Статья по теме Игровые технологии на разных этапах обучения


Игровые технологии на начальном этапе обучения французскому языку
Из опыта работы учителя французского языка высшей категории МБОУ «СШ№34» города Смоленска Григорян Аместы Вачиковны Одним из основных приемов при обучении иностранному языку в начальных классах, вне всякого сомнения, является обучающая игра, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с ее помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке.
Основными задачами обучения чтению на французском языке в начальной школе являются:
- прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;
- формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения;
- формирование основ коммуникативного умения читать.
В целях достижения поставленных задач я использую соответствующие виды игровых упражнений.
1. Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения.
2. Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения.
3. Упражнение на формирование технических навыков чтения.
4. Упражнения коммуникативного характера.
Представленные типы игровых заданий и упражнений на практике показывают высокую эффективность при обучении чтению на французском языке в начальной школе. Их использование требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами обучения.
1. Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения.
1.1. «На приеме у глазного врача»
Учитель объявляет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву (буквосочетание), «доктор» просит назвать ее. Далее роль «доктора» могут исполнять сами ученики. В случае, если «пациент» неправильно назовет букву (буквосочетание), «доктор» называет ее сам.
1.2. «Назови свою букву»
На доске записываются слова, знакомые ученикам. Дети получают несколько карточек с французскими буквами и буквосочетаниями. Затем учитель показывает отдельные буквы или буквосочетания в словах, записанных на доске. Те ребята, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимают карточку и называют букву. Через некоторое время дети меняются карточками, и игра продолжается.
1.3. «Кто быстрее»
На доске написаны слова с пропущенными буквами (буквосочетаниями). Учитель раздает ученикам листочки, на которых они пишут слова, вставляя буквы или буквосочетания. Выполнивший задание подходит к учителю (или поднимает руку, после чего к нему подходит учитель), показывает свой листочек и негромко читает написанные слова. После того, как все выполняют задание, учащиеся читают слова вслух и записывают на доске пропущенные буквы (буквосочетания).
2. Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения
Для полноценного умения читать, очень важен высокий уровень языковой догадки, умения прогнозирования. В этих целях эффективны следующие виды игровых заданий:
2.1. Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, а другой – со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся зачитывают получившееся слово:
cha + peau = chapeau
cam + ion = camion
2.2. На доске учитель выставляет карточки со второй половиной слов. Ученикам раздаются карточки с первой половиной. Восстановив слова, дети вслух их прочитывают. Например:
ba = + = teau = bateau
mai = + = son = maison2.3. Учитель: С полки упали слова и рассыпались по буквам. Давайте восстановим эти слова.
Ученики индивидуально (в парах или группами) составляют и затем прочитывают вслух получившиеся слова.
O P M E M - POMME
B E L T A - TABLE
N C O H O C - COCHON
L U F R E - FLEUR
В необходимых случаях можно использовать облегченный вариант данного упражнения: буквы делаются на цветных карточках. Сложив их по цветовому ключу, дети прочитывают получившееся слово.
3. Упражнения на формирование технических навыков чтения
3.1. «Знаешь ли ты дни недели?»
Ученикам раздаются карточки с названиями дней недели. По сигналу учителя дети выстраиваются в определенном порядке и прочитывают слово на своей карточке.
3.2. «Укрась елку новогодними шарами»
Учитель: Приближается Новый год. В каждом доме скоро появятся елочки, и детишки с радостью начнут украшать их разноцветными игрушками. Сегодня я принесла на урок волшебную елочку. Мы должны украсить ее разноцветными шарами, но дело в том, что на нее можно повесить шарик только тогда, когда правильно прочитаешь название цвета по – французски.
Ученикам раздаются цветные кружочки – «шарики», на каждом из которых написано название соответствующего цвета. Дети по очереди прочитывают название цвета вслух, затем прикрепляют шарик на елку.
Задание может быть усложнено. Детям раздаются карточки с названиями цвета. По сигналу учителя ученики по очереди читают слово вслух, а затем находят шарик соответствующего цвета, вешают его на елку и завершают задание следующей фразой:
Cette boule est …
JauneBleueRouge
3.3 «В магазин за покупками»
Класс делится на две команды, которым предлагается выбрать карточку с названием магазина (например, Pâtisserie (кондитерский) и Laiterie (молочный)). На отдельных столах для каждой команды кладутся карточки с названиями различных продуктов. По сигналу учителя дети по очереди подходят к своему столу и выбирают карточки только с названиями тех продуктов, которые относятся к соответствующим магазинам. Побеждает та команда, которая первая завершит эстафету, верно отобрав и правильно прочитав название продуктов.
1 команда: le saucisson, la tarte, la galette, la viande, le gâteau, le bonbon, le biscuit, le lait, la pâte, le fromage.
2 команда: la pâte, le lait, le bonbon, la tarte, le gâeau, la crème fraîche, la galette, le fromage, le fromage blanc, le beurre.
Pâtisserie Laiteriele gâteau le fromage blancla galette le beurrele biscuit la crème fraîchela tarte le fromagela pâte le lait 4. Упражнения коммуникативного характера
4.1. Учитель: Мальвина подготовила предложения, чтобы учить Буратино читать, но когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их.
une pomme Marie mange
Marie mange une pomme.de Nina est la robe rouge
La robe de Nina est rouge.
После того, как предложение будет составлено, дети прочитывают его (индивидуально, хором).
4.2. Учитель: Вернувшись из дальнего путешествия, Гулливер начал писать о своих приключениях, о новых друзьях, о том, как они живут. Внезапно подул сильный ветер и листочки, на которых он писал, разлетелись. Давайте поможем Гулливеру правильно сложить все листочки.
Класс делится на две-три группы. Каждая группа прочитывает свою часть текста, после чего складываются все части текста и вновь перечитываются.
Для выполнения подобного задания можно использовать любой учебный текст.
4.3. «Le déjeuner d’alphabet ». Один ученик говорит «aujourd’hui j’ai mangé…» и называет слово, начинающееся с буквы «А»(ex. abricot), второй ученик повторяет то, что сказал первый и добавляет свое слово, начинающееся с буквы «B»(ex. banane) итд.
4.4. 5-15-50. Дети размещаются по кругу. Учитель объясняет, что на число «5» они должны поставить руки на пояс, на «15»- развести в сторону, на «50»- поднять вверх. Учитель называет то одно, то другое число. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Числа можно менять (н.-р. 2-12-20).
4.5. Ассоциограмма. На большом плакате в центре пишется ключевое слово (например Printemps) .Quels mots et expressions sont evoqués quand vous pensez au printemps.?Каждая группа пишет как можно больше слов, связанных с этим словом. Например le ciel bleu, les feuilles vertes, les oiseaux,les ruisseaux, la pluie, le soleil etc
4.6. На демонстрационной доске установлены картинки с изображением предметов, людей, животных. Выбирается водящий, который должен отгадать то слово, которое загадывается классом. Он задает вопросы:Est – ce que c’est une table? Est – ce que c’est Mimi? всего 3 попытки. Если водящий неправильно называет слово, ученики хором отвечают: «Non, devine!» Если он отгадал, то подтверждают: «Оui, c’est Mimi»/
Представленные типы игровых заданий и упражнений на практике показывают высокую эффективность при обучении чтению на французском языке в начальной школе.