Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (Программа Школа 21 века)

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Марфино
Аткарского района Саратовской области

«Рассмотрено»
Руководитель ШПМ
____________/Е.Г.Райку/
ФИО
Протокол № ____
от «___»________________2016г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ-СОШ с.Марфино
____________/ С.Б. Кириллова./
ФИО
«___»_________________2016г.

«Утверждено»
Директор МОУ-СОШ с.Марфино
_________________/Л.В.Лушникова/
ФИО
Приказ № _____
от «___»_________________2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по литературному чтению
Ступень обучения (класс): 4
Уровень: базовый
Учитель: Герасимова Наталья Анатольевна
Категория: I

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_____________________2016 г.




2016 - 2017 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова (Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009).
Программа рассчитана на136 часов в год (4 часа в неделю).
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных). Читательское пространство в нашей программе обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы: изучение обеспечивало развитие личности ребёнка, формировало его интеллект и общую культуру; в результате обучения развивалась читательская деятельность школьников, а также формировались компоненты учебной деятельности; содержание курса «Литературное чтение» обеспечивало дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Сопоставление федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, Примерной программы и авторской программы выявило, что программа разработанная Н.Ф Виноградовой реализует требования стандарта.
Вывод: Содержание авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» соответствует всем разделам стандарта начального общего образования по окружающему миру и примерной программы начального общего образования по предмету федерального базисного учебного плана.
Общая характеристика учебного предмета
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Изменений типовой программы в данной рабочей программе нет.
Основные линии программы: Развитие навыка чтения;
Развитие восприятия произведения;
Развитие литературоведческих понятий;
Развитие речевых умений;
Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2.Система работы над навыками чтения.
3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом курс «Литературное чтение» изучается в IV классе 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени в 4 классе составляет 136 часов. Выполнение программы ориентировано на использование разнообразных форм организации учебного процесса (урок, урок-игра, урок-путешествие, урок-обобщение) внедрение
современных методов обучения и педагогических технологий (проблемно-поисковое и личностно ориентированное обучение).
На уроках может привлекаться лингвистический, литературный, исторический материал, а также музыкальное и изобразительное оформление. в 4 классе – проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115 – 120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные
качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

III. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр
(сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- находить известные средства художественной выразительности;
Круг детского чтения
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
- отличать сборник произведений от книги одного автора;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими воз-
расту словарями и справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика
- отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.
Творческая деятельность учащихся
- выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
- участвовать в чтении по ролям литературных произведений;
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности
- реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;
- передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;
- описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;
- писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений; - писать небольшие по объему сочинения по кар тине.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде; понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них соотносить поступки с нравственными нормами;
передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке
.
Ученик получит возможность научиться:
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор герой произведения, автор рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится: находить информацию в тексте произведения;
прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист); Ученик получит возможность научиться: находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения; находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях; собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

IV. Содержание тем учебного курса
4 класс (136 ч)

Учебно-тематическое содержание курса
№ п/п
Наименование разделов (темы)
Кол-во часов по программе

1
Произведения фольклора
10

2
Басни. Русские баснописцы
6

3
Произведения В.А.Жуковского
6

4
Произведения А. С. Пушкина
5

6
Произведения М.Ю.Лермонтова
5

7
Произведения П.П.Ершова
4

8
Произведения В.М. Гаршина
4

9
Произведения русских писателей о детях
6

10
Произведения зарубежных писателей о детях
11

11
В мире книг
7

12
Книги Древней Руси
3

13
Произведения Л.Н.Толстого
10

15
Стихи А А Блока
3

16
Стихи К.Д.Бальмонта
7

17
Произведения А.И.Куприна
6

18
Произведения И.А.Бунина
4

19
Произведения С.Я Маршака
10

20
Стихи Н.А.Заболоцкого
3

21
Произведения о детях войны
5

22
Стихи Н.М.Рубцова
4

23
Произведения С.В.Михалкова
3

24
Юмористические произведения для детей
3

25
Очерки
6

26
Путешествия, приключения, фантастика
8


ИТОГО
136 часов


Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. .
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение
мечты парода.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
самостоятельный выбор книги на определенную тему;
чтение детской периодики;
использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

























Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
1 полугодие

п/п
Универсальные учебные действия (компетенции). Вид проверки
Время проведения

1
Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание). Текущая проверка
Сентябрь

2
Умение читать молча, работать с текстом произведения и информацией. Текущая проверка
Октябрь

3
Выразительность чтения. Текущая проверка
Сентябрь октябрь

4
Начитанность и знание изученных произведений. Текущая проверка. Комплексная контрольная работа
Октябрь ноябрь

5
Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид текущей проверки)
Октябрь ноябрь |

6
Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущая проверка. Диагностические задания
В конце четверти

7
Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание). Итоговая проверка
Ноябрь
л

8
Умение читать молча, работать с текстом произведения и информацией. Итоговая проверка
Ноябрь декабрь


9
Выразительность чтения. Итоговая проверка
Декабрь

10
Начитанность и знание изученных произведений. Итоговая проверка. Комплексная контрольная работа
Декабрь

11
Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид итоговой проверки)
Декабрь
ь

12
Литературная эрудиция. Текущая проверка. Литературные диктанты
В течение всего полугодия

13
Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка. Диагностические тесты и задания
В конце полугодия



Примерный план проведения текущих и итоговых работ 2 полугодие



п/п
Универсальные учебные действия (компетенции). Вид проверки
Время выполнения

1
Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание). Текущая проверка
Январь февраль

2
Умение читать молча, работать с текстом произведения и информацией. Текущая проверка
Февраль

3
Выразительность чтения. Текущая проверка
Февраль март

4
Начитанность и знание изученных произведений. Текущая проверка. Комплексная проверочная работа
Март

5
Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид текущей проверки)
Март

6
Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущая проверка. Диагностические задания
Март

7
Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание). Итоговая проверка
Апрель

8

Умение читать молча, работать с текстом произведения и информацией. Итоговая проверка
Апрель май

9
Начитанность и знание изученных произведений. Итоговая проверка. Комплексная контрольная работа
Май

10
Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид итоговой проверки)
Май
-

11
Литературная эрудиция. Текущая проверка. Литературные диктанты
В течение полугодия

12
Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка. Диагностические тесты и задания
Май




VI. Календарно-тематическое планирование
4 класс ( 4 часа в неделю; 136часов)

Учебник: Литературное чтение 4 класс.- М: Вентана –Граф 2014
Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова
Программа: «Литературное чтение» Москва, Вентана-Граф, 2012
Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

№ п/п
Наименование разделов тем
Кол-во
часов
Применение ТСО/ИКТ
Дата
Примечание





план
факт


Произведения фольклора (10ч)

1.
Произведения фольклора.
Малые жанры фольклора

Дополнительное чтение: крупицы народной мудрости
1





2.
Волшебные сказки
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»..
1
КиМ




3.
Дополнительное чтение: Русская народная сказка «Марья Моревна».
1





4.
Сказочные и былинные герои
Былина "Волх Всеславович".
1
Презентация




5.
Слушание детских книг и работа с ними.

Дополнительное чтение: былины «Вольга Святославович», «Святогор».
1





6.
Народные легенды. "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком".
1
Презентация




7.
Слушание детских книг и работа с ними.

Дополнительное чтение: шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Библейская легенда «Суд Соломона», «Блудный сын»
1





8.
Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения".
1
КиМ




9.
Героические народные песни
Слушание и работа с детскими книгами.
песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море".
1
КиМ




10.
Контрольная работа № 1 по теме «Произведения. фольклора»
Рубрика «Проверь себя»
1





Басни. Русские баснописцы (6ч)

11.
Басни русских баснописцев
И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей";
И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи".
1
Презентация




12.
И.И.Хемницер "Друзья". Слушание и работа с книгами басен.

Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Крестьянин в беде".
1





13.
А.Е.Измайлов "Кукушка.

Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница».
1





14.
И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение:
«Осёл и соловей»
С.В.Михалков «Слово о Крылове»
1





15.
Слушание детских книг и работа с ними. И. Дмитриев «Муха», «Петух, Кот и Мышонок». Работа с детскими журналами.

Дополнительное чтение И.И.Дмитриев»Петух,ккот и мышонок»
1





16.
Обобщение по разделу "Проверьте себя" Русские баснописцы.

1






Произведения В.А.Жуковского (6ч)

17-18
В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание».


Дополнительное чтение В.А. Жуковский. «Вечер», «Там небеса и воды ясны», «Загадки», баллада «Светлана».
2
Презентация




19-20
Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"
2
Презентация




21.
Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского.


Дополнительное чтение
В.А.Жуковский "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери"
1





22.
Рубрика «Проверь себя»
1





Произведения А.С.Пушкина (5ч)

23.
Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. А.С.Пушкин "Осень".

Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении).



1

Презентация




24, 25.
А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). А.С.Пушкин "Зимняя дорога".

2

Презентация




26.
А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Из "Воспоминаний В.И.Даля". По страницам детских журналов.

Дополнительное чтение «Сказка о золотом петушке»
1

Презентация




27.
Слушание и работа с книгами Фольклор, летописи и произведения Пушкина

Дополнительное чтение
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", Отрывок из «Повести временных лет»
1

Презентация




М,Ю,Лермонтов (5ч)

28-29
Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын", "Парус".
2

Презентация




30-31.
Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины", "Утес"

Дополнительное чтение М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка.
2






32.
Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове.
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание), "Казачья колыбельная песня".

1






Произведения П.П.Ершова (4ч)

33-34.
Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок".

2

Презентация
Фрагмент мультфильма




35-36
П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?".

Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради).
Рубрика «Проверь себя»: «Произведения писателей-классиков XIX века»
2






Произведения В.М.Гаршина(4 часа)

37-38
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".
2

Презентация




39-40.
Слушание и работа с книгами.
В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Дополнительное чтение: В.М. Гаршин «Attalea Princeps», «Пленница».


Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради). Произведения В.М.Гаршина.


Дополнительное чтение: В.М. Гаршин «Сказание о гордом Агее». Пересказ старинной легенды.
2






Произведения русских писателей о детях (6ч)

41-42.
Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).
2

Презентация




43-44.
Слушание детских книг и работа с ними.

Дополнительное чтение: К.М. Станюкович «Максимка»,
2






45
Произведения русских писателей о детях..

Дополнительное чтение
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».
1

Презентация




46
Урок обобщение («Проверьте себя»)







Произведения зарубежных писателей (11ч)

47-48.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (Глава II, в сокращении)
2

Презентация




49.
Слушание детских книг зарубежных писателей и работа с этими книгами. Работа с книгами Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы).

Дополнительное чтение 1 и 2 главы из романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».
1






50-51
Дополнительное чтение:
В.Гюго "Козетта"
( отдельные главы).
1

Презентация




52-54.
Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

Дополнительное чтение: сказка Х.К.Андерсена "Самое невероятное".
3

Презентация
Фрагмент мультфильма




55.
Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года". Слушание и работа с книгами Х.К.Андерсена. Детские газеты и журналы.
1






56.
Слушание и работа с книгами. Произведения Г.Х. Андерсена
К.Г.Паустовский "Великий сказочник".

Дополнительное чтение. Детские газеты и журналы

1






57.
Рубрика «Проверьте себя» Итоговая проверка навыков чтения № 4 по теме: «Произведения, изученные в I полугодии»
1






В мире книг (7 часов)Библия. Мифы наров мира (4 часа) Книги древней Руси (3 часа)

58.
Библия. «Книга книг»Детская Библия.

Дополнительное чтение:Библейские предания»блудный сын», «Соломонов суд»


Презентация




59
Древнегреческие мифы

Дополнительное чтение: "Арион". "Дедал и Икар"
1






60
Славянский миф "Ярило-солнце".

Дополнительное чтение: Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи"
1






61.
Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира.

Дополнительное чтение: Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И" Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради) мифы народов мира.
1






62
Книги Древней Руси. Отрывок из "Повести временных лет" "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава»( Похвала книгам)"
1

Презентация




63
Книги Древней Руси. Первая славянская азбука
Слушание и работа с книгами:
Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии", "Наставления Ярослава Мудрого славянам". По страницам детских журналов
1

Презентация




64
Библиотечный урока
Отрывок из "Повести временных лет" "Поучение Владимира Мономаха".
Обобщение по разделу. «В мире книг»
Контрольная работа№5 по теме: «Мифы и повести Древней Руси ».
1

Презентация




Произведения Л.Н.Толстого (10ч)

65.
Повторение произведений Л.Н. Толстого.

Дополнительное чтение «Воспоминания
Л.Н. Толстого».
1

Презентация




66
Слушание рассказа Л.Н.Толстого "Акула".
1






67
Сказка «Два брата».
1







68
Басня «Мужик и Водяной».
1






69.
Рассказ «Черепаха».
1






70
Рассказ «Русак».
1






71-72.
Слушание и работа с детскими книгами Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».

Дополнительное чтение Народная былина «Святогор»; «Повесть о Никите Кожемяке» (из «Повести временных лет»).
2






73-74
Урок –обобщение
Книги Л.Н.Толстого для детей.
Рубрика «Книжная полка»

«Проверь себя» Дополнительное чтение: быль Л.Н.Толстого "Кавказский пленник".
2






Стихи А.А.Блока (3часа)

75
Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия".

Дополнительное чтение Песня-слава «Русская земля»
2

Презентация




76
А.А.Блок "Рождество".
1






77
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов.
А.А.Блок "На поле Куликовом".
Книги стихов русских поэтов
1






Стихи К.Д.Бальмонта( 7часов)

78-79
Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме".
2

Презентация




80-81
Стихи о о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши".
2






82-83
Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи".

2






84.
Слушание, работа с книгами.

Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

Контрольная работа № 6 по теме:
«Творчество Л.Н.Толстого, А.А. Блока и К.Д. Бальмонта».

1






Произведения А.И Куприна (6 ч.)

85-86.
«Скворцы» А.И.Куприн.

2

Презентация




87.
Сказки и легенды народные и авторские
Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей.

Дополнительное чтение: рассказ А.И.Куприн «Четверо нищих» В.В. Вересаев. «Легенда», «Звезда».
1






88.
Очерки и воспоминания

Дополнительное чтение: очерк «Воспоминания об А.П. Чехове».
1






89.
Произведения о животных А.И.Куприна. Повторение.

Дополнительное чтение
Слушание и работа с детскими книгами. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона"
1

Презентация




90.
Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради).
1






Произведения И.А.Бунина (4ч)

91.
И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".

Дополнительное чтение: "Шире, грудь, распахнись для принятия",
1

Презентация




92.
И.А.Бунин "Листопад"(отрывок).
1






93.
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин".
Дополнительное чтение: К.И.Чуковский "Н.А.Некрасов".
1

Презентация




94.
"Проверьте себя". "Страничка книгочея"
Обобщение по изученным разделам
1






Произведения С.Я Маршака (10ч)

95-96.
Повторение изученных произведений. С.Я.Маршака. Стихотворение "Словарь".

Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава».

2

Презентация




97- 99
Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (избранные картины)

3

Презентация
Фрагмент мультфильма




100.
Слушание детских книг С.Я. Маршака и работа с ними.

Дополнительное чтение: «Сказка про козла».
1






101.
С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс
"В горах мое сердце"
( Перевод С.Я.Маршака).
1






102.
Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак "Ледяной остров".
1






103.
Контрольная работа № 7 Итоговая проверка навыков чтения вслух Разноуровневая комплексная работа.

1






104.
Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик».
1






Стихи Н.А.Заболоцкого (3ч)

105.
Н.А.Заболоцкий "Детство".
1

Презентация




106.
Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Дополнительное чтение Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу».
1






107.
Библиотечный урок. Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах.
1






Произведения о детях войны (5ч)

108-110.
Дополнительное чтение
В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).
3

Презентация




111.
Слушание и работа с детскими книгами о детях.

Дополнительное чтение стихотворение К.М. Симонова «Сын артиллериста».
1






112
Слушание и работа с детскими книгами о детях войны







Стихи Н.М.Рубцова (4ч)

113.
Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы".
1

Презентация




114.
Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина",.

Дополнительное чтение Н.М. Рубцов "Ласточка".
1






115.
Произведения о Родине. Слушание и работа с книгами А.П. Платонова. Дополнительное чтение: сказка-быль А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок».
1






116.
Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. "Страничка книгочея".
1






Произведения С.В.Михалкова (3ч)

117-
Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома" (спектакль).

Дополнительное чтение «Как бы жили мы без книг?».
1

Презентация




118.
Басня С.В.Михалкова "Зеркало".

Дополнительное чтение: "Любитель книг", «Чужая беда».
1






119.
Слушание детских книг С.В. Михалкова и работа с ними. Дополнительное чтение «Как старик корову продавал» (сказка), басня «Дым без огня».
1






Юмористические произведения для детей (3ч)

120.
Н.Н.Носов "Федина задача".
Повторение изученных произведений Драгунского В. Ю., Пантелеева Л
1

Презентация




121.
Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания». Дополнительное чтение:
В. Драгунский «Тайное становится явным»
1






122.
Слушание юмористических произведений для детей и работа с ними. Работа с детскими журналами и газетами., А.М. Горький «Пепе».
1






Очерки (6ч)

123.
Очерки о Родине. И.С.Соколов -Микитов "Родина".
Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна".
1

Презентация




124-125
Очерки о людях.
Н.С Шер «Картины-сказки»

Дополнительное чтение
М. Горький «О книгах», «О сказках».


Н.Шер "Картины-сказки"
2






126.
Слушание детских книг и работа с ними.
А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

Дополнительное чтение: Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы.
1

Презентация




127.
Библиотечный урок. Писатели о писателях.

1






128
Урок-обобщение («Проверьте себя»)

Дополнительное чтение Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

1






Путешествия, приключения, фантастика (8ч)

129-130.
Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", "Береза".
Дополнительное чтение
Н.П.Вагнер «Сказки кота Мурлыки»

2






131-132.
Слушание детских книг и работа с ними. Дополнительное чтение: Н.П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».
2






133-134.
Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы).

Дополнительное чтение: очерк В. Рыбакова «О книге Дж. Свифта»
2






135.
Итоговая контрольная работа №8 по теме: «Произведения, изученные в 4 классе».
Урок-обобщение
(«Проверьте себя»).
1






136.
Библиотечный урок «В мире книг», «Летнее чтение» Слушание детских книг о путешественниках и работа с ними. Н.П. Найденова Стихотворение «Мой друг»
1



















Заголовок 1 Заголовок 215