Рабочая программа учебной дисциплины «География» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.03 «Фотограф» 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД
Е
НИЕ
 
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
 
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
 
 
ГЕОГРАФИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Раменское
 
2013
г.
 
 
2
 
2
 
       
Программа учебной дисциплины
 
Геог
рафия
 
разработана на основе 
Федерального государственного образовательного станд
арта (далее 
–
 
ФГОС) 
для
 
профессии
 
начального профе
с
сионального образования (далее НПО) 
260807.01 «Повар, кондитер»
.
 
       
Организация
-
разработчик:
 
Государственное бюджетное об
разовательное учреждение начального 
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской 
области.
 
 
Разработчик: 
 
        
Капин А.В
., п
реподаватель химии
 
и географии
 
Государственного 
бюджетного образовательного учреждения начального профессио
нального 
образования профессионального лицея №13 Московской области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного 
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального 
образования профессионального л
ицея №13 Московской области
.
 
 
 
«___»____________20_______
 
 
 
 
        
Эксперт (ы) от работодателя 
_____________________________________________________
_____________
__
 
__________________________________________________________________
__
 
 
«____»____________20
1______
 
 
3
 
3
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
стр.
 
1.
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ
ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
4
 
2.
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
Ы 
 
 
9
 
3.
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П
РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 
 
 
12
 
4.
 
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
 
1
4
 
 
 
 
4
 
4
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
География
 
 
1.1. Область применения программы
 
Программа учебной дисциплины География является частью основной 
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС 
для
 
профессии 
НПО
 
260807.01 «Повар, кондитер».
 
 
 
Программа учебной дисципли
ны может быть 
использована
 
для 
профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального 
образования
.
 
 
 
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной 
образовательной программы:
 
Дисциплина входит в 
общеобразовательный  цикл
.
 
 
 
1.
3. Цели и задачи дисциплины 
–
 
требования к результатам освоения 
дисциплины:
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 
 
 
 
основные географические понятия и термины; традиционные и новые 
методы географических исследований;
 
 
особенности размещ
ения основных видов природных ресурсов, их 
главные месторождения и территориальные сочетания; численность и 
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их 
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни 
населения, основные направл
ения миграций; проблемы современной 
урбанизации;
 
 
географические особенности отраслевой и территориальной структуры 
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; 
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия 
по уровню социально
-
эк
ономического развития, специализации в 
системе международного географического разделения труда; 
географические аспекты глобальных проблем человечества;
 
 
особенности современного геополитического и геоэкономического 
положения России, ее роль в международном 
географическом 
разделении труда;
 
 
 
 
 
 
5
 
5
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 
 
 
определять и сравнивать по разным источникам информации 
географические тенденции развития природных, социально
-
экономических и геоэкологических объектов, проце
ссов и явлений;
 
 
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и 
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и 
территориальной концентрации населения и производства, степень 
природных, антропогенных и техногенных изменений о
тдельных 
территорий;
 
 
применять разнообразные источники географической информации для 
проведения наблюдений за природными, социально
-
экономическими и 
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их 
изменениями под влиянием разнообразных факторов;
 
 
со
ставлять комплексную географическую характеристику регионов и 
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, 
модели, отражающие географические закономерности различных 
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
 
 
сопоставлять геог
рафические карты различной тематики;
 
 
использовать приобретенные знания и умения в практической 
деятельности и повседневной жизни для:
 
-
 
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих 
событий и ситуаций;
 
-
 
нахождения и применения географич
еской информации, включая карты, 
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы 
Интернета; правильной оценки важнейших социально
-
экономических 
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической 
ситуации в России, других странах 
и регионах мира, тенденций их 
возможного развития;
 
-
 
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в 
условиях глобализации, стремительного развития международного 
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных 
видов чело
веческого общения.
 
      
В настоящее время компонентом содержания образования являются 
предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В 
педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о 
необходимости сдвига от содержания об
щего образования, понимаемого как 
знание содержания учебных предметов и предметных умений к содержанию 
образования, которое включает в себя: универсальные способы 
мыследеятельности (например: рефлексивные умения); общие умения 
коммуникации; навыки коллекти
вного труда; знания, умения и навыки; 
общественно
-
признанные нормы поведения.
 
В современной дидактике 
особое внимание уделяется развивающей функции обучения, которая 
 
6
 
6
 
способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его 
способностей, а та
кже самостоятельности. Развитие склонностей и 
способностей личности в разных областях во многом зависит от способности 
к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.
 
      
Самоконтроль как интегративное учебно
-
деятельностное умение, 
сущность к
оторого состоит в определении цели выполняемой деятельности, 
сравнении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, 
обнаружении собственных ошибок и неверных действий и своевременном 
осуществлении их коррекции.
 
      
Самоконтроль выступает о
дним из важнейших компонентов учебной 
деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная 
деятельнос
ть возникает у ребенка не сразу
. Формирование учебной 
деятельности выступает важнейшей задачей обучения, задачей не менее 
важной, чем усво
ение знаний, умений и навыков.
 
      
Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения 
самостоятельной работы. Одним из средств обучения этому являются 
указания о порядке проведения самоконтроля при выполнении задания, 
которые дает педагог
 
в процессе инструктирования учащихся. В этих 
указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими 
способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. 
Эти разъяснения включаются также в письменные инструкции, если они 
даются 
учащимся перед выполнением задания. Указания по самоконтролю 
должны проводиться систематически на всех уроках произ
водственного 
обучения
. Поэтому еще одним условием успешного формирования 
самоконтроля является систематические указания мастера по самоконтро
лю 
и проведение самоконтроля на всех этапах самостоятельной работы.
 
      
На успешное формирование у учащихся самоконтроля оказывает влияние 
требовательность преподавателя (мастера) и его установка на необходимость 
систематического проведения самоконтроля.
 
Для этого педагог регулярно 
дает учащимся специальные задания, создает на уроке соответствующие 
ситуации, требующие от них проведения контрольных действий. Стимулом к 
овладению самоконтролем является систематическая проверка действий 
учащихся со стороны 
м
астера и его оценка
.
 
      
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо 
организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка 
включает в себя усвоение теоретического и практического материала, 
относящегося к предстоящей работе;
 
анализ этой работы с целью выявления 
сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение 
приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля и навыками 
работы с контрольно
-
измерительными инструментами и устройствами; 
овладение способ
ами решения интеллектуальных задач (диагностических, 
прогностических, по распознаванию зрительных, слуховых и других 
признаков, необходимых для самоконтроля, и пониманию их значения, по 
вынесению суждения о протекании работы, наличии отклонений, ошибок на 
 
7
 
7
 
основе анализа этих признаков); организация упражнений с учащимися по 
овладению указанными признаками и приемами (сочетание двигательных 
упражнений с активизацией самоконтроля, обучение самостоятельным 
наблюдениям, активному поиску, другим способам побужде
ния к активной 
деятельности и т. д.).
 
      
На качество обучения и формирование у учащихся самоконтроля влияют 
условия труда, режим труда и отдыха. Начальный период обучения особенно 
напряженный для учащихся из
-
за низкого уровня тренированности их 
организм
а. В начальный период обучения для учащихся характерна низкая и 
нервная работоспособность. Поэтому в первый период обучения для 
учащихся необходим специальный режим труда и отдыха, в который 
впоследствии нужно будет вносить необходимые изме
нения
.
 
 
Перечень
 
формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
 
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
 
1)
 
самостоятельно добывать знания и информацию (преду
смотрена работа с 
научными и публицистическими текстами, ре
ферирование);
 
2) 
расширят
ь знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
 
3) 
составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиа
граммы;
 
4) 
анализировать информацию по картам (картосхемам) учеб
ника, атласа, 
Интернета;
 
5) 
сравнивать уровень социально
-
экономического 
развития стран и 
территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и 
типологий;
 
6) 
анализировать и интерпретировать социально
-
экономиче
ские показатели;
 
7) 
искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных 
учебниках и атл
асах по истории и экономике);
 
 
8) 
картографировать социально
-
экономические показатели;
 
9)
 
применять средства 
Microsoft
 
Office
 
и персональный компью
тер для 
решения практических задач;
 
10)
 
участвовать в дискуссиях, отстаивать св
ою точку зрения, 
привлекая 
кон
кретные факты и
 
пользуясь логикой законов про
странственного развития 
экономики.
 
 
      
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи 
данного курса, такие как:
 
1) 
Оценка сравнительной выгодности (и значения) географиче
ского 
положения эко
номических объектов.
 
2) 
Оценка геополитического положения России (в историче
ской 
ретроспективе).
 
 
8
 
8
 
3) 
Оценка уровня социально
-
экономического развития страны через систему 
показателей.
 
4) 
Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
 
5) 
П
остроение демографических пирамид и оценка экономиче
ских 
последствий изменения демографической структуры населе
ния стран.
 
6) 
Оценка стадии демографического перехода (по странам и ре
гионам мира).
 
7) 
Оценка влияния доли городского населения на уровень со
циально
-
экономического развития страны.
 
8) 
Оценка сформированности систем городского расселения (с 
использованием правила «ранг
—
размер») и разработка опти
мальных систем 
расселения.
 
9) 
Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по 
функциональным 
зонам).
 
10) 
Функциональное и экологическое зонирование территории города.
 
11) 
Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного 
уровня достатка и разных социальных групп.
 
12) 
Оценка уровня социально
-
экономического развития стра
ны по 
показател
ям структуры экономики.
 
13) 
Оценка факторов размещения промышленных предприя
тий.
 
14) 
Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объ
емы, география 
и товарная структура экспорта и импорта) по стра
нам и регионам мира.
 
15) 
Проведение многопризнаковог
о и однопризнакового райо
нирования.
 
16) 
Выбор наиболее существенных признаков для районирова
ния.
 
17) 
Оценка качества административно
-
территориального деле
ния и нарезки 
округов для голосования.
 
18) 
Оценка распределения национального дохода между райо
нам
и страны: 
построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
 
 
 
 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы 
дисциплины:
 
максимальной учебной нагрузки обучающегося
  
5
0
  
часов, в том числе:
 
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 
39
 
часов;
 
самостоятельной работы обучающегося
  
1
1
 
часов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9
 
9
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ
 
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
 
Вид учебной работы
 
Объем часов
 
Максимальная учебная нагрузка (всего)
 
5
0
 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
 
39
 
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
 
1
1
 
в том числе:
 
 
     
Составление таблиц
 
5
 
     
Составление схем
 
2
 
     
Составление диаграмм
 
2
 
     
Подготовк
а докладов
 
2
 
Итого
вая аттестация в форме                     
         
дифференцированный
 
зачёт
 
  
 
 
10
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
 
География
 
260807.01 «Повар, кондитер»
 
 
 
 
 
 
Наименование 
разделов и тем
 
Содержание учебного материала
, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа 
обучающихся, курсовая работ (проект)
 
(если предусмотрены)
 
Объем часов
 
Уровень 
освоения
 
1
 
2
 
3
 
4
 
Тема 1. 
 
Современные  методы географических исследований. Источники географической информации.
 
3
 
 
1
 
 
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической 
информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Составление таблицы «Страны мира с 
монархической формой правления»
.
 
1
 
3
 
Тема 2.
 
Природа и человек в современном  мире.
 
3
 
 
1, 2, 3
 
 
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные 
виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторож
дения и территориальные сочетания. 
Рациональное и нерациональное природопользование.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Составление таблицы «Страны мира с федеративным типом государственного устройства»
.
 
Подготовка докладов на индивидуальные 
темы разд
ела
 
«География мировых природных ресурсов».
 
Составление таблицы «Страны, обладающие крупнейшими разведанными запасами основных видов 
минеральных ресурсов (начало 
XXI
 
века)».
 
4
 
2, 3
 
Тема 3.
 
Население  мира.
 
5
 
 
 
 
1, 2, 3
 
 
Постоянный рост населения Земли, 
его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и 
структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных 
конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения 
нас
еления. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Составление схемы «Страны мира с максимальным и минимальным значением ИЧР».
 
Составление диаграммы «Расовый состав насе
ления регионов мира».
 
Составление таблицы «Города мира с численностью населения свыше 10 млн. человек».
 
3
 
3
 
Тема 4.
 
География мирового хозяйства.
 
17
 
 
 
1, 2, 3
 
 
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйс
тва мира. 
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной 
специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. 
Международная специализация крупнейших стран и регионов ми
ра, интеграционные отраслевые и 
региональные союзы. Ведущие страны
-
экспортеры основных видов продукции. География мировых 
валютно
-
финансовых отношений.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Составление диаграммы «Производство валового продукта в различны
х регионах мира».
 
Составление таблицы «Производство ВВП в странах мира».
 
1
 
3
 
Контрольн
ая работа
 
№1
 
 
1
 
3
 
 
11
 
Тема 5.
 
Россия в современном мире.
 
5
 
 
 
1, 2, 3
 
 
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово
-
экономическ
их и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности 
географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. 
Географические аспекты важнейших социально
-
экономических проблем Росси
и.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
Составление блок
-
схемы «Место России
 
в международном географическом разделении труда
».
 
1
 
3
 
Тема 6.
 
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
 
3
 
 
 
1, 2, 3
 
 
 
Понятие о глобальных проблемах,
 
их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных 
 
проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и 
геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости 
развиваю
щихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении 
глобальных проблем человечества.
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
Подготовка докладов на индивидуальные темы раздела «Экологические проблемы».
 
1
 
2, 3
 
 
Контрольна
я работа 
№
2
 
1
 
3
 
 
 
Дифференцированный зачет
 
3
 
3
 
 
 
Всего:
 
39
 
 
 
Уровни освоения учебного материала:
 
1.
 
–
 
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
 
2.
 
–
 
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство
м)
 
3. 
–
 
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
 
12
 
 
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ
И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ
НЫ
 
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 
География
.
 
3.1. Требования к минимальному м
атериально
-
техническому 
обеспеч
е
нию
 
3.1.1.
 
Оборудование учебного кабинета:
 
 
посадочные места по количеству обучающихся;
 
 
рабочее место преподавателя;
 
 
атлас;
 
 
п
олитическая карта мира
;
 
 
физическая карта мира;
 
 
карта мировых природных ресурсов;
 
 
карта «А
дминистративно
-
тер
риториальное деление РФ
»;
 
 
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
 
3.1.2.
 
Технические средства обучения:
 
 
мультимедийный проектор;
 
 
компьютер с лицензионным программным обеспечением
;
 
 
проекционный экран.
 
 
 
3.2. Информационное обеспечение обучени
я
 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет
-
ресурсов, 
дополнительной литературы
 
Основные источники: 
 
Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально
-
экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. 
проф. обра
зования. 
–
 
4
-
е изд.,стер. 
–
 
М.: Издательский центр «Академия», 
2013. 
–
 
304 с.
 
Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В.
 
География для профессий и специальностей 
социально
-
экономического профиля: Практикум
. . 
–
 
4
-
е изд.,стер. 
–
 
М.: 
Издательский центр «Академия», 2013.
 
–
 
240 с.
 
Петрусюк О.А.
 
География для профессий и специальностей социально
-
экономического профиля: Дидактические материалы
. 
–
 
3
-
е изд.,стер. 
–
 
М.: 
Издательский центр «Академия», 2013. 
–
 
144 с.
 
Петрусюк О.А.
 
География для профессий и специальностей социальн
о
-
экономического профиля: Контрольные задания
. 
–
 
3
-
е изд.,стер. 
–
 
М.: 
Издательский центр «Академия», 2013. 
–
 
160 с.
 
 
 
13
 
 
 
Дополнительные источники:
 
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: 
учеб. для общеобразоват. 
у
чреждений
 
–
 
20
-
е
 
изд. 
-
 
М.: Просвещение, 2012
.
 
–
 
397 с.
 
Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10
-
11 классы учеб. для 
общеобразоват. учреждений: базовый уровень. 
-
 
М.: Просвещение, 2009.
 
 
Литература для учителя:
 
Петрусюк О.А.
 
География для профессий и специальностей соц
иально
-
экономического профиля: Методические рекомендации
. 
–
 
1
-
е изд.,стер. 
–
 
М.: 
Издательский центр «Академия», 2010. 
–
 
144 с.
 
 
Нормативно
-
правовые акты:
 
Конституция РФ (от 12.12.93)
 
Земельный кодекс РФ (от 25.10.01)
 
 
Электронные ресурсы:
 
http://geo
-
pk19.3
dn.ru/publ/  
 
с
айт «География» для студентов и 
преподавателей  СПО.
 
http://ru.wikipedia.org/  
-
 
Википедия
 
http://www.megabook.ru/ 
-
 
мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
 
-
журнал Вокруг света
 
http://www.rgo.ru/ 
-
 
Русское географическ
ое общество
 
http://www.nat
-
geo.ru/ 
-
National Geographic 
Россия
 
http://slovari.yandex.ru/  
-
словари
 
http://www.geoglobus.ru/ 
-
 
Геолого
-
географическое обозрение Земли. 
Оболочки Земли.  
 
http://www.gao.spb.ru/russian/index.html  
-
 
Пулковская обсерватория
 
http
://www.fmm.ru/  
-
 
Минеарологический музей им. Ферсмана
 
http://www.mchs.gov.ru/ 
-
 
МЧС России
 
http://www.ocean.ru/  
-
 
институт океанографии 
 
http://www.gismeteo.ru/city/weekly/4394/  Погода в Рязани
 
http://www.sgm.ru/49/ 
-
 
Государственный геологический музей
 
им. 
В.И.Вернадского  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14
 
 
 
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
 
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
 
ДИСЦИПЛИНЫ
 
Контроль
 
и оценка
 
результатов освоения дисциплины осуществляется 
преподавателем в процессе проведения практических занятий и 
лабораторных работ, тестирования, а также
 
выполнения обучающимися 
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
 
 
Результаты обучения
 
(освоенные умения, усвоенные знания)
 
Формы и методы контроля и оценки 
результатов обучения 
 
Учащийся должен знать:
 
*
основные
 
географические понятия и 
термины; тр
адиционные и новые методы 
географических исследований;
 
*
особенности
 
размещения основных 
видов природных ресурсов, их главные 
месторождения и территориальные 
сочетания; 
 
*
численность и динамику 
населения мира, 
отдельных регионов и стран, их 
этногеографическ
ую специфику; различия 
в уровне и качестве жизни населения, 
основные направления миграций; 
проблемы современной урбанизации;
 
*г
еографические особенности 
отраслевой 
и территориальной структуры мирового 
хозяйства, размещения его основных 
отраслей; географиче
скую специфику 
отдельных стран и регионов, их различия 
по уровню социально
-
экономического 
развития, специализации в системе 
международного географического 
разделения труда; географические 
аспекты глобальных проблем 
человечества;
 
*
особенности
 
современного 
г
еополитического и геоэкономического 
положения России, ее роль в 
международном географическом 
разделении труда;
 
 
Учащийся должен уметь:
 
*
определять 
и сравнивать по разным 
источникам информации географические 
тенденции развития природных, 
социально
-
экономиче
ских и 
геоэкологических объектов, процессов и 
явлений;
 
*
оценивать
 
и объяснять 
ресурсообеспеченность отдельных стран и 
регионов мира, их демографическую 
пятибалльная система оценки знаний
 
письменный фронтальный контроль 
(тестирование открытого и закрытого типов), 
устный индивидуальный контроль.
 
 
письменный фронтальный контроль 
(тестирование открыто
го и закрытого типов)
 
 
письменный фронтальный контроль 
(тестирование открытого и закрытого типов), 
устный индивидуальный контроль.
 
 
 
 
 
устный индивидуальный контроль
 
 
письменный фронтальный контроль, 
 
устный индивидуальный контроль.
 
 
 
 
 
 
 
устный индивидуал
ьный контроль
 
 
 
 
 
 
 
практический фронтальный и 
индивидуальный контроль
 
 
 
устный индивидуальный контроль
 
 
практический фронтальный и 
индивидуальный контроль
 
 
 
15
 
 
 
ситуацию, уровни урбанизации и 
территориальной концентрации населения 
и производства, степень природных,
 
антропогенных и техногенных изменений 
отдельных территорий;
 
*
применять
 
разнообразные источники 
географической информации для 
проведения наблюдений за природными, 
социально
-
экономическими и 
геоэкологическими объектами, 
процессами и явлениями, их изменениям
и 
под влиянием разнообразных факторов;
 
*
составлять
 
комплексную 
географическую характеристику регионов 
и стран мира; таблицы, картосхемы, 
диаграммы, простейшие карты, модели, 
отражающие географические 
закономерности различных явлений и 
процессов, их террито
риальные 
взаимодействия;
 
*
сопоставлять
 
географические карты 
различной тематики;
 
использовать приобретенные знания и 
умения в практической деятельности и 
повседневной жизни для:
 
*выявления и объяснения географических 
аспектов различных текущих событий и 
сит
уаций;
 
*нахождения и применения 
географической информации, включая 
карты, статистические материалы, 
геоинформационные системы и ресурсы 
Интернета; правильной оценки 
важнейших социально
-
экономических 
событий международной жизни, 
геополитической и геоэкономи
ческой 
ситуации в России, других странах и 
регионах мира, тенденций их возможного 
развития;
 
*понимания географической специфики 
крупных регионов и стран мира в 
условиях глобализации, стремительного 
развития международного туризма и 
отдыха, деловых и образо
вательных 
программ, различных видов 
человеческого общения.
 
 
 
 
 
 
практический и письменный фронтальный и 
индивидуальный контроль 
 
 
 
 
 
 
практический и письменны
й фронтальный и 
индивидуальный контроль 
 
 
 
 
 
 
 
практический фронтальный и 
индивидуальный контроль 
 
самоконтроль
 
 
 
самоконтроль
 
 
 
самоконтроль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
самоконтроль