Применение проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности
Применение проектных технологий в урочное и внеурочное времяВ настоящее время метод проектов получил широкое распространение в образовательной среде. Однако, следует заметить, что эта термин проектирование не является новым в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование. Нужно отметить, что применение проектных технологий требует больших интеллектуальных и временных затрат как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся. Зато результаты, которые приносит данный метод, впечатляют всех участников образовательного процесса.
В своей педагогической практике я применяю проектные технологии как в урочное время(на уроках информатики), так и во внеурочное время(на кружках информатики и английского языка). Проекты различаются по форме представления результатов, характеру, времени, затраченному на выполнение.
По моему мнению, наиболее интересными, в большей степени раскрывающими творческий потенциал ученика, являются, так называемые, долгосрочные проекты. Они могут занимать не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации. Именно такие проекты создают условия для осмысления материала и свободы выражения мыслей. Для того чтобы подготовить, оформить и представить такой проект требуется гораздо больше времени, чем для традиционных заданий.
Для выполнения такого рода проектов в первую очередь необходима тщательная подготовка. Прежде всего, важно принять во внимание индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учеников.
Учитывая это, предлагается идея, выбирается и обсуждается тема будущей работы. Выбор темы, думаю, – один из самых значимых этапов. Тема проекта не только должна быть тесно связана с учебной программой, не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. А работа над темой, неинтересной для ученика, не учитывающей его склонности, скорее всего, не будет эффективной и увлекательной. Тема может быть предложена самими учениками. В этом случае они работают над проектом с большей эмоциональной отдачей.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо:
– разумно определить временные рамки;
– сформировать группу, если это групповой проект;
– продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
– составить и обсудить примерный план выполнения работы;
– выбрать оптимальную форму презентации результатов.
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – непосредственно, выполнение проекта. Этот этап связан с поиском, систематизацией, анализом и обобщением информации.
Я считаю необходимым привлечение современных методов работы с информацией (Internet, мультимедийные курсы, энциклопедии).
Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками: обсуждение промежуточных результатов, корректировка ошибок. Несомненно, отработанные в такой ситуации лексические единицы и грамматические структуры английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
Главное на этом этапе не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.
Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. И следующий этап – подготовка к презентации и, собственно, презентация. На этом этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.
Весь обработанный материал необходимо оформить, представить одноклассникам или учащимся других классов и защитить на английском языке. Форма представления может быть разнообразна: доклад, реферат, настенная газета, компьютерная презентация.
Предпочтение, как правило, отдается компьютерной презентации. Использование компьютера придает проекту большую наглядность, динамизм.
У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Выполняя компьютерную презентацию, ребята совершенствуют навыки работы на компьютере: учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, сканировать изображения, подключать звуковые и видео файлы, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.
Нужно помнить, что проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (выбор единого стиля, фона, шрифта). Большое внимание уделяется оформлению каждого слайда, если это компьютерная презентация. В этом отношении выполнение проекта – это, несомненно, шаг и в эстетическом развитии школьников.
Последний этап – подведение итогов.
На этом этапе проходит обсуждение представленных проектов. Выясняем, какие презентации были особенно интересными, какие были недостатки, что может быть улучшено, как можно практически использовать результаты проекта. Этот шаг необходим для дальнейшего развития в этом направлении, он стимулирует учащихся к самооценке, самоанализу.
Перечень проектов, выполненных моими учениками
«Правление Ивана IV Грозного».
Участники проекта: 7а класс в количестве 23 человек, групповой проект.
Данный проект носит межпредметный характер. Эта работа разрабатывалась и проводилась совместно с учителем истории Н.С. Косяковой.
Цель проекта: заинтересовать учащихся в фигуре Ивана Грозного, познакомить с его реформами, а также способствовать тому, чтобы ученики сами выделили плюсы и минусы царствования данной исторического персонажа, а также поиск причин, приведших к Смутному времени в России.
Продуктом выполнения проекта стали буклеты, выполненные с помощью приложения Microsoft Office Publisher. В процессе работы ученики совершенствовали навыки создания буклетов и публикаций, работы с текстами, графическими изображения, развивали дизайнерские навыки.
«Сказка ложь?»
Участники проекта: ученики 5б класса в количестве 19 человек, индивидуальный проект.
Проект имел межпредметный характер. Эта работа была осуществлена при участии учителя русского языка и литературы О.Н. Зимаковой.
Цель работы: увлечь учащихся творчеством А.С. Пушкина, совершенствование навыков работы с текстовым процессором Micrsoft Office Word и развитие навыков работы с графическим редактором Microsoft Office Power Point.
Продуктов выполнения проекта была публикация отрывка из сказок А.С. Пушкина и иллюстрация к сюжету отрывка, выполненная самими учащимися.
Проект «Информационные технологии в жизни современного школьника»
Участники: ученики 7б класса в количестве 17 учеников, коллективный проект.
Цель проекта: привлечь внимания учащихся к тем опасностям, которые несет непомерное использование сети Интернет.
Продуктами выполнения работы стали две презентации:
«Социальные сети в жизни учащихся нашей школы»;
«Интернет – зависимость – проблема современного общества».
Проект «Времена группы Simple»
Участники: ученики 4а класса в количестве 25 человек, групповой проект.
Цель проекта: систематизирование знаний учащихся о временах Present Simple, Past Simple, Future Simple и совершенствовании навыков работы с компьютерными презентациями.
Продукты выполнения проекта: компьютерные презентации учащихся.
Проект «Праздники Великобритании»
Участники: 4б класса в количестве 22 человек, групповой проект.
Цель проекта: знакомство ребят с культурой и традициями страны изучаемого языка и совершенствование навыков работы с компьютерной презентацией, обработкой аудио- и видео информации.
Продуктом выполнения работы являются презентации « British holidays».