Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери Маленький принц.


Антуана де Сент–Экзюпери


Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц".
Задачи урока:
воспитывать в учащихся чувство любви к прекрасному;
учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба;
учить чтению в лицах;
учить инсценировать эпизоды, сыграть правильно роль, понять её;
продолжить обучение выразительному чтению.
Оборудование, наглядность:
1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);
2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;
3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).
На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку
“Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
“Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка целей, задач урока.
III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.
right000Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.
Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.
По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.
Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.
“Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.
Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.
Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.
IV. Анализ произведения.
Чтение 1 главы
Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?
Итак, автору было одиноко в своей жизни. А почему одиноко, “одиноко как в пустыне”.
Анализ 2 главы
right000Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.
Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)
Анализ 4 главы
Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?
На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?
Как была открыта его планета?
Над чем смеётся автор?
Ответ: Странный народ эти взрослые.
Вопрос: В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”
“Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”.
“Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”
“Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.
right000Вопрос: Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?
Анализ эпизода. Глава 5
“ На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”
Вопрос: Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?
“Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”
Анализ 6 главы
“Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…
Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.
Вопрос: Почему маленький принц любил закат?
Ответ: Мечты, думы, воспоминания.
Анализ 7 главы
Вопрос: В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?
right000Анализ эпизода: “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.
(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”
Инсценировка глав 8–9 (Автор, Роза, Маленький принц)
Анализ эпизода
Вопросы: Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?
В чём проявляется это чувство?
Что такое любовь?
Инсценировка главы 10. (Автор, Король, Принц)
Обращаем внимание детей при анализе на слова Короля: “Власть должна прежде всего быть разумной”. Король, который отдавал приказания, которые должны быть исполнены, был добр.
Инсценировка главы 11. (Честолюбец, Принц)
“Он был один на планете и говорил и думал о том, что он лучше всех”.
Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?
Анализ главы 12. Пьяница. “Хочу забыть, что мне совестно, совестно пить”.
Вывод: Пьянство – болезнь века.
Инсценировка главы 13. (Деловой человек, принц)
Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?
Анализ главы 14. Фонарщик
Вопросы: Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)
Анализ главы 15. Географ. Учёный, который не двигается с места и ничего не видит. Следовательно, ничего не может открыть.
Анализ глав 16–18.
Выводы: “Среди людей тоже одиноко”, “Их носит ветром. У них нет корней,- это очень неудобно”.
Глава 20. Встреча с розами. “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.
Глава 21. Встреча с лисом. “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”.
Вопросы: Что такое дружба? Что значит приручить? (Полюбить, подружиться)
Глава 22. “Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень – очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (Рассуждение о счастье)
Глава 25. Обсуждение высказывания. “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.
V. Заключение: Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.
VI. Подведение итогов урока.
«Продолжай поиски самого себя…»
(Урок-размышление по философской сказке
А.де Сент-Экзюпери  "Маленький принц")
Цели урока.
Дидактическая:
Помочь учащимся в постижении философского смысла повести-сказки.
Развивающая:
Совершенствовать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы).
Воспитательная:
Помочь в определении системы нравственных ценностей современного человека и своих собственных.
Заставить учащихся заглянуть в свой внутренний мир, дать оценку своему «Я».
Оборудование урока:
ноутбук, проектор, электронная презентация к уроку.
Музыкальные записи
задания для работы  
Тип: урок-размышление с использованием СОТ
Ход урока
Оргмомент.
На доске тема урока: «Вернется ли к нам Маленький принц?»
Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.
1 слайд
 Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».
2 слайд
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.
«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»
«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.
Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
3 слайд
Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
4 слайд
 «Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;
- Прошу вас определить жанровые черты сказки. Докажите их присутствие в тексте произведения. Приведите примеры символов и аллегорий. 
- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;
- Как Маленький принц жил на своей планете?
5 слайд
- Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?
- Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?
- Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?
- Какое место в жизни мальчика занимала Роза?
- Как описывает ее автор?
6 слайд
- Почему же Маленький принц улетает от нее?
- Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза?
- Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?
Странствия Маленького принца.
Работа в парах.
Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)
«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».
«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.
«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».
Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.
«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.
Вывод:
Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.
- Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);
- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);
- Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;- Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).
В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.
- Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).
С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за помощью к мудрой змее, у которой «хороший яд»).
Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».
- Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.
- В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.
Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…
И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»
- Давайте поразмышляем над этими словами.
- Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);
- Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).
 7 слайд
Чтение
(Искать надо сердцем…
Нет в мире совершенства
Слова только мешают понимать друг друга
… твоя роза – единственная в мире
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь)
8 слайд
Истина… Чтобы найти её, «надо искать сердцем». А если «сердце видит» -  песок не просто жёлтый, а «золотой, как мёд», «звёзды на небе расцветают» и для каждого человека они свои, и вода в роднике среди пустыни, «как музыка». Всё это загадочно и непостижимо, как и то пространство, которое продолжается до неба и выше!
Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?
(Приход и уход человека на этой планете болезнен. Когда уходит человек, будто бы белая планета прекращает своё существование.)
Ваши ощущения в финале сказки (трагедии)
Выводы
Ученица читает стихотворение Евг. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет»
Финал на фоне песни «Нежность» (Хворостовский)
Дома: сочинение «Берегитесь баобабов»