Урок на тему Вещества и явления в окружающем мире


Разработка урока естествознания в 5 классе
Вещества и явления в окружающем мире.
Учитель физики МКОУ сош № 11 г.Сатки :
Варфоломеева Наталья Борисовна
     Цель:  создать условия для изучения веществ и их свойств.
Задачи: 
1. Образовательные:• сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.     2. Развивающие:• развивать интеллектуальные способности учащихся,• развивать познавательный интерес к предмету,• формировать исследовательские навыки.     3. Воспитательные:• Развивать коммуникативные качества.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
1.Каково внутреннее строение Земли?
2.Что представляет собой земное ядро?
3.Какими свойствами обладает вещество мантии?
4.Как называются неровности земной поверхности?
5. Что называют полезными ископаемыми?
С целью проверки знаний проводится тест с целью определения темы урока.
3.Изучение нового материала
-Какие слова у вас сложились при выборе правильных ответов теста?
На сегодняшнем уроке разговор пойдёт о веществах и явлениях (тема урока на слайде).
Все предметы, которые нас окружают, являются телами
Солнце
Планеты
Спутники
Астероиды
Кометы
Метеориты
Минералы
Куски горных пород
Растения
Животные
Человек
Тела состоят из веществ.
Железо, стекло, соль, вода, полиэтилен – это вещества.
Многие тела состоят из нескольких веществ
Что здесь лишнее?
Стекло, очки, окно, стакан.
Соль, солонка, сахар, стекло
Вещество может находится в 3-х агрегатных состояниях
Вещества бывают простые и сложные. Почему, как вы считаете? (найдите ответ на вопрос в учебнике стр. 66-67) (работа с учебником).
-если в состав вещества входят атомы одного вида-простые, если атомами разного вида - сложные (углекислый газ, вода).
Сейчас известны более 7 тысяч разных веществ, и каждый год люди синтезируют новые.
-Вещества могут изменяться.
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями
Физические явления делятся на: тепловые, световые, звуковые, механические, электрические, магнитные.
Опыты демонстрируются учителем (электризация электрических султанов, отражение света, преломление света,)
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.
Опыт демонстрируются учителем (изменение окраски)
При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. (Выполняется вместе с детьми под наблюдением учителя)
Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, появление запаха (скисание молока), выделение газа, выделение или поглощение тепла и света. (видео разложение дихромата аммония)
В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции.
Работа в парах: фронтальные работы
Опыт№1Действия
Растяните и сожмите пружину.НаблюденияЧто наблюдали при растяжении и сжатии пружины?Изменяется ли при этом вещество?Какое это явление?____________ Опыт№2Действия
Поместите в пробирку с лимонной кислотой немного соды и с помощью пипетки накапайте в пробирку несколько капель воды.НаблюденияЧто наблюдаете?
Изменяются ли при этом вещества?Какое это явление?____________
Опыт№3Действия
Замкните электрическую цепь и убедитесь, что лампочка горит.НаблюденияЧто наблюдаете?Изменяется ли при этом вещество?Какое это явление?____________ Опыт№4Действия1.Поднесите магнит к скрепке.
2. Поднесите к магниту такой же магнит.НаблюденияЧто наблюдаете?Изменяется ли при этом вещество?Какие это явления?____________
Сохранилась легенда о том, как было получено стекло.
Издавна известны в Египте так называемые Содовые озера. Во время сильной жары они пересыхают и сода в больших количествах покрывает все дно. Оттуда и возили купцы соду в Европу.
Однажды купцы везли из Египта в Европу соду (белое твердое мелкокристаллическое вещество). В пути они остановились на песчаном берегу и разожгли костер. Чтобы защитить огонь от ветра, купцы, не найдя подходящих камней, вместо них воспользовались содой. Наутро в погасшем костре они обнаружили застывшие капли стекла. Стекло образовалось при сплавлении соды и песка.
СТЕКЛО= СОДА +ПЕСОК
- Работа на закрепление:
Найдите соответствие:
взрыв
Физическое нагревание воды
сжатие пружины
таяние льда
Химическое гниение
радуга
изменение окраски листьев
4. Закрепление. Рефлексия .
Устная беседа О каком явлении идет речь :
высыхание лужи
таяние снега
испарение одеколона
горение дров
ржавление ножа
выпадение росы
растворения сахара
разбить чашку
скисание молока
гниение помидоров
звонок с урока
письменное задание «Определи явления»
Сжатие пружины 
Образование накипи при кипячении воды 
Гниение растительных остатков 
Ледоход на реке 
Ковка металла 
Горение спирта 
Прокисание яблочного сока 
Растворение уксусной кислоты в воде 
Обугливание лучинки 
Замерзание воды 
Горение природного газа 
Образование инея
• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны Вариант 1 – физические явленияВариант 2 – химические явления• Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл)
5.Подведение итогов урока
Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие. 
  Оценочный лист работы на уроке
Фамилия, Имя, класс Виды деятельности Баллы Общий балл
тест в начале урока
задания на соответствие
Определи явление Трудности, с которыми столкнулся на уроке: Индивидуальные задания:
1. Учащийся работает на ПК: тест определить вещества.
2. Ниже приведены примеры тел и веществ. Определите, какие из них тела, а какие – вещества.
Гвоздь, айсберг, лед, комета, пыль, железо, водород, кислород, звезда, астероид, вода, Луна
Результаты анализа запишите в таблицу
Тела Вещества
3. Найдите соответствие телам и веществам., из которых они изготовлены
тела вещества
1. Парта А) Глина
2. Мяч Б) Металл
3. Гвоздь В) Древесина
4. Стакан Г) Резина
5. Кувшин Д) Пластмасса
6. Линейка Е) стекло
Приложение
Вариант-1
Выберите один правильный ответ.
1.Землю составляют:
А) ядро и земная кора; в) ядро, мантия и земная кора
Б) мантия и земная кора; г) ядро.
2.Ядро Земли состоит из:
В) одного слоя; е) двух слоев
Д) четырех слоев; г)трех слоев
3.В центре Земли располагается:
Ш) мантия; щ) ядро
Э) земная кора; ю) ядро и мантия
4.Кмагматическим породам относят:
Е) гранит; ж) мел
З) мрамор; и) песок
5.Толщина земной коры:
Р) 3-36км; с) 5-75км
Т) 10-15км; у) 5-25км
6.Все неровности земной поверхности называются:
С) земной корой; т)рельефом
У) горными породами; ф) горами и равнинами
7. Материки:
А) совершенно неподвижны; б) движутся с большой скоростью
В) движутся очень медленно; г) плавают по поверхности океана
8.Земная кора состоит из:
О) горных пород; п) мантии
Р) гранита; с) рельефа
1 2 3 4 5 6 7 8
в е щ е с т в о
Вариант-2
Выберите один правильный ответ.
1. В центре Земли располагается:
щ) мантия; Э) земная кора;
ю) ядро и мантия; я) ядро
2.К осадочным горным породам относится:
В) песок; г) мрамор
Д) гранит; е) базальт
3.Мантия составляет:
К) 38% от объема Земли; Л) 83% от объема Земли
М) 25% от объема Земли; н) 68% от объема Земли
4. Землю составляют:
г) ядро и земная кора; е) ядро, мантия и земная кора
д) мантия и земная кора; ж) ядро.
5. Ядро Земли состоит из:
н) двух слоев; п) четырех слоев;
о)трех слоев; р)одного слоя;
6. Толщина земной коры:
и) 5-75км; л) 3-36км;
к) 10-15км; м) 5-25км
7.Все неровности земной поверхности называются:
г) земной корой; д) горными породами;
е)рельефом; ж) горами и равнинами
1 2 3 4 5 6 7
я в л е н и е