Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга Время не любит, когда его тратят впустую


Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга
«Время не любит, когда его тратят впустую».
Дата проведения: 05.12.16
Группа учащихся: 8-а
Цели: 
Научить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста.
Рекомендовать примерный режим дня.
Оформление: эпиграф на доске: «Дорого вовремя время, времени много и мало» (С. Михалков), плакаты с пословицами: «Самая большая трата – трата времени», «Знай минутам цену, секундам - счёт», «Всему своё время», «Время губить – не воротить».
Ход мероприятия:
Педагог: Добрый день, дорогие ученики, сегодня мы с вами поговорим о важной и актуальной теме. Опрос в 8 классе о том, какой у вас распорядок дня, режим вашего дня, натолкнул на мысль о том, что вы неправильно планируете свое время. Мы провели анкетирование «Организованы ли вы?». Каковы же результаты? (слайд)
Каждый учитель, каждый родитель дает вам дельные советы о том, как готовить уроки по тем, или иным предметам. Как пользоваться учебником? Как писать сочинение, диктант? Как читать литературу? И т.д.Учеба считается вашей главной задачей. Почему? Потому что стране нужны образованные люди. Значит, ваш долг перед Родиной – это хорошо учиться. От того, как выполняете сейчас вашу главную задачу – учиться на совесть, зависит, какими вы станете в жизни после школы. Но мы иногда не умеем правильно распределять время, поэтому получается, что мы не всегда успеваем что-то делать. Важно выработать у себя чувство времени – даром не терять время. Надо учиться ценить каждую минуту. Часто нам мешает «еще немножко». Его называют коварным хищником, ворующим время. Еще немножко может похитить у человека сразу несколько часов. Надо идти гулять, а ты еще немножко смотришь телевизор, надо садиться за уроки, а ты еще немножко гуляешь. Каждый школьник имеет в сутки свободное время. Свободное время надо посвятить любимому делу, увлечениям. Ничем не увлекшись, не зная, как убить время, человек может оказаться в кругу нехороших людей, хулиганов. Но даже если он и избежал этой участи, его жизнь все равно будет малоинтересной, безрадостной. 
Стихотворение Б. Заходера Перемена»
Отвлекаясь на все «еще немножко» можно не успеть самого главного.
Как герой Ералаша – Сережа.
Просмотр с учащимися видеофрагмента (Ералаш «Серега, выходи!»).
Педагог: Природа дала человеку пять чувств. Какие? (Слух, вкус, зрение, обоняние, осязание).
Педагог: Но есть и шестое чувство – чувство времени. Человек должен его вырабатывать сам.
Ученик: Неужели это обязательно?
Педагог: Попробуйте жить без часов. Что получится?
Ученик: Полный ералаш. Как будут летать самолеты и ходить поезда? Как люди будут успевать на них? Как родители будут работать? Как будут проходить уроки? Как мы будем знать начало и конец уроков? И т. д. Ужас, хаос наступит на земле.
Педагог: Верно. В наше время без учета времени не прожить и минуты. А с развитием техники и прогресса чувство времени становится все более необходимым. А что во времени более ценно: час, минута, секунда?
Ученик: Мне кажется, каждая секунда дорога.
Педагог: Правильно. Вспомните, на Олимпиадах устанавливаются новые рекорды. Значение имеют даже доли секунды. Только вдумайтесь – доли секунды.
«Ведут часы секундам счет» Стихотворение
Один великий когда-то сказал, что самыми страшными преступниками являются не те, кто ворует добро, а те, кто отнимает время. Сегодня такими людьми, к сожалению, являемся мы сами. Сколько хороших и важных дел можно было бы совершить, пока мы бездумно смотрим с телевизор или отвлекаемся на многочисленные мелочи? Огромное количество! Но отнятое время уже не вернуть.
Существует множество афоризмов о времени, и вот некоторые из них:
Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
Отведенное тебе время слишком коротко, и потеря одной секунды равносильна потере всей жизни, ибо в жизни не больше, а ровно столько секунд, сколько ты потерял.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время.
Будущее есть убийца всякого прошлого мгновения; злое время разорвано на прошлое и будущее, в середине которого стоит некая неуловимая точка.
Люди по большей части убегают от своих страданий в будущее. На дороге времени они проводят воображаемую черту, за которой их нынешнее страдание перестанет существовать.
Нет такой боли, нет такого страдания, телесного или душевного, которых не ослабило бы время и не исцелила бы смерть.
Счастье, которое длится больше секунды или больше двух-трех секунд, — для меня пустой звук.
Спешка плоха уже тем, что отнимает очень много времени.
Скука — не что иное, как растворенная во времени боль.
Человек, которому некуда девать собственное время, всегда без малейшего зазрения совести посягает на чужое.
Время есть мысль или мера, а не сущность.
Время — великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Когда Бог создал время, он создал его достаточно.
Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.
Мини-лекция «Как прекратить заниматься ненужной ерундой?»
Говорят, что самый ценный подарок, который мы можем сделать другому человеку – это подарить ему свое время. И это понятно, ведь его запас у каждого ограничен. О времени говорят, что оно неудержимое, неумолимое и безвозвратное. Но мы не задумываемся об этом, особенно пока молоды, и порой банально убиваем часы, бесцельно слоняясь по квартире, зависая в соц.сетях и т. п. – у каждого свой вариант.
В результате же оказывается, что нам не хватает каких-то 5-ти, 10-ти минут, чтобы вовремя сделать работу, не опоздать в школу, на поезд или встречу. Мы обещаем себе, что в следующий раз будем организованными и пунктуальными, но снова наступаем на те же грабли.
Людей, которые не умеют правильно обращаться со временем, большинство. Иначе не появился бы термин « HYPERLINK "http://timesnet.ru/magazine/26/5980/" \o "" прокрастинация». Прокрастинаторами называют тех, кто в данный момент занимается всем, чем угодно, но только не тем, что нужно. К примеру, сев поработать, они вспоминают, что прежде хотели выпить чаю. Ну а за чаем можно почитать почту или закинуть фото в инстаграм. Начав уборку, они натыкаются на интересную книгу, которую не дочитали, или фотографии, уводящие в воспоминания, – «и пусть весь мир подождет!».
В итоге скапливается «снежный ком» дел, ставших неотложными, который грозит буквально сбить их с ног. Недовольны окружающие, которым они пообещали сделать работу в срок. Недовольны собой они сами, потому что им хронически не хватает времени. Они обещают себе с завтрашнего дня стать другими, но из плена прокрастинации не так-то просто вырваться. Это удается лишь людям, обладающим самодисциплиной, но такие и в плен не попадают.
Почему мы тратим время впустую?
Сказать, что мы потратили время впустую, мы можем лишь после того, как оно уйдет. До того нам кажется, что наше занятие вполне себе имеет смысл. Телепрограммы, разговоры, посиделки, общение в соцсетях, бесцельные походы по супермаркетам, чтобы «просто померить», отнимают много времени, хотя потом мы не можем вспомнить, о чем шла речь в передаче или о чем говорили с подругой. Правда, психологи говорят, что если не злоупотреблять, такое времяпрепровождение для некоторых может быть своеобразной психологической разгрузкой – лишь бы оно не стало образом жизни.
Если мы не относимся к тем, кого называют закоренелыми лентяями, то главная причина, почему мы увиливаем от дел, – отсутствие интереса к тому, чем нам предстоит заняться, и отсутствие мотивации.
Причиной прокрастинации может быть и пугающий объем предстоящей работы, и недостаточный уровень знаний, чтобы выполнить ее в срок, и неумение планировать свое время. Зная причины, по которым наше время уходит впустую, мы сможем заняться «лечением» проблемы. Ведь, как сказал Джексон Браун, у великих людей –Микеланджело, Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна и других было не больше времени, чем у нас, но они оставили после себя огромное творческое наследие.
Так куда же «утекает» время и как его не терять? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
Существуют так называемые «поглотители времени»:
Излишняя коммуникабельность.
Болтовня (зачем у нас один язык и два уха?; меньше говорить и больше слушать).
Длительные разговоры по телефону.
Эффект откладывания (на завтра, «еще немножко»).
Спешка.
Телевизор, интернет, соц.сети.
Теперь давайте научимся не терять времени даром в этом нам поможет наука тайм-менеджмента – наука управления временем.
Принципы тайм-менеджмента можно использовать не только на работе, но и дома, в школе. Они помогут распорядиться временем так, что личного времени, предназначенного для отдыха, станет намного больше.
Один из них – принцип Парето, или правило 80/20, гласит: 80% результата достигается при затрате 20% усилий. Следовательно, если правильно распределить время и силы, то наибольшего результата можно добиться малыми усилиями.
Чтобы так и произошло, с вечера нужно подумать о делах завтрашних и составить перечень предстоящих задач. Важно записать их на бумаге с тем, чтобы потом выполненные вычеркивать. Мелочь, но она вызывает чувство удовлетворения и добавляет энтузиазма.
Планировать нужно от больших задач к малым, указывая конкретные сроки их выполнения. Большой объем работ делится на несколько частей. 20% времени, потраченного на обдумывание путей решения задачи, позволит сэкономить 80% времени при ее непосредственном решении.
Еще один принцип тайм-менеджмента – расстановка приоритетов в решении задач в соответствии с «матрицей Эйзенхауэра».  Он пришел к заключению, что важные дела часто бывают не срочными, а срочные не всегда являются важными, поэтому разделил их на 4 группы: важные и неважные, срочные и несрочные.

В 1-ю группу он включил дела важные и срочные. Эти дела не терпят промедления. Желательно, чтобы эта клетка в таблице-матрице оставалась пустой или же в ней было не больше одного-двух дел. Если их там окажется больше, значит, приоритеты определены неверно, и форс-мажор неизбежен (например, острая зубная боль, прорыв трубы в ванной, и пр.).
Во 2-ю – важные, но не срочные. Если на них махнуть рукой, они могут перейти в разряд важных и срочных (к примеру, профилактический осмотр у стоматолога, сбор материала для дипломной работы, замена сантехники).
В 3-ю – срочные, но не важные (незапланированные телефонный звонок, встреча).
В 4-ю – не срочные и не важные. Такие дела можно назвать хронофагами – пожирателями времени (просмотр неинформативных передач, неразвивающие игры, бессмысленные разговоры).
Те, кто благодаря матрице научился расставлять приоритеты в своих делах, подтверждают, что стали более собранными и организованными.
«Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!» – рекомендует Брайан Трейси, которого называют психологом успеха, в книге с таким названием. Под лягушкой он подразумевает самое трудное и неприятное дело, которое он советует сделать с самого утра. Покончив с ним, мы обеспечим себе прекрасное настроение на весь день. «Если с утра первым делом съесть лягушку, – писал Марк Твен, – остаток дня будет чудесным».
Если мы не пересилим себя и не «съедим лягушку на завтрак», мысль о неприятном деле будет преследовать нас и портить настроение, чем бы мы не занялись. Хотя, скорее всего, ничем конкретным мы так и не займемся.
Учимся говорить «нет»
Безотказные люди тратят личное время впустую, потому что выполняют чужие просьбы, выслушивают пустые разговоры и, по сути, живут чужой жизнью. Говорят, прежде чем сказать кому-то «да», подумайте, не говорите ли вы тем самым «нет» себе, своим делам и желаниям.
Наводим порядок
Много времени отнимают поиски нужной вещи: мы все знаем, где ее взять, но почему-то забываем ее положить туда, где ищем, после того как ею воспользовались. В ходе поисков отвлекаемся на заинтересовавшие нас посторонние дела, потом спохватываемся, что между прочим прошло уже едва ли не полдня. В итоге поиски забирают у нас больше времени, чем наведение порядка.
Привычка вовремя избавляться от хлама экономит время, а корзину для мусора называют эффективным инструментом тайм-менеджмента.
Настраиваем свое настроение
Говорят, как день начнешь, так его и проведешь. Встали утром с мыслями, что «все плохо», делать ничего не хочется, так себя на весь день и запрограммировали. А потом удивляемся, что день прошел впустую! Настроение требует настраивания: вот и не накручиваем себя, а думаем о бонусах, которые ждут нас впереди в награду за успешный день. Говорим себе: «Хорошего дня! – и за дело.
Блокируем соц.сети на рабочем компьютере
Если мы не можем устоять от соблазна и время от времени заглядываем, не появилось ли там что-то новенькое. Зашли на минуточку, а в лучшем случае часа как не бывало. Можно и весь день просидеть, так как сайтов для общения предостаточно. Нужно еще и фото закинуть, которое перед тем следовало бы подкорректировать. Вот и день прошел, как оказалось, – впустую!
От такой зависимости, если уж в нее попали, избавиться не так просто, но можно. Стоит лишь на неделю отключиться от соцсетей, чтобы понять, что их роль в нашей жизни совсем не первостепенна.
Полезные советы
Есть ряд правил – советов, которые мы разработали для себя, и сейчас поделимся этим списком с вами:
Цените каждый свой час.
Экономьте время для отдыха.
Хватит сутками сидеть в соц. сетях.
Работать нужно КАЖДЫЙ ДЕНЬ, но не много.
Постоянно двигайся к своей главной цели, не упускай ее из виду.
Будь разумным.
НИКОГДА не забывай про ОТДЫХ!
Всегда расписывай свои цели, планы и задачи, если четко знать порядок своих действий, КПД будет наивысшим.
Вначале Сказка   Далеко-далеко в сказочной стране есть волшебный банк, который каждое утро на ваш счет перечисляет  86.400 долларов. Особое условие этого счета - он не вечен, и с наступлением следующего дня счет полностью удаляется, вне зависимости от того, сколько вы успели использовать. Более того, все неразумно использованное, перечисляется на счет вашим недругам, конкурентам. Какое решение  было бы лучшим в этом случае? Конечно же, надо попытаться разумно потратить все, без остатка! 
                                                            А теперь быль! И Правда!
У каждого из нас есть такой банк.  И имя ему - Время! Каждое утро он выделяет каждому из нас сокровищницу из 86.400 секунд. И ни одну из них нельзя вернуть, как бы этого не хотелось! Каждый день Всевышний дает нам новую возможность успеть сделать добрые дела, совершить достойные поступки, разумно потратить Время . Возврата нет, каждое наше дыхание невозвратимо, даже за Все богатства мира, за Все сокровища земли и небес. Часы бегут! Секунда за секундой...Не теряйте драгоценных мгновений. Не дайте ни одному вздоху ускользнуть зазря. Время - единственный, абсолютно невосполнимый ресурс человека...По самой дорогой цене-60 минут за час! Используйте каждую, данную Вам свыше секунду с пользой, не тратьте ее попусту. Обычный человек думает, как бы провести время. Умный человек думает о том, как использовать время. 
Мы провели анкетирование, о том, сколько времени вы тратите на то или иное занятие в течение дня. Вот такая картина у нас получилась (слайд)
Первичное закрепление (на столах ватман, фломастеры, клей, раздаточный материал) Попробуйте в своей группе рационально распределить время и составить распорядок дня, согласно предложенной ситуации. И не забудьте, что в сутках 24 часа. (Если групп учащихся больше, чем 2, то одно и тоже задание можно дать двум группам и сравнить, что получилось у каждой или придумать еще ситуации)
Ситуация 1 Семиклассник, учащийся в первую смену в школе, посещает бассейн и увлекается резьбой по дереву. Общается с друзьями по интернету. В обязанности входит уборка в комнате и помощь в выполнении домашней работы младшему брату, ученику начальной школы.
Ситуация 2 Девятиклассница, учащаяся в первую смену в школе, посещает музыкальную школу и увлекается вязанием. Уделяет достаточно времени на подготовку к выпускным экзаменам, в том числе прорешивает варианты ГИА в сети интернет. В обязанности входит – выгуливать собаку и помощь родителям на кухне.
Ситуация 3 Второклассник, учащийся во вторую смену, посещающий секцию легкой атлетики, увлекается игрой на гитаре. Гуляет с друзьями во дворе. В обязанности входит следить за хомяком и рыбками в аквариуме.
Ситуация 4 Родители, воспитывающие двоих детей, учеников школы. Семья проживает в отдельной квартире. Родители, служащие на предприятии, имеющие автомобиль и огород.
Представление проектов. Каждая группа, представляет проект (распорядок дня).
Часто драгоценное время теряется из-за нашей неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Поэтому уже в школе надо научиться беречь свое и чужое время. Надо научиться правильно распределять время. А давайте сейчас проведем небольшой опрос. Как вы думаете:
Во сколько надо вставать, если занятия начинаются в 8.00 час? (Слушаем ответы всех, кто пожелает ответить).
Итак, с медицинской точки зрения просыпаться необходимо за 1.5 часа, для нормального функционирования организма, и для того, чтобы человек уже окончательно проснулся. Ведь как говорят «Поднять подняли, а разбудить забыли» следовательно: подъем в 6.30 часов.
Кто должен вас будить утром?
На самом деле, вас никто не должен будить, ни мама ни папа, необходимо быть самостоятельным и требовательным к себе. Должен вас поднимать звонок будильника.
3. Проснувшись, как, по-вашему, надо сразу встать или полежать? Медики, педагоги и психологи всего мира единогласно рекомендуют после пробуждения сразу вставать. Нельзя позволять себе валяться в постели! Это развивает лень.
4. Что нужно делать после пробуждения?
Чистить зубы, хорошо умыться и обтереться водой до пояса или принять душ, причесаться.
5. Кто убирает за вами постель?
Сами обязаны вы аккуратно, красиво убирать постель.
6. Как вы считаете, надо делать зарядку?
Очень приятно, что почти все считают, что надо. Значит, вы понимаете ее роль для здоровья человека. Другое дело, делаете ли вы её, кто всё таки её не делает я думаю, после нашей беседы задумается и будет выполнять простые физические упражнения каждое утро!
7. А как вы думаете, что дальше надо делать? (Одеться или кушать?) Верно, одеться и сесть завтракать. На столе все должно быть красиво, аккуратно.
8. Что вы делаете сразу после завтрака? (Ваши варианты ответов -обычно их много). Убрать со стола, вымыть посуду, и т.д.
9. Во сколько вы должны выйти из дома? До школы путь 10-20 минут. (Ваши предложения). Минимум за 30 минут, чтобы без спешки дойти, успеть раздеться, приготовиться к уроку, кое-что повторить (правила, стихотворения, вопросы и т.д.).
10. Что вы должны делать во время перемен? (Как вы думаете?) Да, должны подвигаться: пройтись по классу, по школе, заглянуть в библиотеку. Приготовить все к следующему уроку.
11. Что вы делаете после окончания уроков? (Каков ваш ответ?). Идем домой!
12. Что далее? (Опишите последовательность ваших действий). Идем, не спеша, домой, беседуем с товарищем, подругой. Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Моем руки и обедаем. Убираем все за собой со стола.
13. Что необходимо делать после обеда? Ваши мысли?
Гулять на свежем воздухе 1-1,5 часа, играть в различные подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол, городки и т.п.), а зимой кататься на санках, коньках, лыжах.
14. Что вы начинаете делать, вернувшись с прогулки? (Ваше решение). Готовитесь к урокам следующего дня.
15. Каков порядок на столе? (Расскажите, как у вас часто бывает). Учебники, тетради, карты и т.д. должны быть готовы к урокам.
16. С какого предмета надо начинать готовить уроки? (Ваше мнение и объяснения, почему?)
Всегда начинайте готовить уроки с того предмета, который труднее вам дается.
17. Сколько времени вы должны потратить на подготовку уроков? По медицинским нормам вы должны ежедневно заниматься уроками 2 часа.
18. Между подготовкой к одному предмету и следующему надо делать перерывы. Надо обязательно отдохнуть и переключить свое внимание.
19. Чем заняты после окончания подготовки к урокам? (Слушаем ваши версии). Надо приготовить портфель, почистить обувь, отутюжить одежду. Все готовим с вечера.
20. За сколько часов до сна надо ужинать? (Как у вас в семье бывает чаще всего? Слушаем ответы). Медики утверждают на основании своих исследований, что нужно ужинать за два часа до сна.
21. Можно или нет перед сном смотреть фильмы ужасов и т.д.? (Ваше мнение). Нет! Нужна спокойная обстановка, лирическая музыка, передачи и фильмы лучше смотреть о природе, о чем-то хорошем, добром.
22. Что необходимо сделать перед сном? (Что вы делаете?) Умыться, почистить зубы, принять душ.
23. Когда, точнее, во сколько необходимо отправляться в постель? (Когда ложитесь спать? Слушаем). Надо себя приучить ложиться спать строго в одно и то же время. Раз и навсегда установить часы подъёма, учебы, обеда, отдыха, сна. Работоспособность от этого заметно увеличивается.
Мы с вами обсудили в деталях ваш режим дня на этот учебный год.
Итак он должен выглядеть так: 
Режим дня на доске.
 Намеченный распорядок дня строго соблюдайте. Он помогает ничего не забыть, не упустить. Ну, а если что-то не выполнено, не отчаивайтесь, запишите это вновь и постарайтесь выполнить. Работайте над своей волей, закаляйте ее! Знайте минутам цену, секундам - счет.
Памятка разумного труда и отдыха (можно раздать каждому или вынести на слайд)
• Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
• Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
• Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
• Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
• Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
• В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.
     
    Подведение итогов занятия
Чтобы узнать цену года, спроси студента, который провалился на экзамене. Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно. Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника. Чтобы узнать цену часа, спроси влюблённого, ждущего свою возлюбленную. Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд. Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого человека в автокатастрофе. Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр. Стрелки часов не остановят свой бег. Поэтому дорожите каждым моментом вашей жизни. И цените сегодняшний день, как величайший дар, который вам дан.
Как неожиданно и ярко,
    Во влажной неба синеве,
    Воздушная воздвиглась арка
    В своём минутном торжестве!
    Один конец в леса вонзила,
Другим – за облака ушла-
Она дана нам на мгновенье,
Лови, лови его скорей!
     Смотри, уж побледнело,
     Ещё минута, две – и что ж?
     Ушло, как то уйдёт всецело
     Чем ты и дышишь и живёшь.
- С чем сравнивает автор человеческую жизнь?
Автор сравнивает человеческую жизнь с радугой. Он считает, что жизнь на земле так же коротка и  прекрасна, как жизнь радуги на небе.
 Я желаю вам беречь каждую минуту жизни и делать добро.
 Жить ярко, красиво!
( рисуют радугу)
Выводы: В мире много интересного и удивительного, что человек, который не ценит свое и чужое время, подобен нищему, живущему среди сокровищ. Он живет как слепой или глухой. Ум и чувство времени надо тренировать. Научитесь беречь свое и чужое время. Никогда не опаздывайте, проводите свое время с пользой, и вы станете достойным человеком. И самое главное: чем больше у тебя дел и занятий, тем больше у тебя будет свободного времени. Это подтвердит каждый, умеющий правильно распределить дни, часы, минуты и секунды.