Самообразование Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию



Тема: Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию



Пояснительная записка
Работая в детском саду, я заметила одну особенность - чем дети младше, тем они отзывчивее, добрее к другим детям и взрослым. Маленькие крохи открыты окружающему миру. Как будто их сердца раскрыты для всех. В них нет ни скрытости, ни злобы, а всё их сердце – это яркий огонь любви и доброты. Но чем старше становятся дети, тем этот огонь любви и доброты к окружающим становиться меньше, словно, что-то вытесняет и пытается его потушить. Что же это? Почему, с годами, в сердцах наших детей остается все меньше и меньше места для любви, добра и отзывчивости. И, тогда я задумалась о том, как сохранить в отношениях между детьми любовь, доброту и отзывчивость? Как воспитать в детях доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу?
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, я пришла к выводу, что именно игра может стать основным орудием в поисках ответов на мои вопросы. Но передо мной становилось еще больше вопросов, которые требовали немедленных ответов: Как, каким образом, при помощи чего и др. Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, я занялась решением проблемы развития межличностных отношений детей через реализацию программы поэтапного социально-личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопознания здесь представлено в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу», «Я и другие». Основным средством реализации программы явилась игра.

Визитная карточка
Тема: Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по «Социально-личностному развитию».
Цель: Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Учить различным способам коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
Развивать умение противостоять конфликтным ситуациям, находить решения, подходящие для всех сторон.
Развивать способность к самовыражению.
Воспитывать толерантное отношение к сверстникам.
Формы организации: Игры-занятия, игровые, тренинговые упражнения, беседы, арт-терапия.
Прогнозирование:
Проявление уверенных положительных межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.
Умение находить конструктивные способы решения конфликтов.
Толерантное отношение к сверстникам.

Перспективное планированиена 2008-2009 уч. год
Месяц Содержание
Сентябрь Изучение литературы Л.Я. Коломенский «Человек: психология»
Перспективное планирование на учебный год
Адаптация вновь прибывших детей.
Октябрь Изучение литературы. Статьи Е. Кравцовой, Т. Пуртовой «Учите детей общаться» (Часть 1,2)
Ноябрь Коррекционное занятие с педагогами «Оптимизация стиля общения с детьми»
Изучение литературы Н.В. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностная аттракция»
Декабрь Изучение литературы Изучение литературы Н.В. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностная аттракция»
Консультация студентов:
Взаимоотношения В=РЭмоциональный климат в группах д/с.
Январь Изучение литературы С.А. Козлова «Дошкольная педагогика» Воспитание коллективизма.
Февраль Изучение литературы С.А. Козлова «Дошкольная педагогика» Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх.
Март Изучение литературы «О сущности общения» Сравнительный контроль «Взаимоотношения В=Р, Р=Р»
Апрель Изучение литературы О. А. Шагаева «Детская психология». Отношения. Виды отношений. Характер отношений.
Стендовая информация «Кризис 3-х лет, или позиция «Я сам»
Май Изучение литературы О. А. Шагаева «Детская психология». Развитие гуманных отношений в группе сверстников в онтогенезе.

Перспективное планированиена 2009-2010 уч. год
Месяц
Содержание
Сентябрь Изучение литературы В.М. Корепановой, Е.В. Харламовой «Диагностика развития и воспитания дошкольников»
Адаптация вновь прибывших детей
Октябрь Установление положительного контакта с детьми II младшей группы
Наблюдение за детьми II младшей группы
Ноябрь Подготовка диагностического материала «Социометрия» для II мл.группы
Изучение литературы Г.А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия.
Декабрь Рекомендации по работе с детьми «группы риска»
Диагностика «Социометрия» (II мл.группа)
Изучение литературы Г.А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми.
Январь Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель». Общаемся с детьми.
Февраль Коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска»
Выступление на родительском собрании «Особенности психического развития детей 4-5 лет»
Март Интерпретация диагностики «Социометрия».
Консультация для педагогов «Дети - изгои»
Апрель Изучение литературы. Психология социальной одаренности. Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. Примерное содержание работы по развитию социальных способностей дошкольников в разных видах деятельности в условиях детского сада.
Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель». Я тебе доверяю.
Май Составление рекомендации для воспитателя и родителей II мл. группы по формированию положительных межличностных отношений у детей группы.
Перспективное планированиена 2010-2011 уч. год
Месяц Содержание
Сентябрь Разработка рабочей программы по социально-личностному развитию детей
Диагностика детей по социально-личностному развитию детей
Адаптация детей
Работа с семьями «группы особого внимания»
Октябрь Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия «Ребята нашего двора»
Изготовление карточек отображающие эмоциональное состояние
Работа с семьями «группы особого внимания»
Ноябрь Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия «Куб настроения»
Декабрь Социально-личностное развитие детей
Открытое занятие по «Социально личностному развитию детей»
Изготовление пособия «Цветное настроение»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Январь Социально-личностное развитие детей
Изучение литературы Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста (интернет-ресурс)
Работа с семьями «группы особого внимания»
Февраль Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия «Пиктограммы эмоций»
Изучение литературы «Развитие социально-психологической готовности ребенка к школе»(интернет)
Работа с семьями «группы особого внимания»
Март Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия «Игры, способствующие социализации детей»
Изучение литературы «Развитие эмоциональной сферы и навыков общения у детей»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Апрель Социально-личностное развитие детей
Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Май Диагностика детей по социально-личностному развитию
Работа с семьями «группы особого внимания»
Перспективное планированиена 2011-2012 уч. год
Месяц
Содержание
Сентябрь Разработка рабочей программы по социально-личностному развитию детей
Мониторинг детей по социально-личностному развитию
Адаптация детей
Работа с семьями «группы особого внимания»
Развлечение в средней группе «Здравствуйте, это я!»
Октябрь Социально-личностное развитие детей
Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Развлечение в средней группе «Настроение»
Ноябрь Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия «Игры, способствующие социализации детей»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Развлечение в средней группе «На вкус и цвет…»
Декабрь Социально-личностное развитие детей
Изготовление пособия
Работа с семьями «группы особого внимания»
Развлечение в средней группе «На воздушных шарах!»
Январь Социально-личностное развитие детей
Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель»
Работа с семьями «группы особого внимания»
Развлечение в средней группе «Загадочный зоопарк»
Февраль Социально-личностное развитие детей
Конкурс «Воспитатель года - 2012»
Развлечение в средней группе «Я и мои друзья»
Март Социально-личностное развитие детей
Занятие интеллектуального клуба для родителей «Как помириться?»
Развлечение в средней группе «Здравствуйте, это я!»
Апрель Социально-личностное развитие детей
Подготовка отчета по самообразованию
Мониторинг достижения детей по социально-личностному развитию
Май Отчет по самообразованию
Наработанный материал
Адаптация детей к условиям детского сада.(Во многом быстрое и безболезненное привыкание детей к условиям детского сада зависит от того как ребенок умеет вступить в контакт с окружающими детьми, наладит отношения с детьми, выступить в роли инициатора). Приложение 1Коррекционное занятие с педагогами «Оптимизация стиля общения с детьми» (Известно, что воспитатель является примером для детей и предметом для подражания. От того, как ой стиль общения использует в работе с детьми воспитатель и как воспитатель научит детей общаться между собой зависят межличностные отношения в группе детей). Приложение 2
Консультация студентов «Эмоциональный климат в группе» (Будут ли межличностные отношения в группе положительные зависит от того кокой эмоциональный фон доминирует в группе детей). Приложение 3.
Фронтальный контроль «Взаимоотношения В=Р, Р=Р» (Эффективность работы воспитателя в определенной степени зависит от умения установить положительное межличностные отношения с группой детей и между детьми группы). Приложение 4.
Установление положительного контакта с детьми II младшей группы Приложение 5.(для того, чтобы работа с детьми протекала доверительно и безболезненно, а диагностика показала достоверный результат нужно установить с каждым ребенком группы положительные межличностные отношения, необходимо, чтобы ребенок смог довериться и пойти на полноценный контакт).
Подготовка диагностического материала «Социометрия» для II мл. группы ( для проведения диагностики необходимо подобрать соответствующую методику, подготовить необходимый материал, протоколы, проработать инструкцию и вопросы, которые будут предложены детям). Приложение 6
Диагностика детей «группы риска» (основная масса детей которые не владеют навыками положительных межличностных отношений – это дети «группы риска»)
Рекомендации по работе с детьми «группы риска». Приложение 7
Диагностика «Социометрия» (II мл. группа). Приложение 8.Занятие интеллектуального клуба для родителей «Успешный родитель». Приложение 9
Коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска». Приложение 10.
Составление рекомендации для воспитателя II мл. группы по формированию положительных межличностных отношений у детей группы. Приложение 11.
Составление рекомендации для родителей II мл. группы по формированию положительных межличностных отношений у детей группы. Приложение 12.
Разработка рабочей программы по социально-личностному развитию детей Приложение 13.
Диагностика детей по социально-личностному развитию детей. (Для работы по развитию каких-либо навыков необходимо установить базовый уровень развития данных навыков у детей). Приложение 14.
Изготовление пособия «Ребята нашего двора»
Изготовление карточек отображающие эмоциональное состояние
Изготовление пособия «Куб настроения»
Изготовление пособия «Цветное настроение»
Изготовление пособия «Пиктограммы эмоций»
Изготовление пособия «Варежки»
Открытое занятие по «Социально личностному развитию детей». Приложение 15

Глоссарий
Ага–переживание — термин, обозначающий приятный, чувственный тон, возникающий в результате успешного завершения ряда продолжительных попыток решить проблему по установлению связи между предметами. Этот феномен первоначально был описан в 1908 г. К. Бюлером (Buhler K. "Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgange", "Arch. f. d. g. Psychol.", 1908, 12) в рамках методологических установок вюрцбургской школы. Выбор этого феномена в качестве объекта исследования был обусловлен постулированием концептуального положения о том, что основным содержанием сознания является не сенсорный опыт, а определенная мысль, направленная на предмет и опирающаяся на схему отображения отношений между предметами. Первоначально "ага–переживание" рассматривалось как нечто однородное и возникающее при любой внезапно пришедшей в голову идее, но в дальнейшем произошла его дифференциация по критерию различия дискурсивных и не дискурсивных познавательных процессов.
Агрессия - (от лат aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т п)Выделяются след виды А: 1) физическая А (нападение) - использование физической силы против др лица или объекта; 2) вербальная А - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);3) прямая А - непосредственно направленная против к-л объекта или субъекта; 4) косвенная А - действия, которые окольным путем направлены на др лицо (злобные сплетни, шутки и т п), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т п); 5) инструментальная А, являющаяся средством достижения к-л цели;6) враждебная А - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;7) аутоагрессия - А, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А, имеющая цель защиты др от чьих-то агрессивных действий.
Адаптация - (от лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Антипатия - (от греч. чувство неприязни) — неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п. Антипатия может быть осознанной и неосознанной. Неприязнь по отношению к кому-либо может возникать как на основе принципиальных, например мировоззренческих расхождений, так и при восприятии внешнего вида, манеры поведения, привычек других людей. Усвоенная градация ценностей жизни, понимание объективной значимости деятельности и личности воспринимаемого человека может предотвратить возникновение к нему антипатии. Антипатия в противоположность симпатии затрудняет процесс взаимопонимания и сплочения, мешает внутриколлективному взаимодействию. Антипатии или симпатии педагога не должны влиять на его деятельность, требовательность, объективное отношение к ученикам и оценку их успеваемости
Арт -терапия – это направление в психотерапии , психокоррекции и реабилитации , основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобрази тельным творчеством . Арт –терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией , драмтерапией и танцедвигательной терапией .
Аттракция - (от англ. attraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.   Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.   Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:   1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);   2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;   3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;   4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.
Девиантное (отклоняющееся ) поведение -(от позднелат . deviatio - отклонение ) в специальной литературе трактуется в двух значениях : во-первых, как проступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам ); во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам .
Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.
Игротерапия – это особо организованный вид игрового взаимодействия между педагогом и ребенком, в процессе которого педагогом сначала выявляется круг проблем ребенка, а затем постепенно начинается коррекционная работа.
Креативность - по Торренсу (от лат creatio - созидание) - индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению
разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результата.
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности коммуникатора.
Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. 2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Межличностное Общение - общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей , как правило, эмоционально окрашено Оно касается всех сторон жизни людей В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система существующих общественных отношений, в том числе экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения цели.
Настроение – 1. Эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента - . Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный. 2. Общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его самочувствие. Н. характеризуется эмоциональным знаком (положительное, "приподнятое", или отрицательное, "подавленное"), степенью осознанности источника, причины Н. и временной динамикой (устойчивые и преходящие Н.). Н. лежит в основе отдельных эмоций и чувств, способствует коммуникации. Соц. Н. отражает особенности психич. направленности, состояние духовной атмосферы той или иной общности людей.
Негативизм - (от лат. negatio – отрицание) — нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

Общение - Англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 2. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.
Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - , служащие их удовлетворению Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду
Развитие -англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. См. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.
Релаксация - (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии - (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).
Толерантность - (от лат. toleran-tia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Фрустрация - (от лат. обман, расстройство) — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. В простейшем случае фрустрация возникает, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными: хочется пить, а воды поблизости нет. Однако чаше фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемых обществом, поскольку не всегда может быть обеспечен баланс между потребностями человека и нуждами социального окружения. Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, фокусируя его внимание на конкретном мотиве, действующем в данный момент. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться.
Чувство - высший продукт развития эмоций человека, к-рые возникают в онтогенезе как рез-т конкретных ситуативных эмоций. Ч. отвечают высшим соц. потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (патриотич., нравственные, эстетич., родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций Ч. присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархич. система Ч.; содержание доминирующих Ч. определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. Сформированные Ч. становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же Ч. может реализоваться в различн. эмоциях. Так, Ч. глубокой любви или ненависти к д-j человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали.
Эгоизм — черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем *Я*, равнодушии к другим людям. В противоположность альтруисту эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Биологическая предпосылка эгоизма — своеобразное защитное проявление инстинкта самосохранения. Эгоизм может быть усилен неправильным воспитанием, ориентацией человека на удовлетворение собственных потребностей и добывание благ жизни. Человек, отличающийся эгоизмом, с трудом адаптируется в коллективе, ищет выгоды для себя в общении и взаимодействии. Преодоление эгоизма связано с развитием самосознания, объективности самооценки, наполнением направленности личности общечеловеческими ценностями, сопереживанием по отношению других людей в случае их неудач в работе, личной жизни.
Эгоцентрическая речь — говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Эксперимент - метод проверки выдвинутой цели, гипотезы.
Эмоция - (франц. emotion - волнение, эмоция, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психич. процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция Э. заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом.
Эмпатия - (от греч. сопереживание) — понимание и чувствование в переживании, эмоции, психические состояния другого человека. Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень), сопереживание или сочувствие, которое испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу (аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень). Эмпатия, как личностное свойство, имеет биосоциальную природу и поддается в известной мере целенаправленному формированию.