Рабочая программа Платные дополнительные образовательные услуги по русскому языку 
                                                      Пояснительная  записка 
 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
    Рабочая  учебная программа платных дополнительных образовательных услуг «Трудные случаи  орфографии» разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по русскому языку,   с учетом  авторской программы по русскому языку  УМК «Гармония» для четырехлетней начальной школы; автор – Соловейчик М.С.,  Смоленск: «Ассоциация ХХI век».
     Программа платных дополнительных образовательных услуг «Трудные случаи  орфографии» разработана в связи:
с невысоким уровнем грамотности обучающихся 3 класса;
с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
* повышение качества знаний обучающихся по русскому языку;
      * поддержка и развитие обучающихся с высоким уровнем мотивации к учению и  
         изучению русского языка;
      *формирование функциональной грамотности обучающихся, необходимой для 
        дальнейшей  жизни.
    Программа  ориентирована  на языковое развитие обучающихся 3 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят обучающимся в дальнейшем успешно освоить программу начальной школы.
   Актуальность программы определяется  и тем, что обучающиеся должны понимать, что изучение орфографии  содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
   В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.  В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
   Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
            коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами                              культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками 
            использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях 
            общения),
            интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,              абстрагирование, оценивание и классификация)
               информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать                информацию из различных источников, умение работать с текстом),
               организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,                осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
    Структура курса выстроена в соответствии с УМК «Гармония». Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения обучающихся в освоении тематического материала. 
     Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися.
Цель программы: обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности;
способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем курса  – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
 Формы, виды занятий.
    Курс «Трудные случаи орфографии»  имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы обучающихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.  На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся. Программой предусмотрены практические  занятия.
 Методы  обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый, исследовательский;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
 Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
 Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса обучающиеся должны знать:
~   правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
~   условия, от которых зависит написание;
~   норму, действующую при данных условиях;
~   последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
~   приёмы разграничения схожих написаний.
     Уметь:
~  правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и 
    традиционным принципами написания;
~  правильно писать сложные слова;
~  правильно употреблять прописную букву в именах собственных;
~  правильно писать слова с орфограммами в суффиксах, приставках и окончаниях имен  
     существительных, глаголах;
~   правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
~   правильно писать не с глаголами;
~   ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
   Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
 Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
 
Содержание программы  
    №п/п                                 
                                       Раздел программы Количество часов
1  Слова с непроверяемым написанием 3
2 Правописание безударной гласной в корне слова5
3 Правописание парной по глухости – звонкости в середине  и  на конце слов 4
3 Правописание суффиксов. 3
4 Имена существительные 5
5 Местоимения 4
6 Правописание форм глагола 4
7 Орфограммы в глаголах 5
8 Итоговая тестовая работа. 1
 
Рекомендации по проведению курса ПДО услуги:
В основу факультативного занятия положен коммуникативно-деятельностный подход.
На I этапе – определение темы и постановка цели – используются такие методы, как эвристический (какова будет тема занятия?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.На II этапе – практическая работа  – используются элементы проектной деятельности, проблемно-поискового обучения, развиваются коммуникативные умения  на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа», осуществляется диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволяет  организовать сотрудничество обучающихся, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогает формировать лингвистическую компетенцию учащихся, совершенствовать речевые умения.
На III этапе идет проверка уровня сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний.
На этапе рефлексии ученики дают самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.
Роль учителя на уроке – консультативная.Учебно-тематический план.
№ п/п Темы занятий Кол-во часов Планируемые действия Форма контроля
                                          Слова с непроверяемым написанием – 3 часа
1 Слова с непроверяемым написанием. 1 обучающиеся опознают непроверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе путём нахождения их в словаре. Объяснительный диктант
2 Нахождение в тексте слов с непроверяемым написанием. 1 правильно пишут слова с непроверяемым написанием, тренируются в запоминании словарных слов Распределительный диктант
3 Объединение словарных слов в тематические группы. 1 Распределяют слова в тематические группы, письмо групп слов Выборочный диктант
                                        Правописание безударной гласной в корне слова – 5 часов
4 Правописание безударной гласной в корне слова. 1 определяют написание гласных и безошибочно пишут их. Иллюстрированный диктант
5 Решение орфографических задач в корне слова. 1 указывают условия выбора букв  и правильно применяют правило. Комментированное письмо
6 Нахождение безударной гласной в корне слов. 1 объясняют выбор буквы в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются Тематический тест
 7 Подбор проверочных слов для корня. 1  Подбирают проверочные слова и объясняют выбор букв  Комментированное письмо
8 Однокоренные слова. 1 Подбирают однокоренные слова и доказывают выбор букв Распределительный диктант
   Правописание парной по глухости – звонкости в середине и на конце слов – 4 часа
9 Правописание парных согласных в середине слов. 1 Указывают семантическую основу выбора написания парных согласных в середине слов Объяснительный диктант
10 Правописание парных согласных на конце слов. 1 указывают условия выбора букв на конце слов и  правильно применяют правило.  Проверочная самостоятельная работа
 11 Решение орфографических задач при нахождении парных по глухости – звонкости согласных. 1  тренировочные упражнения, взаимопроверка по эталону  Комментированное письмо
12 Выбор букв при решении орфографических задач на парную звонкую и глухую согласную. 1 списывание текста и нахождение парных по глухости – звонкости согласных, подбор проверочных слов Осложненное списывание.
                                              Правописание суффиксов – 3 часа
13 Знакомство с суффиксами имени существительного. 1 группируют суффиксы, определяют их в словах, выделяют Работа по карточке.
14 Суффиксы в именах прилагательных. 1 указывают словообразовательную основу  прилагательных Тематический тест
 15 Правописание суффиксов в глаголах. 1   находят суффиксы в глаголах, подбирая проверочные слова без приставок  
                                              Имена существительные – 5 часов
16 Правописание безударной гласной в именах существительных. 1 правильно пишут гласную в безударных позициях, подбирают проверочные слова Выборочный  диктант
17 Способы проверки безударной гласной в именах существительных. 1 указывают на условия выбора буквы и правильно применяют правило. Объяснительный диктант
18 Решение орфографических задач в корне имени существительного. 1 применяют способы действия по  написанию безударной гласной в корне словТестовая работа
19 Подбор проверочных слов для корня имени существительного 1 применяют правила написания гласной в корне слова. приводят примеры. Работа по карточке
20 Отличие имени существительного от других частей речи. 1 указывают на отличительные черты имени существительного от других частей речи.  Самостоятельная проверочная работа
                                                             Местоимения – 4 часа
 21 Правописание местоимений. 1  называют знакомые личные местоимения, находят их в тексте  Работа по карточкам
22 Изменение местоимений по лицам. 1 безошибочно  определяют лицо местоимений, узнают личные местоимения в тексте Трансформационный диктант
23 Правописание местоимений с предлогами. 1 правильно пишут местоимения с предлогами  Распределительный диктант
24 Изменение местоимений по падежам. 1 изменяют местоимения с предлогами по падежам Комментированное письмо
                                           Правописание форм глагола – 4 часа
25 Неопределенная форма глагола. 1 определяют отличительные признаки  глагола в неопределенной форме, ставят их в неопределенную форму. Выборочный диктант
26 Прошедшее время глагола. 1 ставят глаголы в прошедшее время, выделяют существенные признаки Тематический тест
 27 Настоящее время глагола. 1   тренируются в нахождении слов из текста в настоящем времени, учатся образовывать настоящую форму глагола  Тренировочный диктант
28 Будущее время глагола. 1 отличают простую форму будущего времени глагола от сложнойКомментированное письмо
                                          Орфограммы в глаголах – 5 часов
29 Разбор глаголов по составу. 1 учатся разбирать глаголы по составу Иллюстрированный диктант
 30 Нахождение приставки в глаголах  и правописание приставок. 5 подбирают проверочные слова без приставок к глаголам с приставками   
31 Суффиксы глаголов и их правописание. 1 Находят суффиксы в глаголах , опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах. Объяснительный диктант
32 Изменение глаголов по лицам. 1 выполняют по памятке предложенные задания Распределительный диктант
33 Написание не с глаголами. Правописание предлогов с другими частями речи. 1 указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с глаголами, применяют данные правила при написании. Выборочный диктант
                                                 Итоговая тестовая работа – 1 час
34 Итоговая тестовая работа. 1 Применяют изученные правила написания в тестах Самостоятельная работа