Основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.


Курс «Воспитатель дошкольного образования»

Реферат
Тема 2: Основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.  
Выполнила: Муллаева Марина Валериевна

 
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc437296615 \h 31. Развитие ребенка раннего возраста (от 1 до 2 лет) PAGEREF _Toc437296616 \h 42. Основные закономерности развития ребенка раннего возраста (от 2 до 3 лет) PAGEREF _Toc437296617 \h 93. Особенности развития ребенка дошкольного возраста PAGEREF _Toc437296618 \h 15Заключение PAGEREF _Toc437296619 \h 18Список литературы PAGEREF _Toc437296620 \h 19
PAGE \* MERGEFORMAT3
ВведениеПервые научные шаги в изучении становления нервной системы, физического и психического развития ребенка было сделано известными отечественными (И. Павловым, В. Бехтеревой, Л. С. Выготским, М.И. Красногорским, Н.М. Щеловановым) и зарубежными (Т. Бауэром, Дж. Брунером, А. Валлоном, Ж. Пиаже и др.) учеными. Также, существенный вклад по развитию, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста было осуществлено российскими учеными Н.М, Аксариной, В.М. Аванесовой, М.Ю. Кистяковским, М.М. Кольцовой, Н.Л. Фигуриным и др. Полученные результаты исследований развития и воспитания детей раннего возраста позволили впервые создать научно обоснованную систему развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
В течение 6-7-ми лет жизни в развитии ребенка происходят грандиозные прогрессивные изменения. Познавая мир и себя, он постепенно формируется как личность, развивает свои психические качества и свойства, внутренний мир, по мере своих физических, интеллектуальных, духовных сил включается в жизнедеятельность социума.
В процессе формирования ребенка как члена общества и как личности происходит развитие детской психики, сознания от присущих младенцу элементарных форм, до свойственных взрослому человеку развитых форм сознательного отражения действительности.
В деятельности дети учатся видеть, слушать и слышать, думать и делать выводы. От особенностей этой деятельности зависит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, способностей, речи, чувств, воли. В этом многообразном процессе возникает индивидуальность, формируется личность ребенка.
Становление субъектности ребенка напрямую зависит от взрослого, его бережного, внимательного, терпеливого и тактичного отношения, от уважения к ребенку с первых дней его жизни, от содержательного и эмоционально теплого общения с ним.
Решение практических задач обучения, воспитания и развития личности психологом, социальным работником, педагогом невозможно без понимания специфики ее психического развития и становления на разных этапах онтогенеза [2].
1. Развитие ребенка раннего возраста (от 1 до 2 лет)Физическое развитие
В первом полугодии 2-го года жизни продолжается интенсивное физическое развитие детей и дальнейшее развитие их высшей нервной деятельности. Повышается работоспособность нервной системы, в результате чего до 1 года 6 мес продолжительность бодрствования увеличивается до 4-4,5 ч. Условные рефлексы формируются значительно быстрее, но долго еще остаются неустойчивыми, образованные навыки требуют длительного подкрепления. Сравнительно слабой является подвижность нервных процессов, также слабо развиты тормозные процессы, в результате чего дети тяжело переносят резкие изменения привычных условий жизни.
Дети болезненно реагируют на незначительные погрешности в уходе за ними и зависящие от условий жизни, быстро устают, чрезвычайно уязвимы.
После 1 г. 6 мес дети становятся физически более выносливыми, заболеваемость среди детей этого возраста значительно меньше. Резко повышается работоспособность нервной системы. До 2 лет ребенок может не спать около 5 часов. Он легче приспосабливается к новым условиям.
Существенное значение для физического развития ребенка приобретают движения. Они вызывают, прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. Ребенку свойственна большая потребность в движении. Движение является одним из источников радости ребенка. Движения и упражнения влияют на психическое развитие малыша, способствуют развитию ориентировки в окружающем мире. Благодаря движениям руки и пальцев ребенок познает свойства предметов [1].
В течение первого года жизни, малыш овладевает многими движениями, совершенствуется его ходьба, он учится переступать через небольшие препятствия (например, возложенные на полу брусочки), подниматься и спускаться с горки, катить к другому ребенку шарик и тому подобное.
Сенсорно-познавательное развитие
Сенсорно-познавательное развитие происходит в процессе предметной деятельности детей и их общении со взрослым.
Совершенствуется зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Ребенок до 1 года 6 мес легко различает резко контрастные формы (шар и куб), и величину предметов (очень большой-очень маленький), геометрические формы (прямоугольник, треугольник). Развивается зрительная, осязательная и кинестетическая чувствительность. При этом, ребенок ориентируется прежде всего на форму предмета, затем на величину и позже на цвет.
Во втором полугодии наибольших успехов дети достигают в восприятии предметов окружающей среды.
До 2-х лет ребенок различает 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), способен различать игрушки разного цвета в соответствии с окраской коробки, находить по цвету предмет среди 2-3-х других («такой же»), подбирать коробки различной формы (круглые, квадратные) соответствующие по форме крышки и др.
Оперируя предметами, ребенок овладевает внешними ориентировочно действиями: выделяет различные качества, обследует их зрением, осязанием, губами, рассматривает при разном освещении, под разным углом зрения. Появляется первые проявления самостоятельности: до 1 года 6 мес ребенок может уже самостоятельно есть не только жидкую, но и любую пищу, при одевании снимать носки, расшнуровывать ботинки и др.
Продолжается развитие психических процессов. Развивается двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает то, что он сделал и пережил. Процессы памяти имеют непроизвольный характер. Ребенок запоминает значимое, эмоциональное, яркое. При этом, легче запоминает образный материал, чем словесный. В предметных действиях зарождается наглядно-действенное мышление.
Мыслить ребенок может только о тех предметах, которые видит, с которыми действует, манипулирует, разбирает и составляет, открывает для себя новые свойства объектов. Развивается внимание ребенка [4].
В этом возрасте ярко выраженный интерес ко всему особенно яркому, подвижному, озвученному. Каждое даже незначительное изменение, которое произошло в окружающем мире привлекает внимание ребенка. Его деятельность определяется тем, что попадает в поле зрения ребенка. Ребенок находится как бы во власти зрительного восприятия – увидел мяч – играет с мячом, наткнулся на куклу – оставляет мяч, берет куклу. Это свидетельствует о том, что внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается.
Меняется и характер детских игр, он начинает отражать действия взрослых, подражает действиям других детей.
Эмоционально-социальное развитие
На втором году жизни закладывается основа дальнейшего эмоционально-социального развития личности.
Эмоции детей второго года жизни в основном связаны с предметной деятельностью, ее успешности или неуспешности. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает у ребенка недовольство, гнев, огорчение. Негативные реакции ребенка свидетельствуют о том, что способ его действия с предметами еще не сформирован.
Ребенок этого возраста чрезвычайно эмоционален. Если он не болеет, не голоден, если с ним ласково общаются взрослые, если есть предметы, с которыми он может разнообразно действовать, ребенок жизнерадостен, бодрый, активный. В то же время у него легко могут возникать кратковременные негативные эмоциональные состояния как следствие недостаточного внимания взрослых к ребенку. Наибольшее удовольствие и радость испытывает ребенок от общения со взрослым. Оставленный на длительное время без общения со взрослым малыш становится вялым, не интересуется игрушками. Поведение ребенка, его действия, устойчивость внимания, зависит от того, нравится ли ему это, или не нравится [3].
Ребенок 2-го года характеризуется изменчивостью эмоционального состояния: незначительные события могут привести к плачу и наоборот, еще не высохли слезы от обиды – ребенок уже весело улыбается. Ему присуща высокая внушаемость и тонкая дифференциация эмоций – ребенок не понимает слов, но хорошо чувствует, любят его или нет. Все плачут – и он так же может заплакать, легко поддается эмоциональном внушению.
Ребенок нуждается в личностном положительно окрашенном общении. Активность его повышается даже от обращенных к нему ласковых слов взрослого. У ребенка имеется привязанность к тем, кто с нему доброжелательно и приветливо относится. Она тяжело переживает вынужденное прекращение таких теплых отношений, например, при переходе в другое дошкольное учреждение. Ребенок рано проявляет самостоятельность, отталкивает руку матери, требуя ложку, чтобы есть самому [5].
Явления, предметы окружающего мира вызывают интерес ребенка, стимулируют к вопросу, что свидетельствует о развитии ориентировочно- познавательной деятельности.
Дети хорошо ориентируются в ближайшем окружении (узнают свою маму среди других, пришли в детский сад).
Меняется характер общения ребенка со взрослым, оно становится речевым, ситуативно-личностным.
У ребенка наблюдаются первые проявления самосознания: обособление себя от окружающих: он требует уважения к своим желаниям, предпочтениям, проявляет упрямство, несогласие, непослушание, радость в результате успешных и огорчения в результате неудачных действий. Активизируется предметно-манипулятивная деятельность.
В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок учится понимать другого человека. С 1,5 г. возникает стремление утешить расстроенного человека, так званый, эмоциональный отклик на его переживания. В то же время эмоциональная нестабильность ребенка иногда мешает установлению позитивных контактов со сверстниками. До 2-х лет почти все дети приобретают способность устанавливать контакты друг с другом. Возникает элементарное – эмоционально-практическое общение со сверстниками.
Ребенок стремится к соучастию в развлечениях и забавах с другими сверстниками: они вместе смеются, бегают, кричат. Меняются и отношения между детьми, создаются эмоционально-игровые отношения – заигрывание, интерес к действиям друг с другом, сочувствие.
Растет уровень самостоятельности ребенка: ребенок начинает делать то, что привлекает его интерес и к чему у него есть желание (сам находит себе игрушки, предметы, действует ними). Появляются зачатки произвольного поведения, если ребенку в чем-то отказывают, он настаивает более активно, чем в период младенчества [8].
Речевое развитие
Второй год жизни является периодом индивидуального развития речи, которое проходит два этапа: первый – от 1 года до 1 года 6 месяцев второй – от 1 года 6 месяцев до 2-х лет. Речь детей этого возраста развивается в следующих направлениях: развитие понимания речи взрослого; формирование функции обобщения; обогащение и активизация словарного запаса; развитие способности подражать и совершенствовать звукопроизношение; формирование грамматического строя речи.
В процессе овладения ребенком первыми словами наблюдается переходный этап, который ученые называют «малой речью», «автономной речью», «псевдоречью» (отрывки слов взрослых, звукоподражательная речь). Во второй половине года наблюдается резкий скачок в обогащении слов (1 год 6 месяцев – 30 слов, 1 год 8 месяцев – 100 слов, 1 год 9 месяцев 175 слов).
Детям характерна общая смягченность речи, замена одних звуков и слогов другими, неречевые ответы (жестами, движениями).
Художественно-эстетическое развитие
На примере взрослого, его положительного эмоционального отношения к окружающей среде, дети способны проявлять радостные эмоции и переживания в связи с восприятием красоты, явлений природы, звуков, ярких красок, стихов и т. В процессе музыкальных занятий у детей развиваются чувство ритма, слуховая чувствительность, эмоциональная выразительность голоса, эстетическое удовольствие, появляется желание рисовать, лепить, действовать с бумагой, выполнять различные движения и действия по содержанию стихотворений [9].
Начало второго года жизни – это изобразительный этап художественного развития. Он характеризуется возникновением первичной графической деятельности. Малыш с удовольствием рисует на бумаге каракули, радуется и удивляется полученным изображением. Как правило, его интересует сам процесс рисования, лепки, а не результат, чем и объясняется желание многократного повторения действий с различными художественными материалами (карандашами, красками, глиной).
Интерес в этом возрасте вызывает музыка. Ребенок реагирует на танцевальную мелодию, ее движения становятся оживленными, в такт спокойной музыки он движется плавно, качает головой; от громкой музыки – быстро устает, начинает капризничать.
Особое внимание ребенка второго года жизни привлекают сказки, стихи, потешки, которые читаются и обыгрываются взрослым.
2. Основные закономерности развития ребенка раннего возраста (от 2 до 3 лет)Физическое развитие
На 3-м году жизни продолжается довольно интенсивное нарастание массы тела и рост детского организма. Совершенствуется деятельность всех органов, в результате чего ребенок становится физически выносливым. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной системы – повышается его работоспособность, что обеспечивает активное бодрствование ребенка (до 6 - 6,5 часов).
Увеличивается выносливость корковых клеток; ребенок уже может заниматься одним и тем же делом значительно дольше. Повышается регулирующая роль коры головного мозга, ребенок может иногда сдерживаться, не плакать. Условно рефлекторные связи формируются значительно быстрее. Происходит дальнейшее развитие тормозных процессов. Вследствие значительно большей подвижности нервных процессов легче происходит приспособление ребенка к различным изменениям и новым условиям жизни. Дети, которые пришли в детское учреждение после 2 лет, сравнительно быстрее привыкают к новому режиму и общему укладу жизни учреждения, чем малыши 2-го года жизни [7].
Однако и в этом возрасте ребенок быстро устает от однообразных действий и движений. Она легко возбуждается. Малышу еще трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сравнительно быстро формируются привычки, но они еще неустойчивы, требуют подкрепления.
В течение 3-го года жизни улучшается качество общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание). Шаги при ходьбе становятся более равномерными, постепенно исчезают лишние движения, которые становятся координированными. Ребенок может легко пройти по ограниченной поверхности, изменять темп ходьбы звуковым сигналом, под музыку ускорять, замедлять движение или сразу останавливаться, а также попадать мячом в цель и тому подобное. На 3-м году жизни совершенствуются и движения рук – в процессе правильного воспитания ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, умыться; овладевает тонкими движениями кисти рук и пальцев; начинает владеть карандашом, застегивать пуговицы, пускать волчок и тому подобное.
Сенсорно-познавательное развитие
В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка.
Около 3-х лет дети становятся способными различать основные цвета и их оттенки, могут их назвать. Усваивают представление о формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Сложным для большинства детей остается умение правильно называть их свойства и оттенки.
В течение 3-го года жизни содержание игры усложняется, в ней дети отражают действия людей, зарождается ролевая игра. Ребенок, играя, берет на себя определенную роль, изображая кого-то.
С конца 2-го года жизни у детей развиваться воображение. Отныне дети легко используют в игре предметы – заместители: пластмассовый брусок используют, как мыло, карандаш – как термометр, стул вместо автомобиля и тому подобное. В конце 3-го года жизни ребенок берет на себя роли «бабушки», «мамы», «воспитательницы». Предметам дети приписывают мнимые состояния, качества («дочка заболела», «она не слушается маму»); и функции в соответствии с содержанием своей игры, правильно обозначают свои мнимые действия [6].
Зарождается знаковая функция сознания: ребенок легко может представить ситуацию по рассказам. Слушая сказки, рассказы, дети представляют персонажей. Но запас жизненных представлений у них ограничен, ребенок не может еще переосмыслить полученные впечатления.
Наряду с интенсивным развитием речи детей 3-го года жизни активно развивается наглядно-образное мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений «надо дунуть, тогда вода быстро остынет», сравнивают «снег белый, как сахар», появляются и такие формы мышления, как первые суждения, умозаключения – «мальчики мамами не бывают», «сыр не стынет, потому что не горячий», «холодно, надо включить отопление» (2 года 8 мес), «кукла не может ходить, а дети могут» (2 года 11 мес) и др.
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети выделяют качества и свойства предметов. Например, на вопрос: «Кто летает?» Ребенок 2 лет 9 месяцев отвечает: «Птичка летает муха летает, самолет летает, а еще пчелка летает». Формируется символическая (знаковая) функция сознания – способность ребенка мысленно представлять предмет в виде образов, символов или знаков.
Ребенок усваивает предметную деятельность. Он настойчиво добивается получения определенного результата, его действия носят исследовательский характер. Выполняя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства. Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит показанные ему взрослыми сооружения, но и пытается сам строить знакомые ему предметы. Во второй половине 3-го года ребенок учится рисовать, лепить, то есть развиваются первые навыки изобразительной деятельности, которую ребенок выполняет [10].
Дети различают функцию предмета, что предопределяет характер действий с этим предметом.
Эмоционально-социальное развитие
На третьем году жизни постепенно уменьшается невольное подражание. Увеличивается количество стимулов, вызывающих положительные эмоции (другие люди, игры, игрушки, деятельность, слова-оценки взрослых).
Особое место занимают социальные эмоции (появляется более устойчивое отношение к определенным лицам – симпатии, антипатии, страх и т.д.).
Причины негативных эмоций в раннем возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался, проголодался, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Дети реагируют плохим настроением на изменение погоды, перепады давления, магнитные бури, молодой и полный месяц. В этом возрасте впервые появляются первые страхи – темноты, чудовищ, собак и др.
В течение 3-го года жизни развиваются разнообразные чувства детей: они обнаруживают удовольствие, радость и огорчение, смущение, чувство привязанности, чуткости, обиды, страх. Они выражают недовольство к грязному, начинают понимать комическое, юмор. Более сложными становятся и проявления эмоциональных переживаний. Дети радуются удачному результату своих действий (построил хороший дом), довольны, когда их похвалил взрослый, смущаются, если взрослый заметил, что он оскорбил малыша, огорчаются, не умея что-то сделать и др.
На 3-м году жизни у ребенка формируется образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или мальчик, «Я - хороший», «Я - большой»); складывается отношение к себе («гордость за собственные достижения»); появляются эмоции стыда: ребенок переживает, что потерял положительное мнение о себе; у него обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной чувствительности к признанию успехов ребенка со стороны взрослого; попытки преувеличить свои успехи и обесценить свои неудачи.
Приобретает интенсивного развития ситуативно-деловая форма общения со взрослыми. Это приводит к изменению взаимоотношений со взрослыми, возникает деловое, практическое сотрудничество. Продолжается развитие эмоционально-практической формы общения со сверстниками. Возникает предсотрудничество со сверстниками, характерна «игра рядом, но не вместе». Формируется и избирательное отношение к детям, складываются первые «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивые и немногочисленные) [12].
Дети тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия и результаты труда.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения «ребенок-взрослый», перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своих достижений в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленных на расширение самостоятельности.
Детям свойственна импульсивность поведения, они действуют в основном под влиянием чувств и желаний. Постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания, необходимости контролировать свои и чужие поступки. Появляется стремление к самостоятельности: "Я-сам».
Приобретение опыта совместного со взрослым выполнения предметной деятельности приводит к появлению стремления ребенка к обособлению и самостоятельности; появление собственно самосознания неотделимо от речи ребенка, в котором появляется местоимение «Я»; форма общения со взрослым в конце раннего возраста отстает от развития самосознания ребенка, вызывая появление кризиса трех лет.
На 3-м году жизни главная роль взрослого в развитии самосознания заключается в предупреждении кризиса 3-х лет, что появляется как реакция на ограничение детской самостоятельности.
Речевое развитие
Третий год жизни характеризуется быстрыми темпами развития речи. Речь ребенка становится средством общения не только со взрослыми, но и с другими детьми. Обогащается смысловое содержание речи. Быстро увеличивается запас слов.
Речь ребенка становится понятной для всех, он начинает оформлять свои мысли в предложения. Наряду с правильным произношением звуков многие из детей этого возраста еще не произносит звуков р, л и шипящих, одни звуки заменяют другими, не всегда точно употребляют слова, потому что не понимают их содержания, не всегда правильно согласовывают слова в предложении.
Речь взрослого становится средством организации поведения ребенка, а в конце третьего года – средством познания ребенком окружающей среды. На третьем году жизни развитие речи детей продолжается в следующих направлениях: понимание речи взрослых, овладение активной речью, совершенствование звукопроизношения, усвоение грамматического строя речи, развитие связной речи.
Художественно-эстетическое развитие
Совместное с детьми рассматривания понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное увлечение взрослого при созерцания маленького пушистого кролика, цветущей поляны, заката вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него избирательное отношение к окружающей среде, понимание прекрасного, развиваются эстетические чувства. В этом возрасте ребенок начинает сам выделять в окружающей среде красивые явления: «Мама, посмотри, какие красивые цветы девочка несет».
В изобразительной деятельности ребенка в возрасте от 2 до 2,6 лет еще нет конкретно определенной цели. Малыш действует с художественным оборудованием, получает какой-то результат, в котором уже потом пытается узнать образ знакомого предмета. После 2,6 лет он уже более уверенно идентифицирует созданные в лепке или рисовании образы (круглые формы – мячики, вишни и т.д.). Возникает интерес к результату собственной изобразительной деятельности. Появляется стремление к самостоятельной изобразительной деятельности: лепка, рисование, конструирование.
Музыкальные занятия (слушание инструментальной музыки, пение, танец), а также широкое использование музыкального материала в повседневной деятельности детей приносят им много радости и эстетических переживаний, дают яркие художественные музыкальные впечатления.
Ребенок этого возраста восприимчив к чтению художественных произведений, в частности к поэзии малых форм и произведений, действующими лицами которых выступают дети и животные. Эмоционально реагирует на стихи, сказки; с радостью воспринимает различные формы театрализованной деятельности (игры-импровизации, показ настольного театра, театра игрушек) [11].
Ребенок готов к переходу в новый период своей жизни в дошкольное детство.
3. Особенности развития ребенка дошкольного возрастаУспехи ребенка в овладении предметами основываются на основе подражания образцов взрослых. Стремление ребенка к подражанию приобретает генерализированный характер, переносится из конкретных способов действий на все поведение взрослого, на его взаимоотношения с окружающими. Открыв для себя в раннем возрасте «мир предметов» ребенок дошкольного возраста переходит к «открытию мира людей».
На первый план для ребенка выступают социальные взаимоотношения, общение между людьми, их общественные функции: моя мама учительница, а моя – врач и т. Если в раннем возрасте в общении со взрослым главным звеном был предмет, то теперь он отступает на второй план, служа средством вхождения ребенка в мир человеческих взаимоотношений. Стремление дошкольника стать взрослым, подражать его социальным функциям не может иметь реального воплощения, поэтому возникает сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Главным содержанием сюжетно-ролевой игры выступает моделирования межличностных взаимоотношений взрослых людей. В предметно-манипулятивных играх дети моделируют взаимосвязи между предметами с помощью заменителей реальных предметов [8].
Стремление к подражанию взрослых реализуется и с помощью других видов деятельности, которые активно формируются у дошкольника: производительной, изобразительной, трудовой. В этих видах деятельности ребенок, как и в сюжетно-ролевой игре, стремится охватить действительность в ее целостности, во взаимосвязях между ее составляющими, что становится возможным на основе достаточного интеллектуального развития. Деятельность дошкольника отмечается знаково-символическим характером.
Например, рисунок является своеобразным неконвенциональным (сохраняющим сходство с предметом) знаком изображаемого объекта или ситуации.
Ребенок осваивает широкий круг видов деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую. Формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Вхождение ребенка в мир взрослых в различных видах деятельности происходит по-разному.
Сюжетно-ролевая игра выступает для дошкольников школой межличностных взаимоотношений. В продуктивных видах деятельности ребенок выступает как истинный творец, усваивая одну из характерных человеческих ролей. В деятельности самообслуживания по обеспечению своего быта, в трудовой деятельности ребенок достигает реальных результатов, принимаемых взрослым, усваивает гигиенические навыки, трудовые действия, важность которых сохраняется на протяжении всей жизни: мыть руки, одеваться, пришить пуговицу, убрать в комнате и т.
Помогая взрослому, дошкольник становится непосредственным его партнером, сотрудником, коллегой. Результаты труда дошкольника, одобряемые взрослым. вызывают у него гордость, переживание своей значимости.
Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Стремление ребенка войти в мир взрослых обусловливает значительные изменения в формах его общения. Содержательность его заметно возрастает, чему способствует овладение речью, снижается его ситуативность, появляются темы «философского» уровня. На первом этапе в 3-4 года формируется внеситуативно-познавательная форма общения взрослого и ребенка, содержанием которого выступает обсуждение познавательных проблем, удовлетворяется интерес ребенка к окружающему. В 5-7 лет общения дошкольника со взрослым носит внеситуативно-личностный характер, обсуждаются проблемы человеческих взаимоотношений, морали. Интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, что выступает необходимым условием организации и проведения сюжетно-ролевых игр. В ходе общения с ровесниками в психике и личности дошкольника возникают такие черты, как уважение к мнению других, способность быть партнером, согласовать различные позиции, обосновать, возразить тому подобное.
На основе достижений ребенка в развитии познавательных процессов, их интеллектуализации, интеграции и дифференциации, приобретение ими произвольного и сознательного характера знания ребенка значительно расширяются, систематизируются, приобретают личностный смысл. Это дает основания говорить о закладке у дошкольника основ мировоззрения. Важными новообразованиями личности выступают первые нравственные инстанции, соподчинение мотивов (Л. И. Божович, А.Н. Леонтьев), формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.
На протяжении дошкольного возраста ребенок проникает в сущность человеческой деятельности, переходит от ее внешних признаков и атрибутов к глубинному смыслу и значению. Центральное новообразование личности дошкольника состоит в том, что происходит перестройка внутренней позиции дошкольника, которая подготавливает его к поступлению в школу, к овладению новым видом деятельности – учению. Постепенно дошкольник все больше понимает, что игра – это лишь имитация взрослой жизни, растет недовольство со своей позицией. Характерно, что ребенок в 3 года говорит «я большой», а до 7 лет начинает считать себя маленьким. Рост интеллектуального уровня приводит к реальной оценке ребенком своих возможностей и понимания необходимости обучения для настоящего вхождения во взрослую жизнь. Ребенок наблюдает, что взрослый более важно и серьезно относится к деятельности учения, а потому стремится овладеть этой деятельностью [5].
ЗаключениеДетство является периодом быстрого и интенсивного развития человека. Другие периоды не предусматривают такого количества своеобразных жизненных этапов, как раннее и дошкольное детство.
Каждый из этих этапов развития имеет свои характерные особенности, зная которые можно своевременно провести коррекцию их отклонения.
Одной из основных проблем современности является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирование его жизненных компетенций. В связи с этим одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы создать условия для самостоятельного развития ребенка, проявления его личностного потенциала.
Список литературы30 уроков развития мелкой моторики руки. – М.: Современная школа, Кузьма, 2011. – 751 c.
Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2013. – 315 с.
Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
Большая книга подготовки к школе для детей 3-4 лет. Математика, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. – М.: Академия развития, 2013. – 240 c.
Воспитание и обучение детей раннего возраста. – Л.: Просвещение, 2012. – 176 c.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
Казьмин А. М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М.: Когито-Центр, 2011. – 74 с.
Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2015. – 176 c.
Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 172 c.
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособ. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2010. – 285 с.
Специальная педагогика. – М.: Академия, 2014. - 400 с.
Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Академия, 2012. – 368 с.