Семинар — практикум для воспитателей Игровая артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейИгровая артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
План:1 этап1. Теоретическая часть.1.1.Актуальность.1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.1.3. Рекомендации к занятиям.1.4. Рекомендации к проведению упражнений.1.5. Уточнение названий органов артикуляции.2. Практическая часть.2.1. Показ упражнений для развития подвижности губ и мимических мышц лица, и объяснение положения органов артикуляции.2.2. Выполнение упражнений педагогами.2 этап2.3. Показ педагогам массажа губ и языка.2.4. Выполнение упражнений педагогами.3 этап2.5 Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.
Особенности нарушения звукопроизношения для детей 4-го года жизниШИПЯЩИЕ (Ш, Ж, Ч, Ш)СОНОРНЫЕ (Р, Л)ПРОПУСКИ, ЗАМЕНЫ, ИСКАЖЕНИЯ
Произношение твердых и мягих согласных звуков:М, Б, П, Т, Д, Н, Г, Х, В,Л, С, Цготовят органы артикуляции к произношениюшипящих звуков.
Сказка о Веселом Язычке..
Предпосылки формирования правильной речиАртикуляц. упражненияПальчиковые игры
Органы артикуляции
Артикуляционная гимнастика
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастикиРекомендации к проведению упражнений:1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.7. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь невролога и специальный логопедический массаж.
Основные артикуляционные упражнения
Статические упражнения для развития подвижности мышц языка:Статические:ЛопаточкаЧашечкаИголочкаКошка сердитсяТрубочкаГрибок
Динамические упражнения:ЧасикиЗмейкаКачелиФутболЧистка зубовКатушкаЛошадкаГармошкаМаляр
Игровая артикуляционная гимнастика«В гостях у бабушки с дедушкой» ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами). ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы). БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК — МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Упражнения самомассажа для укрепления губСмешанная песенкаИндеецПомадаКисточкаРасческаПряткиСкороговорки
Упражнения самомассажа мышц языкаПростой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).Массаж через салфеткуМассаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение — спринцовку сложить в четыре раза.