Характеристика патриотической работы краеведческого музея МБОУ Верещакская СОШ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верещакская средняя общеобразовательная школа»
Новозыбковского района Брянской области
243015 Брянская область Новозыбковский район с.Верещаки ул. Коммунистическая д.42
Областной смотр-конкурс
музеев образовательных учреждений
Брянской области
Историко-краеведческий музей МБОУ «Верещакская СОШ»
Почтовый адрес:
243015
Брянская область
Новозыбковский район
с.Верещаки
ул. Коммунистическая д.42
Директор МБОУ «Верещакская СОШ»
Ковалева Зинаида Ивановна
Руководитель музея
учитель истории Баханцов Николай Григорьевич
с.Верещаки
2014
Совет музея:
1.Баханцов Николай Григорьевич – председатель совета;
2.Новинская Екатерина – ответственная за поисково-собирательскую работу;
3.Шинкоренко Виктория – ответственная за работу с фондами;
4.Осипенко Игорь – ответственный за экспозиции музея;
5.Усов Даниил – экскурсовод;
6.Кутеко Юлия – экскурсовод;
7.Борисенко Алексей - экскурсовод ;8.Привалов Артем – ответственный за организацию и проведение массовых мероприятий на базе музея;
Помощь в работе музея оказывает ветеран Великой Отечественной войны Лямцев Петр Федорович
Характеристика
патриотической работы музея
В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» наш школьный музей свою работу строит по следующим направлениям:
1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Историко-краеведческий музей МБОУ «Верещакская СОШ» функционирует с середины 70-х г.г. 20 века. Инициатором его создания был учитель истории, участник В.О.войны Пугачев Петр Иосифович.
За этот период активистами музея, учителями и учащимися школы собран богатейший материал. В настоящее время действуют следующие экспозиции:
1.Наш край в древности.
2.Село Верещаки в XVI- начале XX в.в.
3.Революционные события и события Гражданской войны в нашем крае.
4.Коллективизация в Верещаках.
5.Великая Отечественная война.
6.Село в конце XX- начале XXI в.в.
7.История сельской школы.
8.Наши земляки – Герои Советского Союза.
9.Воины – интернационалисты.
10.Нумизматическая экспозиция.
11.Уголок крестьянского быта.
12.Природа родного края.
Основной целью работы музея является воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему своей большой и малой Родины. Задачами являются сохранение, накопление и систематизация накопленного материала; привлечение детей к работе в музее.
В школе разработана система патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций малой родины в условиях школьного музея. Она предполагает не только воспитание патриотизма, но и создание благоприятных условий для развития интеллекта и творческих способностей обучающихся при условии функционирования музея в малокомплектной школе.
В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности, но и приобрели новую остроту и специфику. Учителя школы считают, что если воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы, а школьный музей должен «продвигать» ребёнка от простой созерцательной экскурсии к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края, так и истории страны. Школьный музей, по мнению наших учителей, способен объединить единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». В музее работает актив и совет, группа экскурсоводов, также на базе музея работает краеведческий кружок. Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, элективных курсов, проведения внеклассных мероприятий. В практике учителей истории и литературы музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки запоминающимися, необычными, интересными. В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа. В результате совместной работы учителей и учеников были разработаны следующие тематики экскурсий: «Наши земляки – герои Советского Союза», «История села Верещаки», «Их подвиг бессмертен», «История нашей школы» и многие другие. В работе нашего школьного музея используются не только экскурсии по музейным экспозициям, но и посещение памятных мест поселка и района. Учащиеся ухаживают за двумя захоронениями и памятником воинам – односельчанам, погибшим в В.О. войне. Знакомятся с музеями и святыми местами района, потом создают презентации о своих поездках и рассказывают о них младшим школьникам. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность у учащихся.
Совместно с работниками сельского дома культуры в музее проводится ежегодный цикл встреч и мероприятий по темам «Село в годы войны», «Традиции и обряды нашего края», «Герои и труженики нашего района».
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь с музеем ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Они рассказывают на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу. Это позволяет учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны, заставляет задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родины. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся. Мы постоянно организуем, совместные встречи с ветеранами, проводим для них праздники, приглашаем на всевозможные школьные мероприятия, помогаем им в уборке их жилья, учащиеся приносят продукты и лекарства, просто посещают их, ведь часто нужна не конкретная помощь, а душевные разговоры. Ветераны очень любят наш музей, гордятся им, помогают нам собирать и приносят материал для экспозиций. Вместе с детьми они поют гимн России, переживают за выступления детей, награждают детей грамотами, а потом с удовольствием пьют чай с учениками и рассказывают, как учились в школе, как у них проходили уроки. При их поддержке и помощи собран материал и оформлена папка и стенд «Ветераны войны и труда села Верещаки», материал позволяет проводить классные часы и уроки мужества. И хочется верить, что формирование гражданской позиции проявляется у учащихся 9 мая, когда они идут на сельский митинг, чувствуя благодарность к погибшим героям и живым ветеранам войны, с гордостью стоят в почетном карауле у захоронения, с интересом и творчески участвуют с литературно-музыкальной композицией, несут гирлянду памяти к памятникам.
У жителей села Верещаки доброй традицией стало собираться в День освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков в школьном историко-краеведческом музее, чтобы поделиться с ребятами воспоминаниями о прошлом, а заодно и познакомиться с новыми экспонатами, которые появились в музее стараниями учителей, учащихся и их родителей.
Традиционным стал фестиваль исполнителей военной и патриотической песни «Во Славу России».
В рамках программы патриотического воспитания молодежи в музее состоялась «Встреча трех поколений». В этом мероприятии приняли участие ветераны двух войн – Великой Отечественной войны и войны в Афганистане.
В год 70-летия Великой Победы активисты музея планируют закончить создание «Книги памяти с.Верещаки» - информация о верещакцах, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Книга будет, как в электронном, так и в печатном вариантах.
Частый гость в школе и конечно в музее - наш земляк, Герой Советского Союза Пугачев Федор Иванович. К его словам ребята прислушиваются с особым трепетом.
Наши воспитанники из актива музея - постоянные призеры и победители районного этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ по краеведению, дипломанты областного этапа этого конкурса. Они постоянные призеры и победители районных фестивалей проектно-исследовательской деятельности в номинации «Социальные проекты и исследовательские работы». Старшеклассники участвуют в районных и областных краеведческих чтениях.
2011-2012уч. год
районный конкурс исследовательских работ учащихся «История переписей в России» диплом призера
2011-2012уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению диплом призера
2011-2012уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению участие
2011-2012уч. год районный фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» диплом призера
2012-2013уч. год районный фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» диплом победителя
2012-2013уч. год районный конкурс КВН «История глазами представителей 21века», посвященный году истории в Брянской области Команда КВН школы-победитель2013-2014уч. год районные историко-образовательные «Михайловские чтения» активное участие
2013-2014уч. год областные краеведческие
чтения юных краеведов-туристов
«Милый край, моя Отчизна»
активное участие
2013-2014уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению
диплом победителя
2013-2014уч. год районный конкурс-акция «Туристический маршрут района» в номинации «Внутрирайонная туристическая тропа истории и культуры». диплом победителя
2013-2014уч. год районный фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» диплом победителя
2013-2014уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению дипломант
2014-2015уч. год
областной конкурс исследовательских работ учащихся «О героях былых времён…»,
посвящённого 100-летию начала
Первой мировой войны
результат еще неизвестен
Наши ученики и преподаватели постоянно участвуют в межреспубликанских, областных и районных спортивно-туристических мероприятиях патриотической направленности и обязательно становятся призерами в различных номинациях.
- межреспубликанский слет «Мы славяне»;
- туристический поход «Робинзонада»;
- велопробег посвященный 70-летию образования Брянской и 70-летию Великой Победы;
- туристический слет «Зимний экстрим»;
- туристический слет «Летний экстрим»;
В 2014 году коллектив наших учителей, с программой духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников «Сохраним духовное родство», участвовал в областном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и став победителем, принял участие в региональном (Центральный Федеральный Округ) этапе. Достижения учителей и учащихся нашли отражение в экспозиции музея.
Из всего вышеизложенного следует, что проводится значительная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на базе школьного историко-краеведческого музея, но впереди – еще больший объем работы. Мы не обольщаемся результатами и видим нерешенные проблемы.
В своей деятельности педагогический коллектив школы помнит завет выдающегося отечественного историка и патриота, Родины Н.М. Карамзина, который учил: «…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».
Смотреть приложения на электронном носителе
Результаты оценки эффективности системы патриотического воспитания на базе школьного музея МБОУ «Верещакская СОШ»
Наш педагогический коллектив считает, что чтобы оценить эффективность патриотического воспитания в условиях школьного историко-краеведческого музея, в обязательном порядке нужно учитывать мнение самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний, по этому вопросу, позволит оценить эффективность системы патриотического воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций.
Результаты диагностики эффективности патриотического воспитания в условиях школьного историко-краеведческого музея:
1.Учащимся было предложено выбрать эпитеты, которые, по их мнению, ассоциируются с базовым понятием - Родина и характеризуют ее сегодняшнее состояние.
Почти треть школьников МБОУ «Верещакская СОШ» понятие Родины ассоциирует с уважением к своей стране, более трети – с гордостью за ее историю, культуру, традиции или с любовью к своему народу. Испытывают гордость за свой народ 11% опрошенных. Старшеклассники показали, что их глубоко волнует судьба страны и народа, успехи и трудности, относятся к своему отечеству не безразлично. Несмотря на сегодняшнее состояние Родины ни один учащийся не испытывает чувства унижения и позора. Наиболее ярко проявили преданность отечеству 7,5% учащихся, выразивших готовность отдать жизнь за свой народ.
2. По мнению учащихся «Быть патриотом» означает…
Каждый третий из опрошенных считает, что ведущим качеством патриота является его любовь и уважение Родины. Более 41,7%, старшеклассников считает неотъемлемым качеством патриота – преданность Родине. У 7,5% ребят на первом месте - отстаивание интересов Родины. Почти каждый десятый назвал в числе приоритетных чувство гордости и переживание за нее.
3. Каковы на ваш взгляд причины, снижающие чувство патриотизма?
По мнению школьников, наиболее негативное влияние на их патриотизм оказывает чувство неуверенности в завтрашнем дне (29. 6%) и рост преступности в стране.(25,9%). Более чем каждый пятый (22,2%) старшеклассников школы ощущает социально-правовую незащищённость семьи или невозможность реализовать личностный потенциал. Снижение чувства коллективизма и усиление индивидуалистических тенденций в обществе, наблюдающиеся в последнее время в стране, также оказывают негативное воздействие на патриотические чувства определенной части молодежи – так считают более чем каждый шестой школьник. Только каждый тринадцатый старшеклассник материальный уровень жизни считает существенной причиной снижения чувства патриотизма.
4. Кто же, по мнениям школьников, оказывает наибольшее влияние на их патриотическое воспитание?
Ведущую роль в патриотическом воспитании школьников, по их мнению, играет школа, на что указали 66,6% опрошенных. Почти на одну пятую часть старшеклассников в этом виде воспитания решающее влияние оказывает семья. Эффективность воздействия школьных (детских) объединений, молодежных и общественных организаций оказалась значительно меньшей –14, 8%. Только один из респондентов считает, что никто не занимается их патриотическим воспитанием.
5. Оцените состояние патриотического воспитания в работе школьного музея.
Характеристику «неудовлетворительно» никто не поставил, 25,9% считают работу в этом направлении удовлетворительной и 74, 1% – хорошей. Таким образом, все 100% опрошенных учащихся школы оценивают состояние патриотического воспитания музеем нашего образовательного учреждения положительно.
6. Насколько разнообразны по вашему мнению методы патриотического воспитания?
85,1% школьников констатировали, что в их образовательном учреждении систематически проводятся занятия краеведческого кружка и клуба при школьном музее, 66,6% считают, что наиболее часто организуется помощь ветеранам, уход за памятниками, благоустройство общественных мест, 62,9% - встречи с ветеранами. Многие старшеклассники желают коллективно посещать городской музей и тематические выставки, но в нашей сельской школе этот показатель пока низкий - выездов на средства родителей в музеи других населённых пунктов очень мало. 12% отметили работу факультативов или спецкурсов по углублённому изучению истории, культуры и героического прошлого России и родного края. Каждый третий учащийся назвал нетрадиционные подходы и формы воздействия как участие в конкурсах музейных и социально значимых проектов. 65,1% учащихся ответили, что непосредственно участвуют в музейных проектах. Вовлечённость большинства старшеклассников в проектную деятельность и реализацию музейных проектов может свидетельствовать о том, что патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы школы, его формы и методы соответствуют требованиям времени и вызывают активный отклик у учащихся.
7.Осознаете ли вы себя патриотами своей Родины?
Мы увидели, что 74% считают, что могут назвать себя патриотами, соответственно 26% не задумывались над этим основополагающим для государства и общества, мировоззрения каждого человека вопросом. Подавляющее большинство обследованного контингента школьников имеет достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях как Родина и патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности и гражданина. В итоге эти данные еще раз подтверждают вывод о действенности работы, проводимой музеем МБОУ «Верещакская СОШ», также семьей, государственными и общественными организациями по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Выводы
В результате анализа мнений и оценочных суждений старших школьников установлено:
- у старшеклассников МБОУ «Верещакская СОШ» сформировано достаточно чёткое представление о том, что значит быть патриотом, большинство считает себя таковым, готовы выполнить свой гражданский долг по защите Отечества, главное для них – быть преданным Родине, но при этом меньшее количество обучающихся испытывают чувство гордости за Россию;
- девальвация патриотизма и патриотического воспитания в глазах учащихся – прямое следствие состояния российского обществ, в котором одна треть опрошенных сельских школьников испытывает чувство неуверенности в завтрашнем дне, четвёртая часть отмечает негативное влияние роста преступности в стране;
- основным фактором патриотического воспитания молодежи, по оценкам старшеклассников, являются школа;
- большинство учащихся принимают участия в мероприятиях, патриотической направленности, в том числе в музейных проектах по краеведению;
- подавляющее большинство оценивает состояние патриотического воспитания в ОУ как хорошее и указывает на положительную роль систематических занятий при школьном музее.
Фото музея