Урок русского языка Парные звонкие и глухие согласные в корне слова


Урок русского языка
2класс
Тема: «Правописание звонкие и глухие согласные в корне слова»
Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в середине слова.
Задачи:
Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия. 
 
Планируемый результат
Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.
Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   
Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски.
Ход урока:
Слайд 1.
1.Оргмомент.
Я рада приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):- желаю (большой палец)- успеха (указательный палец)-большого (средний палец)- во всем (безымянный палец)- и везде (мизинец).
-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
-Хорошо.
-Тогда мы начинаем.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в лесную школу. И вместе с учителем СОВОЙ научим лесных малышей писать слова с …. (парными согласными в корне слова).
Слайд 2. (положение тетради)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я от вас друзья не скрою
Ручку, я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа, словарь.   
Девиз!
Красиво и чисто в тетради пиши
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
2.     ЧИСТОПИСАНИЕ.
УЧИТЕЛЬ: Мудрая Сова просит нас прописать в тетрадях букву
Ш (ша) и букву Ж (жэ). Скажите какие это буквы?
Дети: Это заглавные парные согласные.
Вспомним :Алгоритм написания букв.
Учитель: пропишите их в тетради.
- КОГДА мы пишем слова с заглавной буквы? ( Если это начало предложения, имя, фамилия, отчество, кличка животного, название города или реки... Что обозначают эти слова? ШАРИК,  ЖУЧКА.  ( Это клички домашних собак.)
Пропишите слова.  
2. Словарная работа:
УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами записывали число чистописание, в лесную школу собрались ученики.
Кто пришел в школу ? Назовите. ( Ёжик, медведь, лисица, заяц, собака.)
Вспомните правописание этих слов, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, (учащиеся прописывают слова: Л …СИЦА, ЗА…Ц, С…БАКА, ЁЖ…К, М…ДВЕ…Ь,) Проверим написание этих слов.
Слайд 3. (проверка слов)
У доски ... объяснит написание этих слов. -Почему в слове МЕДВЕДЬ пропущены две буквы ? (Потому что на конце слова слышится звук [т], а пишется буква Д)
3. Лексическое значение слова:
МЕДВЕДЬ - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей.
4. Этимология:
МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.УЧИТЕЛЬ: Молодец! Получи за ответ шишку. ( Оценка.)
А кто из этих животных случайно попал в лесную школу? Найди лишнее слово и объясни свой выбор. (СОБАКА- домашнее животное). Какие клички подойдут к этому слову? Шарик, Жучка.
А что любит медведь? (   МЕДВЕДЬ    ЛЮБИТ   МЁД. ) Запишем это предложение и разберем по схеме. У доски эту работу выполнит   . . .
5. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (Указать части речи).
УЧИТЕЛЬ: О ком говориться в предложении? (Ученик отвечает по опорной схеме.)
В предложении говорится о ... ...   Что делает?    ...
Кто? ( Что?)   ... Это сказуемое.
Это подлежащее. Подчеркиваем двумя чертами.
Подчеркиваем одной чертой. УЧИТЕЛЬ: Почему ты задумалась, когда писала слово МЁД? (Потому что слышим звук [т], а пишем букву Д.)
Учитель. Послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
Слайд 4. ("П-р-н"). ("А-ы-е").
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.
( Дети выполняют задание.)
– Что у вас получилось?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
-Догадались? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
6.Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Слайд 5. (Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова») ЦЕЛИ. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться… с новыми словами на изучаемое правило
Научиться… Мы научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова, правильно подбирать проверочные слова.
- Вспомните
-Сколько пар согласных в русском языке?
Но доске буквы. «Буквы потерялись» .Образуйте пары.
б г к в
ф ж т шк п д зСлайд 6. (Пары букв)
-Запишите их в тетрадь.
б в г д ж з
п ф к т ш с
-Назовите их.
-Назовите буквы звонких согласных.
-Назовите буквы глухих согласных.
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Запомните!
Парные согласные – самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный иль согласный подставляй!
Физкультминутка
-В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.
УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА просит нас объяснить, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с парными согласными в корне слова и на конце.
Учащиеся:   Слова с парными согласными на конце слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
7. Работа с учебником.
Откройте учебники с. 112.
-Чтение правила в учебнике с.112
-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.
-Для этого существует  два основных  способа проверки парных согласных, каких?
Слайд 7.
1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка);
2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много»  (мороз - морозы)
УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА предлагает нам показать лесным ученикам. Запишите эти слова в тетради, подчеркните согласную букву на конце слова.
9.Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах
Слайд 8. Правила работы в паре.
На каждой парте карточка. Записать слова с парным согласным на конце, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное.
Зуб, гриб, хлеб, дуб, клуб, конь.
Потоп, суп, тулуп, шуруп, пень.
Клюв, обрыв, шов, рукав, лев , дом.
Шкаф, шарф, жираф, вор.
Круг, пирог, враг, шаг, утюг, сон.
Жук, мак, парк, сок, лай.
Сосед, огород, мёд, холод, ход, луч.
Пилот, брат, торт, мост, тост, лещ .Груз, глаз, арбуз, мороз, воз, кол .Рис, пылесос, глобус, лес, укус, гром .Шалаш, камыш, ёрш, финиш, лаваш, горох.
Суп, дуб, залп, сугроб, ястреб, удар.
Стриж, ёж, нож, этаж, морж, клещ.
Сад, крот, мёд, народ, невод, край.
Клюв, шкаф, шарф, улов, лев, птенец.
Учитель:Покажите домиком, как идет ваша работа в парах?
Проверка
Учитель:Все ли слова вы написали? Какие слова не нужно было писать?
Почему? ( Это буквы непарных согласных звуков)
10Физкультминутка
11.Работа с учебником
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Выполнение упр. №3 с.112.
Помощь суффиксы –очк-, -ок-, - еньк-.
У доски 1.
Тетрадка- тетрадочка, кроватка- кроваточка, лодка –лодочка, палатка-палаточка.
12.Самостоятельная работа.
2. Сапожки – сапожок (сапоженьки), дубки –дубок (дубочки),
снежки – снежок, флажки –флажок (флажочки).
3. Подружка- подруженька, дорожки- дороженька, узкий- узенький, редкий – реденький (редок).
13. Подведение итогов урока:
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
-Как проверить парную согласную в корне слова?
Попробуем подвести итог нашему уроку.
Слайд 9.
Я учился…
Было интересно…
Было трудно …
Теперь я смогу…
14. Рефлексия.
Какой приближается праздник? Как мы к нему готовимся?
Чтобы у лесных учеников было праздничное настроение, мы для них украсим елку.
У вас на столах елочные шарики
Если вам на уроке было интересно и вы активно работали возьмите зеленый шарик, если вам что-то было не понятно- желтый, а если совсем не интересно и вы ничего нового не узнали –красный шарик.
Слайд 10.
15. Д\задание.
с. 112 правило, с. 113 №4
Учитель:
ВОТ УЖЕ ЗВЕНИТ ЗВОНОК,
ЗНАЧИТ КОНЧИЛСЯ УРОК.
ОТДОХНИТЕ, ПОГУЛЯЙТЕ,
ТОЛЬКО НА УРОК НЕ ОПОЗДАЙТЕ.
7. Подбор однокоренных слов:
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий (хвост), медвежья (берлога), медвежатина (мясо), медвежатник (охотник на медведей).-Как назвать все эти слова? Однокоренные.
-Почему? Они близки по смыслу и имеют один и тот же корень.
-А что такое корень? Общая часть родственных слов.
-Выделите корень.
8.Игра «Помоги МЕДВЕДЮ собрать мёд»
(работа в парах, конверты на партах, в них карточки со словами, найти слова на изучаемое правило, устно подобрать проверочное слово)

конюшня
тайник
низко
смотреть
старик
флаг
обувь
народ
шубка
-Проверим. Как вы проверяли парную согласную?
-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.
-Для этого существует  два основных  способа проверки парных согласных, каких?
1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка);
2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много»  (мороз - морозы)
9. Составьте из слов предложение:
любит, мёд, медведь, сладкий
-Дайте характеристику предложению.
-Запишите предложение.
Медведь любит сладкий мёд.
- Назовите слова, которые требуют проверки?
Мёд - …., медведь - …, сладкий - …
-Проведём полный разбор предложения.
10. Самостоятельная работа (по рядям) :1 вариант: игра «Раскраска»
2 вариант: игра «Построй график»
3 вариант: игра «Построй ломаную линию».
11. Работа с фразеологизмами:
- Что такое фразеологизмы?
-Что это значит? Когда так говорят?
Медведь на ухо наступил.
Оказать медвежью услугу.
12.Работа с текстом: (прочитайте, найди слова на изучаемое правило):
В лес ходила я с Мариной,За черникой и малиной.Набрала подружка ягодНе набрать мне столько за год!
13. Подведение итогов урока:
- Какую тему закрепляли сегодня на уроке?
-Как проверить парную согласную в корне слова?
Попробуем подвести итог нашему уроку.
Я учился…
Было интересно…
Было трудно …
Теперь я смогу…
14. Д\задание.