Занятие по русскому языку Меткий стрелок, или Лингвистические забавы (6 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Ничкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Панаевская ШИ»
Внеклассное занятие по русскому языку
-571518224500«Меткий стрелок, или Лингвистические забавы»
Цель: систематизация знаний обучающихся по разделам лингвистики через мотивацию изучения предмета «Русский язык» и интереса к истории родной школы.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся по разделам лингвистики: фразеология, лексикология;
формировать умение различать синонимы, омонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, диалектизмы;
расширить знания обучающихся об истории Панаевской школы-интерната;
формировать умение работать в группе.
68014851905000Развивающие:
развивать творческие способности обучающихся;
развивать умение адекватно оценивать свою деятельность, рефлексировать;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи занятия через планируемые результаты:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
уметь различать синонимы, омонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, диалектизмы;
уметь определять предмет речи по наводящим описаниям на основе фразеологизмов;
уметь отвечать на вопросы-шутки.
Метапредметные: самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию
Регулятивные:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу и ответы одноклассников.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на занятии, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Формы работы: работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа (создание поздравления школе-юбиляру)
Приёмы смыслового чтения, игровые приёмы: «Разрешите представиться!», «Подскажи словечко!», «Федот, да не тот!», «Ума палата».
СОТ: активные методы обучения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
ЭОР: презентация с заданиями-выстрелами, мишень, звуковой эффект выстрела
Материалы: листы с заданиями-выстрелами, шаблоны подарков-смайликов, наборы медалей, грамоты, оформление на стенд
Этап занятия
Время, мин Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Результаты
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Приветствие/знакомство/инициация 2 мин. На перемене: деление на 4 команды (по желанию)
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на состязании метких стрелков. Уверена, что и вы рады видеть друг друга и готовы сотрудничать, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить, именно творить и созидать.
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое – это язык. Он и звучен, он и меток!
Слово подобно пуле, бьющей без промаха, не в бровь, а в глаз. Ну а тот, кто владеет силой слова – стрелок. А насколько меткий, покажет сегодняшнее состязание. Делятся на 4 команды. Познавательные:
осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные:
демонстрируют готовность к самообразованию;
планируют необходимые действия, операции
Коммуникативные:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта выражение сомнения в достоверности информации;
формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества;
Предметные:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта выражение сомнения в достоверности информации;
обнаружение ценности или достоверности информации, пути восполнения пробелов;
Личностные:
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на занятии;
осознание самого себя как движущей силы своего научения
Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности
Целеполагание или погружение в тему 2 мин. Почему именно стрельба?! Мне кажется, что это увлекательный вид спорта! Он помогает не только в совершенстве овладеть оружием, но и закалить свою волю, проявить выдержку и хладнокровие в напряженной обстановке соревнований.
А лингвистическая стрельба – это ещё и возможность продемонстрировать глубокие знания по предмету.
Перед нами 4 команды-участницы, борющихся за звание «Меткий стрелок – 2017».В ходе состязания нам предстоит выяснить, какая же из них окажется самой меткой, лингвистически подкованной.
Каждой команде будет предложено по 5 заданий-выстрелов, выполнение которых оценивается баллами-попаданиями в мишень. Чем больше и кучнее, тем лучше результат.
Понимают и принимают цели Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные:
структурируют собственные знания;
выполняют учебно-познавательные действия;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации
Регулятивные:
контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные:
организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование ожиданий/
образовательных эффектов 2 мин. Как и перед любым состязанием проведём инструктаж.
Испытываете ли вы чувство тревоги, опасения, дискомфорта?
Как его минимизировать?
Чего вы ожидаете от этого мероприятия?
Опасения развеяны, к оружию! Формулируют ожидания и опасения Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивная лекция/инпут29 мин. Итак, выстрел первый.
«Разрешите представиться!»
Возьмите лист с заданием №1, посовещавшись, впишите НАЗВАНИЕ, содержащее указание на цвет эмблемы на вашем столе; ДЕВИЗ команды. Затем представьтесь присутствующим. Начните фразой: «Меня зовут» и назовите качество характера или сильную его сторону, используя первую букву своего имени.
Например: здравствуйте, меня зовут Татьяна, я ТАЛАНТЛИВАЯ.
На выполнение задания – 5 минут.
Слово для представления – команде №1, …№4
(Звучит тихая МУЗЫКА)
Молодцы, вы все справились с заданием и получаете по 10 баллов – в «яблочко».
Ведущий ОТМЕЧАЕТ выстрелы на мишени
Мы знакомы, а значит, можем продолжить состязание в меткости.
Выстрел второй «Подскажи словечко!»
Возьмите лист с заданием №2, посовещавшись, впишите ответы.
На выполнение задания – 2-3 минуты.
(Звучит тихая МУЗЫКА)
Для взаимопроверки прошу выделить по одному игроку и обменяться ими. Если ответ правильный, поставьте +, каждый из которых равен 1 баллу.
Итак, проверяем.
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. СИНОНИМЫ
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. АНТОНИМЫ
Совокупность слов какого-нибудь языка. ЛЕКСИКА
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. ОМОНИМЫ
Новые слова, возникающие в языке. НЕОЛОГИЗМЫ
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, заменённые синонимами. АРХАИЗМЫ
Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. ДИАЛЕКТИЗМЫ
Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. ИСТОРИЗМЫ
Подсчитайте количество баллов. Вернитесь к своим командам.
Ведущий ОТМЕЧАЕТ выстрелы на мишени
Выстрел третий «Ума палата»
Опираясь на части фразеологизмов,
определите ЧТО это?
По очереди каждой команде предлагается ответить. Если ответ не получен или не верен, право назвать этот предмет предоставляется команде, первой поднявшей руку.
Надо быстро поразить цель, но за выкрики снимается 2 балла.
На выполнение задания – по 1 минуте.
1. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у путаников. КАША
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимаются бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. ВОДА
3. Его проглатывают, упорно не желая что-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК
4. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. НОС
КТО БЫСТРЕЕ
5. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ
6. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ВЕТЕР
Подсчитаем количество баллов.
Ведущий ОТМЕЧАЕТ выстрелы на мишени
ФИЗМИНУТКА
Тяжело стрелку лежать и стоять в одной позе, затекает тело. Предлагаю размяться.
Я читаю, а вы производите действия.
Выстрел четвёртый «Федот, да не тот!»
На ваших столах лежит лист с заданием №4, посовещавшись, подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка.
На выполнение задания – 5 минут.
Очи - глаза
чело – лоб
ланиты – щёки
уста – губы
перст – палец
брань – битва
глаголет – говорит
льзя – можно
брадобрей – парикмахер
тать – вор
плоть – тело
рамена – плечи
пясть – кисть руки
шуйца – левая рука
десница – правая рука
вежды – веки
Представителей счётной комиссии прошу пройти к командам-соперницам. Если ответ правильный, поставьте +, каждый из которых равен 1 баллу.
Ведущий ОТМЕЧАЕТ выстрелы на мишени
Выстрел пятый «Архивариус, или Кто быстрее».
Внимательно послушайте вопрос и дайте ответ. Оценивается правильность и быстрота.
Подсчитаем количество попаданий в мишень.
Ведущий ОТМЕЧАЕТ выстрелы на мишени
Вы все молодцы, проявили себя как истинные ценители русского языка. Подведём итоги, проверив кучность выстрелов.
Выполняют задание №1, представляются присутствующим
Оценка: 10 б.
Выполняют задание №2, производят взаимопроверку
Оценка: до 10 б.
Выполняют задание №3
Оценка: до 6 б.
Делают физминуткуВыполняют задание №4, производят взаимопроверку
Оценка: до 16 б.
Выполняют задание №5,
Оценка: до 11 б.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Личностные результаты:
1. формирование готовности к самообразованию;
Личностные:
осознают необходимость заботы о здоровье
Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
Регулятивные:
адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Проработка содержания темы обучающимися/групповая работа над темой Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Эмоциональная разминка 3 мин. «Награждение»
По итогам состязания звание «Меткий стрелок-2017» присваивается команде «_____».
2 место –
3 место –
4 место –
Прошу наградить каждого представителя внутри команды, обосновав выбор награды.
Осуществляют награждение членов группы
Регулятивные:
оценивают собственную деятельность на занятии
соотносят полученный результат с поставленной целью и проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы Подведение итогов/рефлексия 3 мин. Ну и, конечно же, придя на юбилей, нельзя не подарить подарки. На ваших столах их два вида. Если мероприятие понравилось, выберите подарок с улыбающимся смайликом, если нет – с грустным. На обратной стороне напишите пожелание школе-юбиляру, разместите подарки на пробковый стенд.
(Звучит тихая МУЗЫКА)
Спасибо за сотрудничество, прославляйте своей меткостью, своими знаниями Панаевск и нашу любимую школу. Будьте достойными гражданами страны!
Приглашаю на общее фото! Рефлексируют
Пишут пожелания