Роль информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике

Роль информационно-коммуникативных технологий
в логопедической практике
В настоящее время существенной является проблема поиска эффективных путей оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Как показывает статистика, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности, значительно возросло. Возникает вопрос: как в более короткие сроки можно решить задачи по преодолению речевых недостатков (развитие словарного запаса, формирование грамматического строя, коррекция звукопроизносительной стороны речи, формирование связной речи). Все это способствует разработке и внедрению в коррекционно-логопедический процесс инновационных (основанных на нововведениях) технологий, которые должны соответствовать требованиям сложившейся ситуации.
Применение специальных мультимедийных (диагностических, обучающих и развивающих) программ в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет решить несколько задач – это и формирование мотивации, развитие познавательной сферы, зрительно-моторной координации, и главное - помощь в коррекции нарушений развития. Эффект их использования зависит от профессиональной компетенции педагога, креативности мышления, умения использовать новые возможности, включать инновационные технологии в систему обучения каждого ребенка.
В работе с детьми с нарушениями речи логопеды исходят из того, что у данной категории отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, наблюдаются снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Включение и использование в логопедической деятельности инновационных программ и современных технологий способствует увеличению учебной мотивации, познавательного интереса, быстрому устранению вторичных отклонений.
С целью повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют различные программы «Видимая речь», «Развитие речи» и «Учимся говорить правильно». Они предназначены для речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и могут быть использованы в качестве развивающих пособий в период устранения нарушений звукопроизношения и для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал мультимедийного пособия «Учимся говорить правильно» направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения, умения связно говорить и самостоятельно выстраивать простые предложения. Развивающая программа включает в себя четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. В увлекательной игровой форме дети усваивают материал, проявляют большой интерес и инициативу в ходе всех занятий.
Пользуется популярностью среди логопедов программа «Игры для Тигры», созданная на основе методик Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной и предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Всего программа содержит более 50 упражнений, разбитых по четырем блокам: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Ребенок находится в диалоге с главным героем программы Тигренком, путешествуя с ним по волшебной Стране Звуков и Слов, и одновременно обучается правильному овладению речи.
Не менее эффективны в работе логопеда и такие компьютерные программы, как «Речевой калейдоскоп» (создан на основе методики постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием, разработанной кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л.П. Назаровой); «Домашний логопед», «Мир за твоим окном», «Баба-Яга учится читать» и др.
Таким образом, инновационные технологии открывают новые возможности для развития и совершенствования как речи ребенка, так и профессионализма самого логопеда, позволяют создать определенный психологический комфорт, вызвать положительные эмоции, стимулируют на продуктивную деятельность. В каждом отдельном случае необходимо применение разных методик коррекции, а также использование разных компьютерных программ, цель которых – повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса. Компьютерные технологии должны быть для логопеда не частью содержания его коррекционной программы, а дополнительным набором возможностей исправления речевых недостатков.

Литература:
1. Шипилова Е.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе//Школьный логопед. Научно-методический журнал. №5 (20), 2007.
2. Гаркуша Ю.Ф., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе//Логопед. Научно-методический журнал. №2, 2004.
3. Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Информационные технологии в обучении произношению. – М.: Полиграф сервис, 2004.
15