Конспект урока русского языка Что такое имя числительное? (3 класс, Школа России)
Тема: Что такое имя числительное?
Цели: познакомить с новой частью речи именем числительным; формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.
Ход урока
Организационный момент
Чистописание. Словарь: рисовать, лисица, извините, синонимы, до свидания, учитель, мальчик. (взаимопроверка, оценка)
Актуализация знаний
Замените фразеологические обороты глаголами, запишите. (Работа в парах.)
Намылить шею, гонять лодыря, чесать языком, бить баклуши, надуть губы, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос. (Проверка, оценивание)
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
На семь дворов один топор и тот без топорища.
Определите части речи.
У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь.)
Что называет это слово? (Число.)
Поставьте вопрос к этому слову. (Сколько?)
Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей.)
Да, такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имён числительных.
Приведите примеры пословиц с именами числительными.
Сформулируйте тему урока.
- На какие вопросы мы хотим найти ответы? (Что такое имя числительное, на какие вопросы отвечает, что обозначает)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 103(с. 59).
Прочитайте считалку.
Пользуясь памяткой 6 на с. 146147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка.Самооценка)
Прочитайте слова, которые называют число предметов.
Как называются такие слова?
Поставьте к ним вопросы.
Упр. 104 (с. 59)
(Самостоятельное выполнение.Проверка, оценивание)
Прочитайте ответы на вопросы.
Назовите имена числительные.
VI. Физкультминутка
2. Работа со словами из словаря
Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
Запишите их в словарик.
К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы.
- Какой же вопрос вы поставили к имени числительному?
- Какой вывод можно сделать?
Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите (Работа в парах).
Запомните написание этих слов.
VII.Закрепление
Упр. 106(с. 60).
( Выполнение в группах.Проверка.)
Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
Вывод:- Объясните, как вы распознали имена числительные? С какими словами они связаны?
Что же такое имя числительное?
Что обозначают имена числительные?
Какие вопросы можно к ним поставить?
VIII. Рефлексия
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я научился
Домашнее задание
Упр. 105 (с. 60).
15