Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей» Программа краеведческого кружка По малой родине моей


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Парфеньевского района Костромской области



Утверждаю
Директор ДДТ
Дмитриева О.В.
Приказ №___от__________







Программа краеведческого кружка
« По малой Родине моей»


Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 11-14 лет








ФИО педагога Лебедева Н.Л.








Савино

Пояснительная записка
Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Савинской земле.
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-15 лет. Программа реализуется в течение 2011-2012 учебного года по четыре часа в неделю. Итого 144 часа.

Цель программы:
на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.

Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего села Савино, Савинской земли, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной деревне.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления:
Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
Исследовательская деятельность
Создание стенгазеты «По малой Родине моей»


Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.

Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Что должны знать и уметь воспитанники:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять доклады, рефераты
Оформлять дневник похода
Применять полученные знания на практике
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
Практиковаться в умении проводить экскурсии


Учебно-тематический план


тема
Кол-во часов



всего
теория
практика

1
Введение. Краеведение - наука о родном крае
3
2
1

2
2011 – юбилейный год
20
6
14

3
Красотою славится наша земля
6
2
4

4
Савинская земля
4
2
2

5
Откуда пошёл мой род
8
1
7

6
Семейные традиции, праздники
10
1
9

7
Я и моя деревня



8
3
5

8
Традиции и обычаи
16
6
10

9
« Их имена навечно останутся в нашей памяти»
12
2
10

10
«Не позволяй душе лениться»
12
2
10

11
История края
20
4
16

12
Дорога к храму
8
4
4

13
Создание папки
« Путеводитель по деревне Савино»
8
-
8

14
Создание стенгазеты «Моя малая Родина»


6
-
5

15
Внеклассные мероприятия
3
-
3


Итого
144










Содержание программы


Человек и его окружение.
Что изучает краеведение.
Источники изучения родного края.
Теоретический этап: изучение материалов.
Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае


История образования Парфеньевского района.
Геральдика. Юбилей села Парфеньево.
Знакомство с селами района.
С.В.Максимов – гордость нашего района.
Юбилей районной газеты
Теоретический этап: изучение материалов по данным темам (лекции, презентации)
Практический этап: заочная экскурсия по Парфеньеву и Парфеньевскому району, разработка и зарисовка герба деревни, викторины по творчеству Максимова С.В., работа с подшивками местной газеты в сельской библиотеке.



Знакомство с природой района.
Воспитание бережного отношения к природе.
Теоретический этап: изучение материала, работа с картой района
Практический этап: подбор материала к папке « Путеводитель по деревне Савино», разработка памятки «Все в твоих руках»

Географическое положение. Климат.
Растительный мир. Животный мир. « Путеводитель по деревне Савино»
Теоретический этап: изучение материала
Практический этап: экскурсия на природу, подборка материалов

Знакомство со своей родословной.
Теоретический этап: Что такое генеалогическое древо
Практический этап: Создание родословной своей семьи

Сбор материала на тему: « Традиции в моей семье».


Теоретический этап: изучение материала
Практический этап: оформление альбома



История деревни.
Моя деревня через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем.
Теоретический этап: Что изучает археолог. История деревни
Практический этап: экскурсия в школьный минимузей « Памятники истории вокруг нас», пополнение музея новыми экспонатами, фотовыставка «Вот моя деревня»

Народные праздники, отмечаемые в нашей деревне
Теоретический этап: знакомство с праздниками, отмечаемыми в нашей местности
Практический этап: совместное с домом культуры проведение праздников


Знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны
Теоретический этап: кого мы называем ВЕТЕРАН.
Практический этап: изучение письменных источники по истории нашего края, составление брошюры «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»


Сбор материала о героях труда «Они рядом с нами».
Сбор материалов о людях разных профессий
Поисковая деятельность, составление опросника ,оформление воспоминаний.
Теоретический этап: изучение литературы по работе с респондентами.
Практический этап: интервьюирование, составление брошюры


История деревень родного края: Артемово, Родино, Левино, Завражье, Меледино, Горелец.
Знакомство с известными людьми нашего края: С.С.Румянцев, П.Н.Ухов, В.И.Константинов
Теоретический этап: изучение материалов по истории деревень нашего края.
Практический этап: зкскурсии, встречи, составление презентаций, сборников стихов.


Храмы земли Парфеньевской.
Храм Святой Троицы в селе Горелец
Теоретический этап:изучение материалов, презентации.
Практический этап: экскурсия в Горелец, составление карты храмов и часовен нашего края



Обработка собранного материала и оформление брошюры «Путеводитель по деревне Савино»

Обработка материала и создание стенгазеты «Моя малая Родина»



Внеклассные мероприятия «Поговорим о старине», «Колесо истории»
Конкурс проектов

Заключение:
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.






Список литературы

Д. Белоруков «Деревни, села и города Костромского края», Кострома 2000 г.
С. Максимов «Избранное», Москва Советская Россия, 1981 г.
И. Н.Синова «Народы России: история и культура, обычаи и традиции» Санкт-Петербург 2010 г.
Л.Дерягина «Праздники и знаменательные даты России» Санкт-Петербург 2009 г.
Подшивки газеты «Парфеньевский вестник»









13PAGE 15


13PAGE 14215




15