Великая Отечественная война в образах литературных героев
Литературная гостиная:
Великая Отечественная война в образах литературных героев…
Цель мероприятия: Воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к литературе о Великой Отечественной войне;
2.Познакомить с художественным воплощением образа солдата Красной Армии в литературе, в живописи, в фотографии;
3.Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование : презентация, песни, посвященные войне, конкурсные газеты о писателях и поэтах.
Ведущий : Воскресенье, 22 июня. Где-то дождик. Где-то жарко и солнце с утра будит птичьими голосами. Страна большая мирно спала. А на западе уже сапоги вражеских солдат начинали топтать Землю Советов. За долгих 4 года 28 млн. жизней советских людей ,от мала до велика, унесла война с гитлеровской Германией. Жизни людей война ставила свои оценки- кому героем слыть, а кому предателем…
( присаживается на сцене) 1 слайд
Звучит песня: «Вставай страна огромная» первые ноты звучат громко, потом переходят в «тихо».
-Выходит 1 чтец : (наизусть) 2-5 слайд
Б.Горбатов
Поцелуй
Даже в самом горячем бою может случиться заминка, даже у самого храброго человека может при этом дрогнуть сердце. Кому-то показалось, что заскрипела, разладилась машина боя, нарушился темп и ритм; кому-то померещилось: окружают. И кто-то, бедный душою, уже нервно закричал: — Где же наши комиссары? Бросили?Тогда-то и раздался спокойный, веселый голос:— Комиссар здесь. Негромкий был голос, а услышали все. В самой гуще боя, среди наступающих взводов, как всегда спокойный, как всегда улыбающийся, шел худощавый, невысокого роста человек в каске, всем в полку родной и знакомый, — батальонный комиссар Панькин. И храбрым стало стыдно за минутную дрожь сердца, и нервным стало спокойно, а всем весело и легко. И какой-то огромный черный боец, не сдержавшись, подбежал к комиссару и крикнул, радостных слез не вытирая с лица: — Эх, комиссар! Не чувствительный я человек, а все-таки... дай я тебя от всего сердца поцелую. Он облапил Панькина и громко расцеловал его, как целует отца или кровного брата. А потом поднял над головой винтовку и закричал так, чтобы его слышали все, все бойцы на поле боя: — Комиссар с нами! И люди пошли в штыки.
(Присаживается на сцене после выступления)
Ведущий: В основе традиций советской литературы в годы Великой Отечественной войны лежит четкое понимание важнейшей роли народа в войне, без его участия, без героизма и отваги, преданности и любви к своей стране невозможно было бы достичь тех исторических успехов и подвигов, о которых известно сегодня.
Несмотря на своеобразия изображения человека на войне, всем писателям присуща общая черта – стремление изображения чуткой правды о войне.
Перед писателями вставал вопрос : что значит зло и как ему противостоять; в чем заключается жестокая правда войны; что есть свобода, совесть и долг; и многие другие. На данные вопросы писатели дали ответы в своих произведениях.
.Ведущий : Самым популярным у солдат Великой Отечественной был тот самый герой, который просил, даже заклинал «Жди меня, и я вернусь» Константина Симонова. 6-10 слайдВторой чтец: -«Жди меня» К.Симонова в исполнении…
ВЕДУЩИЙ: становится самым известным поэтический герой Вася Теркин А.Т.Твардовского…
- Третий чтец А.Т.Твардовский «Переправа» 11-18 слайды
Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода,- Ни приметы, ни следа. Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым. Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой. И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свои ребята Сразу - будто не они, Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад. Поглядеть - и впрямь - ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ. Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи - отцы. Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз? Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. А вода ревет правее - Под подорванным мостом. Вот уже на середине Их относит и кружит... А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли... А уж первый взвод, наверно, Достает шестом земли. Позади шумит протока, И кругом - чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.
(Присаживается на сцене после выступления)
Четвертый чтец -: « О награде»
- Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону. Буду ль жив еще? - Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай. Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны: Дело самое простое - Человек пришел с войны. Вот пришел я с полустанка В свой родимый сельсовет. Я пришел, а тут гулянка. Нет гулянки? Ладно, нет. Я в другой колхоз и в третий - Вся округа на виду. Где-нибудь я в сельсовете На гулянку попаду. И, явившись на вечерку, Хоть не гордый человек, Я б не стал курить махорку, А достал бы я "Казбек". И сидел бы я, ребята, Там как раз, друзья мои, Где мальцом под лавку прятал Ноги босые свои. И дымил бы папиросой, Угощал бы всех вокруг. И на всякие вопросы Отвечал бы я не вдруг. - Как, мол, что? - Бывало всяко. - Трудно все же? - Как когда. - Много раз ходил в атаку? - Да, случалось иногда. И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят. И шутил бы я со всеми, И была б меж них одна... И медаль на это время Мне, друзья, вот так нужна! Ждет девчонка, хоть не мучай, Слова, взгляда твоего... - Но, позволь, на этот случай Орден тоже ничего? Вот сидишь ты на вечерке, И девчонка - самый цвет. - Нет,- сказал Василий Теркин И вздохнул. И снова: - Нет. Нет, ребята. Что там орден. Не загадывая вдаль, Я ж сказал, что я не гордый, Я согласен на медаль.
(Присаживается на сцене после выступления)
Звучит музыка «В лесу прифронтовом»
- Пятый чтец ( наизусть)- 19-22 слайды
Б.Горбатов
Счет Арташеса Акопяна
Он лежал чуть пониже гребня высотки, во ржи, и смотрел в бинокль; видна была река, и синий лес, и желтоватые дымки над лесом — дымки разрывов. Нам сказали, что это и есть Арташес Акопян, знаменитый снайпер. Мы легли рядом. Еще в первых боях, в Карпатах, обнаружился снайперский талант Арташеса. Было это так: через оптический прицел Акопян увидел, как далеко от него, за девятьсот метров, на холме стоит толстый и, должно быть, важный офицер и размахивает рукой, словно дирижирует батареями. Арташесу показалось, что это рука толстого офицера посылает снаряды на Арташеса и его товарищей. Он услышал, как разорвался рядом снаряд, как застонал раненый товарищ. В нем вскипело сердце, горячее кавказское сердце. Но прицеливался он спокойно и тщательно, точно в тире. Через оптический прицел он увидел, как упал, разметав руки, толстый офицер. — Есть, — сказал про себя Арташес. — Первый! Так начался счет Арташеса Акопяна, беспощадный кровавый счет. Бинокль, чтоб увидеть врага, винтовка, чтоб врага поразить, — вот все, что нужно Арташесу. Он выбирает только самые важные, самые ненавистные цели: офицеров, пулеметчиков, прислугу у орудий. После выстрела он долго смотрит сквозь оптический прицел: подымется гад или нет? Убедившись, что враг убит, он ищет новой цели. И шепчет про себя: — Пятнадцатый — есть.(Присаживается на сцене после выступления)
-Звучит песня «Война» в исполнении учащихся 8 класса
-Шестой чтец ( наизусть)- Б Горбатов 23-25 слайды
Рассказ « Цена жизни Кончева»Шестая батарея не хотела умолкать. Из всего артиллерийского расчета уцелели один младший лейтенант Кончев и одно орудие. Но пока жив Кончев, жива и батарея. Кончев сам подносил снаряды, сам наводил орудие, сам стрелял. Его орудие гремело, било по врагу. Шестая батарея не хотела умолкать. Немцы обрушили на упрямое орудие всю ярость своей атаки. Они лезли вперед и, скорчившись, падали, сраженные снарядами Кончева. Так продолжалось долго, до тех пор, пока не кончились снаряды. Орудие умолкло. Наступила тишина, а затем злорадный, яростный рев немцев прокатился над лесом. Но шестая батарея не хотела умолкать. Еще есть у Кончева «карманная артиллерия» — гранаты. Кончев стал их швырять одну за другой на головы наступающих, пока все гранаты не кончились. Но и тогда не умолк, не сдался Кончев. Есть пистолет у него. Он прижался к еще горячему стволу орудия и, прикрываясь им, стал расстреливать наступающих. А когда патроны кончились, он повернул пистолет дулом к себе — нет, нет, не затем, чтобы застрелиться, а затем, чтобы броситься врукопашную и бить врага рукояткой пистолета, кулаками, рвать зубами... Горы вражеских трупов валялись подле разбитых орудий шестой батареи. Горы трупов — цена одной жизни младшего лейтенанта Кончева.
Звучит минусовка «Едут, едут по Берлину наши казаки»
Ведущий : Война… она вечна в памяти людской и в произведениях нашей и зарубежной литературы. Литература стала своеобразным памятником событий. Литературные герои взлелеяны писателями и поэтами на основе реальных исторических событий. Слава тем, кто завоевал победу! Литература о войне- это летопись о тех, кто не пришел, кто любил и верил в победу! Вечная память тем, кто не пришел с фронта…
-Звучит запись метронома. Учащиеся встают.
Ведущий :Перед закрытием нашей гостиной ученическое жюри оценило ваши выпуски военно-литературных газет, посвященных писателям и поэтам. (Слово предоставляется Ершовой Дарье). Позвольте закрыть нашу литературную гостиную . Спасибо , что вы были с нами.