Формы и методы активизации деятельности учащихся на уроках биологии.
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Региональный политехнический колледж
Формы и методы активизации деятельности учащихся на уроках биологии.
Подготовила: Шаркова М. А.
2012-2013учебный год
Различные изменения, возникшие в современном мире, неизбежно отражаются в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях возникает потребность в новом взгляде на педагогические средства воспитания, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня каждый преподаватель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения. Традиционно существующие методы не дают возможности учитывать особенности каждого воспитанника. Нестандартные методики способствуют творческому развитию обучающихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека. От традиционного урока нестандартные уроки отличаются сочетанием используемых средств и методов.
Эффективно организованные уроки способствуют осмыслению обучающимися изучаемой проблемы в целом, ее усвоению, активизируют познавательную деятельность обучающихся и повышают интерес к предмету.
Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно, знания должны приобретаться активно. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах преподавателю, в чтении дополнительной литературы и т.п.
Важно не только передать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива.
На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеурочной и внеклассной работе интересные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, образуют благоприятные условия для привлечения разнообразных форм.
Трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Слабые обучающиеся, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие стремятся получить больше знаний, лучшую отметку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу. Естественно, труд преподавателя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих.
Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации.
Учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
деятельность под руководством преподавателя. На всех ее этапах обучающий работает с помощью преподавателя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ;
самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время;
самообразовательная деятельность – ведется обучаемым без руководства преподавателя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями обучаемого; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитанию.
Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков.
Приведу лишь некоторые формы и методы, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Минутные вопросы
Данная методика может быть использована в начале урока по любому предмету, так как она способствует концентрации внимания обучающегося на теме урока. Учащийся, пришедший на урок, должен быстро переключиться на другой вид деятельности. Данная методика помогает ему быстро это сделать. Оценка, которая обучающемуся выставляется, не содержит негативного оттенка, что способствует его ориентации на успех.
Подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов – большая нагрузка для преподавателя, но такая работа с лихвой окупается. Кроме того, к концу учебного года учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.
В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки (или в специальных тетрадях ставят на полях число), преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. (Сначала многие будут возмущаться и просить повторить вопрос. Будьте непреклонны! Не повторяйте вопрос!) По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать. По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Ассистенты, проходя по классу один раз, собирают ответы и кладут на стол преподавателя.
Преподаватель объявляет правильный ответ и комментирует его. Еще лучше перед ответом зачитать варианты ответов учащихся, при этом фамилии авторов ответов не называют. Обучающимся, чьи ответы оказались правильными, выставляется от 1 до 4-х баллов в отдельный журнал. Процесс проверки происходит быстро, т.к. учитель просит поднять руку тех, кто правильно ответил. (Обученные ассистенты сами выставляют баллы.) Чем меньше учащихся, которые ответили на вопрос, тем выше оценивается ответ. Если на поставленный вопрос ответил только 1 ученик, он сразу получает "5" в журнал. Таким образом, в течение несколько уроков (а, возможно, и сразу) в этом журнале обучающийся может “накопить” 5 баллов, которые превращаются в отметку “5” и выставляются в обычный журнал. В итоге у учащихся формируется положительный эмоциональный фон по отношению к минутным вопросам.
Примеры вопросов
· В 100 г этого продукта относительно высокое содержание белка. Этим продуктом в 1998 году в России отравилось 467 человек, из них 34 человека умерло от отравлений, причем, этого бы не произошло, если бы люди были более внимательны при сборе этого продукта. В последующие годы статистика еще более страшная. Так что же это за продукт? Ответ: грибы.
· Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения. Назовите их. Ответ: вирусы.
· Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы. Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсс Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей. Ответ: леворукость.
· Если вы листали учебник Батуева "Человек", то не могли не заметить, что у первых в организме этой жидкости 5 л, а у вторых – 4 л. Кто такие первые и кто такие вторые? Ответ: первые – мужчины, вторые – женщины. Речь идет о крови.
· Обычно ДНК точно копируется при процессе репликации и сохраняется неизменной между двумя последовательными репликациями. Но изредка происходят ошибки, и последовательность ДНК меняется. Возникает устойчивое наследуемое изменение ДНК, независимо от его функциональной значимости. Что же это за «ошибки»? Ответ: мутации.
· Каждая молекула ДНК упакована в отдельную «структуру», а вся генетическая информация, хранящаяся в «структурах» одного организма, составляет его геном. Следует отметить, что данные «структуры» в клетке меняют свое строение и активность в соответствии со стадией клеточного цикла: в митозе они более конденсированы и транскрипционно инактивированы; в интерфазе, наоборот, они активны в отношении синтеза РНК и менее конденсированы. О каких структурах идет речь? Ответ: хромосомы
· У человека в организме их в среднем 100 квадрильонов, те. 100 миллионов миллиардов. О чем идет речь? Ответ: клетки.
Игровые моменты на уроках
Самым эффективным видом познавательной деятельности является игра. Благодаря использованию игровых моментов преподаватель имеет возможность в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся, продемонстрировать их использование на практике.
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Пока не звенит колокольчик или Оратор.
Данный прием используется в начале урока. Один учащийся в течение 1 минуты рассказывает сообщение, которое он подготовил дома. По окончании времени звенит колокольчик. За одну минуту надо сказать много и интересно.
Ты мне, я тебе.
Учащиеся задают друг другу вопросы по домашнему заданию.
Шифровка.
Зашифровать можно различные слова и даже предложения.
Как называют организмы, которые используют другие живые организмы в качестве источника питания и места обитания?
4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы) Ответ: паразиты
Ассоциация.
Перед уроком преподаватель должен написать ассоциации со словом … и поместить их на доске.
Данный прием развивает логическое мышление учащихся и позволяет им принимать активное участие в формулировке темы урока или различных терминов.
Угадайка.
В данной игре нужно отгадать слово, ответив на вопрос. В таблице уже даны несколько букв, необходимо вписать недостающие.
· Прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану из более разбавленного раствора в более концентрированный.
С С
Ответ: осмос
· Поглощение клеткой твердых органических веществ, частицы которых окружаются выростами мембраны.
А О И Ответ: фагоцитоз
Верите ли вы, что…
Данный игровой момент несет в себе прием новизны и позволяет сообщить учащимся новую увлекательную информацию.
Верите ли вы, что у праворуких родителей может родиться ребенок левша? (Да)
Верите ли вы, что некоторые растения умеют ловить насекомых? (Да)
Верите ли вы, что в Голландии могут выращивать цветы к определенному сроку? (Да)
Верите ли вы, что голубоглазые люди чаще болеют гриппом? (Нет)
Верите ли вы, что в Австралии открыта школа для кенгуру? (Да)
Верите ли вы, что в одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
Синквейн.
Правило составления синквейна.
В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Например:
1. Дарвин
2. Трудолюбивый, обстоятельный.
3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
4. Выяснил причины эволюции живого.
5. Гений.
Синквейн позволяет учащимся самостоятельно составить определение понятий, выявить существенные отличительные характеристики в терминах, дать определение процессам, охарактеризовать ученых, животных, растения и т.п.
Кроссворды.
Кроссворды возбуждают интерес у обучающихся, имея занимательный характер. С их помощью учащиеся лучше понимают предмет, начинают самостоятельно мыслить. При разгадывании кроссвордов лучше усваиваются научные термины.
Поиск.
Учащиеся должны найти в тексте параграфа и выписать в тетрадь все новые термины.
Опрос-итог.
Формула: в конце урока преподаватель задает вопросы, побуждающие в рефлексии урока.
Что на уроке было интересным?
Что узнали нового сегодня?
А что на уроке было главным?
Самооценка.
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………
Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.
Три уровня домашнего задания
Преподаватель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому обучающемуся, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению преподавателя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень используется или нет преподавателем в зависимости от темы урока, подготовленности группы. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется преподавателем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
чайнворды, кроссворды и т.п.;
тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
плакаты – опорные сигналы;
мнемонические формулировки, стихи и др.
Домашние задания третьего уровня могут носить межпредметный характер. Использование межпредметных и проблемных заданий в процессе обучения позволяет дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность, использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, органично соединить логические и эмоциональные начала, создать условия для всестороннего и гармоничного развития личности на основе демократизации, гуманизации, непрерывности и преемственности образовательного процесса.
Ниже приведены примеры межпредметных и проблемных заданий, которые можно использовать для:
актуализации знаний при изучении новой темы;
воспроизведения и осмысления полученных знаний;
развития навыка практического применения биологических знаний;
интеграции знаний во все сферы жизни и профессиональную деятельность с целью развития у школьников биологической грамотности;
подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету.
Введение. Биологическая и социальная природа человека (история, литература, обществознание)
· В сказке Редьярда Киплинга «Книга джунглей» описан знаменитый Маугли. В двухлетнем возрасте маленький сын дровосека теряется в джунглях. Ребенок доползает до логова волков. Отец и Мать волков принимают его в свою семью и защищают от тигра. Ум и смелость Маугли позволяют ему выжить и окрепнуть в сложных условиях жизни в джунглях. В его жизни происходит множество приключений, он учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это не раз спасает ему жизнь. Через десять лет Маугли уходит из джунглей и идет в деревню, к людям. Он учит человеческий язык, осваивается с образом жизни людей.
Юноша был воспитан волками и стал сверхчеловеком – имел разум человека и волчью хватку. Какую ошибку с точки зрения биологии допустил автор?
Ответ. Подлинные «маугли», которые провели по воле случая свои ранние годы в окружении животных, никогда не могут стать полноценными людьми. Дети, вскормленные животными, не могут адаптироваться к жизни в обществе, без жизненного опыта взрослых такие дети не смогут отвечать на вопросы и задавать их. Подлинное человеческое у каждого человека формируется только в процессе жизни в обществе, в процессе общения. Устная и письменная речь обеспечивает преемственность поколений, непрерывность науки, техники и культуры. Речь позволяет знакомиться с опытом других людей. Человек учится говорить до 6 лет. Если до этого срока он не овладел речью, то его умственное развитие задерживается. При изоляции ребенка от общества он не может после 6 лет освоить язык.
Перевод с русского на русский: переведи знакомую пословицу с языка биологических терминов:
Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости.
(Ложка дегтя портит бочку меда)
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество
(Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит)
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Вольчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества
(Работа не волк – в лес не убежит)
Идеальное домашнее задание
Преподаватель предлагает обучающимся выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно применить после проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам нравится данный прием.
Трудно добиться прочных знаний, если нет у обучаемого интереса к учебному труду и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, а развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива.
Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность творческого моделирования учебного процесса.