Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №206 «Детский сад присмотра и оздоровления»
«Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
(консультация для воспитателей)
Старший воспитатель: Зимина Е.А.
Кемерово 2015
План проведения:
Краткий анализ деятельности по категориям работников
Работа педагогов и родителей
Методические рекомендации воспитателям
Методические рекомендации к оформлению уголка безопасности дорожного движения в разных возрастных группах
Литература:
Козловская. Оформление информационного уголка безопасности дорожного движения //Справочник старшего воспитателя №4 – 2008, стр.52
Агапова И.А. Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма// Справочник старшего воспитателя №2 – 2007 стр.20
Л.Минкевич, Г.Брылева Правила дорожного движения и безопасного поведения // Ребенок в детском саду №4 – 2008 стр.63
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Правила дорожного движения для пешеходов
Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки
Участники движения обязаны быть внимательны к окружающей обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительны, не создавать помех движению
Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине)
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.
При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.
Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.
Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности
Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту
Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).
Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.
Требования к передвижению с группой детей
Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, проходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.
Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа
Знакомство с улицей
Наблюдение за работой светофора
Наблюдение за транспортом
Пешеходный переход
Средняя группа
Знакомство с улицей
Наша улица
Сравнение легкового и грузового автомобилей
Наблюдение за светофором
Старшая группа
Улица
Правила поведения на улице
Наблюдение за транспортом
Прогулка пешехода
Переход
Перекресток
Наблюдение за работой светофора
Наблюдение за работой инспектора
Прогулка к автобусной остановке
Подготовительная группа
Улицы и перекрестки
Правила дорожного движения
Наблюдение за работой светофора
Наблюдение за движением машин и работой водителя
Наблюдение за работой инспектора
Значение дорожных знаков
Знакомство с местом остановки пассажирского транспорта
Пешеходный переход (подземны и наземный)
Островок безопасности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации родителям младших дошкольников
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте с ним, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного
В этом возрасте ваш малыш должен знать:
На дорогу выходить нельзя
Дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя
Переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом
Пешеходы – люди, которые идут по улице
Когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами
Машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая)
Когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень
Чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиниться сигналу светофора: красный свет – движенья нет, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Рекомендации родителям старших дошкольников
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательными на улице, осторожными и осмотрительными. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном. На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее. Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия.
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила
Ходить по тротуару следует с правой стороны
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем двигаться
Переходить дорогу полагается только шагом
Необходимо подчиниться сигналу светофора
В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держать за руку взрослого или за поручни, чтобы не упасть
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки
Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит
Играть можно только во дворе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерный перечень занятий в группах о ПДД
группы
Занятия
Ознакомление с окружающим (1 раз в квартал)
Изобразительная деятельность (1 раз в квартал)
Конструирование (1 раз в квартал)
Первая младшая
1.Рассматривание игрушечного грузового автомобиля
2.Рассматривание автобуса (картинка)
3. Рассматривание картины «Улица города»
1.Рисование «Зебра на дороге»
2.Лепка «Светофор»
3.Рисование «Светофор»
1.»Дорожки»
2.Вагончики
3. Машины»
Вторая младшая
1.Рассматривание грузового автомобиля
2. Рассматривание картины» Улица города»
3.фсравнение автобуса и автомобиля (игрушки)
4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины»
5. Заучивание отрывка из стихотворения А.Северного «Светофор»
1.Рисование «вагончики метро», «Светофор», «Колеса к вагончикам», «Наша улица»
2. Аппликация «Светофор», «Автобус»
3. Лепка «Светофор», «Колеса большие и маленькие»
1 Дорожки»
2. «Ворота широкие и узкие»
3. «Улица» (дома и дороги)
Средняя
1.Рассматривание пассажирского и грузового транспорта
2.Сравнение автобуса и троллейбуса
3.Беседа с рассматриванием иллюстраций «На чем ездят люди»
4. Беседа «Что я видел, когда шел в детский сад»
5.Беседа «Какие бывают машины?»
6.Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор»
7.Чтение рассказа И.Серякова «Улица, где все спешат»
1.Аппликация «Грузовая машина», «Автобус»
2. Рисование «Грузовая машина», «машины на дороге»
1. «Мост для транспорта»
2. »Трамвайчики»
3. «Автобус» (из бумаги)
Старшая
1.Рассматривание картины «Улица города»
2.Беседа с решением проблемных ситуаций
3.»Школа пешеходных наук» (итоговое комплексное занятие)
1Рисование «Улица города», «Регулируемый перекресток», «дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице»
2.Аппликация «на нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус»
1.»Мосты для разного вида транспорта»
2.»Светофор» (из бумаги)
3.»Улица города» (из строительного материала)
Подгото-
витель-
ная
1 Рассказ воспитателя «Служебный транспорт»
2.Беседа по картине «Машина на мосту»
3.Беседа «На чем люди ездили и ездят»
4.Беседа «Улица города»
5.Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»
6.Пересказ рассказа «Санки»
7.»Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие)
1.Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «нарисуй любой вид транспорта»
2.Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус»
3.Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация)
1.»наша улица»
2.»Грузовые машины»
3. «Станции метро»
Вопросник для проверки знаний по теме «Дорожная азбука»
№
Вопрос
Ответ ребенка
Балл
1
Что такое улица?
2
Как регулируется движение на улице?
3
Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?
4
Какие светофоры стоят на улице города?
5
Чем отличаются транспортный и пешеходный светофор?
6
Как называется человек, который регулирует движение на дороге?
7
Что помогает регулировщику управлять движением?
8
Для чего нужны дорожные знаки?
9
Какие дорожные знаки ты знаешь?
10
Где должны ходить пешеходы?
11
Что такое перекресток?
12
Где и как нужно переходить дорогу?
13
Как обозначается пешеходный переход?
14
Какие пешеходные переходы ты знаешь?
15
Где на проезжей части можно переждать поток машин?
16
Где должны ездить автомобили?
17
Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?
18
Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?
19
Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
20
Какие знаешь правила поведения в транспорте?
21
Чего нельзя делать на дороге?
Примерный перечень статистических, аналитических, информационно-справочных, пропагандистских, обучающих и наглядных материалов, размещаемых на стендах «Уголка безопасности»
Статистические, аналитические, информационно-справочные материалы могут быть размещены в рубрике: «ДТП с участием дошкольников в городе, микрорайоне». В «кармане» стенда помещаются следующие справки:
Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников-пешеходов и пассажиров в городе, микрорайоне (с указанием конкретных улиц, дат, дней недели, времени суток, возраста ребенка, краткий анализ конкретных причин и условий, в результате которых произошли дорожно-транспортные происшествия);
Ежемесячные данные о детском дорожно-транспортном травматизме: количестве погибших и получивших травмы детей.
В рубрике «Информация для дошкольников» должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:
Рисунки детей по тематике безопасности дородного движения или полезные для запоминания цветные иллюстрации из учебно-методической литературы и плакатов небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;
Отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных светофоров, пешеходных переходов («зебры», подземного, надземного);
Иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).
Все наглядные материалы должны быть познавательными и обучающими.
В рубрике «Для вас, родители!» могут быть представлены следующие материалы:
Схема основных маршрутов безопасного движения родителей (или взрослых, сопровождающих детей) по территории, прилегающей к дошкольному учреждению. Схема должна легко читаться и быть понятной. На ней обозначаются:
-строение, зеленые насаждения, дороги, перекрестки, стоянки автомобилей, остановка маршрутного транспорта и т.д.
- опасные места (захламленные территории, объекты, закрывающие обзор, открытые люки, места ремонта тротуара и складирования строительных материалов и т.д.)
- основные безопасные пути движения к дошкольному учреждению;
-участки дорог с интенсивным движением транспортных средств;
-направление и скоростной режим движения транспортных потоков;
-места расположения транспортных и пешеходных светофоров, дорожная разметка, дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и др.;
-состояние освещенности дорог, прилегающих к дошкольному учреждению, и др.
Особо должны быть выделены опасные места, которые родителям необходимо знать, и участки с интенсивным движением транспорта. Все надписи должны быть четкими и разборчивыми. Дороги обозначаются со всеми элементами: проезжая часть, тротуары, трамвайные пути и др. Размещение по схеме светофоров, дорожных знаков, пешеходных переходов и т.д. должно соответствовать их действительным местам расположения.
Все основные маршруты к дошкольному учреждению от ближайших остановок, станции метро, основных мест проживания дошкольников (жилых зон) обозначаются хорошо видимыми линиями со стрелками, указывающими направления движения.
Схема маршрутов составляется инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения и территориального подразделения, утверждается начальником местного отдела ГИБДД.
Данная схема должна постоянно обновляться с учетом всех изменений, происходящих на территории, прилегающих к дошкольному учреждению, и вынуждающих родителей (взрослых) менять маршрут движения (например, перенос остановки маршрутного транспорта; наличие временных сооружений или складирования какого-либо материала, закрывающего обзор проезжей части; установка временных пешеходных ограждений; плохая освещенность территории; ремонт дорожного покрытия на тротуаре или проезжей части и др.).
Кроме того, со схемой должна быть письменная информация обо всех имеющихся опасностях по маршрутам движения и изменениях в состоянии дорожного движения на прилегающей территории.
Все места дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников, если они произошли на данной территории, а если их не было, то все опасные для детей участки должны быть отмечены красными флажками и содержать письменную информацию с названием улиц и объяснением, в чем опасность указанных участков дорог.
-«Советы для родителей». Это может быть информация следующего содержания:
Взрослые, находясь с дошкольниками на улице, всегда должны держать их за руку
Находясь в автомобиле, дошкольники не должны сидеть на переднем сиденье. Дети до 12 лет перевозятся на заднем сиденье автомобиля с использованием специального детского устройства
Никогда не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем безопасности. Ремень безопасности должен иметь адаптер для регулирования его по росту ребенка
Не разрешайте детям стоять в автомобиле между спинками сидений.
Никогда не перевозите ребенка на коленях на переднем или заднем сиденье
-«Информация обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении по безопасности дорожного движения (игры, смотры-конкурсы на лучший рисунок, развивающие и обучающие занятия по изучению правил безопасного поведения на улице, заучивание стихов, отгадывание загадок, театрализованные спектакли – представления; показ мультфильмов и т.д. с указанием дат, сроков проведения, сообщениям о ходе подготовки к ним, участии родителей в этих мероприятиях и подведении итогов).
-«Краткая информация с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возрастных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице.
-«Информация об автогородках, автоплощадках в городе, микрорайоне, в дошкольном учреждении, где дети могут получить знания по правилам дорожного движения и сформировать умения и навыки безопасного поведения на улице.
-Информация о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения. Ознакомиться с данной литературой родители могут, воспользовавшись прозрачными «Карманами» на стенде, где рекомендуется размещать образцы современных методических разработок, наглядных пособий и др.
Памятка для родителей
«Обучение детей наблюдательности на улице»
Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку
Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку
Учите ребенка всматриваться в даль, пропускайте транспорт
Наблюдая за приближающимся транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой скорости. Поэтому лучше подождать, если не уверены, что нет скрытой опасности.
Не выходите с ребенком на проезжую часть, из-за каких либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части
Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП
Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!
Памятка для родителей
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом
Игры на проезжей части и возле нее
Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги
Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора
Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений или других препятствий
Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади
Незнание правил перехода перекрестка
Хождение по проезжей части при наличии тротуара
Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта
Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
Памятка для родителей
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»
Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус)
На остановке маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок врывается и выбегает на проезжую часть.
Переходите проезжую часть только на пешеходный переход. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Памятка для родителей
«Правила перевозки детей в автомобиле»
Всегда пристегивайте ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи)
Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья
Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Ребенок - пешеход
Ребенок - пассажир
Ребенок - водитель
Планирование работы с семьями
Совместные мероприятия
Педагогическое просвещение
Литература для занятий с детьми
Педагогическое просвещение
Дидактический материал
Занятия
Конкурсы и викторины
Праздники и досуги
Игры: сюжетно-ролевые; подвижные; дидактические Целевые прогулки
Выставки
знакомство с правилами дорожного движения
Анкетирование и опросы
Родительские собрания
дни открытых дверей
Помощь родителей учреждению
Работа над проектами «Я – пешеход», «Я – пассажир»
Организация и проведение выставок
Конкурсы и викторины
Занятия с участием родителей
Выполнение домашних заданий
6.Праздники, досуги
Рекламная информация
Наглядная информация:
Памятки
Фотовыставки
Папки-передвижки
С семинары
Консультации
Методическая литература, художественная литература
Рекламная информация, инструкции, памятки, консультации, семинары, педсоветы
Картины, плакаты, видео-, Аудиокассеты, настольные игры, Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, конспекты мероприятий
«Взрослые и дети на улицах города»
(анкета для родителей 6-7 летних детей)
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребенку.
Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребенок?
Много
Некоторые из них
Не знает вообще
Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?
Хорошо
Не очень хорошо
Плохо
Вы идете с ребенком по улице. При этом:
Всегда соблюдаете правила безопасного поведения
Иногда нарушаете правила безопасного поведения
Ходите так, как Вам кажется удобным
Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?
Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы
Ребенок не всегда правильно переходит улицу
Не умеет
Знает ли ребенок сигналы светофора?
Ребенок знает сигналы светофора
Ребенок иногда путает сигналы светофора
Ребенок не знает сигналов светофора
Обращаете ли Вы внимание ребенка на неправильное поведение других людей на улице?
Делаю это постоянно
Делаю это иногда
Не обращаю
Как ребенок ведет себя в городском транспорте и на остановках?
Ребенок ведет себя правильно и спокойно
Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, а в салоне транспорта иногда ведет себя неправильно
Ребенка опасно брать в поездку
Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребенка с правилами безопасного поведения?
Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения
Я иногда уделяю внимание этому вопросу
Очень редко
Считаете ли Вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?
Да, считаю
Знания и умения, приобретенные в детском саду, не достаточны
Данные статистики:
Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают Увечья дети. За 5м месяцев текущего года в Российской Федерации произошли 7047 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, которых 302 ребенка погибли и 7271 были травмированы.
Дети и подростки – самые уязвимые участники дорожного движения. Ребенок в салоне автомобиля целиком и полностью зависит от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей, сидящего за рулем. Именно халатность родителей, близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка, становится причиной подобных трагедий.
В нашей стране более полтора года назад введены требования об обязательном использовании удерживающих устройств при перевозке детей в возрасте до 12 лет. Несмотря на это, за 5 месяцев 2008 г. число несовершеннолетних пассажиров, погибших в результате ДТП, возросло на 18% и составило 144 ребенка, это почти половина от числа всех детей, погибших на дороге. За истекший период времени в качестве пешеходов погибло 128 детей, получили ранения 4187.
С наступлением весенне-летнего периода особую тревогу вызывают дети-велосипедисты. На сегодняшний день погибло 15 детей-велосипедистов, ранено 397 подростков.
Так, за четыре праздничных и выходных дня (с 12 по 15 июня 2008 г.) в дорожно-транспортных происшествиях погибло 17 детей, 343 получили ранения, при этом 51 из них, находясь в транспортных средствах, не были пристегнуты. Практически во всех случаях виновниками гибели детей стали взрослые.
Если говорить об общих тенденциях с детским травматизмом на дорогах, то следует отметить, что по сравнению с 2004 г. (принятым в качестве базового года отсчета Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2010 гг.») до сих пор удавалось снижать количество погибших детей на дорогах. Так, если в 2004 г. погибло 1405 детей, то по итогам 2007 г. число погибших подростков составило 1116 человек, иными словами – предпринятыми мерами удалось сохранить 289 детских жизней.
1 часть:
Вернувшись из отпуска, не только дети, но и взрослые не сразу включаются в ритм городской жизни. Забывая о безопасности, которая подстерегает на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными.
Разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
приказ Министерства России от 22.08.1996 3 448 «об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02. 2006 № 100
При организации в ДОУ работы по профилактике дорожного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между разделами программы
Проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей
Воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях
Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсии, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют раннее полученные знания. Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах может наблюдаться во время организации наблюдений и экскурсий. Работа по ознакомлению с ПДД основывается на комплексном подходе: тематические занятия, закрепление знаний в разных видах деятельности, целевые прогулки.
Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению ПДД необходимо оценить и развивающую среду групп, планирование работы:
Вопросы контроля развивающей среды
Возрастная группа
Уголок безопасности
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Иллюстративный материал
Познавательная литература для детей в книжном уголке
Оформление уголка изобразительной деятельности
Наглядная информация для родителей
Формы работы при планировании
Содержание работы
Занятия по ознакомлению с окружающим
Занятия по изобразительной деятельности
Занятия по конструированию
Целевые прогулки
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Настольно-печатные игры
Индивидуальная работа
Работа в книжном уголке
Работа в уголке изобразительной деятельности
развлечения
Организуя работу по ПДД, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.
Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание. Одним из эффективных методов работы с родителями является оформление информационных уголков. (См. Приложение)
Подобные стенды и уголки должны оформляться на видном месте в вестибюле. На стендах можно сделать специальные карманы из прозрачного материала. Представленный на стендах материал необходимо распределить по рубрикам:
«Внимание, дети!»
«Какие опасности могут быть по дороге в детский сад»
«Для вас, родители»
Можно организовать с родителями дискуссионную встречу «за круглым столом», где выступят специалисты (врачи-травматологи, инспектора ГИБДД). Возможен показ фотографий, кинофильмов.
15