Особенности воспитания школьников с девиантным поведением
Статья « Особенности воспитания школьников с девиантным поведением ».
М.Б.Санникова, социальный педагог ГБС(К)ОУ№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развивать свои способности.
Количество учащихся, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Отклоняющее поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Данная проблема не только психолого-педагогическая, но и социальная. В Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» записано,что профилактика безнадзорности и правонарушений–система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранений причин и условий, способствующих безнадзорности ,беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием ;органы опеки и попечительства ;органы управления здравоохранением ;органы по делам молодежи ;органы службы занятости;
органы внутренних дел.
Для того , чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать , что отклоняющее поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Среди них :Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, дефекты речи и т.д.
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера.Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невростении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы – это факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье ребенка: материальное и бытовое неблагополучие; неблагоприятный климат в семье, школе, обществе
В течение последнего десятилетия в России появилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семьи. Социальное сиротство является прямым результатом социального отчуждения ребенка от семьи, общества, условий жизни, наиболее для него значимых. Чувство отчужденности (прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, обособленность) связано с глубокими эмоциональными переживаниями и значительно влияет на формирование психических процессов ребенка. Отчуждение возникает у ребенка, потому что он эмоционально не понят и не принят другими людьми и, прежде всего, взрослыми. Независимо от оснований отчужденность разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням, а также к формированию отклоняющего поведения учащихся.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества ,рост скрытой и явной безработицы, нарастание вынужденной миграции населения, обнищение значительной части населения.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
В современной педагогике выделяют две технологии :Социально-педагогическую профилактику;
Психолого-педагогическое сопровождение;
Социально-педагогическая профилактика направлена на предупреждение и устранение основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает деятельность кружков, секций, посещение театров, музеев, экскурсий, проведение специальных занятий по формированию культуры поведения подростка.
Технология психолого-педагогическое сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя и учителей – предметников.
Для того чтобы помочь учащимся ,которые испытывают трудности в общении ,обучении и поведении ,можно использовать следующие рекомендации.
При взаимодействии с агрессивным ребенком :1.Принимайте ребенка таким, какой он есть;
2.Предъявляйте к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности
3. Расширяйте кругозор ребенка ;4.Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле ;5.Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением , объяснением, поощрением.
Литературные источники:
Г.С.Семенов. Методика работы социального педагога- М.: Школьная Пресса ,2003.-96 с.
С.А.Беличев, В.М.Фокин. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России «,1993. – 62 с.
О.О. Гришанова. Справочник социального педагога-Волгоград:Учитель,2010 .-217 с.