Тема инновационного педагогического опыта Алгоритм как средство развития учебной самостоятельности и повышения грамотности младших школьников
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О.
Ворсина Надежда Никандровна
Учреждение
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1 пгт Суна
612450, Кировская область, Сунский район, пгт Суна, ул. Советская, д. 31, т. 89123750530,
e-mail: nad.vorsina@yandex.ru
Должность учитель начальных классов
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта
Алгоритм как средство развития учебной самостоятельности и повышения грамотности младших школьников
Источник изменений
В связи с появлением новых элементов содержания начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения появилось противоречие между объемом учебного материала и временем, отводимым на его изучение, между отсутствием устойчивых навыков самостоятельной работы у младших школьников и большим объемом работ, которые обучающиеся должны выполнять самостоятельно. Возникла необходимость в совершенствовании традиционных способов обучения, которая привела к использованию алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков.
Идея изменений
Усвоение алгоритмов работы на уроках русского языка создает условия для формирования самостоятельной учебной и в дальнейшем - творческой деятельности, повышения качества знаний.
Концепция изменений
Организация учебного процесса построена на системе дидактических принципов, которые обеспечивают возможность развития у школьников деятельностных способностей.
Принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества – задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Актуальность
Использование алгоритмов на уроках русского языка активизирует навык осознанного правописания, способности к овладению новыми формами работы с информацией (анализ, синтез и проектирование); овладению коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; развитие творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на итоговых результатах обучения учащихся.
Новизна
Алгоритм создаётся на серии уроков путём совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя. От совместной деятельности с учителем учащиеся постепенно переходят к самостоятельной продуктивной деятельности. Применение алгоритма способствует формированию у детей умений кодировать и хранить приобретаемую на уроках информацию, что особенно важно в системе развития орфографического навыка учащихся.
Ожидания
Использование алгоритмов позволит повысить уровень сформированности не только предметных и метапредметных результатов, но и личностных результатов образования, которые понимаются как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию». Появится стремление использовать алгоритмы при изучении других предметов.
Затруднения в реализации, риски
Недостаток контрольно-измерительных материалов, которые составляют систему оценки в данных УМК по реализации требований ФГОС НОО, и методического обеспечения учителя начальных классов.
5. Условия реализации изменений.
- Профессиональная мобильность педагога, готовность к постоянному совершенствованию своей деятельности.
- Набор стандартных алгоритмов для обучения русскому языку в начальной школе и техническая оснащенность образовательного процесса.
6. Результат изменений.
Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. Использование алгоритмов способствует созданию основы для формирования самостоятельной учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы; принимать, сохранять и реализовывать учебные цели; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; проявлять самоконтроль). Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах.
7. Публикации
1. «Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения», «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе» - сайт «Про школу» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Презентация ФГОС для родителей - страница на школьном сайте –
13
·LINK "http://sunamou1.ucoz.ru/index/vtoroj_klass_i_novyj_fgos/0-102" 14http://sunamou1.ucoz.ru/index/vtoroj_klass_i_novyj_fgos/0-10215
3. Презентация - программа кружка "Мы - дети России"- сайт «Инфоурок» -
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], презентация «Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. «Системно - деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников» - сайт журнала «Начальная школа» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Описание инновационного опыта учителя
Для решения учебных задач в деятельностном ключе на уроках русского языка можно использовать алгоритм. При работе с алгоритмами совершенствуются многие регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. Алгоритмы, по утверждению психолога Л.А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления. Помогают ученикам планировать и реализовывать свою деятельность.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Вся работа по алгоритмизации орфографических правил разделяется на несколько этапов.
Создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил.
Перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.
Углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение схемы, исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома.
Работа на основе приобретенных знаний и умений. Схемы уходят, формируется навык беглого действия.
Трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале устная работа, затем письменные упражнения.
Создание первых простейших обобщающих алгоритмов.
Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы, например по теме «Предлог».
Дополнение схем материалом из курса предыдущих классов.
Обучающиеся заводят тетради «Алгоритмы для себя», в которых можно продолжать алгоритм по мере увеличения объема информации, получаемой по данной теме.
Создание обобщающих алгоритмов.
Обучающиеся предлагают варианты обобщающих алгоритмов. Например, одни считают, что можно применять стандартные алгоритмы, другие ищут новый путь. В групповой работе учащиеся создают разные типы алгоритмов, которые отражают условия поставленной цели. Обсудив и проанализировав результаты, ученики вместе с учителем выбирают вариант алгоритма, приводящий к достижению цели с наименьшими затратами времени. В итоге формируются не только умения самостоятельно действовать на уроках, но и умения наблюдать, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать умозаключения и выводы, давать определение понятиям.
Алгоритм самооценки (1 класс).
Какая была цель задания?
Удалось ли получить результат?
Выполнено правильно или с ошибкой?
Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта. Багина Ольга Александровна, преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования
Составляющие образования Обучение.
Приложение 1. Список литературы и рекомендуемые сайты.
Приложение 2. Описание опыта работы «Использование алгоритмов на уроках русского языка как путь формирования личностно-творческих способностей учащихся»
Приложение 3. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.
Приложение 4. С чего начинается усвоение понятия – алгоритмы.
Приложение 5. Правила чтения алгоритма.
15