональных навыков. Учащиеся сориентированы на получение высшего образования, а поэтому и темы работ определяются интересами к выбранной профессии. Учащиеся являются победителями и призерами муниципального этапа и участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа является основным фактором обновления школы, который приводит к повышению интереса педагогов к своей деятельности, росту профессионального мастерства, педагогических достижений, а отсюда и удовлетворенности своим профессиональным трудом. Опытно-экспериментальная работа позволяет вносить изменения в целевые, содержательные и процессуальные характеристики учебно- воспитательного процесса, то есть создавать абсолютно новую педагогическую практику, не характерную для существующего уровня функционирования образовательных учреждений.
Таким образом, исследовательская деятельность обогащает педагогическую, делает ее многогранной, интересной. Постепенно учитель приобщается к науке. Наука, как система объективных знаний о действительности, как деятельность по получению новых знаний и как результат познания, является ведущим и основным фактором подготовки учителя как специалиста и механизмом его профессионального роста.