Мастер-класс для воспитателей«Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»
Мастер-класс
«Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами формирования познавательных компетенций у детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности.
Расширить представления педагогов о методах и приёмах активизации исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова.
Ход:
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно- исследовательская деятельность.
«Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы можно разделить на 3 группы:
Методы словесной передачи и слухового восприятия, используемые в ДОУ (объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ)
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия, используемые в ДОУ (наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов)
Методы практической передачи и тактильного восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты, экспериментирование, моделирование)
- А что такое приёмы обучения?
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
-Чем они отличаются от методов?
Прием-это конкретное применение определенного метода на практике.
( игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, показ иллюстраций, дидактические игры, фиксация результатов)
МЕТОДЫ:
Наблюдение
Сравнение и сопоставление
Анализ и синтез
Эксперимент
ПРИЕМЫ:
Опыт
Дидактическая игра
Использование художественного слова
Наблюдение
Моделирование
Проблемная ситуация
Трудовые поручения
Фиксация результатов
Всеми методами и приемами мы пользуемся, но всегда ли можем правильно определить их.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение — самый популярный и самый доступный метод исследования. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим - умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить, а не просто смотреть, слышать или осязать.
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
- формирует у детей знания о природе.
- учит наблюдать.
- развивает наблюдательность.
-воспитывает эстетически.
Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
Наблюдения бывают длительными и кратковременные.
Длительные наблюдения ценны тем, что часто позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений, понять их причинную связь. Например, наблюдая за ветками деревьев и кустов, дети могут выяснить, от чего зависит появление листьев, быстрота распускания почек.
Необходимо проводить наблюдения детей и на ежедневных прогулках и во время их игр на воздухе. Предметами наблюдений на прогулках могут быть погода, небо, сезонные явления в жизни растений (появление цветков, листопад) и животных. Наблюдения эти обычно кратковременны и носят эпизодический характер.
- Какой прием необходим для наблюдения?( фиксация)
-Какими способами можно зафиксировать наблюдения?
Формы фиксации результатов.
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
Сравнение с уже известными детям объектами.
Изучение взаимообратных процессов.
Включение в сюжетно-ролевые игры.
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
Отдельные буквы и слова.
Натуральные объекты.
Циферблаты.
Зарисовывание объекта.
Схематическое зарисовывание (пиктограммы)
Использование условных знаков.
Планы-схемы.
Рисунки-прогнозы.
Фотографирование.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
МЕТОД СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ
Какие приемы?
Описание
Сравнение
Различение
Описание
Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.
Описать объект — значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?». Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков, мнемотаблиц.
«Вспомни и опиши воробья- его внешний вид и поведение. Расскажи, чем он похож на других птиц и чем отличается от них?»
Очень близок приему описания посредством примера другой прием — сравнение.
Сравнение
Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.
-Где очень часто мы применяем этот прием?
Активно используются сравнения в художественных текстах. Вот пример сравнения — отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной,Березы светлою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца,Лес пахнет дубом и сосной…
«На кого или на что могут быть похожи предметы или животные?»
СЛОН- тяжелый, как грузовик, большой мячик на толстых ногах, серый, как осеннее небо.
ОБЕЗЬЯНА-
ПОЕЗД-
Различение
Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе.
МЕТОД АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
-Как вы понимаете?
-Чтобы у вас не вызывал затруднение этот вопрос, я предлагаю поиграть
Слайд
Задание «Выбор главных признаков»
- К слову назовите главные признаки - из чего состоит.
1) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
2) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
5) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
-Какие ещё аналогичные игры вы знаете?
-Используете ли вы его в своей практике?
- Какие компетенции развиваем у детей?
-Дайте понятие определению анализ.
Анализ-( от греческого слова-разложение, расчленение)- это метод исследования, при котором целое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная « часть» осознается именно как часть целого.
С помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру.
Результатом анализа является классификация.
Синтез- объединение всех данных, полученных в результате анализа
Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.
Как можно изобразить анализ и синтез?
АНАЛИЗ
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ
СИНТЕЗ
Приемы:
Ребусы
Объясни смысл пословицы
Анализ отношений между понятиями
-Какие игры вы проводите с детьми при выборе этого метода-метода анализа и синтеза.
-«Съедобное-не съедобное»
-«Природа-не природа»
-«Я знаю 5 ….»
Работа на компьютерах.
1 Задание: Даны три слова. Первые два из них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.
Например: песня – композитор = самолет - ?1) аэродром,
2) горючее,
3) конструктор,
4) летчик,
5)истребитель.
Ответ: конструктор.
Школа – обучение = больница - ? 1) Доктор,
2) Ученик,
3) Лечение,
4) Учреждение,
5) Больной.
Нож – сталь = стол - ? 1) Вилка,
2) Дерево,
3) Стул,
4) Пища,
5) Скатерть.
Лес – деревья = библиотека - ? 1) Город,
2) Здание,
3) Библиотекарь,
4) Театр,
5) Книги.
Утро – ночь = зима- ? 1) Мороз,
2) День,
3) Январь,
4) Осень,
5) Сани.
Волк – пасть = птица - ? 1) Воздух,
2) Клюв,
3) Соловей,
4) Яйцо,
5) Пение.
-Что развивает эта игра? (умение логически мыслить)
ИТОГ
В результате познавательно-исследовательской деятельности какие компетенции формируем у детей?
Слайд
повышается познавательный интерес детей.
появляются специальные знания и умения, необходимые для проведения исследования (знание методов исследование, умение их применять для получения информации в различных проблемных ситуациях, умение собирать и обрабатывать информацию, фиксировать её специальными знаками и символами)
дети более уверенно высказывают свою точку зрения на проблему, аргументируют её.
- Подчеркну, что эти методы и приемы могут быть использованы на всех предметных занятиях, что дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для исследовательской деятельности.
Рефлексия
- Сделайте ладошками весы. На левую руку положите те знания, которые у вас были, на правую руку, те, которые вы сегодня приобрели.