Повышение мотивационного уровня на уроках русского языка путем применения игровых ситуаций


Повышение мотивационного уровня на уроках русского языка
путем применения игровых ситуаций
Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе средней образовательной школы
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к проведению дидактических игр:
- игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
- игра должна быть построена на интересе;
- обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Игра — активнейшая форма человеческой деятельности.
Этапы игры включают:
Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
Игру.
Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, способствуют повышению мотивации обучения, позволяют учащимся лучше запомнить формулировки, определения, ученика, его мышление.
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, « эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве игрового средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – утверждал Ф.И. Буслаев. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные в игровых технологиях, помогут учителю сделать уроки русского языка интересными, направленными на повышение мотивации обучения учащихся.
В результате исследования были выявлены главные аспекты игр, структура игры как деятельности, использование игровой технологий в современной школе, различные модификации деловых игр, отличительные особенности дидактических игр, использование игровых технологий на уроках русского языка для повышения мотивации обучения учащихся.
Материалы исследования представляют собой теоретическую и практическую ценность.
Содержание материалов могут быть использованы при написании статьи, обобщении актуального опыта, в процессе работы над темой самообразования, подготовки докладов и сообщения для выступлений, в работе круглого стола, научно-практической конференции, педагогических чтениях, разработке и проведении мастер-класс, открытых уроков и внеклассных мероприятий.