Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС»
Направление «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС»
Кузнецова Валентина Николаевна
учитель физической культуры
высшей категории
МАОУ «Кондратовская средняя
общеобразовательная школа»
Пермского района
«Внеурочная деятельность как путь к индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС».
Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – организация внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью дополняет строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ученика с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума. Внеурочная деятельность начальной школы связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Начальная школа выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, бытовой, досуговой деятельности человека. Навыки, формируемые на данной ступени, обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление повседневной жизни.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться и развиваться, составляющее основу личностного роста учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью нового стандарта является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями программы являются:
организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные возможности;
определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом, родителями и обучающимися.
Программа внеурочной деятельности направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся
Общества и государства
Региональной системы общего образования
Из разных целевых групп (имеющими разные достижения и результаты) на основе дифференциации и индивидуализации в программах внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальной деятельности, стимулирующих комплексное развитие познавательных и творческих возможностей личности.
В реализации программ внеурочной деятельности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений и др.
Достижение обучающимися нового качества образовательных результатов:
– высокий уровень академических достижений, компетенций, необходимых для их успешной социализации в современных социально-экономических условиях региона и страны через новое содержание образования и формирование культуры здорового образа жизни. «Модернизация системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Организация внеурочной деятельности, непосредственно направленна на вовлечение школьников в разные виды деятельности, учитывающие индивидуальные образовательные потребности с целью вовлечения детей в оздоровительный процесс направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Сроки и этапы по реализации программы по внеурочной деятельности.
1 класс 2011-2012 учебный год. Общая физическая подготовка.
Содержание программы:
Это первые шаги к здоровью: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формированием потребности в личной гигиене, ознакомление с физическими нагрузками, участие в школьных соревнованиях.
2 класс 2012 - 2013 учебный год «Весёлые старты».
Содержание программы:
Культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры. Ознакомление: «Что такое Весёлые старты, развлечение или соревнования? » Участие в школьных и районных соревнованиях.
3 класс 2013 - 2014 учебный год «Весёлые старты».
Содержание программы:
Что такое пульс, развитие интеллектуальных, физических способностей, личная гигиена, вредные привычки и их профилактика.
Выигрывать или быть призёром на районных соревнованиях.
4 класс 2014 - 2015 учебный год «Олимпийские надежды».
Содержание программы:
Формирование у обучающихся чувства ответственности, оказание первой помощи, культура эмоций и чувств. Участие в районных соревнованиях по лёгкой атлетике.
Предполагаемые результаты реализации программы по внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт развития по индивидуальной траектории; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Мониторинг создания условий для успешного развития познавательных способностей и творческой активности, обучающихся в учебной и во внеклассной деятельности, развитие самоконтроля и самооценки ученика.
Способами определения результативности программы внеурочной деятельности являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения позволяют выявить и измерить уровень развития. В качестве примера служат тестовые испытания (бег, прыжок в длину с места, упр. на пресс, гибкость, прыжки со скакалкой, подтягивание.)
По новым стандартам работала четыре года, ребята умеют работать в парах, имеют высокие результаты, свои достижения, Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. Сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, способны постоять за себя. В классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Результат учебного процесса
2012 – 2013 учебный год (2класс) 100% успеваемость, качество100%;
2013 - 2014 учебный год (3класс) 100% успеваемость, качество100%,
2014 – 2015 учебный год (4класс) 100% успеваемость, качество 93,2%.
Результаты соревнований.
2011г Краевые соревнования «Здоровое поколение»1группа (1классы) 3 место.
2012г «Весёлые старты» районные соревнования 1 место,
Краевые соревнования «Добрые дети мира»1группа 1- 4классы – 2 место.
2013г 25 февраля «Весёлые старты» районные соревнования 2 место. 21июня краевые соревнования «Добрые дети мира» посвящённые 290 – летию г. Перми. 1группа 1- 4классы – 1 место.
2014г. 15марта четвёртый этап кубка Пермского района по лёгкой атлетике 6 место общекомандное, Баранова Карина 2место, Николюк Анжелика 4 место,
2014г 26 марта «Весёлые старты» районные соревнования 1 место.
2014 г. 21мая Районная легкоатлетическая эстафета среди начальных
классов 1место.
2014г.18 мая. Районные легкоатлетические соревнования 1 этап «Олимпийские надежды» Казачихин Андрей 2 место. Чэнь Ксения 1 место.
2014г. 21 сентября. Районные легкоатлетические соревнования 2 этап «Олимпийские надежды». Яценко Данил 4 место. Казачихин Андрей 1 место. Чэнь Ксения 1 место. Баранова Карина 3место. Желтовских Анастасия 5 место.
2014 год. 27 сентября «Первый этап Кубка Пермского муниципального района по лёгкой атлетике». Чэнь Ксения 4а класс - 1место, Николюк Анжелика 5место, Баранова Карина 7 место, Казачихин Андрей 4а класс – 1 место, Общекомандное 2 место.
2015 год. 14 марта «Четвёртый этап Кубка Пермского муниципального района по лёгкой атлетике». Чэнь Ксения 4а класс –2 место, Казачихин Андрей 4а класс - 1место Общекомандное 1место.
2015год 24 мая Районные соревнования по лёгкой атлетике «Олимпийские надежды». Чэнь Ксения 4а кл.- 2 место. Гладких Алина 4а кл.- 3 место, Казачихин Андрей 4а кл. – 1 место. (Бег на 300метров). Приняли участие Назаров Артём 4а кл. Яценко Данил 4а кл., Баранова Карина 4акл., Ильичёва Дарья 4а кл., Тимофеева Алёна 4а кл., Желтовских Анастасия 4а кл. (Лобаново).
Открытые мероприятия, уроки.
2012г проведение открытого занятия «Весёлые старты» во 2 «а» классе в рамках комплексной проверки школы.
2012г 29 мая 1класс день открытых дверей для родителей.
22.01. 2015год. Открытый урок по проектной деятельности в 4а классе по теме «Прыжки через скакалку» в рамках районного методического объединения учителей физической культуры.
2015- 2016 учебном году обучаются в 5а классе. В классе 29 человек.
Из них 14 человек занимаются лёгкой атлетикой, 4 – настольным теннисом, 2 – понкратионом,1 – боксом, 2 – гимнастикой, 1- скалолазанием, 1- айкидо и один раз в неделю ездят в бассейн 3человека.
2015год 5сентября «Первый этап Кубка Пермского муниципального района по лёгкой атлетике». Казачихин Андрей 5а класс – 1 место (среди мальчиков 5-6 классов). Приняли участие Николюк Анжелика 5а класс, Баранова Карина 5а класс, Шелеметев Дмитрий 5а класс, Гладких Алина 5а класс,
Тимофеева Алёна 5а класс, Яценко Данил 5а класс, Щеколдин Вячеслав 5а класс, Головин Кирилл 5а класс, Булычева Полина 5а класс, Ильичёва Дарья 5а класс, Назаров Артём 5а класс.
Команда школы 1 место.
Использование в воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения и воспитания. Развитие личности – важнейшая задача современного образования и психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии.
Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, средствами ИКТ отвечает требованиям современной жизни. Наша школа, как и все образовательные учреждения района, получила компьютеры, лицензионное программное обеспечение, главное, доступ к Всемирной сети. Занятия по внеурочной деятельности проходят с привлечением ИКТ, так как все начальные классы и спортивный зал имеют компьютеры.
В ФГОС выдвинуты условия к организации внеурочной деятельности: вариативность и учет личных потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность призвана обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Перспектива развития – расширение и обновление в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей системы внеурочной деятельности, направление ее на создание условий для самореализации и самовыражения и саморазвития, чем обеспечивается психическое здоровье и успешность.
13PAGE 15
13PAGE 14715