Технологическая работа урока русского языка . СРО Занкова Л.В. 4класс.

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «А» классе МБОУ СОШ п. Берёзовый
УМК: Система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тема урока: Словосочетание. Главное и зависимое слово. Оформление словосочетания.
Используемая технология: ИКТ
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– осуществлять пошаговый контроль;
– формулировать собственное мнение ;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
– Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
Основные понятия: словосочетание, главное и зависимое слово.
Межпредметные связи: русский язык – развитие речи – литературное чтение- окружающий мир
Организация пространства: Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ресурсы: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3-го класса :в 2 часть - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Яковлева С.Г. Тетрадь по русскому языку для 3-х классов: в 3 часть (под редакцией Н.В. Нечаевой) Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»; мультимедийная презентация; ноутбуки, карточки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности,
(организационный момент).
Задачи этапа.
1.Обеспечение мотивации учения детьми и принятие ими урока.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности , включения в учебную деятельность.

1.Организационный момент.
Игра « Прикоснись».
-Прикоснитесь к трём партам. Спасибо.
-Найдите Диму и передайте ему привет. (-Дима, привет! ответ – Привет, ребята!) Спасибо.
-Посмотрите на правую стену. Спасибо.
- Найдите, что ни будь зелёное и прикоснитесь к нему. Спасибо.
- Найдите, что ни будь красное, и не прикасайтесь к этому. Спасибо.
-Прикоснитесь друг другу ладошками и передайте уверенность , что всё у нас на уроке получится.
- Вы готовы начать занятия?
Тогда начали !
«Урок – исследования».
-Кто такой исследователь?
-Что значить исследовать? «Исследователь-
Запишите в тетради дату исследования и место исследования.
-В классе сегодня работает журналист. Он напишет заметку в газету «Солнечный меридиан»- «На уроке русского языка».



Дети выполняют команды учителя.
-Что у нас всё получится.
Эти несколько секунд на вид нехитрых команд поднимают ребёнка по эмоциональному тону, дают ему энергию и силу на весь день.
Дети прикасаются друг к другу ладошками и говорят пожелания.

-Мы будем внимательны, сосредоточены и дружные.
-Что мы способные мы справимся.
Слайд №1.
-Это тот, кто занимается научными исследованиями.
-Изучить что-либо.
Ученик на уроке работает на компьютере, составляет документ в программе Microsoft Word.

Личностные:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.












2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Задачи этапа
Подготовить мышление учащихся построению учебных действий.
( технология креативного мышления)


Выбор темы.
-Определим тему урока по страницам 30-31 учебника.
-Какие группы тем исследования вы знаете?
-К какой группе относится наша тема?
-Обменяемся мнениями в парах.
Тема: Словосочетание. Главное и зависимое слово.
(Учитель открывает тему урока.)
- Поставим цель проекта.
-Какие слова- помощники?
-Предлагайте своё мнение.
(Учитель открывает цель урока.)
- Выяснить , как выделять словосочетания из предложений, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания.
-Кто хотел бы достичь цели урока. Выполнить учебную задачу?
-Выдвинем гипотезу.
-Что такое гипотеза?
-Какими слова начинается гипотеза?
-Что обязательно должно быть в проекте?
-Давайте определим, какие твои действия будут на уроке?
Проблема проекта – почему?
(это важно лично для меня).
Цель проекта – зачем ? (мы делаем проект)
Задачи проекта – что ? для чего? (мы это делаем)
Методы и способы – как ?
( мы сможем это сделать )
Результат – что получится ? (решение проблемы )
Деятельность ученика:
*работа со словосочетаниями;
*чтение правила;
*тренировочные упражнения;
*продукт проекта- памятка.
Дети предлагают тему урока.

-фантастические
-экспериментальные
-теоретические
- К теоретической.


Слайд №2
(тема и цель закрыта шторкой)
-выяснить
-узнать
-расследовать







Гипотеза - это предположение, догадка, рассуждение, которая требует проверки.
-предположим,
-допустим,
-возможно,...
Гипотеза: предположим, что словосочетание- это два слова, связанные между собой по смыслу.
-Продукт проекта.
Слайд №3-4.
(Деятельность ученика).
Познавательные УУД:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты с выделением их отличительных признаков;
Регулятивные: целеполагание.


3. Выявление места и причины затруднения.

Организация исследования.
Работа по учебнику.
Стр. 30 упр.327.
-Читает задание Почемучка.
-Назовите нарисованные предметы одним словом.
-Теперь дайте предмету более точную характеристику, составив словосочетание.
-Исследуем, что заметили?
-Как оформить словосочетание?
- Из чего состоит словосочетание? (из двух слов)
- От какого слова ставится вопрос?
- Как обозначается главное слово в словосочетании?
- Как обозначается связь главного слова с зависимым?
наблюдаем.
дом
изба
здание
каменный дом (какой?)
деревянная избушка(какая?)
высокое здание
( какое?)
-В словосочетании одно слово-главное, другое зависимое.
-Одно слово командует, другое подчиняется.
-От главного к зависимому.
-Крестиком.
-Стрелочкой.
Коммуникативные
УУД
сотрудничество в поиске и
выборе информации.

4. Построение проекта выхода
Задачи этапа:
Организовать построение проекта
Изучения нового материала.

4. Проведение эксперимента.
Стр.30, упр.328
Работа в парах.
-Допишите первые три словосочетания.
-Обсудите в паре.
Кот ( какой?) шустрый,
-Можно вставить слово бородатый? Почему?
мышка ( какая?) маленькая, молоко(какое?) тёплое
-Проверьте свои мнения.
-Обсудим ваши варианты.
- Кто похвалит своего соседа, скрепите ладошки домиком.
Знак-символ наблюдаем!

-Дети записывают три словосочетания, обсуждают варианты в прах.

-Нет.

Кот бородатый–это не словосочетание, так как не слова не связаны по смыслу.
Дети строят «домик»
( держат вверх руки).
Познавательные:
моделирование;
логические – решение
проблемы,
построение логической цепи
рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование.

5.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий.
Работа с правилом на стр.31.
-Прочитайте правило, правильно ли мы высказывали гипотезу относительно словосочетания.

Знак-посмотрим в книгу !



-Да , гипотеза наша подтвердилась.

Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами;
- допускать существование различных точек зрения;

Физпауза
- Упражнения буддийских монахов:
-Берёзка.
-Журавль.
-Хоп.
-Дыхательные упр. Вдох.



6.Первичное закрепление с проговариванием во внешнем речи.






Тренировочные упражнения.
А)-Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль. Составьте предложение.
ручей быстрый
лёд толстый
сковал ручей
-Выделите грамматическую основу предложения.
-Что заметили?
-Запишите предложение в журнал исследований.
Слайд №5





Толстый лёд сковал быстрый ручей.
-Сковал? Лексическое значение слова.
Лёд сковал.
-Главные члены предложения не являются словосочетанием.
На доске работает ученица.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-принимать роль в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи этапа:
1.Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3.По результатам выполнения работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.




Б). Выпишите из предложения словосочетания.
Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
-Составим алгоритм действия:
1). Сначала найдём и подчеркнём главные члены предложения.
2).Покажем связь с подлежащим.
шарф пушистый
3).Связь со сказуемым.
лежит на ветках
4).Связь с второстепенным членом предложения.
на ветках кедра
-Как связаны слова в словосочетании? А ещё?
В).Работа в группах.
Правила работы в группе:
1).В группе должен быть ответственный.
2).Работать должен каждый на результат.
3).Один говорит. Другие слушают.
4).Своё несогласие высказывай вежливо.
5).Если не понял переспроси.
Составление памятки. (Продукта проекта)
-Выполнив работу строим «дворец».
ПАМЯТКА
Как выписать словосочетание из предложения?
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
ПЛАН
1. Найти главные члены предложения.
2.Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
3.Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
4.Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения.
-Проверим ваши памятки.
-Где мы будем использовать памятку?
Слайд№6
-Символ-наблюдаем!
Шарф лежит.
Это основа предложения.
-Основа предложения не является словосочетанием.
шарф (м.р.ед.ч.) какой? пушистый(м.р.ед.ч.)
лежит (на чём?) на ветках
-По смыслу.
-Грамматически.
на ветках (чего?) кедра


Слайд№9 (правила работы в группе).
Дима работает на ноутбуке в программе «Отличник» -словарные слова.(Дифференцированная работа.)
Дети работают в трёх группах:
Знайки.
Слайд№10
Дети составляют памятку «Как выписать словосочетание из предложения?»
Дети предлагают свои варианты.
Дети зачитывают памятки.
Дима на ноутбуке называет отметку работы с на компьютере.
-Памятку мы распечатаем и вставим в нашу «папку «Знаний».



Регулятивные: саморегуляция,
контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные
– выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем
творческого характера.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.








8. Итог урока.
-Какие цели ставили для себя?
-Достигли поставленных целей?




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание.
Задачи этапа:
1.Организовать рефлексия учащихся по поводу своего психоэмоцианального состояния.
Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Илья-журналист прочитает нам свою заметку в газету.
-Чьи ответы понравились?
-У каждого ученика лист с двумя шкалами. - Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
–Кто оказался у подножия горы?
-А на вершине горы?
-А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
- Кто стоит у подножия?
-На склоне?
- На вершине горы?
Обсуждение результатов рефлексии.
–Домашнее задание:
стр.30, упр.34
Творческое задание
(по желанию):
сочинить сказку «Словосочетание в предложении».
-Спасибо за урок!
Слайд№ 11
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.













Слайд №12.
Слайд №13
У обучающегося будут
сформированы:
- понимание причин
успехов в учебе
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью
выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;



Приложение – индивидуальные задания.
1.Найди и запиши со страницы 188 учебника « Справочника правописания»:
1).Двусоставное слово.
2). Слово, в котором букв больше, чем звуков.
3). Слово, где ь – показатель мягкости.
4). Слово, в котором звуков больше, чем букв.
5). Слово с разделительным мягким знаком.
6). Глагол , несовершенного вида.
7) По грамматическому значению: это сущ, нарицательное ,одуш.
8).По лексическому значению узнайте слово: -это жёлтый цветок.

2).Дорогой друг!
-Ты - сейчас журналист, напиши заметку ( на компьютере) на тему «На уроке русского языка». Пользуйся орфографическим словарём.
Спасибо за работу! Успехов тебе!

3). Дорогой друг! Просклоняй слово «зима».

4). На глобусе , найди слова имена собственные .Запиши в тетрадь 5 слов.

5). Дорогой друг! Просклоняй слово « сугроб».

6).Выполни разбор, как часть речи слова «ветры».
Задули холодные ветры.

7). Разбери предложение по членам . Слово «орешки» разбери как част речи.
Белочки грызут орешки.















ПАМЯТКА «КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?»
1. Найти главные члены предложения.
2.Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее.
3.Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое.
4.Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения.
ОБРАЗЕЦ:
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
1. Словосочетание – это .., связанные .. .
2. Словосочетание состоит из .. слова и . слова.
3. Вопрос ставится от . слова к . слову.
4. Главное слово обозначается .
5. Связь главного слова с зависимым обозначается . .
6. Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова . .. к зависимому.





















13PAGE 15


13PAGE 141315





15