Отзыв на книгу Ш.Амонашвили В школу с шести лет


Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
Отзыв на книгу Шалва Амонашвили«В школу- с шести лет»
Выполнила:
Малыгина И.В.
педагог-психолог
Петропавловск, 2016 г.
Я прочитала книгу Амонашвили «В школу- с шести лет»,изданную в 1986 году. Прошло 30 лет- а вопросы,поднимаемые в этой книге, актуальны и в наши дни.
Большое значение в этой книге автор уделяет роли учителя в воспитании и обучении детей. Какими же личностными качествами должен обладать учитель? Амонашвили считает, что учителя должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброту души надо делить поровну между всеми воспитанниками. Доброта и любовь к детям должна быть главным мотивом и стимулом педагогической деятельности. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, и тем самым обретает своё профессиональное счастье.
Амонашвили рекомендует нам уметь понимать детей. Ребёнок маленький, но дела и заботы у него большие. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и наша задача стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. И я согласна с учителем учителей, что понимать детей-значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием в процессе сотрудничества. Ясно, что определение возможностей и эффективность их реализации зависят от мастерства учителя, от его умения вовремя прийти на помощь, установить отношения сотрудничества с учеником.
Ш. Амонашвили призывает учителей быть оптимистами. Мы должны и обязаны верить в свою педагогику, верить в преобразующую силу воспитания. Пессимизм в воспитании и обучении равносилен тому, чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребёнка; лишь наш оптимизм воодушевляет ребёнка, будит дремлющие в нём силы.
Учитель Шалва Александрович считает, что мы –творцы, и, именно,от нас зависит счастье воспитанников и будущее страны. В учителе должно восхищать детей всё: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и одежда, и аромат духов, и знания, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Учитель- посредник между ребёнком и вечными ценностями жизни. Именно учитель помогает ребёнку понять, осмыслить изучаемое, овладеть способами действия с ним, связывает незнакомое со знакомым, новоес известным. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передаёт им свой характер, предстаёт перед ними как образец человечности. Завоевать любовь к детям и нацелить на завтрашний день - важнейшая задача первого учителя! Лишь в том случае, когда учитель является авторитетом, ученик становится открытым к педагогическому воздействию и поощрять его на учебную активность. Негативное отношение к школе, нежелание учиться часто возникает, когда ученика заставляют, принуждают, не считаясь с его интересами. Амонашвили ещё много лет тому назад утверждал, что нужно искать иной подход к ребёнку, иную психологическую основу построения учебно-воспитательного процесса.