Разработка внеклассного мероприятия ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ — 16 ноября
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Мамадыш»
Международный конкурс методических разработок «Педагогический опыт» Номинация: ЛУЧШЕЕ ЗАНЯТИЕ
Мы разные, но равные!
(разработка внеклассного мероприятия ко дню толерантности – 16 ноября)
Автор: Байкеева Светлана Александровна
Учитель русского языка и литературы
8-927 498 13 12
baj-lana@mail.u
г. Мамадыш2016 г.
Мы разные, но равные!
Цели:
Образовательные:
познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
выявить основные черты толерантности;
сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
Развивающие:
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Все участники мероприятия садятся по кругу.
Каждый приносит с собой ладошку, вырезанную из цветной бумаги.
Ход занятия (сопровождается мультимедийной презентацией +видео):
Орг. момент. (Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»1Песня «Я, ты, она – вместе целая страна!»
Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья В слове “мы” – сто тысяч “я”! Большеглазых, озорных, чёрных, белых и льняных, Грустных и весёлых, в городах и сёлах. Над тобою солнце светит, Родина моя, Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, страна твои просторы. Я люблю твои поля и горы. Сонные озёра и бурлящие моря. Над полями выгнет спину Радуга-дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, Как будто праздник! Припев: Будут на тебя звёзды удивлённо смотреть, Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба, В синей тишине птицы Будут радостно петь. И будет песня звенеть над тобой в облаках На крылатых твоих языках. Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья
В слове “мы” – сто тысяч “я”!
Целеполагание.
- посмотрите на экран (люди разной национальности)2. О чём сегодня пойдет речь? 3
Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова выдающегося английского драматурга, лауреата Нобелевской премии в области литературы Б. Шоу:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
В конце урока мы вместе попробуем объяснить эти слова.
5Мы живем в многонациональной России XXI века. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.
6Именно по этой причине в нашу жизнь и нашу речь вошло такое понятие как ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
716 ноября 1995 года ЮНЕСКО была принята ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦЫПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
8-12(Сообщение детей о толерантности).
13«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
А для того, что бы вам было понятнее, давайте посмотрим на следующие ситуации…
14-19(1 – дети делят игрушку)
(2 – один споткнулся и все смеются)
(3 – нищий просит милостыню)
- Как нередко люди реагируют на подобное (злятся, смеются или делают вид, что не замечают).
20- Очень часто реакция людей в подобных ситуациях бывает весьма агрессивной. Давайте посмотрим, к чему ЭТО приводит…
Притча о темпераментном мальчике.
21Жил-был один темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить и забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».
22- чему нас учит эта притча?
7. 23А теперь давайте сыграем в игру «Ты похож на меня, потому что…»
8. Часто случается так, что, наблюдая за другими людьми, мы начинаем искать в себе недостатки. Казалось бы, это хорошо, но нередко может случится и подобное…
24« Принимай себя».
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.Взгляни на себя. Ты можешь быть только -- Собой. Невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь - Радоваться и цвести, или наоборот, -- можешь ЗАВЯНУТЬ, если ты – НЕ ПРИНИМАЕШЬ себя и свою жизнь.
25- Чему вас научила ЭТА притча?
9. 26 ПАЗЛЫ. Посмотрите на экран. Каждый из вас отличается от того, кто рядом, точно так же пазлы, изображённые на слайде. Но для того, чтобы картинка, то есть результат какой-то работы был наиболее продуктивный, каждый должен внести свою собственную индивидуальность в общую картину, привнести свой неповторимый талант.
10. И в завершении я бы хотела познакомить вас с ещё одной легендой
27Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
28Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? О чем говорилось в эпиграфе, который мы использовали в начале урока?
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
29Какими качествами должен обладать толерантный человек?
11. Игра «Волшебная рука»
30Предлагается написать на пальчиках ладошек, которые вы принести с собой эти качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
31ВИДЕО «Давайте жить дружно!»
12. 32А теперь необходимо вручить эту руку любому человеку, сказав: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть!» и услышав в ответ: «Если тебе будет трудно, я всегда приду на помощь!»)(Дети обмениваются ладошками, звучит песня группы «Демо» «Давайте жить!)
Я иду, а звёзды катятсяСколько дней из жизни тратитсяЧтобы делать то, что не нравитсяДаже не представитьЯ живу а мне всё кажетсяЧто-то жизнь никак не ладитсяИ не хочет, чтоб по-моему всё былоВсё как в сказкеДавайте петь, давайте житьДавайте жизнь свою любитьИ каждый день встречать рассветКак будто вам семнадцать летПоменьше есть, поменьше спатьСоветы в книжках не искатьТы только сам найдёшь ответКак он прекрасен, белый светЖизнь летит, земля всё крутитсяИ мечта твоя не сбудетсяЕсли будешь дома ты паритьсяИ всё ждать и плакать
Вытри слёзы, всё получитсяНа ошибках люди учатсяИ без них тебе не справитьсяСо своей бедоюДавайте петь, давайте житьДавайте жизнь свою любитьИ каждый день встречать рассветКак будто вам семнадцать летПоменьше есть, поменьше спатьСоветы в книжках не искатьТы только сам найдёшь ответКак он прекрасен, белый светДавайте петь, давайте житьДавайте жизнь свою любитьИ каждый день встречать рассветКак будто вам семнадцать летПоменьше есть, поменьше спатьСоветы в книжках не искатьТы только сам найдёшь ответКак он прекрасен, белый свет
(В классе находится стенд, в его правом верхнем углу нарисовано солнце. Каждый участник приклеивает на свободное место полученную ладошку).