Программа воспитательной работы Школа успеха








ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Школа успеха»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Молотицкая средняя общеобразовательная школа»
на 2012-2017 гг.














Коробкова Елена Вячеславовна




Паспорт программы

Наименование программы: ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ системы
«Школа успеха» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Савковская основная общеобразовательная школа

Статус программы: школьная

Основной разработчик программы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Савковская основная общеобразовательная школа»

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА
Исходное состояние воспитательной системы.
Концепция программы ...7
-Цель и задачи.9
- Принципы реализации. 9
.Содержание программы....11
- Мероприятия по реализации программы..12
- Механизм реализации программы ...21
- Этапы реализации программы....22
- Ресурсное обеспечение....23
- Ожидаемые результаты23
- Мониторинг внеурочной деятельности.24
Заключение
Приложения




Исходное состояние воспитательной системы
Общая характеристика
Наименование МБОУ в соответствии с Уставом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Савковская основная общеобразовательная школа»

Учредитель
Управление образования администрации Муромского района

Лицензия (номер, дата выдачи, кем выдана)
2198 от 11.05.2011 года серия А №334793 Департамент образования администрации Владимирской области

Срок прохождения аттестации (дата № приказа об итогах)
Пройдена государственная аттестация и аккредитация 17 мая 2009 года

Свидетельство о государственной аккредитации (№, дата выдачи, кем выдано)
Серия ГА №025494, выдано 17 мая 2009 г. департаментом образования администрации Владимирской области на срок до 17 мая 2014 года

Режим работы
Шестидневная рабочая неделя
Второй смены нет
Средняя наполняемость классов 5 человек
Продолжительность перемен 10 минут, две большие перемены по 20 минут

Органы самоуправления
-Конференция школы
- Совет школы
- Совет ДОО «Держава»
-Педсовет


Характеристика внешней среды муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательное учреждение находится на территории д.Савково Ковардицкого сельского поселения отдел №7 (Савковское) Муромского района. Деревня Савково с численностью населения 350 человек граничит с населенными пунктами: д.Пополутово, д.Лесниково. Школа обслуживает население д. Савково и д.Лесниково.
Школа находится в окружении СПК «Объединение», торговых предприятий, Дома культуры, сельской библиотеки, с которыми налажена тесная связь по организации досуга детей во внеурочное время, Фапа, обеспечивающего медицинское обслуживание учащихся школы, структурного подразделения

Состав обучающихся
На конец 2011-2012 учебного года в школе обучалось 33 учащихся: в начальной школе 20 учащихся, в основной – 13 учащихся.

Класс

1 кл
2кл
3кл
4кл
5кл
6кл
7кл
8кл
9кл

Численность
4
5
7
4
3
6
-
-
4




Из них, девочек – 19 человек,
мальчиков 13, что составляет соответственно
59% и 41%.






1.3. Социальный состав семей учащихся


Статус семьи
Количество
В % к общему количеству семей
В них учащихся
В % к общему количеству учащихся

1
Всего семей
22




2
Полные семьи
16
72
23
78

3
Неполные семьи
3
16
3
11

4
Многодетные семьи
6
27
11
38

5
Малообеспеченные семьи
3
16
7
25

6
Неблагополучные семьи
1
8
2
7

7
Замещающие семьи
7
31
9
31






По образованию родители учащихся делятся на категории:
всего родителей - 26
с высшим - 6 (14 %)
со среднее специальное - 7 (17 %)
со средним (полным) общим – 26 (62%)
с основным общим - 3 ( 7 %)



по сфере деятельности:
рабочие – 20%
служащие- 18%
неработающие-27%
пенсионеры – 7%




Из представленных диаграмм видно, большая часть родителей не имеет постоянной работы, что отрицательно сказывается на материальном положении семей, к тому же снижается уровень образованности родителей, - а это факторы, которые негативно сказываются на обучении и воспитании детей. В современных социально-экономических условиях семьи наших учащихся оказались крайне незащищёнными, что не могло не отразиться на самих детях.

1.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническая база школы удовлетворительная, включает в себя учебные помещения, спортзал, библиотеку, кабинет информатики, мастерскую, столовую, пришкольный участок. В школе созданы оптимальные условия для обучения и воспитания учащихся.
.
2.Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
Образовательный процесс обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами. В школе работает 9 педагогов. 100 % педагогов имеют высшее образование. 90 % педагогов имеют категорийные разряды; 11% - высшую категорию, 11 % - I категорию, 67 % - II квалификационную категорию. Пять педагогов награждены почётными грамотами районного управления образования, один Почетной грамотой администрации Владимирской области и один педагог имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования. РФ»
Педагоги объединены в методическое объединение классных руководителей, работает тематический семинар по проблемам современного обучения и воспитания.
Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию, обучение на квалификационных и проблемных курсах, участие в работе РМО, знакомство с опытом воспитательной работы педагогов других школ.
Для организации занятий по интересам в школе созданы и работают кружки, секции. Учащиеся занимаются: в спортивном кружке (1-4 классы) и спортивной секции (5-9 классы), в кружке "Алые паруса".
. Воспитательное пространство школы включает сельский клуб, библиотеку, детский сад, СПК «Объединение», ФАП, с которыми нас связывают плодотворные тесные отношения. Школу и детский сад объединяет программа по преемственности в вопросах обучения и воспитания.
Между школой и учреждениями культуры сложилась многолетняя творческая деятельность, направленная на организацию досуга учащихся и всего социума, воспитание молодого поколения, предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся и молодежи.
Деятельность школы направлена на то, чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал других участников социума – родителей, общественных организаций, жителей деревни. Хорошей традицией стали не только совместные праздники, конкурсы, но и посещение неблагополучных семей, советы профилактики, акции "Дети, в школу собирайтесь".
Педагогический коллектив реализует идею создания в социуме единого образовательного пространства, центром которого является школа, и воспитательной среды в нем с целью координации всех усилий социума на воспитание учащихся и молодежи.

В 2007-2012г. воспитательная работа в школе проводилась в соответствии с воспитательной программой «Школа – наш дом», которая была разработана с учетом потребностей, интересов, возможностей всех участников сельского социума и состояла из нескольких подпрограмм:
- «В мир народной культуры» ( игра – путешествие для учащихся 1 – 4 классов;)
-«Родничок» (гражданско-патриотическое воспитание)
- «Свободное время учащихся» (организация досуговой, внеклассной деятельности);
- «Малые олимпийские игры» (спортивно – оздоровительная деятельность, пропаганда здорового образа жизни).
Воспитательная система охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Воспитание осуществлялось с помощью:
уроков общеобразовательного цикла;
внеклассной деятельности;
внешкольной деятельности;
.
Воспитательная деятельность включала следующее:
общешкольные праздники;
развитие ученического самоуправления;
создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
социальную работу;
совершенствование работы классных руководителей;
физкультурно-оздоровительную работу.
Решение поставленных задач осуществлялось через охват детей различными видами деятельности:
учебно – познавательную;
досуговую;
социально – культурную;
спортивно – оздоровительную;
Формы реализации воспитательной системы:
Разновозрастные объединения школьников – постоянные и временные:
- детская организация «Держава» (учащиеся 5 – 9 классов)
- кружки, секции по интересам:
Детское самоуправление.
Организация коллективных творческих дел.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности
.
Для решения вопросов успешного обучения и воспитания необходимо повышение эффективности деятельности всех участников образовательной среды социума.
К сожалению, снижается уровень образованности, воспитанности взрослого населения в социуме, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Для того чтобы дети имели разнообразный мир увлечений, необходимо, чтобы они имели положительный пример. Таким примером должны быть: молодежь, взрослое население и, конечно же, родители, которым не безразлична судьба детей.
В школе работает детская организация «Держава». Она объединяет учащихся 5 – 9 классов. Основные направления деятельности организации: развитие способностей детей в искусстве, спорте, воспитание гражданина с активной жизненной позицией, совершенствование школьного детского самоуправления. Члены совета «Держава» под руководством организатора детского движения организуют свою работу в различных направлениях: школьные праздники, дежурство по школе, благоустройство и т.д. Создавая благоприятные условия для развития личности учащихся, учитывая ограниченные возможности воспитательного пространства социума, школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: учащиеся школы активно участвуют в мероприятиях ЦДОД, районной детской организации «Ступени».
В целом, уровень воспитанности учащихся можно оценить выше среднего. Нравственные установки большинства учащихся соответствуют требованиям этики и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, иногда не доводят дело до конца. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитание хоть и считают необходимым, но занимаются им не систематически.
Цели и задачи, сформулированные в воспитательной системе школы «Школа наш дом» остаются актуальными, что будет учтено при создании программы воспитательной системы на 2012-2017г. Сохраняя преемственность, используя накопленный опыт, необходимо искать новые эффективные формы воспитательной работы, более результативно использовать возможности воспитательного потенциала социума. Для того чтобы обнаружить и решать наиболее острые проблемы организации воспитательного процесса, анализировать свои ошибки и успехи, эффективно управлять воспитанием, работу по организации воспитательного процесса необходимо строить на диагностической основе, по принципу «диагностика – анализ».
3.Социально-педагогические проблемы воспитания сельских школьников.
Проблемы развития сельской школы в современных условиях сложны и объемны.
Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведет к уменьшению числа учащихся, оттоку молодежи, росту социального сиротства. Новым явлением деревни стали замещающие семьи. В 2010-2011 учебном году почти 27% учащихся школы воспитывались в 7 замещающих семьях. Сельские жители, с одной стороны, стали притязать на более высокий уровень образования и воспитания своих детей в школе; с другой стороны,по-прежнему, отличаются высокой пассивностью и слабой поддержкой школы.
Социокультурная среда деревни более консервативна, устойчива, традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе воспитания было бы ошибочным.
- На селе в большей степени сохранилось целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине, к природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям, труду; стремление к оказанию взаимопомощи.
- Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.
- В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Школа реально становится не только образовательным, но и культурным центром, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика жителей социума.
- Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Дети воспринимают природу как естественную среду собственного обитания.
- В последние годы происходит активное освоение жителями села городской культуры и соответственного образа жизни. В селе практически отсутствуют традиционные ремёсла и народные промыслы. Мало отличается от городского некогда самобытный язык и быт.
- Малочисленность школьного коллектива имеет как положительные, так и негативные стороны:
В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и обучения, творчества педагогов и детей, старших и младших. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семье способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в школе формируется атмосфера многодетной семьи.
В то же время малочисленность коллектива школы создаёт определённые проблемы в организации УВП: затрудняется и ограничивается выбор форм и методов обучения и воспитания, некоторые из форм теряют всякий смысл. Малочисленность классов ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Имеет место отчуждение между школой и отдельными участниками воспитательного пространства социума, вызванное социально-экономическими факторами; безработица, низкий материальный уровень, рост пьянства, невысокий образовательный уровень родителей, упадок системообразующего элемента сельского социума – производственного предприятия.
Рост числа детей группы риска с проблемами в обучении, воспитании, здоровье.

4.Нормативно-правовое обеспечение Программы

Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
- Конвенция о правах ребёнка
- Устав
Локальные акты



Концептуальные позиции программы воспитательной системы
«Школа успеха»

Лицо у каждой школы есть своё,
А нашу школу трудно не узнать.
Всегда быть первой – вот девиз её!
Всегда вперёд к успеху!
Так держать!
Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе. Успех ребенка в школеэто залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью.
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной системы «Школа успеха»
В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого.
Концептуальные позиции программы воспитательной системы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений
В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения.
Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
Цель и задачи
Цель воспитательной деятельности школы: формирование опыта достижения успеха в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими
Задачи:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума.
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
организация осмысления учащимися полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
Принципы реализации программы:
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации
Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

Содержание программы
Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:
успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
успешность школьников – включение в творческую деятельность;
успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;
успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;
успешность – результат достижения в различных сферах деятельности;
успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;
успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья
В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:
- гражданско- патриотическое (Подпрограмма «Мы-россияне». Приложение №1.)
- спортивно-оздоровительное
- трудовое
- художественно-эстетическое
- духовно-нравственное
- интеллектуальное





Направления
Мероприятия
Сроки
Ответственные


Гражданско-Патриотическое
Уроки мужества
в течение года
Кл.руководители







Презентации о знаменательных датах
в течение года
Библиотекарь


Акции «Обелиск», «Вместе поможем ветеранам», «Листая памяти страницы»
в течение года
Кл.руководители


Создание слайдпрограмм об участниках войны и тружениках тыла
в течение года
Учитель истории












Выставка поделок «Фронтовой подарок»
апрель – май
Классные руководители;












Поисковая работа
в течение года
Классные руководители


Создание летописей
в течение года
Классные руководители


Экскурсии
в течение года
Классные руководители







Встречи с интересными людьми
в течение года
классные руководители


Участие в конкурсах
в течение года
классные руководители


Работа по сбору материалов о выпускниках к юбилейным датам школы

в течение года
классные руководители

Спортивно-оздоровительное
Дни здоровья
в течение года
Учитель физкультуры


Соревнования по всем видам спорта
в течение года
Учитель физкультуры


«Весёлые старты»
в течение года
учитель физкультуры; классные руководители


Работа спортивной секции
в течение года
Руководитель секции


Проведение классных часов по ЗОЖ
в течение года
классные руководители


Организация летнего отдыха детей
май
Администрация


Подвижные игры
в течение года
Учитель физкультуры


Тренинги
в течение года
Учитель физкультуры;

Интеллектуальное
Предметные недели
в течение года
Учителя – предметники;


Школьные, муниципальные, региональные предметные олимпиады
в течение года
учителя – предметники; зам.дир.по УВР


Интеллектуальный марафон
октябрь
Учителя – предметники
зам.дир.по УВР


День знаний
сентябрь
Классные руководители


Библиотечные уроки
в течение года
Библиотекарь


Работа пришкольных лагерей
каникулярное время
Начальник лагеря


Работа с одарёнными учащимися и трудно успевающими
в течение года
Учителя – предметники


Трудовое
Трудовые десанты
в течение года
Администрация,
классные руководители;



Акции «Разведка добрых дел»
в течение года
Классные руководители,
Совет «Держава»


Дежурство по классу и школе
в течение года
классные руководители; учащиеся


Ра Работа на пришкольно - опытном участке


1, 4 четверть
руководитель пришкольно - опытного участка


Проведение выставки поделок



в течение года
Руководители кружков,
учитель труда
Совет «Держава»


Художественно-эстетическое

Традиционные общешкольные мероприятия (праздник знаний, поход – посвящение, осенние праздники, День матери, новогодние праздники, День дружбы и любви, День защитника отечества праздник весны, последний звонок)
в течение года
Классные руководители;
педагог – организатор;
Совет «Держава»


Конкурсы
в течение года
Классные руководители;
Совет «Держава»


Развлекательные программы
в течение года
Совет «Держава»


Вечера отдыха
в течение года
Классные руководители,
родители


Творческие
выставки

октябрь, февраль, март, апрель
Руководители кружков; родители
Совет «Держава»


Дни открытых
дверей
начало года, конец года
Классные руководители, учителя – предметники; зам.дир.поУВР, родители;
Совет «Держава»


Выпуск школьной
газеты «Простые
истины»
в течение года
Учитель русского языка

Духовно-нравственное
Классные часы, беседы
в течение года
Классные руководители;



«Декада добрых дел»
весна ,осень
Классные руководители; совет «Держава»


Концерты для жителей социума
«День пожилого человека»
«День матери»
«Голубой огонёк»
в течение года
Педагог – организатор;
совет «Держава»


Конкурс стихов и сочинений
«Доброе сердце»
октябрь
совет «Держава»


Развитие ученического самоуправления
Эффективным средством воспитания успехом является ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и учащихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива.
Самоуправление школьников основывается на трёх этапах.
На первом этапе мы вовлекаем школьников в активные группы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе мы определили направления деятельности школьников. А по направлениям мы создали определённые органы самоуправления.
На втором этапе, который является наиболее продолжительным, мы уделилиют их разнообразным интересам. Всё это пробуждает у личности интерес к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок.
На третьем этапе личность выступает как ведущая позиция, так как этот этап выявлял школьников, способных сделать управленческую деятельность профессиональной.
Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них.
Работа в данной системе даёт ребёнку возможность проявить себя и ориентирует его на успех.

Механизмы реализации программы воспитательной системы
«Школа успеха»

Кадровое обеспечение: заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей , классные руководители, учителя – предметники, родители, органы самоуправления.
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы.
Руководитеь МО классных руководителей обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.
Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.
Учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.
Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.
Органы самоуправления – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный: 2012-2013 учебный год
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха
Изучение современных воспитательных технологий
Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап – практический: 2013-2016 учебные годы
Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Моделирование системы ученического самоуправления
3 этап – обобщающий: 2016-2017 учебный год
Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 5 лет,
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно – правовая база (положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении)
Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств)
Информационно – методическое (информационные стенды, сайт школы)
Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий, ориентированных на педагогику успеха)
Материально – техническое (улучшение материально-технической базы дополнительного образования).
Мотивационный (разработка положения о стимулировании деятельности учащихся и педагогов)
Условия действия и развития программы
1. Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности.
2.Преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока.
3. Ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов.
4. Постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов, средств достижения поставленных целей.
5. Создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости.
Ожидаемые результаты:
Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении.
Приобретение социального опыта детьми.
Обеспечение равноправного взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной политике школы.
Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания.
Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам программы.
Расширение границ социокультурного образовательного пространства.
Достижение целевых установок концепции воспитательной системы школы.

Мониторинг внеурочной деятельности
Критерии
Показатели

Сроки
Ответственные

1.Включённость учащихся в деятельность
Количество школьников, участвующих во внеурочных мероприятиях, (ученик – кто он: участник, организатор, зритель)

В течение года
Зам.дир.по УВР;
Руководитель МО классных руководителей;
классные руководители

2. Критерий успеха
удовлетворенность учащихся внеурочной деятельностью, своим участием в данной деятельности; удовлетворение интересов учащихся

начало и конец года
Зам.дир.по УВР

3. Наличие различных форм внеурочной деятельности
количество различных форм;
эффективность их применений
в течение года
Зам.дир.по УВР.

4. Наличие системы дополнительного образования
наличие и качество программы дополнительного образования;
охват детей;
использование дистанционных форм.
отчёты руководителей кружков о проделанной работе
начало и конец года
Директор ОУ;
Зам.дир.по УВР







руководители кружков

5. Наличие системы социального партнёрства
количество партнёров;
эффективность взаимодействия
в течение года
Директор ОУ;
Зам.дир.по УВР





Приложение 1

Программа "Стать человеком"
Пояснительная записка
Анализ данных исследований социальной адаптации выпускников интернатного учреждения свидетельствует о том, что значительная часть детей, воспитывающихся в условиях школ-интернатов, испытывает большие трудности социально-психологической адаптации. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.
Цель данной программы: социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях; а также всех учащихся, относящихся к «группе риска».
Задачи:
создание благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;
приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
формирование правовых знаний у учащихся.
В основу программы положены следующие принципы:
принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка;
принцип здоровьесбережения;
принцип защиты личности каждого ребенка через развитие и реализацию его индивидуальных потенций;
принцип личностного развития: развитие эмоциональное, интеллектуальное и духовное;
принцип помощи в социально-психологической умелости, т.е. набора умений, дающего возможность повысить у подростка уверенность в себе, формирования желания к сотрудничеству и изменения чего-либо в своей жизни;
принцип диалогизации взаимодействия.
Используемые формы работы: беседа, лекция, дискуссия, консультирование, игра, викторина, анкетирование, диалог-размышление.
Отличительные особенности данной программы:
Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей.
– рост правонарушений и преступности; – социальная незащищенность; – неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья.
Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы: учащиеся 7-9 классов.
Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.
Для более эффективного результата правового просвещения рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы, материалы СМИ и т.д.
В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности:
повышение уровня правовой культуры подростков.
наличие положительно ориентированных жизненных планов;
повышение у подростка уверенности в себе;
осознание личной ответственности каждого ребенка за свой выбор;
полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;
уменьшение количества детей, состоящих на различных видах профилактического учета.
Механизм выполнения программы: содержание программы реализуется из расчета 1 раз в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, классными руководителями, учителем истории и обществознания..
Ожидаемый результат:
знание подростками своих прав и обязанностей;
способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать собственные поступки и поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;
ориентация в социальной жизни общества, наличие системы социальных и нравственных установок.
Содержание программы

Темы
Содержание
Формы работы

1.
Человек. Личность. Гражданин
Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека.
Беседа с элементами дискуссии

2.
Главная книга страны
Конституция РФ. Основные права человека.
Интеллектуальная игра

3.
Правосознание и толерантное поведение
Понятие “толерантность”. Человек – существо социальное. Нормы общества. Теория взаимной договоренности людей. Декларация прав человека и гражданина. Правовая система страны.
Лекция, анкетирование

4.
Чтобы достойно жить
Основные цели ООН. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Декларация о правах ребенка. Основные положения Конвенции о правах ребенка.
Беседа элементами дискуссии, литературно-правовая викторина

5.
Свобода и ответственность личности в обществе
Соотношение понятий “свобода” и “ответственность”.
Диалог-размышление, беседа

6.
Как не стать жертвой преступления
Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.
Беседа с элементами дискуссии, консультирование

7.
Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок
Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.
Дискуссия

8.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Виды преступлений. Уголовная ответственность.
Диалог-размышление, консультирование

9.
Жизнь без вредных привычек
Как сказать вредным привычкам “Нет!”. Пагубность воздействия ПАВ на здоровье человека
Беседа с элементами викторины


Приложение 2
Программа "Школа этикета"
В “Конвенции о правах ребёнка”( статья 29) сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка Это отражено в Законе РФ “Об образовании”. Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе(статья 9, пункт 2). Одной из основных особенностей современного периода развития системы образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Образование, согласно Закону РФ “Об образовании” должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для её самореализации, формирование картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, пункт 1.2.). Учреждение, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитие личности ребенка.
Программа разработана в соответствии:
Конвенция о правах ребёнка.
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.
Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.
Пояснительная записка
Отличительной особенностью нашей школы является то, что около 27% учащихся живут в замещающих семьях (приемных или опекунских). До определения в семью большинство из них воспитывались в социальных учреждениях. Помочь учащимся почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.
Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы детей из замещающих семей:
У детей, поступающих из социальных учреждений, низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в родной семье, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками.
У некоторых наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность, агрессивность).
Проблема, связанная с различными отклонениями в поведении. Она касается гиперактивных детей.
Проблема – здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой – это отрицательная наследственность .
Родителям также довольно сложно решать эти проблемы, так они не имеют достаточной подготовки, специальных знаний для воспитания таких детей, что приводит к тяжелым последствиям: отсутствие в семье понимания, доверительных отношений, наличие конфликтных ситуаций, преобладание авторитарного стиля воспитания. Самое тяжелое последствие для ребенка –возврат из замещающей семьи в социальное учреждение.
. К сожалению, снижается уровень образованности, воспитанности взрослого населения в социуме, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Для того чтобы этическое воспитание детей стало более эффективным, необходимо, чтобы они имели положительный пример. Таким примером должны быть: молодежь, взрослое население и, конечно же, родители и педагоги, которым не безразлична судьба детей.
На основе этих проблем скоординированы следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:
Формировать понимание детьми своего места в жизни, уверенность в своих возможностях.
Раскрывать общечеловеческие нормы морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
Помочь освоить элементарные правила этикета.
Развивать способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Формировать представление о здоровом образе жизни, через познание своего организма.
Решение этих задач даёт возможность положить фундамент основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе. Для изучения этических норм жизни как регулятора поведения детей школьного возраста разработана программ “Школа этикета”.
Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.
Задачи для достижения цели:
Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Совершенствовать умение регулировать своё поведение.
Обучать детей правильному поведению в социуме.
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов.
Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 70 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 30 часов; практической – 40часов. Занятия по одному часу в неделю.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.
В Программу включены следующие разделы.
Раздел: “Из истории этикета”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время. Формы приветствия людей друг друга.
Раздел: “Общение и взаимоотношения людей”. Изучив этот раздел, дети научатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.
Раздел: “Поведение в общественных местах”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).
Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.
В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, эмоциональную отзывчивость, формированию правил и норм культуры поведения в обществе.
Формы работы для реализации Программы:При планировании воспитательного процесса в Программу включены следующие формы работы:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.
Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.
Гипотеза: Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.
Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.
Ожидаемые результаты.
Умение формулировать понятие “этикет”.
Сформированное значение роли этикета в жизни людей.
Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Сформированные навыки в общественных местах.
Следование правилам поведения в различных ситуациях.
Тематический план программы
№ п/п
Название разделов и тем
Кол-во часов
Теория
Практика

1
Из истории этикета
12
 
 

1.1.
Ваш друг этикет.
 
2
-

1.2.
Приветствуем
 
2
3

1.3.
Давайте познакомимся
 
2
3

2
Общение и взаимоотношения людей
20
 
 

2.1.
Правила хорошего тона.
 
2
4

2.2.
В мире вежливости.
 
2
4

2.3.
Пишем письма.
 
2
2

2.4.
Беседа по телефону.
 
2
2

3
Поведение в общественных местах
18
 
 

3.1.
По улице мостовой
 
2
2

3.2.
Ох уж эти пассажиры.
 
2
2

3.3.
Школьные годы чудесные.
 
2
2

3.4.
Делу – время
 
2
4

4
Гостеприимство
20
 
 

4.1.
Милости просим
 
2
4

4.2.
Красота на столе.
 
2
4

4.3.
Семь бед – один обед.
 
2
4

4.4.
Традиции гостеприимства.
 
2
-

 
Итого:
70
30
40

Содержание программы
№ п/п
Название темы, мероприятия
Кол-во часов
Форма проведения
Средства работы
Цель

1.
“Из истории этикета”
12
 
 
 

1.1.
“Ваш друг этикет”.
Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.
2
Беседа, занятия, рассказ.
Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.
Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.
“Приветствуем друг друга”.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
5
Занятия, беседы, конкурсы, игры.
Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.
Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.
“Давайте познакомимся”.
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
5
Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.
Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.
Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.
Общение и взаимоотношения людей
20
 
 
 

2.1.
“Правила хорошего тона”.
Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
6
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.
Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.
“В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
6
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.
Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.
“Пишем письма”.
Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.
4
Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.
Конкурс на правильно составленное письмо.
Слайды о значении письма в жизни людей.
Конверт. Иллюстрации по теме.
Учить детей культуре построения письма.

2.4.
“Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
4
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.
Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.
Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.
“Поведение в общественных местах”
18
 
 
 

3.1.
“По улице мостовой”
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
4
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.
Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.
Карточки с этикетными формулами.
Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.
“Ох уж эти пассажиры”
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.
4
Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.
Слайды по теме. Карточки с заданьем.
Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.
“Школьные годы чудесные”
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.
4
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.
“Делу – время”
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.
6
Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.
“Гостеприимство”
20
 
 
 

4.1.
“Милости просим”.
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.
6
Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.
Карточки
с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.
“Красота на столе и за столом”.
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
6
Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.
Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.
Формировать у
детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.
“Семь бед – один обед”
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
6
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.
Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4.
“Традиции гостеприимства”.
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
4
Занятия, беседы, дискуссия.
Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.
Воспитание у детей любви к русским традициям

































































Приложение 3
Программа гражданско-патриотического воспитания
"Я - гражданин России"
«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский
I. Пояснительная записка
Программа «Я - гражданин России» разработана и предназначена для учащихся 1-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Савковская основная общеобразовательная школа». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; - создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; - развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.




IV Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов
Конвенция ООН о правах ребенка
Проект Концепции духовнонравственного воспитания личности гражданина России
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
профилактика противоправного поведения;
создание условий для самореализации каждого ученика;
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного самоуправления к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом;
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Кадровые условия:
развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско-патриотического воспитания.
обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе;
создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.
группа
функции
состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы

Консультативная, научно-методическая
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по УВР
Организатор детского движения

Педагоги школы
Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги
Воспитатель ГПД
Классные руководители

Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы.
Методисты МЦРПК, управления образования
Преподаватели учебных заведений дополнительного образования



Методическое обеспечение:
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия и финансовые:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
.




Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
V. Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 9 классы.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
Школьное самоуправление.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
VI Управление Программой
1. Информационно-мотивационное обеспечение.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1. . 2. 3.



4.
Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания. Создание базы данных по данному направлению деятельности. Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности. Организация заседания Совета Уреждения по проблеме “Патриотического воспитания школьников как условие для воспитания личности”
2012 г.
2012–2013 г. 2012 г.




2013 г.
Администрация школы Библиотекарь Заместитель директора по УВР




Администрация школы, председатель Совета Учреждения


2. Методическое обеспечение программы.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.
2. 3.
Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. Анализ методической литературы, статей и публикаций. Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. Оформление методической копилки по данной теме.
Сентябрь–ноябрь 2012 2012-2014 г. 2012–2014 г.
Библиотекарь.

ШМО
Зам. директора по УВР, библиотекарь

3. Работа с педагогическими кадрами.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.




2.



Педагогические советы: (тематические) – “О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях”; “Организация исследовательской краеведческой работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников” Совещания при директоре: – “Состояние работы по гражданско-патриотическому воспитанию» .
– Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся: – Организация в каникулярное время физкультурно-оздоровительной работы в школе и спортивно-массовых мероприятий. – Сотрудничество школы и социума по гражданско-патриотическому воспитанию
2012–2013




2012-2017 г.
Администрация школы. ЗУВР, учитель физ. культуры и ОБЖ, руководители Д/О




Директор, зам. директора по УВР, учитель ОБЖ, учитель физкультуры, Совет Учреждения, Д/О “Держава”




4. Работа с учащимися.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.
2.

3.





4.





5.

6.


7.
Подготовка рекомендаций по программе «Я-гражданин России» Участие в школьных и районных мероприятиях по правоведению, обществознанию и истории Подготовка и проведение школьных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
-научно-практическая конференция; -конкурс рефератов по краеведческой тематике;
-тематические классные часы;
-Уроки Мужества;
-конкурсы творческих работ;
-празднование знаменательных дат (утренники, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми и тд)

Участие в районной научно-практической конференции по проблемам: а) Малая Родина б) Россия и мир в) Я и мои права Оформление краеведческого уголка “Малая Родина” Проведение акций: « Вахта Памяти” “Мы – внуки твои Победа!” Операция “Ветеран”» и др.
2013–2017 г.
”Администрация школы, педагоги учащиеся, родители, работники библиотеки, клуба, общественные организации

5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.

Содержание работы
Ссроки
Ответственные

1.
2.



3.
Лекторий для родителей: – “Духовная жизнь в семье” – “Как организовать отдых ребенка” – “Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании Обсуждение состояния и проблем гражданско-патриотического воспитания на заседаниях Совета Учреждения.
Привлечение членов Совета Учреждения, родителей, общественность к подготовке и проведению мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проведение совместных КТД
2012–2017 г.
Классные руководители.



Администрация школы, Совет Учреждения.
Администрация школы, классные руководители.

6. Контроль, анализ и регулирование программы.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.

2.
3.
Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса. Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся. Анализ результатов творческой деятельности.
В течение всего периода
Администрация школы.

7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1. 2.

3.

Инвентаризация материально-технической базы школы
Приобретение достаточного количества прикладного материала для обеспечения работы кружков, секций, проведения праздников, конкурсов, спортивных соревнований и т.д.
Привлечение Совета Учреждения к вопросу поиска источника финансирования Программы. Привлечение спонсорских средств, средств для реализации Программы..
2012-2017 г.
Администрация школы.
Администрация .школы, Совет Учреждения.

II. Этапы реализации Программы
I этап: проектный - 2012-2013 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.




Задачи:


Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2013-2016 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2016-2017 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период
VIII. Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать идивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
деятельность детско-юношеской организации;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
IX. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.






















13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



type="text/javascript" src="https://www.google-analytics.com/ga.js" type="text/javascript" src="//mc.yandex.ru/metrika/watch.js" type="text/javascript" src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js"google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); type="text/javascript" src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js"google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); var pageTracker = _gat._getTracker("UA-4576382-2"); pageTracker._initData(); pageTracker._trackPageview(); ЂЂ try { var yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863); } catch(e){} type="text/javascript" src="//mc.yandex.ru/metrika/watch.js"Root Entry