Статья Педагогические мастерские на уроках литературы
Постнова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Екатериновка Приволжского района Самарской области
Статья
«Технология педагогические мастерские на уроках литературы» Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе, готовых обучаться в течение жизни. В национальной образовательной инициативе «Новая школа» подчёркивается, что современная школа должна обеспечить «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Важно, чтобы выпускники «могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Одна из главнейших задач учителя - научить детей самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у школьников умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.
Важность самостоятельной деятельности отмечали педагоги прошлых столетий. Еще Я. А. Коменский призывал коллег к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Однако проблема, обозначенная много десятилетий назад, до сих пор является актуальной.
Неслучайно краеугольным камнем ФГОСов второго поколения становится результат, а цель определяется как формирование способов деятельности. Достижение этой цели обеспечивает системно-деятельностный, компетентностный подход к обучению. Новые образовательные результаты можно получить, изменив технологии и методы обучения.
Но возникают противоречия между:
- законодательно установленной целью образования, для достижения которой требуется использование системно-деятельностного, компетентностного подхода, и традиционными образовательными технологиями, основанными на других принципах;
- необходимостью использовать инновационные технологии и недостаточной подготовкой учителя к их эффективному применению;
- потребностью в сформированности коммуникативной компетентности, необходимой для будущей профессиональной и социальной деятельности, и недостаточным уровнем владения данной компетентностью обучающимися.
Как показывают исследования, самостоятельная деятельность на уроках в общеобразовательной школе занимает около 10 процентов общего учебного времени, остальные 90 процентов уходят на опрос и объяснение учителем нового материала. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролёра, а не руководителя и организатора самостоятельной деятельности школьников. Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что традиционные технологии преобладают и в моей педагогической деятельности. Инновационные технологии использую частично, чаще в традиционный урок включаю отдельные приёмы и методы. Предполагаю, что это приводит к недостаточно развитой коммуникативной компетентности обучающихся, не позволяет в полной мере раскрыть их творческий потенциал.
Таким образом, проблемой является несистематическое использование новых технологий и неизученность некоторых современных технологий.
Среди современных технологий, позволяющих создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося, предоставления возможности для конструирования собственного знания и активной коммуникативной практики, моё внимание привлекла технология «педагогические мастерские». Это определило тему моей работы: «Педагогические мастерские на уроках литературы».
Цель работы: изучить технологию «педагогические мастерские» и создать систему применения педагогических мастерских на уроках литературы.
Задачи:
1. Изучить методические работы, в которых описывается эта технология: алгоритм построения и типы занятий, законы мастерской, особенности деятельности учителя.
2. Научиться применению педагогических мастерских на уроках литературы
3. Создать коллекцию уроков литературы, построенных на основе этой технологии.
Содержание
Возникновение технологии, отличительные черты
Идея мастерских пришла в Россию из Франции. “Atelie” — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово “демарш” (“la demarche”). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому используется прямой перевод слова “atelie” — мастерская.
Одно из определений этой технологии звучит так: “Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия” Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается в двух особенностях мастерской:
1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания,
2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских последователей теории познания Гастона Вашляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.
Мастерские строятся принципиально иначе, чем традиционный урок, на других философских основах. Знания, которые предлагаются ученикам на занятиях, предоставляют возможность каждому пройти своим путем.
Одна из основных идей мастерской - каждый человек должен развивать свои способности, возможности. В педагогической мастерской мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают в нем участие все, в том числе и мастер. Ограничивается практическая деятельность мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Он «мягко» направляет к успеху каждого ученика таким образом, чтобы подвести к открытию в себе скрытых возможностей. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы. В малочисленных сельских классах работу можно организовать в парах, где мобилизуется интеллектуальные, коммуникативные возможности каждого, учащиеся обучаются этически выдержанным нормам общения; работа в парах, сочетается с индивидуальной.
Типы мастерских
По типам бывают мастерские творческого письма (или просто — письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.
Построение педагогических мастерских
Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.
Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.
Первый этап
Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
«Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
«Разрыв» - это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).
Второй этап
1.Обращение к новой информации и ее обработка (как результат «разрыва»).
2.Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа.
3. Социализация.
4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.
По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю {метод «погружения») и даже больше.Подготовка и проведение педагогических мастерских на уроках литературы
Каждая разработанная учителем мастерская должна быть наполнена содержанием, включающим:
а)обязательную информацию (работа на обученность);
б)«информацию к размышлению» (работа на развитие).
Подготовка к проведению мастерской начинается с формирования пар, каждый ученик имеет свои обязанности (распределение социальных ролей также является новизной опыта). Руководитель группы координирует работу. Экспедитор доставляет информацию, собирает и раздает карточки, книги. Корректор помогает грамотно построить предложения, текст. Психолог контролирует корректность речи. Эксперт даёт оценку текста выступающего с точки зрения грамотности речи. При этом школьникам должны быть известны критерии грамотной речи.
Эти критерии можно сформулировать так:
1.Содержательность выступления (сочинения);
2.Четкость, логичность, стройность композиции;
3.Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром работы и речевой ситуацией;
4.Владение изобразительно-выразительными средствами языка;
5.Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения;
6.Владение научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя;
7.Владение теоретико-литературной терминологией.
Мастерская состоит из определенных этапов, каждый из которых, несмотря на автономность, способствует постепенному накоплению материала, который впоследствии оформляется в творческую работу.
Цель проведения индукции, первого этапа педагогической мастерской, – создание эмоционального настроя и личного отношения к предмету обсуждения. Индукторами могут стать стихи, слово, фраза, музыка, слайды, фотографии, репродукции картины, нестандартные вопросы и задания. Учащиеся обсуждают в группах предложенные вопросы и результаты записывают на листах.
Т. А.. Ерёмина указывает: «Очень важны записи в тетради своих и чужих слов, словосочетаний, предложений – это база для будущего творчества, да и просто для формулирования возникающих мыслей. Работа с чужим и со своим словом, с разными текстами – это обучение работе с информацией».
В ходе второго этапа каждая группа вслух зачитывает то, что у них наработано (малое афиширование), выходит на идею урока. Нельзя останавливать, если есть повторы, нельзя опровергать ошибочное суждение. После прослушивания начинается подготовка к восприятию следующей информации.
Третий этап в данной технологии – самоконструкция, индивидуальное создание гипотезы, развернутого ответа на вопрос. На этом этапе ученикам можно предложить как традиционные виды работ, так и новые. Традиционной является работа с карточками. В карточке закладывается принцип выбора информации, которая содержит не только задание, но и инструкцию для учеников, приступающих к работе. Новым являются индивидуальные сообщения детей, инсценирование эпизода произведения, просмотр кадров кинофильма. Сообщения учеников готовятся на основе задания учителя: отобрать материал в той последовательности, которую требует выбранный аспект анализа. Это отбор материала для осмысления поставленных писателем социальных и нравственных проблем, для уяснения логики героя. Такие сообщения нужны для создания «опорных точек», что способствует запоминанию художественного материала и позволяет экономными средствами решать на уроке поставленные задачи. Кадры из кинофильма создают наглядную основу для активизации аналитической работы учеников над текстом, усиливают эмоциональность восприятия, служат для появления ассоциативных образов при анализе произведения. Ученик, работая с информацией, делает выбор, записывает на свой индивидуальный лист. Затем идёт обсуждение в группе.
В ходе четвёртого этапа (социоконструкции), обсудив информацию в группе, ребята выносят выводы на общий лист. Это основа, материал для создания творческой работы, группового проекта. Данный этап повторяется, пока не пройдет весь блок информации.
Пятый этап – социализация. Все, что создано в паре, в группе, обсуждается. Все гипотезы рассматриваются. Учащиеся выполняют групповую творческую работу (создание обложки к произведению, мини-сочинение, развернутый ответ на вопрос, критическая статья) на основе наработанного материала. Здесь формируется речевая культура, потому что свои групповые проекты ученики выносят на всеобщее обсуждение. Затем каждая группа представляет свой проект: (большое афиширование) вывешивание «произведений» – работ учеников: (текстов, схем, проектов, решений) в классе и ознакомление с ними. Учитель может представить своё видение темы и идеи урока, свою творческую работу. Этот этап предусматривает мягкую коррекцию ошибочных суждений и выводов, которые могли бы возникнуть в ходе работы у учащихся.
Следующий этап – разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными или научными источниками (учебник, литературное произведение, критические статьи, публицистические материалы). Позиция учителя на уроке на данном этапе – это позиция равноправного собеседника, представляющего свою точку зрения.
Затем ученики пишут свои творческие работы и представляют их одноклассникам. При создании письменных работ развиваются навыки грамотной письменной речи, так как для выполнения творческой работы ученикам предлагается написать сочинение определённого жанра (эссе, рецензия, письмо, очерк, репортаж), определённого стиля или определённого типа речи, что также является новизной в проведении мастерских.
С целью развития письменной речи и проверки знаний дается домашнее задание: написать сочинение, доработать материал, если остались нерешенные вопросы (другой вариант задания).
Заключительный этап мастерской – рефлексия, отражение ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.
Если не удаётся провести рефлексию устно, то можно сделать это письменно за 5–8 минут. Тогда результаты зачитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Преимущества педагогических мастерских
Учителя-словесники отмечают следующие преимущества мастерских:
- работа со словом в мастерской становится первостепенной;
- мастерские – отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению;
- мастерские «запускают» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств, мыслей, для понимания художественного творчества;
- являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя;
- эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Ожидаемый результат
Планируется, что системное проведение уроков литературы с применением технологии педагогические мастерские приведёт к развитию:
- аналитической деятельности (анализ произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств);
- коммуникативной компетентности: умения слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, использовать вербальные и невербальные средства общения;
-креативности;
- навыков самостоятельного и спонтанного письма учащихся;
- умения самостоятельно добывать знания.
Система применения технологии
Так как подготовка мастерских требует много времени (до 5 – 7 часов) и проведение занятий, как правило, рассчитано на 2 часа, то оптимальной представляется следующая система применения технологии:
в 5 – 8 классах один-два раза в месяц и 25 % уроков внеклассного чтения; в 9 – в 9 – 11 классах один-два урока в разрезе большой темы.
Заключение
Нельзя педагогическими мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль, французский философ 17 века).
Может быть, главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса: от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.
Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит «проживание».
Литература и интернет - ресурсы
1. Амфилохиева М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. – СПб.: «Паритет», 2003
2. Л. В. Байбородова, В. В. Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
3.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 4.Ерёмина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. – М.: Просвещение, 2013.
5. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
6.Кудряшова В.В. Современные образовательные технологии. – Барнаул: АКИПКРО, 2001
7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
8.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
9. Степанова Г. В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.
10. http:// festival.1september.ru
11. http:// l-chigir.narod.ru