Рабочая программа учебной дисциплины «География» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.03 «Фотограф»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД
Е
НИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
г. Раменское
2013
г.
2
2
Программа учебной дисциплины
Геог
рафия
разработана на основе
Федерального государственного образовательного станд
арта (далее
–
ФГОС)
для
профессии
начального профе
с
сионального образования (далее НПО)
260807.01 «Повар, кондитер»
.
Организация
-
разработчик:
Государственное бюджетное об
разовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской
области.
Разработчик:
Капин А.В
., п
реподаватель химии
и географии
Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессио
нального
образования профессионального лицея №13 Московской области.
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального
образования профессионального л
ицея №13 Московской области
.
«___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодателя
_____________________________________________________
_____________
__
__________________________________________________________________
__
«____»____________20
1______
3
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ
ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
Ы
9
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П
РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1
4
4
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины География является частью основной
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
для
профессии
НПО
260807.01 «Повар, кондитер».
Программа учебной дисципли
ны может быть
использована
для
профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального
образования
.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в
общеобразовательный цикл
.
1.
3. Цели и задачи дисциплины
–
требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
особенности размещ
ения основных видов природных ресурсов, их
главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направл
ения миграций; проблемы современной
урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия
по уровню социально
-
эк
ономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном
географическом
разделении труда;
5
5
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально
-
экономических и геоэкологических объектов, проце
ссов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных изменений о
тдельных
территорий;
применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально
-
экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями под влиянием разнообразных факторов;
со
ставлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять геог
рафические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
-
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географич
еской информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально
-
экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах
и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
-
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях глобализации, стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных
видов чело
веческого общения.
В настоящее время компонентом содержания образования являются
предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В
педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о
необходимости сдвига от содержания об
щего образования, понимаемого как
знание содержания учебных предметов и предметных умений к содержанию
образования, которое включает в себя: универсальные способы
мыследеятельности (например: рефлексивные умения); общие умения
коммуникации; навыки коллекти
вного труда; знания, умения и навыки;
общественно
-
признанные нормы поведения.
В современной дидактике
особое внимание уделяется развивающей функции обучения, которая
6
6
способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его
способностей, а та
кже самостоятельности. Развитие склонностей и
способностей личности в разных областях во многом зависит от способности
к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.
Самоконтроль как интегративное учебно
-
деятельностное умение,
сущность к
оторого состоит в определении цели выполняемой деятельности,
сравнении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом,
обнаружении собственных ошибок и неверных действий и своевременном
осуществлении их коррекции.
Самоконтроль выступает о
дним из важнейших компонентов учебной
деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная
деятельнос
ть возникает у ребенка не сразу
. Формирование учебной
деятельности выступает важнейшей задачей обучения, задачей не менее
важной, чем усво
ение знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения
самостоятельной работы. Одним из средств обучения этому являются
указания о порядке проведения самоконтроля при выполнении задания,
которые дает педагог
в процессе инструктирования учащихся. В этих
указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими
способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат.
Эти разъяснения включаются также в письменные инструкции, если они
даются
учащимся перед выполнением задания. Указания по самоконтролю
должны проводиться систематически на всех уроках произ
водственного
обучения
. Поэтому еще одним условием успешного формирования
самоконтроля является систематические указания мастера по самоконтро
лю
и проведение самоконтроля на всех этапах самостоятельной работы.
На успешное формирование у учащихся самоконтроля оказывает влияние
требовательность преподавателя (мастера) и его установка на необходимость
систематического проведения самоконтроля.
Для этого педагог регулярно
дает учащимся специальные задания, создает на уроке соответствующие
ситуации, требующие от них проведения контрольных действий. Стимулом к
овладению самоконтролем является систематическая проверка действий
учащихся со стороны
м
астера и его оценка
.
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо
организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка
включает в себя усвоение теоретического и практического материала,
относящегося к предстоящей работе;
анализ этой работы с целью выявления
сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение
приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля и навыками
работы с контрольно
-
измерительными инструментами и устройствами;
овладение способ
ами решения интеллектуальных задач (диагностических,
прогностических, по распознаванию зрительных, слуховых и других
признаков, необходимых для самоконтроля, и пониманию их значения, по
вынесению суждения о протекании работы, наличии отклонений, ошибок на
7
7
основе анализа этих признаков); организация упражнений с учащимися по
овладению указанными признаками и приемами (сочетание двигательных
упражнений с активизацией самоконтроля, обучение самостоятельным
наблюдениям, активному поиску, другим способам побужде
ния к активной
деятельности и т. д.).
На качество обучения и формирование у учащихся самоконтроля влияют
условия труда, режим труда и отдыха. Начальный период обучения особенно
напряженный для учащихся из
-
за низкого уровня тренированности их
организм
а. В начальный период обучения для учащихся характерна низкая и
нервная работоспособность. Поэтому в первый период обучения для
учащихся необходим специальный режим труда и отдыха, в который
впоследствии нужно будет вносить необходимые изме
нения
.
Перечень
формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
1)
самостоятельно добывать знания и информацию (преду
смотрена работа с
научными и публицистическими текстами, ре
ферирование);
2)
расширят
ь знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
3)
составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиа
граммы;
4)
анализировать информацию по картам (картосхемам) учеб
ника, атласа,
Интернета;
5)
сравнивать уровень социально
-
экономического
развития стран и
территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и
типологий;
6)
анализировать и интерпретировать социально
-
экономиче
ские показатели;
7)
искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных
учебниках и атл
асах по истории и экономике);
8)
картографировать социально
-
экономические показатели;
9)
применять средства
Microsoft
Office
и персональный компью
тер для
решения практических задач;
10)
участвовать в дискуссиях, отстаивать св
ою точку зрения,
привлекая
кон
кретные факты и
пользуясь логикой законов про
странственного развития
экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи
данного курса, такие как:
1)
Оценка сравнительной выгодности (и значения) географиче
ского
положения эко
номических объектов.
2)
Оценка геополитического положения России (в историче
ской
ретроспективе).
8
8
3)
Оценка уровня социально
-
экономического развития страны через систему
показателей.
4)
Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
5)
П
остроение демографических пирамид и оценка экономиче
ских
последствий изменения демографической структуры населе
ния стран.
6)
Оценка стадии демографического перехода (по странам и ре
гионам мира).
7)
Оценка влияния доли городского населения на уровень со
циально
-
экономического развития страны.
8)
Оценка сформированности систем городского расселения (с
использованием правила «ранг
—
размер») и разработка опти
мальных систем
расселения.
9)
Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по
функциональным
зонам).
10)
Функциональное и экологическое зонирование территории города.
11)
Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного
уровня достатка и разных социальных групп.
12)
Оценка уровня социально
-
экономического развития стра
ны по
показател
ям структуры экономики.
13)
Оценка факторов размещения промышленных предприя
тий.
14)
Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объ
емы, география
и товарная структура экспорта и импорта) по стра
нам и регионам мира.
15)
Проведение многопризнаковог
о и однопризнакового райо
нирования.
16)
Выбор наиболее существенных признаков для районирова
ния.
17)
Оценка качества административно
-
территориального деле
ния и нарезки
округов для голосования.
18)
Оценка распределения национального дохода между райо
нам
и страны:
построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
5
0
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
39
часов;
самостоятельной работы обучающегося
1
1
часов.
9
9
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
5
0
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
1
1
в том числе:
Составление таблиц
5
Составление схем
2
Составление диаграмм
2
Подготовк
а докладов
2
Итого
вая аттестация в форме
дифференцированный
зачёт
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
География
260807.01 «Повар, кондитер»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала
, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Современные методы географических исследований. Источники географической информации.
3
1
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической
информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Самостоятельная работа обучающихся
:
Составление таблицы «Страны мира с
монархической формой правления»
.
1
3
Тема 2.
Природа и человек в современном мире.
3
1, 2, 3
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные
виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторож
дения и территориальные сочетания.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Самостоятельная работа обучающихся
:
Составление таблицы «Страны мира с федеративным типом государственного устройства»
.
Подготовка докладов на индивидуальные
темы разд
ела
«География мировых природных ресурсов».
Составление таблицы «Страны, обладающие крупнейшими разведанными запасами основных видов
минеральных ресурсов (начало
XXI
века)».
4
2, 3
Тема 3.
Население мира.
5
1, 2, 3
Постоянный рост населения Земли,
его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и
структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения
нас
еления. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Самостоятельная работа обучающихся
:
Составление схемы «Страны мира с максимальным и минимальным значением ИЧР».
Составление диаграммы «Расовый состав насе
ления регионов мира».
Составление таблицы «Города мира с численностью населения свыше 10 млн. человек».
3
3
Тема 4.
География мирового хозяйства.
17
1, 2, 3
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйс
тва мира.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной
специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Международная специализация крупнейших стран и регионов ми
ра, интеграционные отраслевые и
региональные союзы. Ведущие страны
-
экспортеры основных видов продукции. География мировых
валютно
-
финансовых отношений.
Самостоятельная работа обучающихся
:
Составление диаграммы «Производство валового продукта в различны
х регионах мира».
Составление таблицы «Производство ВВП в странах мира».
1
3
Контрольн
ая работа
№1
1
3
11
Тема 5.
Россия в современном мире.
5
1, 2, 3
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово
-
экономическ
их и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности
географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты важнейших социально
-
экономических проблем Росси
и.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление блок
-
схемы «Место России
в международном географическом разделении труда
».
1
3
Тема 6.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
3
1, 2, 3
Понятие о глобальных проблемах,
их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных
проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и
геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости
развиваю
щихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов на индивидуальные темы раздела «Экологические проблемы».
1
2, 3
Контрольна
я работа
№
2
1
3
Дифференцированный зачет
3
3
Всего:
39
Уровни освоения учебного материала:
1.
–
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.
–
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство
м)
3.
–
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ
И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ
НЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
География
.
3.1. Требования к минимальному м
атериально
-
техническому
обеспеч
е
нию
3.1.1.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
атлас;
п
олитическая карта мира
;
физическая карта мира;
карта мировых природных ресурсов;
карта «А
дминистративно
-
тер
риториальное деление РФ
»;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
3.1.2.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер с лицензионным программным обеспечением
;
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучени
я
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет
-
ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально
-
экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.
проф. обра
зования.
–
4
-
е изд.,стер.
–
М.: Издательский центр «Академия»,
2013.
–
304 с.
Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В.
География для профессий и специальностей
социально
-
экономического профиля: Практикум
. .
–
4
-
е изд.,стер.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
–
240 с.
Петрусюк О.А.
География для профессий и специальностей социально
-
экономического профиля: Дидактические материалы
.
–
3
-
е изд.,стер.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
–
144 с.
Петрусюк О.А.
География для профессий и специальностей социальн
о
-
экономического профиля: Контрольные задания
.
–
3
-
е изд.,стер.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
–
160 с.
13
Дополнительные источники:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс:
учеб. для общеобразоват.
у
чреждений
–
20
-
е
изд.
-
М.: Просвещение, 2012
.
–
397 с.
Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10
-
11 классы учеб. для
общеобразоват. учреждений: базовый уровень.
-
М.: Просвещение, 2009.
Литература для учителя:
Петрусюк О.А.
География для профессий и специальностей соц
иально
-
экономического профиля: Методические рекомендации
.
–
1
-
е изд.,стер.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2010.
–
144 с.
Нормативно
-
правовые акты:
Конституция РФ (от 12.12.93)
Земельный кодекс РФ (от 25.10.01)
Электронные ресурсы:
http://geo
-
pk19.3
dn.ru/publ/
с
айт «География» для студентов и
преподавателей СПО.
http://ru.wikipedia.org/
-
Википедия
http://www.megabook.ru/
-
мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
-
журнал Вокруг света
http://www.rgo.ru/
-
Русское географическ
ое общество
http://www.nat
-
geo.ru/
-
National Geographic
Россия
http://slovari.yandex.ru/
-
словари
http://www.geoglobus.ru/
-
Геолого
-
географическое обозрение Земли.
Оболочки Земли.
http://www.gao.spb.ru/russian/index.html
-
Пулковская обсерватория
http
://www.fmm.ru/
-
Минеарологический музей им. Ферсмана
http://www.mchs.gov.ru/
-
МЧС России
http://www.ocean.ru/
-
институт океанографии
http://www.gismeteo.ru/city/weekly/4394/ Погода в Рязани
http://www.sgm.ru/49/
-
Государственный геологический музей
им.
В.И.Вернадского
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Учащийся должен знать:
*
основные
географические понятия и
термины; тр
адиционные и новые методы
географических исследований;
*
особенности
размещения основных
видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные
сочетания;
*
численность и динамику
населения мира,
отдельных регионов и стран, их
этногеографическ
ую специфику; различия
в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций;
проблемы современной урбанизации;
*г
еографические особенности
отраслевой
и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных
отраслей; географиче
скую специфику
отдельных стран и регионов, их различия
по уровню социально
-
экономического
развития, специализации в системе
международного географического
разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем
человечества;
*
особенности
современного
г
еополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в
международном географическом
разделении труда;
Учащийся должен уметь:
*
определять
и сравнивать по разным
источникам информации географические
тенденции развития природных,
социально
-
экономиче
ских и
геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
*
оценивать
и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую
пятибалльная система оценки знаний
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов),
устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный контроль
(тестирование открыто
го и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль
(тестирование открытого и закрытого типов),
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
письменный фронтальный контроль,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуал
ьный контроль
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
15
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения
и производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
*
применять
разнообразные источники
географической информации для
проведения наблюдений за природными,
социально
-
экономическими и
геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениям
и
под влиянием разнообразных факторов;
*
составлять
комплексную
географическую характеристику регионов
и стран мира; таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов, их террито
риальные
взаимодействия;
*
сопоставлять
географические карты
различной тематики;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
*выявления и объяснения географических
аспектов различных текущих событий и
сит
уаций;
*нахождения и применения
географической информации, включая
карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки
важнейших социально
-
экономических
событий международной жизни,
геополитической и геоэкономи
ческой
ситуации в России, других странах и
регионах мира, тенденций их возможного
развития;
*понимания географической специфики
крупных регионов и стран мира в
условиях глобализации, стремительного
развития международного туризма и
отдыха, деловых и образо
вательных
программ, различных видов
человеческого общения.
практический и письменный фронтальный и
индивидуальный контроль
практический и письменны
й фронтальный и
индивидуальный контроль
практический фронтальный и
индивидуальный контроль
самоконтроль
самоконтроль
самоконтроль
самоконтроль