Сообщение на тему Как устранить пробелы в знаниях


Сообщение по теме: «Как устранить пробелы в знаниях».(выступление на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла)
Считаю, что педагогу для успешной работы с каждым учеником необходимо знать:
- его домашние условия для подготовки к урокам;
- пробелы в знаниях и их причины;
- взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.
Основные причины пробелов в знаниях, на мой взгляд, следующие:
Отставание в умственном развитии от своих сверстников;
Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала;
Большое количество пропусков по болезни;
Мастерство учителя;
Перегрузка домашним заданием.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников .К этой категории относятся обучающиеся с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием . (Часто с такими приходится работать в обыкновенном классе). Категория таких детей возбудима и легкоранима. Они быстро утомляются во время умственного труда. Учителю необходимо создать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их одноклассники не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение по отношению к этой категории детей.
Применяю несколько методических приемов:
- Самый удобный способ для проверки ЗУН таких учащихся – это индивидуальные карточки, тесты, перфокарты и т.д. применяю такую форму опроса надо дать еще ряд карточек и другим ученикам ( задания подобрать дифференцированно), чтобы у класса создалось впечатление создалось впечатление, что по теме проверяется целая группа ребят.
-Коллективный урок в сменяющихся парах является хорошим стимулом в работе с такими учениками.
-Помощь в работе с такими учениками оказывают карточки взаимоконтроля, который можно провести и по теории, и по практической части.
В частности, проверяя навыки работы с обыкновенными дробями класс разбивается на 5 групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья – умножать, четвертая – делить, пятая – выполнять все действия с дробями ( решать примеры).
Каждый ученик группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в ней указаны фамилия ученика, № его группы и его оценка за выполнение задания.
Отдельно для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение этих заданий. После этого каждый ученик обязан умение решать задание его карточки у четверых учеников – у одного ученика каждой из остальных групп (фамилия не должна повторяться) – оценить их знания.
В ходе такой работы каждый ученик получает по пять оценок - одну у учителя и четыре у одноклассников.
После заполнения контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость .- Достаточно эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении темы. (Решение новых примеров комментируется учениками по цепочке, исправлять решение имеет право только учитель).
Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала .В данном случае эффективна одна из проверенных форм работы с учениками – подготовительные консультации перед изучением новой темы.
Ребята знакомятся с темой следующего урока и учитель повторяет с ними тот старый материал, который необходим для изучения этой темы.
Если у учащихся имеются пробелы по текущим вопросам, то можно применить следующие формы работы сними.
1.Работа в парах (парные диалоги) с целью проверки теории. В течение 5-7 минут в начале урока ученики, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученной теории. Они отвечают на поставленные вопросы, исправляют друг друга и оценивают.
2.Коллктивный контрольный урок в сменяющихся парах. Ученики перед таким уроком дома готовят карточки с заданием для одноклассников по данной теме. Они подбирают или придумывают задания и решают их. Каждый ученик в классе решает задания по карточкам одноклассников, а те проверяют его и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше учеников.
3.Работа в группах. Отрабатывая практические навыки по какой –либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения (если задания у группы одинаковые, то в конце урока можно провести общую консультацию по решении заданий; если задания разные, то для самопроверки дается контрольная работа).
В конце урока в группе обсуждается непосредственное участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.
4.Проверяя домашние задания ребят, ошибки не только подчеркиваются и исправляются, но и письменно комментируются в тетрадях.
При отработке сложных тем типа «Алгебраические преобразования дробных выражений», « Все действия с дробями, решение примеров и т.п., ученики для рецензии решений оставляют широкие поля. Ученик ставит знак ?, если задание не получается, тогда учитель решает это задание прямо в тетради ученика. Такие работы проверяются у каждого ученика ежедневно.
Большое количество пропусков по болезни.
Эффективны консультации после уроков, но в обязательном порядке применяю метод «контрольных карт».
Поле болезни ученик получает контрольную работу с теоретическими вопросами и практическими заданиями по пропущенной теме. Обязательно кто- либо из одноклассников согласится оказать ему помощь поработать с предложенной работой.
Для того, чтобы все одноклассники видели, что пробел в знаниях данного ученика устранен, контрольная карта вывешивается в классе.
Наглядный графический учет знаний учащихся хорошо помогает устранять пробелы в знаниях и бороться с их ленью.
Для успешной работы по ликвидации пробелов в знаниях, класс должен быть единым рабочим коллективом, не должно быть учеников, которые переживают за свои личные достижения и успехи.