«Работа над словарными словами как условие повышения орфографической грамотности младших школьников»





Работа по обобщению опыта
«Работа над словарными словами как условие
повышения орфографической грамотности младших школьников»



Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №10»
Зачиняева Елена Викторовна








Чехов 2017


Содержание

Введение 3 - 5

Глава 1. Словарная работа в начальной школе как средство повышения орфографической грамотности младших школьников
1.1. Методические аспекты изучения словарных слов 6 - 14
в начальной школе

Глава 2. Система лексико-орфографической работы
при изучении словарных слов
2.1. Приёмы работы со словарными словами 15 - 21
2.2. Этапы введения словарных слов в начальной школе 22 - 28
2.3. Использование словарей при изучении словарных слов 29 - 33
2.4. Роль обучающих диктантов в словарной работе 34 - 37
Заключение 39 - 40
Список используемой литературы 41
Приложения 42












Введение
«Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов
богатейшего нашего словаря и необходимо уменье выбирать
из него наиболее точные, ясные, сильные слова».
М.Горький
Всем известно, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность. Научить детей писать словарные слова без ошибок на протяжении первых четырёх лет обучения в школе, при постоянном увеличении количества этих слов, - одна из трудных задач на уроках русского языка. В большинстве своём это слова с непроверяемыми орфограммами, которые пишутся по традиционному принципу русской орфографии с опорой на запоминание.
В своей работе я хочу поделиться опытом изучения непроверяемых написаний с учётом специфики орфограмм. Словарные слова вводятся постепенно, усложняясь от класса к классу в зависимости от изучаемого материала. Опишу наиболее эффективные методы и приёмы, существующие для подачи, запоминания и использования словарных слов в активном словаре. Задачами словарной работы являются: обогащение, расширение, введение в активный словарь и грамотное написание словарных слов. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность моей работы.
Авторы учебников по развивающему обучению (система Д.Б.Эльконина - В.В Давыдова) считали работу со словарём обязательным этапом на обучающем уроке русского языка. Они даже создали свой «Учебный словарь русского языка» под редакцией В.В. Репкина для организации самостоятельной работы на уроках. Д.Б. Эльконин считал, чтобы запомнить правило, написание слова или определённый алгоритм, ученик должен повторить его семь раз. На одном уроке не стоит повторять это слово несколько раз. Хорошо известна шутка про то, как ученик допустил ошибку в слове «пошёл». Учительница исправила ошибку и дала задание написать это слово пятьдесят раз, а сама вышла. Вернувшись в класс, она нашла на столе записку, на которой было написано: «Написал слово «пошёл» пятьдесят раз и пошол домой». Значит, механическое монотонное запоминание не всегда даёт результат. А лишь тогда, когда у ученика хорошо развита зрительная память. Проверяя работу над ошибками в классной или домашней работе, я наблюдала, что ученик, исправлял ошибку, подобрав однокоренное проверочное слово, то есть он объяснил для себя выбор правильной буквы, а как быть с теми словами, написание которых нельзя объяснить, нельзя проверить никакими правилами. Как же запомнить словарное слово, в котором была допущена ошибка? Принесёт ли результат механическое многократное переписывание одного и того же слова? Передо мной встал вопрос как лучше проработать новое слово, чтобы его правописание запомнилось надолго.
Ведь новые для учеников слова должны входить в их активный словарь. Для этой цели я учу ребёнка видеть новое незнакомое слово в художественных произведениях или в упражнениях на уроке, подбирать наиболее точные и яркие слова для выражения своих мыслей и чувств, использовать в своей речи синонимы и антонимы, владеть толкованием фразеологизмов.
На основе многолетнего опыта и изученной методической литературы я пришла к выводу, что современная методика по изучению традиционных написаний опирается на закономерности процесса усвоения, развитие зрительной, слуховой и артикуляционной памяти младших школьников, с учётом их возрастных особенностей.
Считаю, что актуальность данного вопроса в недостаточной разработанности методики обучения непроверяемым написаниям, в традиционности дидактического материала, кратких научно обоснованных рекомендациях о том, как следует обучать этим написаниям.
Цель работы показать систему изучения слов с непроверяемыми написаниями, последовательность и методику их изучения по классам.
В своей работе я ставила задачи:
1.Проанализировать современную методическую литературу, рассматривающую проблему обучения правописания непроверяемых слов.
2.Пересмотреть традиционные методы и приёмы, используемые для обучения непроверяемым написаниям.
2.Раскрыть приёмы и методы, используемые для обучения непроверяемым написаниям.
3.Обобщить опыт работы по формированию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями.

















Глава I. Словарная работа в начальной школе как средство
повышения орфографической грамотности младших школьников 1.1. Методические аспекты изучения словарных слов в начальной школе
«Если все будут писать по-разному, то мы
перестанем понимать друг друга».
Л.В. Щерба
В 1939 году была создана единая правительственная орфографическая комиссия, которой поручалось устранить имеющий место в практике письма разнобой. Комиссия к 1951 году представила свои рекомендации в виде полного свода орфографических, а также пунктуационных правил. В 1956 году «Правила русской орфографии и пунктуации» были утверждены.
Письмо может быть построено на разных принципах: фонетическом, морфологическом, традиционном. Фонетический принцип широко используется в белорусском письме. Русская орфография построена в основном на принципе морфологическом, который предполагает восприятие пишущим составных частей слова (морфем) и единообразную передачу их на письме, морфологический принцип - является ведущим принципом [4, с.156].
При этом в большинстве случаев правописание части слова можно проверить произношением, то есть написание косвенно опирается на произношение. Правила обозначения звуков буквами строятся на основе морфологического принципа, что способствует единому написанию значащих частей слова. Морфологический принцип опирается на учение о фонемах, так в однокоренных словах слабая позиция проверяется сильной позицией.
Фонематический принцип осуществляется, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной в той же морфеме, таким образом, определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, и обозначается соответствующей буквой. Этот принцип объединяет многие разрозненные орфографические правила, например, правила звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, помогает детям лучше понять систему орфографии. Проверка написания согласных в слабых позициях идёт от фонематического принципа, опираясь при письме на морфемный состав слова. Этот принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Даже там, где речь идёт о фонематических написаниях, ученик должен научиться видеть морфологический состав слова, те его части, где необходимо применить этот принцип. При этом ведётся работа по определению орфограммы следующим образом:
1) выявление слабой позиции,
2) определение частей слова со звуками в слабой позиции,
3) подбор однокоренных слов с сильной позицией для сомнительного звука,
4) проверка аналогией или правилом,
5) написание.
Это и есть схема главного орфографического действия, реализующего суть русской орфографии. Формирование орфографической грамотности у школьников неразрывно связано с выполнением ими орфографического действия. Это включает в себя постановку орфографической задачи (нахождение орфограммы), её решения (определение правильной буквы в написании). Выделение словарных слов, определение «опасных» мест в написании этих слов связано с развитием орфографической зоркости. А начинать работу по формированию орфографической зоркости надо с оценивания каждого звука в слове, выделения «опасного» места в слове. Сейчас широко применяются такие приёмы формирования орфографической зоркости, как письмо с дырками и письмо с орфографической дробью. Эти виды упражнений подобны на диктант «Проверяю себя», во время диктанта разрешается пропускать букву или ставить знак «?» (если не уверен в выборе букв). Такие упражнения хорошо использовать, так как они учат детей анализировать слова, развивают самоконтроль, формируют умение работать со словарями.
Работу по распознаванию «опасных» мест в словах лучше начинать уже с первого класса, когда дети научатся ставить ударения в словах, различать гласные и согласные звуки, производить звуковой анализ слов. Изучение орфографии по фонематическому принципу позволяет не прибегать к простому заучиванию разных правил, а осмысленно подходить к самой сути орфографического правила.
Иногда проверка слабой позиции невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции, например, в словах: топор, сапог, сарай, вокзал, футбол, здоровье. Ученики убеждаются в невозможности проверить безударную гласную. Написания в подобных случаях осуществляется на основе двух принципов: фонетического и традиционного. К таким относятся орфограммы, не подчиняющиеся морфологическому принципу.
Морфологический принцип требует создания словообразовательной основы в работе над словами. Фонематический принцип - определения фонем, их сильных и слабых позиций.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закреплённое традицией. Например, в словах собака, сапог традиционное написание указывает на букву о в первом слове и а во втором. Так, в словах собака, товар, сапог, корова, агроном, сохраняется одно верное написание. В слове завтрак выделенные буквы пишутся в соответствии с традиционным принципом: таковые современные правила написания этих слов. В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому принципу, а дополняет его. Например, обычно же после ц под ударением пишется о, без ударения - е, по традиционному принципу: лицо - сердце, лицом - сердцем. Непроверяемые правилами слова многочисленны, их число доходит до нескольких сотен. Они усваиваются запоминанием и проверяются с помощью орфографического словаря.
Многие слова нерусского происхождения «обрусели» и не воспринимаются как заимствования: «трактор», «пиджак», «аккуратный», «хоккей», «трамвай», «аллея», «пассажир». Например, почти все слова, начинающиеся с буквы «А», пришли в русский язык из других языков. Это - акварель, астра, адрес, август, автобус и другие. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» - из немецкого языка, «пионер» - из французского, «компьютер» - из английского; иные - в давние времена: «арбуз», «чемодан» - из персидского, «солдат» - из немецкого, «декабрь» - из латинского. Эти слова могут быть проверены на основе языка- источника.
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е»; в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город - град» («-оро-», чередуется с «-ра-»), «деревня - древо, древесный» («ере-», чередуется с «-ре-»), «молоко-млеко, млечный» («-оло-» чередуется с «-м-»).
Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от «петь»; «горох» - содержит полногласие «-оро-», в котором не бывает буквы «а».
Всего для изучения только с непроверяемым написанием в начальной школе достигает 150 слов (приложение 1). При написании диктантов или упражнений по развитию письменной речи слова можно добавлять, по усмотрению учителя.
В 1-х и во 2-х классах я использую преимущественно такой способ изучения словарных слов, как группировка. Словарные слова делю на группы по разным признакам. Например:
1) по толкованию: овощи, огурец, помидор, горох, картофель, капуста, морковь.
2) по одинаковой безударной гласной: месяц, ягнёнок, лягушка, заяц.
3) по включению в сюжет: пуговица, портниха, костюм, одежда, пальто.
С группой слов ученики работают на протяжении 4-х уроков поэтапно:
1-й урок - знакомство и запись в тетради или в словарики, образование родственных слов;
2-й и 3-й уроки - творческая работа (составление предложений, разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов);
4-й урок - проверочная работа (запись под диктовку).
В 3-4 классах использую деление словарных слов на группы и по другим признакам:
1) непроверяемые слова с безударной гласной в корне, например: ворона;
2) непроверяемые слова со звонкой или глухой согласной в корне, например: вокзал;
3) непроверяемые слова, с непроизносимой согласной в корне, например: лестница;
4) непроверяемые слова с двойной согласной, например: класс;
5) непроверяемые слова с мягким знаком в конце слова, например: январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, лагерь [10,с.4].
Тематическая группировка слов даёт возможность проводить разнообразные виды работ в зависимости от поставленной цели: познакомить со словом, закрепить или проверить усвоение учениками правописания трудных слов.
Перед написанием работ творческого характера по развитию речи подбираю группы слов по сезонно-тематическому принципу, например:
Осень Космос Весна Спорт
золотой ракета жаворонок хоккей
корзина самолёт крапива стадион
календарь вертолёт пальто футбол
урожай космонавт можно бассейн
рябина аэродром человек здоровье
аллея космодром пшеница хорошо
октябрь авиация погода чемпион
картофель антенна облако спортсмен
ноябрь восток сирень финиш
сентябрь нельзя апрель грамота
А также выделяю слова в тематические группы лексики «школа», «культура», «природа», «переписка», «средства связи и сообщения», «названия лиц», «семья», «продукты питания».
На основе тематической группы слов учащиеся составляют сочинения-миниатюры (приложение 2). Для закрепления написания словарных слов на уроке ученики записывают группы слов по определённым темам в индивидуальные словарики. Каждая группа может иметь свой сюжет. Для лучшего запоминания, слова подбираются при помощи связей, так, чтобы можно было их «оживить». Например, составить из них предложение. Применяю такие тематические группы слов и на других предметах, а именно, на уроках математики, чтения, труда, рисования и при изучении окружающего мира.
Для составления предложений, связных текстов объединяю словарные слова в группы, например, слова багаж, билет, вокзал, лестница, до свидания, пассажир, путешествие в одну группу (приложение 3). Из группы слов работа, сапоги, пальто, машина, завод, рабочий, сегодня составляем следующие предложения. Сегодня рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто. Садится в машину, едет на завод.
В своей работе над словарными словами я применяю следующие методы и приёмы:
а) метод языкового анализа - приёмы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание - приёмы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов и таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивая их в тетрадях, повторное письмо слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов («путешественник», «путешествие», «путешествовать»), форм слова («космонавт-космонавты»), сравнение по значению («машина - машинка», «деревня – город», пример противопоставления («учебник, ученик» - «учитель»);
г) сопоставление зрительного и слухового образов слов: это всякого рода слуховые диктанты. В слуховом диктанте пишущий ученик воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический и записывает;
д) составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: «пальто» - «осеннее пальто», «надел пальто»; «сорока» - «белобокая сорока», «сорока улетела», «сорока-болтунья», «металл – «холодный металл», «блестящий металл» и т.п.;
е) составление предложений с трудными словами, включение тематических групп слов в сочинения, изложения, устные рассказы [9,с.98].
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные дидактические игры: «Угадай недостающий слог», «Какой буквы не хватает?», «Буквы рассыпались», «Зажги маячок», кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву а, на букву м, больше слов с непроизносимой согласной в корне, с двойной согласной в корне.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности.
Как известно, механическое запоминание без понимания и осмысления - самая трудная форма получения знаний, которая не приносит желаемых результатов. Несмотря на значительное количество тренировочных упражнений, правописание словарных слов вызывает сложности и остаётся у некоторых детей неусвоенным. Причиной ошибок в написании слов может быть то, что дети ничего не знают о внутренней форме слова и не всегда понимают его лексическое значение. Избежать ошибок можно, если приучить ученика останавливаться на незнакомых, непонятных или малопонятных словах, устанавливать их смысл в контексте с другими словами.
Правильным будет начинать изучение «трудного» слова со знакомства с его историей, установления происхождения слова. В начальной школе используется схема этимологического анализа, которая включает три компонента:
современные сведения о слове;
исторический комментарий;
практическое использование исторических сведений.
Чем лучше ученик поймёт лексическое значение слова, тем легче ему
будет ввести это слово в активный словарь и пользоваться им в устной и письменной речи. Благодаря этимологическому анализу открываются первичные значения слов, образное мышление ученика сокращает количество слов для заучивания и способствует «тематическому» упорядочиванию их в сознании ребёнка.
В работе над толкованием новых слов я применяю такие формы как составление рассказов «Биография слова», «Секрет названия», игры со словами «Найди лишнее», «Назови родственников». Этимологическая справка может стать средством предупреждения различных орфографических ошибок, особенно слов с непроверяемыми орфограммами.
Систематическое применение этимологических сведений и лексического толкования слов устраняет недопонимания в программном материале, расширяет кругозор учеников и приучает осмысливать каждое слово. Этимологические экскурсы расширяют знания языка, развивают языковое чутьё, обогащают словарный запас, повышают орфографическую грамотность и активизируют мыслительную деятельность [5,с.14].
Одной из причин, затрудняющих усвоение «словарных слов», является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Хотя в основе правописания непроверяемых безударных гласных лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Другой причиной является механическое заучивание и механическое переписывание словарных слов при работе над ошибками. Начиная с первого класса, я провожу постоянную работу по запоминанию, заучиванию непроверяемых слов и орфограмм в системе лексико-орфографической работы (приложение 4).



Глава II. Система лексико-орфографической работы при изучении
словарных слов
2.1. Приёмы работы со словарными словами
Приёмы являются одним из важнейших элементов методики обучения орфографии. Усвоение их не только ускоряет процесс обучения, но и меняет его характер. Приёмы имеют отношение к различным сторонам познавательной деятельности человека - к деятельности ума, памяти, восприятия, воображения. Письмо непроверяемых слов - это одна из самых трудных тем правописания. Слова проверить нельзя - значит, основная нагрузка ложится на память. Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная. Некоторым легче всего запомнить зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент мысленно «слышат» произношение учителя.
В своей работе я применяю такие приёмы, которые опираются на тот или другой вид памяти:
- запись слов по алфавиту;
- запись слов на одну букву по определённой теме из словаря;
- группировка и запись слов по орфографическим признакам;
- подбор синонимов и антонимов;
- составление свободных словосочетаний;
- подбор устойчивых словосочетаний;
- выборочное списывание;
- сочинение по опорным словам;
- письмо диктантов различных видов;
- устные диктанты с проговариванием;
- этимологическая справка;
- ведение индивидуальных словариков.
Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка (приложение 5).
Эффективность запоминания повышается, если изменить характер запоминания: для этого запоминание графического облика слов вместе с детьми делаем осмысленным. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, использование специальных приёмов запоминания, активного включения «трудных» слов в словарный речевой запас. Некоторые ученики, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых слов, интуитивно отыскивают опору для запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «Восток пишется с «о», потому что там солнышко встаёт».
В работе со словарными словами я применяю памятку:
1-й класс (2-й класс)
Памятка «Как работать со словарными словами»
Назвать новое слово, написать его на доске.
Уточнить его лексическое значение.
Прочитать его орфографически.
Определить «трудное» место в написании.
Записать печатными буквами.
6. На месте «трудных» букв нарисовать картинку по смыслу этого слова.
На уроках я использую такие упражнения, которые дают ученикам возможность самостоятельно определять слова, предназначенные для словарной работы, активизируют умственную деятельность, обеспечивают развитие памяти, мышления, речи и носят занимательно-развлекательный характер [8,с.24].
1. Игра «Словарные прятки»
Кто больше назовёт словарных слов в стихотворении Я. Акима «Март»?
Треплет ветер за окном Погляжу на воробья -
Дерево без листьев, Весело качается!
Воробей сидит на нём, Понимаем, он и я,
Пёрышки почистив. Что зима кончается.
2. «Перевёртыши»
Прочитайте предложения слева направо, а затем справа налево:
Город тот дорог. Хорош шорох.
Конус и рисунок. Тонет енот.
Город у дорог. Около меня не молоко.
3. Игра «Назови одним словом»
Чашка, тарелка, кресло, кровать.
Как одним словом назвать их, дружок? (Посуда).
4. Игра «Доскажи словечко»
Рисовать умеет наш
Деревянный (карандаш).
5. Выписать 5 слов на определённую букву: к - карандаш, комната, класс, каникулы, корова.
6. Выписать слова с мягким знаком в середине слов: коньки, мальчик, альбом.
7. Стихи - запоминалки:
Яблоня пишется с буквой о,
Это запомнить очень легко.
У посуды круглое дно,
Поэтому слово посуда пиши с буквой о.
8. Написание слова без гласных букв: с..б..к, д..р..вн..,к..ньк.. .
9. Расшифровать слово:
ПАЕЛНЬЕСИ (апельсин), 33 2 13 16 12 16 (яблоко)
10. Выборочное письмо:
Семь суток с..рока спешила,
Себе с..поги сыромятные сшила.
Сказала со смехом с..седка синица:
- Стать самой скрипучей с..рока стремится!
11. Работа с загадкой и словом – отгадкой:
За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нём,
И тетради, и альбом.
Ходит в школу этот дом. (Ранец)
- Разделить слово на слоги, выделить ударение, составить с данным словом предложение.
12. Составить небольшие рассказы на тему: «Школа », «Наш класс», «Мои друзья », «Моя семья », используя словарные слова.
13. Вывешиваю слова, которые трудны для запоминания, в виде рисунков или выделяю гласную другим цветом (приложение 6).

2-й класс
1. Задания на классификацию:
а) записать дни недели в правильном порядке,
б) записать названия месяцев в последовательности,
в) записать в алфавитном порядке названия птиц, овощей, одежды.
2. Задания на группировку по частям речи:
а) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
б) выписать слова, отвечающие на вопрос какой?
3. Подобрать однокоренные слова к данным словам:
собака - , машина - , город -
4. Составить предложение с данными словосочетаниями:
Сильный ветер, лютый мороз, надёжная машина, интересная работа,
Заводской гудок, ласковое солнце, хорошие друзья.
5. Задания к загадкам:
Вспомнить пословицы с данным словарным словом, указать в данном слове все орфограммы, объяснить их написание, подобрать синонимы и антонимы к слову-отгадке, найти значение слова- отгадки в «Толковом словаре русского языка».
6. Кроссворды со словарными словами:

Е

О

Я

А


В

Р

Н


С

Р

К



Б
Л

К



Б
Л

К


С

Л

В

Й



Нет в кроссворде гласных букв.
Они висят на ветке.
Ты буквы нужные сорви,
Поставь в пустые клетки
И прочитаешь ты слова.
Кроссворд - зарядка для ума.
Слова составил? Не робей.
В строке последней - СОЛОВЕЙ!
Ответ: ворона, сорока, яблоко, облако, соловей (приложение 7).

3-й класс
1. Поделить слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (варежка - хорошо, что здесь еж, а не ёж, а то, как носить колючую варежку, километр - метр, завтрак - рак, сейчас - час, человек - век, рисовать - рис, животное - живот, лестница - лес).
2. Составить самостоятельно ребусы.
3. Подобрать пару слов с безударной гласной по аналогии с внешним видом предмета (пуговица, копейка).
4. Выписать из орфографического словаря 5 - 6 слов, начинающихся на букву: с ( м, п, а, к и т. д. ), которые являются либо существительными, либо прилагательными, либо глаголами.
5. Выписать слова, которые употребляются только в единственном или во множественном числе.
6. Выписать 5 имён существительных с - ь - на конце, и указать какого рода это слово.
7. Подобрать однокоренные слова к слову: жёлтый, золотой, праздник, природа, чувство, лестница и разобрать их по составу.
8. Игра «Замени одним словом » описание предмета:
Коробка для хранения ручек, карандашей - пенал.
Коллективная поездка, посещение чего-либо - экскурсия.
9. Выборочный диктант «Кто больше запишет словарных слов».
10. Игра «Слог потерялся» - Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
И в свои норки утащили. Предлагаю вставить пропущенные слоги в словах, записанных на доске: зина, лендарь, кей, ...лень, нарь, и т. д.

4-й класс
1. Найти среди слов на букву к, слова для сочинения на тему
«Экскурсия в зоопарк». (Какаду, кенгуру, кобра, косуля, красивый, клевать и т.д.).
2. Использовать опору на ассоциацию, которые вызывают эти слова. Например, в слове аллея две буквы л можно изобразить вот так: ЛЛ – в виде двух деревьев, стоящих по краям дороги. А слово сумма представить следующим образом: сум + ма. В слове ворота две буквы -о- представить в виде двух футбольных мячей, а в слове пуговица букву -о- изобразить в виде пуговицы.
3. В заимствованных современных словах, которые восходят к корням греческих слов, предложить запоминать перечень этих корней. Например, сан (здоровый) - санитар, санаторий; авто (сам) – автомобиль, автомат, автобиография; порт (носить) – портфель, транспорт; пом (плод, яблоко) – помада, помидор.
Начиная со 1-го класса, я отмечаю в «Рабочем журнале учителя» в разделе «Контроль над формированием специальных навыков» уровень усвоения групп словарных слов по таблице. Благодаря этой таблице я отслеживаю, какие слова вызвали больше затруднений в запоминании.

Правильное написание словарных слов


декабрь
воскресенье
хороший
портфель
сегодня
вчера
магазин
каникулы
счастье
сахар
вагон
карандаш
комната
Беларусь
город
погода
маленький

1.
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+
+
+
+
+

2.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+

3.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+
+

4.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+

5.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+
+


Ф.И. учеников 1. Тишковец Оля, 2. Сацукевич Даша, 3. Полякова Маша,
4. Булай Вика, 5. Тихонович Влад.
Со 2-го класса добавляю следующие группы новых словарных слов и ввожу их в таблицу, отмечая уровень их усвоения.


2.2. Этапы введения словарных слов
Запомнят дети новое слово с первого урока или возникнут проблемы с его написанием в дальнейшем, зависит от того, как подать это слово, заинтересовать ученика в постижении новых слов русского языка.
При введении нового словарного слова я даю вместе с учениками полную характеристику слова. Я знакомлю детей с новым словом по следующим этапам:
1) предъявление слова, чтение, уточнение его лексического значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы, устанавливаем, есть ли отличия от произношения;
2) орфографическое проговаривание, запись слова в словариках, выделение орфограммы в записанном слове;
3) сообщение учащимся этимологической справки, многозначность слова,
употребляется ли оно в переносном значении;
4) подбор однокоренных слов, установление принадлежности его к части речи;
5) составление предложений с изученным словом или устойчивых словосочетаний, фразеологизмов, наличие у слова синонимов и антонимов.
1. Знакомство со словом. В зависимости от возраста учеников я использую разные приёмы подачи слова. Опишу некоторые из них, например:
а) чтение загадки, отгадкой которой и является нужное слово;
б) рассматривание предметной картинки;
в) по описанию признаков предмета или предъявлению слова-синонима, нужно определить новое слово, изучаемое на данном уроке.
А можно начать знакомство с отрывка любого произведения или стихотворения и выделения нового слова. Обязательно раскрываем вместе с детьми лексическое значение слова.
2. Работа над «слуховым» образом слова, звукобуквенным анализом слова. Провожу звуковой анализ слова. Проговариваем это слово и устанавливаем есть ли отличия от произношения, указываем его фонетические особенности. Ученики определяет «опасное» место в слове. Дети самостоятельно убеждается в том, что его невозможно проверить, что это словарное слово.
Ещё в период обучения грамоте дети знакомились со слабыми позициями согласных и гласных звуков. А лучше всего запоминается детьми то, что они нашли сами. После нескольких упражнений ученики могут сразу назвать «опасные» места. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то и письмо становится более осознанным.
Для определения «опасного» места в слове использую приём записи слова с «окошком» (с пропущенной буквой). Этот приём учит детей самостоятельно находить «опасное» место. Сначала дети определяют ударный и безударный слоги, потом записывают его. При записи нового слова на том месте, где есть сомнительная буква, ученик пропускает место и ставит прочерк. Например, в слове с_нтябрь, вместо сомнительной гласной е ставим прочерк, значит, здесь следует остановиться и подумать. После этого дети записывают слово второй раз, но уже с найденной самостоятельно буквой. Такая форма работы с непроверяемыми написаниями учит детей обнаруживать орфограмму, совершенствуют свою орфографическую зоркость. Такую форму работы я применяю и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: обнаружить «трудное» место, не писать неправильную букву, оставить «окошко», решить орфографическую задачу, а потом вписать найденную букву.
3. Сообщение этимологической справки. Интересным для детей будет узнать историю этого слова, его происхождение. Что это слово обозначает на других языках, как оно стало русскоязычным. Сообщаю детям исходное, историческое значение изучаемого слова. Как пишет М.Р.Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» [9, с.24] Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, слово «малина» - в основу названия ягоды был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» - маленький. «Малина» - «малый» - «состоящая из маленьких частей».
4. Установление принадлежности к той или иной части речи, определение грамматических признаков этого слова по мере их изучения. Установление многозначности слова, наличие у слова синонимов, антонимов. Подбор однокоренных слов, составление свободных словосочетаний с ним, установление употребления этого слова в составе устойчивых словосочетаниях, объяснение значения фразеологических оборотов.
5. Закрепление написания словарного слова. На этом этапе я использую шуточные вопросы, загадки, стихотворения, творческие словарные диктанты.
Рассмотрим фрагмент урока по предъявлению нового слова во 2-ом классе.
1. Разделяю детей на группы и даю задание определить, какое новое словарное слово будем изучать на уроке. Для этого нужно разложить карточки с буквами в нужном порядке. У каждой группы по 6 карточек с буквами и точками:
О : П . А : : : О : : Д : . : Г . :
2. Группа, которая первая составила слово, прикрепляет карточки с буквами на наборном полотне – погода. Находим ударные и безударные слоги, определяем «трудное» место, даём объяснение почему это слово является словарным.
3. Записываем слово в свои «Словарики». Составляем устно предложение о том, какая сегодня погода. Подбираем однокоренные слова. (Погодка, распогодилось, погодные).

Рассмотрим фрагмент урока во 2-ом классе, этап закрепления правописания изученных словарных слов.
1. Предлагаю детям назвать птиц, пение которых можно услышать в наших белорусских лесах и полях, отгадав загадки:
Кто без ног и без свирели Гнездо своё он в поле вьёт,
Лучше всех выводит трели, Где тянутся растения.
Голосистее, нежней? Кто же это? Его и песни и полёт
(Соловей) Вошли в стихотворения.
Непоседа пёстрая, (Жаворонок)
Птица длиннохвостая, Угадайте, что за птица
Птица говорливая, Света яркого боится?
Самая болтливая. Клюв крючком, глаза пятачком,
(Сорока) Ушастая голова. Кто это?
(Сова)
2. Записываем на доске названия птиц, проверяем правильность безударной гласной сигнальными карточками, подчёркиваем «трудные» места. 3. Предлагаю ответить все ли слова можно назвать словарными, в каком слове можно проверить безударную гласную. (Слово сова не словарное, его можно проверить - совы). Выясняем вместе с детьми, чтобы стало с деревьями, если не было бы птиц, каким был бы лес.
Рассмотрим этапы введения нового слова на уроке.
1. Читаю детям загадку:
В поле - метёлкой,
В мешке - жемчугом.
В воде - тестом,
На столе - караваем.
Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили отгадку.
2. Ученики проговаривают слово «пшеница» про себя, определяют ударный и безударный слоги.
3. Перед ними ставлю задачу: самостоятельно записать слово в тетради, пропустив орфограмму («трудное» место).
4. Прежде, чем вписать букву в «окошко», послушайте, откуда появилось слово « пшеница».
Пшеница - хлебный злак, а также его зёрна, из которых приготавливают белую муку. Слово «пшеница» произошло от древнеславянского слова «пшено», что обозначало «крупа из зерна». Интересно, что сейчас пшеном называют крупу не из пшеницы, а из проса. Из пшеницы можно сварить пшеничную кашу, а из пшена - пшённую. Обе каши вкусные, особенно, если добавить сливочного масла [2,с. 86].
После чтения сведений о слове « пшеница», спрашиваю: «Кто догадался, какую нужно писать букву в 1-ом слоге?» Затем слово проговариваем и вставляем нужную букву в «окошко». На этом же уроке подбираем с детьми однокоренные слова к новому слову, выделяем корень, устанавливаем, как образовались однокоренные слова.
На следующем уроке закрепляем написание слова, выполняя упражнение по нахождению пропущенных букв, например:
1. Пш..ница - среди хл..бов царица.
2. На п..лях от края и до края ш..лестит пш..ница м..лодая.
Таким образом, все этапы введения нового слова помогают запомнить его орфографический облик.
Рассмотрим этапы введения нового слова в 4-ом классе.
1. Предлагаю отгадать загадку:
Иду в воду - красно,
Выйду - черно. (Железо).
2. Поставить ударение, определить безударную гласную, определить род, число в слове-отгадке.
3. Объяснить значение этого слова, пользуясь толковым словарём, например: «Железо - химический элемент, серебристо-белый металл,
Главная составная часть чугуна и металла».
3. Образовать от слова «железо» прилагательное, объяснить при помощи чего образовалось новое слово, какое его лексическое значение.
(Железный - 1) сделанный из железа; 2) твёрдый, крепкий.
Обозначить корень, подчеркнуть «трудное» место.
4. Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания с переносным значением и подобрать синонимы к слову железный:
железная воля - (твёрдая),
железный ключ - (металлический),
железные руки - (сильные).
5. Образовать сложное слово с этим корнем. (Железобетонный).
6. Подобрать слова по теме «Электрический ток».
(Железо, металл, электричество, электростанция).
На этапе зрительного запоминания образа слова, я опираюсь на зрительную память. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию навыка решать орфографическую задачу самостоятельно. В помощь детям помещаю карточки с новыми словами в классном уголке, не меняю их в течение 2-х недель. Дети самостоятельно прочитывают новые слова по несколько раз.
Рассмотрим фрагмент урока по закреплению правописания изученных словарных слов в 4-ом классе.
Предлагаю детям отгадать непростые загадки:
1. В каких словах живёт рак? (ЗавтРАК, РАКета).
2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога).
3. Назовите слова, в которых спрятались «ёж» и «уж».
(дЕЖурный, УЖин).
4. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина (1), сорока (40)).
5. Какие слова любит ворона? ( КАРандаш, КАРтина, КАРтофель).
6. В каких словах ель растёт? (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник).
























2.3. Использование словарей при изучении словарных слов
Приучаю детей пользоваться словарями. Любой взрослый человек знает: сомневаюсь в написании - открываю словарь. Известный русский академик Л.В. Щерба на вопрос как пишется то или иное слово, отвечал: «Минуточку! Сейчас пойду, просмотрю в словаре!»
В классной библиотечке имеются орфографические словари. Ученики привыкают пользоваться словарями по необходимости, Не уверен ученик, что правильно написал существительное сорока - загляни в книгу, исправь свою ошибку. У орфографического словаря в начальных классах цель не просто ответить на вопрос, как пишется то или иное слово, а привлечь внимание ребёнка к правильному написанию слова, к бережному обращению с ним, воспитать культуру работы с каждым трудным словом русского языка и просто заинтересовать ученика орфографией.
Несмотря на огромное количество тренировочных упражнений, правописание словарных слов вызывает трудности, у некоторых детей до конца неусвоенным материалом. У младших школьников хорошо развито воображение, поэтому они порой придумывают свои объяснения некоторым словам, создавая свою «ложную» этимологию и подбирая для себя ложные опоры. Например, слово «м _идведь» пишется с буквой «и», потому что его ещё называют «М_ишенькой», а в слове «к_аньки» пишется буква «а» - потому что мы на них на к_атке к_атаемся».
Это происходит тогда, когда ученик не знает подлинного значения слова, его рассуждения опираются на предположениях. Поэтому необходимо с первого урока знакомства с новым словом, определить, почему оно получило такое название и какие «родственные» связи у него с другими словами. В этом и заключается этимологическая работа: увидеть структуру слова, его внутреннюю форму. Этимологическая работа также предполагает установить происхождение слова (исконно русское оно или заимствованное), определить его значение в современном русском языке.
Например, вводя новое слово «столица», можно рассказать, почему в корне пишется - о?
Столица - русское по происхождению слово, имеет значение «главный город государства, где находится правительство». Это название произошло от слова стол, в смысле «престол, место государя», образовалось суффиксальным способом. Затем произошли изменения в составе слова и корень стол- перестали выделять: стол-иц-а - столиц-а. Проверяем безударный гласный в корне (столица - стол).
Этимологический анализ открывает перед учениками первичное значение слов, что делает заучивание слов не механическим, а позволяет образно представить его значение (приложение 8). Поэтому я на уроках использую не только орфографические словари, словари синонимов, антонимов, но и этимологические словари.
Рассмотрим фрагмент урока в 3-ем классе по изучению нового словарного слова с использованием этимологической справки.
1. Предлагаю детям отгадать загадку, и узнать с каким словом будем знакомиться:
Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.
2. Показываю картинку с изображением медведя, подписываем слово-отгадку медведь.
3. Выясняем, что дети знают о медведе, где он живёт, чем питается. Предлагаю подумать, почему медведя зовут лакомкой. В самом слове есть объяснение: мед – ведь - ведает где мёд. Это словарное слово, но можно с помощью знаний об образовании слова проверить правописание «трудных» мест, а именно применить орфографическое действие. Безударную букву е проверяем буквой ё, поэтому слово медведь пишется с буквой е в первом слоге, проверочное слово мёд.
Этимологическая работа на уроках учит детей останавливаться на незнакомых словах, непонятных или малопонятных словах. Путешествие по «истории слова» развивает языковое чутьё, обогащает словарный запас, активизирует познавательную деятельность. Для словарно-этимологической работы я использую разные формы: «Угадай задуманное», «Собери родственников», «Найди лишнее».
Словарные слова я стараюсь связать с тем материалом, который будет рассматриваться на уроке. Подбираю специальные упражнения, способствующие осознанию учащимися значения словарных слов. Например:
1. Прочитайте предложения и объясните значение изучаемого слова в каждом из них.
Нам уже не снится, и не сказка это, в небо, к солнцу мчится новая ракета. Если вы врагов хотите победить одним ударом, вам ракеты и снаряды, и патроны ни к чему. Сбросьте к ним на парашюте вашу младшую сестрёнку, через час враги, рыдая, прибегут сдаваться в плен.
2. В каком предложении говорится о ракете как о космическом корабле, в каком как о боевом снаряде?
3. Дописать словосочетания подходящими по смыслу однокоренными словами с корнем - ракет-.
Космическая ___________, молодой __________, ____________ двигатель, приземлиться на __________, отделиться то __________.
(Слова для справок: ракетчик, ракетный, ракета, ракетодром, ракетоносителя).
Чем лучше успевает ученик, тем больше у него вырастает потребность пользоваться словарём. Для таких учеников этимологический словарь становится настольной книгой. Знакомство с этимологией слова пробуждает интерес к работе над текстом, делает речь более точной и выразительной.
Программа по русскому языку предусматривает знакомство детей с фразеологизмами. Фразеологические сочетания широко используются в устной речи, делая её выразительной, эмоциональной. Знание фразеологизмов детьми обогащает их речь, помогает точно, метко, образно
выразить свои мысли. На уроках русского языка во время словарно- орфографической работы дети записывают и истолковывают правильное понимание тех или иных фразеологизмов, в состав которых входят словарные слова.
При знакомстве с новым словом или закреплении правописания словарных слов дети рассматривают и запоминают фразеологические обороты. Например, они знакомятся с синонимичными фразеологизмами
(бабушка надвое сказала - после дождичка в четверг - вилами по воде писано), а также с антонимичными фразеологизмами (смотреть сквозь розовые очки - видеть всё в чёрном цвете; не в своей тарелке - как рыба в воде) и тренируются использовать их в собственной речи.
Провожу, например такие упражнения:
- Составить устойчивое словосочетание по ключевому слову, вставляя пропущенную букву в словарное слово.
1. Г..л..ва, очертя. (Очертя голову)
2. Себя, с г..л..вой, выдать. (Выдать себя с головой)
3. Г..л..ва, с, вылетело. (Вылетело с головы)
4. Масло, в, ..гонь, подлить. (Подлить масла в огонь)
5. Услуга, м...дведь. (Медвежья услуга)
6. Середина, з..л..тая. (Золотая середина)
7. Себя, на, небе, седьмом, ч..вствовать, (Чувствовать себя на седьмом небе)
- Соединить слова в одно устойчивое словосочетание или составить фразеологизм по паре слов.
Висеть - волосок (Висеть на волоске)
Рука - сердце (Положа руку на сердце)
Идти - дорога (Идти своей дорогой)
Волк - аппетит (Волчий аппетит)
Лететь - воздух (Взлететь на воздух)
Счастье - звезда (Родиться под счастливой звездой)
Вести - порядок (Приводить в порядок)
( приложение 9).

































2.4. Роль обучающих диктантов в словарной работе

В работе по закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами я использую различные виды диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, картинный, кратковременный, по памяти, по описательному обороту, с использованием сигнальных карточек, словарный диктант «Проверяю себя», словарный диктант «Продиктуй товарищу», тематический диктант, диктант «По следам ошибок», комментированный диктант, контрольный диктант.
Все словарные диктанты классифицирую:
а) по форме работы (простые и творческие);
б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Для закрепления правописания трудных слов в начале урока я использую словарные устные диктанты, которые чередую с частичной записью слов или проговариванием вслух, письмо диктантов различных видов, самопроверка написанного и самостоятельное исправление допущенных ошибок.
Контрольные словарные диктанты провожу по мере накопления количества изученных программных слов. Во 2-ом это 8-10 слов, в 3-ем классе - 10- 12 слов, в 4-ом классе - 12- 15 слов. Словарные проверочные диктанты во 2,3 классах провожу 1 раз в 2 недели, в 4-ом 1 раз в 3 недели.
Словарные диктанты для закрепления во 2-ом классе:
1. Предлагаю написать в левый столбик слова, отвечающие на вопрос что? в правый столбик - отвечающие на вопрос кто?
Минск, завод, рабочий, колхозница, одежда, девочка, дежурный.
Мебель, коньки, собака, корова, стакан, ворона, лебедь, язык.
2. Узнать предмет по его признакам:
Сладкая, душистая (малина);
рыженькая, быстрая (белка);
бурый, лохматый (медведь);
длинные, зелёные (огурцы);
круглое, румяное (яблоко).

Словарные диктанты, которые я провожу в 3-ем классе:
1. Распределительный диктант. Предлагаю написать в левый столбик - имена существительные 1-го склонения, в правый - имена существительные 3-го склонения.
Мама, постелька, кровать, ладонь, постель, ветвь, кроватка, колыбель, ладошка, ночь, лошадь, мать, ветка, ночка, колыбелька.
2. Зрительный диктант. Выписать словарные слова или подчеркнуть их.
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер. К вечеру погода изменилась. Стало душно. Точно из топлёной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
3. Выборочный диктант.
Написать только существительные, которые не употребляются во множественном числе. Например, слова асфальт, железо, мёд, молоко, свёкла, капуста, одежда, погода, шоссе, картофель, соль, яблоко.
Рожь, север, пальто, диван, молоко, смородина, трамвай, посуда.
4. Комментированный диктант.
Написать слова в три столбика по родам.
Огурец, помидор, яблоко, малина, земляника, погода, город, метро, восток, север, картина. Кровать, животное, лестница, мебель, трамвай, аллея, ракета, комната, отец, народ, сердце, молоко.
5. Диктант с пропущенными буквами. Когда ученики пишут слова с пропуском тех букв, которые вызывают затруднение в написании. После диктанта дети слушают объяснение одного из учеников и только потом вставляют нужную букву.
6. Диктант «Назови одним словом»:
- общее для членов одной семьи собственное имя и название человека, которое добавляют к его имени и отчеству;
- поездка или передвижение пешком пол каким-либо местам, странам;
- описание чьей-либо жизни;
- способность к творческому воображению;
- ткань квадратной формы, используемая для прочистки носа;
- картина или фотография, изображающая человека;
- отдельное помещение для жилья в квартире, гостинице;
- конечный пункт, конец состязания;
- первый день недели;
- чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи.
7. Словарный диктант «Отгадай загадки».
Само с кулачок, Крыльев нет у этой птицы,
Красный бочок. Но нельзя не удивиться:
Тронешь пальцем - гладко, Лишь распустит птица хвост -
А откусишь - сладко. И поднимется до звёзд.

В этой узенькой коробке Он высокий и пятнистый,
Ты найдёшь карандаши, С длинной-длинной шеей.
Ручки, стирки, скрепки, кнопки - И питается он листьями,
Что угодно для души. Листьями деревьев.

Словно царскую корону, Днём спит на ней подушка,
Носит он свои рога. А по ночам - Андрюшка.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные поля. Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик.
Не радио, а говорит.
Не кинотеатр, а кино показывает.
Отгадки: яблоко, ракета, пенал, жираф, олень, кровать, телевизор, стрекоза.
8. Творческие словарные диктанты:
группировка по орфографическим признакам;
подбор родственных слов;
подбор слов с общим признаком;
подбор синонимов, антонимов;
запись слов по алфавиту;
запись с исправлением ошибок;
составление словосочетаний;
использование ребусов;
использование школьного словаря;
использование кроссвордов;
по пословицам;
по перфокартам;
составление словосочетаний;
составление рассказа по опорным словам;
работа с деформированным текстом (приложение 10).
Наиболее интересными для детей, а значит и более эффективными, я считаю такие виды диктантов, как зрительный диктант по картинкам, запись по алфавиту, диктант по загадкам, творческие диктанты над деформированными словами, с использованием ребусов, кроссвордов, по пословицам, диктант по группировке по орфографическим признакам.
В целях выяснения результативности моей работы над словарными словами был проведен словарный диктант в двух классах 4 «В», 4 «Д», в одном из этих классов я работаю учителем, а именно в 4 «В» классе.
В диктант входили слова с непроверяемой гласной в корне, слова с удвоенной согласной, например: билет, космонавт, адрес, сверкать, спектакль, килограмм, библиотека, директор, автомобиль, вокзал, портрет, интересный, прекрасный, путешественник. Работа с этими словами проводилась на уроках русского языка в течение года. Результаты диктанта показали, что в данных словах ученики допустили следующее количество ошибок, которое отражено в таблице.
Количество допущенных ошибок в диктанте
Слова
4 «Д» класс
4 «В» класс

- билет
- космонавт
- адрес
- директор
- автомобиль
- спектакль
- килограмм
- вокзал
- сверкать
- портрет
- интересный
- прекрасный
- путешественник
2
3
3
3
1
3
12
2
2
-
4
4
6
-
2
1
2
-
2
4
2
1
-
1
3
3

Всего
45
21


По результатам словарного диктанта можно сделать вывод, что работа, проведённая со словарными словами эффективна и количество ошибок, допущенных в диктанте учениками 4 «В» класса, значительно меньше.








Заключение
Работа над непроверяемыми написаниями эффективна тогда, когда она включается в общую систему грамматико-орфографической работы и работы по развитию речи. Когда на каждом уроке, а не только на уроках русского языка и литературы ведётся работа над правописанием словарных слов, а позже закрепляется в виде творческих заданий, сочинений, кроссвордов. Словарные слова постоянно включаются в тексты диктантов и других упражнений в зависимости от темы урока. Традиционно эти слова подвергаются фонетическому разбору, словообразовательному анализу, разбору по частям речи, они склоняются, спрягаются, к ним подбирают синонимы, антонимы, с ними составляют предложения.
Научить различать словарные слова и запомнить их правописание - основная задача словарно-орфографической работы. Я стремлюсь, чтобы ученик применял одно и то же слово от семи до десяти и более раз в разнообразных упражнениях. С целью контроля постоянно повторяю написание изученных слов через две недели, а затем через месяц, а потом через два месяца. Над тематическими группами работаю по мере необходимости.
В своей работе я показала, какими методами и приёмами я пользуюсь, чтобы вызвать у учеников интерес к изучению словарных слов, научиться овладеть словарным материалом и безошибочно применять его на практике. Метод монотонного заучивания слов наизусть малоэффективен. Я учитываю, что мышление ребёнка носит наглядно-образный характер и опирается на конкретные образы, поэтому для введения словарных слов я использую яркие образные рисунки. Ребята с большим удовольствием, непроизвольно запоминают трудные слова, когда на уроках я использую занимательный интересный материал, а изучение слов даю в игровой форме. Но ученик должен помнить, что учёба - это не только игра, а серьёзная интеллектуальная работа и уметь соединять учение с игрой, то есть учиться с увлечением. В этом мне помогают сборники с занимательными материалами О.Е.Жиренко «Учим русский язык с увлечением», В.Волиной «Весёлая грамматика».
Уроки стараюсь проводить так, чтобы развивались комплексно все виды памяти. В этом мне помогает методика П.С.Тоцкого, в результате которой развивается не только орфографическая, но и артикуляционная память.
Работая по этой теме несколько лет, я сделала следующие выводы:
1. Словарно-орфографическую работу обязательно вести в системе всей орфографической работы, научить видеть, находить слова с традиционным написанием и задумываться над написанием «трудного» места, в случае незнания пользоваться справочной литературой.
2. В работе со словарными словами лучше использовать различные виды упражнений, а также этимологические экскурсы (давать знания о значении, истории и происхождении слов), игры со словами, загадки, пословицы и поговорки, ребусы, элементы занимательной фразеологии.
3. Использовать занимательный материал, яркие таблицы с картинками, сюжетные картинки, стимулировать творческую деятельность самих учащихся (кроссворды, загадки оформляются в виде стенгазет, вывешиваются на школьных стендах).
4. Слова с непроверяемыми написаниями должны усваиваться не изолированно, а в контексте интересных предложений, стихотворений и т.д.








Список используемой литературы
1. Программа на 2008/ 2009 учебный год для школ с русским языком обучения.
2. Грабчикова, Е.С. Словарно-орфографические упражнения. 3 класс, 4 класс / Е.С.Грабчикова. - Мн.: Аверсэв, 2004 г.
3. Грабчикова, Е. С. Толковый словарь русского языка для школьников /
Е.С.Грабчикова - Мн.: Аверсэв, 2006 г.
4. Власенков, А.И. Обучение русской орфографии/ А.И.Власенков - Мн.: Народная Асвета, 1992 г.
5. Жданович, Н.В. Этимологический анализ слова как средство активизации познавательной деятельности младших школьников /
Н.В.Жданович // Пачатковая школа. - 2008г.- №1- с. 11-14.
6. Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности / О.Е.Жиренко. - М.: 5 за знания, - 2005г.
7. Красницкая, А.В. Как изучать словарные слова в начальной школе? / А.В.Красницкая . – ООО ИД «Белый ветер», 2007 г.
8. Лагун, Н.Е. Проверить нельзя – запомнить// Пачатковая школа» - 2009г.-№2
9. Львов, М.Р./Правописание в начальных классах / М.Р.Львов – М. «Просвещение» - 1990г.
10. Лукашук, М. П. Работа над трудными словами / М.П.Лукашук / МН. «Народная Асвета» - 1982г.
11. Мишина, А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка / А.П. Мишина // «Начальная школа»- 2007г.- №8
12. Рыжикова, Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием/ Г.И.Рыжикова // Начальная школа - 1995г.- №1.
13. Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе / Л.В.Савельева //Воспитание и обучение »- 2001г.- стр.39.
15. Узорова,О.В., Нефедова Е.А. / Словарные слова / О.В.Узорова - 4 класс, АСТ, М - «Астрель»- 2004г.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15