Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития ребенка, ведущим типом деятельности и основными психологическими новообразованиями. В каждом возрасте социальная ситуация содержит противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного периода, ведущем типе деятельности. Разрешение этого конфликта приводит к психологическим новообразованиям. Они выходят за рамки старой социальной ситуации, а значит, обеспечивают новое противоречие. Таким образом и сменяются разные периоды.
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. Дошкольник изучает язык, учиться читать и писать. Резко возрастает любознательность детей. Словарный запас сильно увеличивается, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. При этом ребенок начинает усваивать закономерности построения фразы.
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет подробнее.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Здесь следует отметить, что абсолютное большинство ученых убеждены в решающей роли дошкольного периода в формировании и развитии психических процессов человека. Этой проблеме посвящено значительное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для психического развития ребенка. Причем, возрастная динамика показателей темпов прироста психических процессов убедительно подтверждает необходимость их развития с младших возрастовМышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Однако ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи отводят наглядно-образному мышлению. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Параллельно с совершенствованием мышления, особенно словеcно-логического, у детей старшего дошкольного возраста развивается речь. В конце шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня ее развития. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясного воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.
Следует отметить, что, если познавательные процессы ребенка недостаточно развиты, обучение в школе будет представлять для него трудности, ведь требования, предъявляемые к ученикам в школе, основаны на предпосылке, что у всех учеников познавательные способности развиты на нормальном для их возраста уровне.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является развитие самооценки и самообразования. В данном новообразовании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни.
В раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Дошкольник начинает мыслить образно, при этом легко фантазирует. Примеряет на себя различные социальные роли. Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок стремится к самостоятельности.
Воспитатель является для ребенка первым взрослым, отношения с которым опосредованы определенным содержанием и ролевыми позициями (воспитатель – воспитанник). Эти отношения не сводятся к непосредственно-личностным. Поэтому исключительно важно, чтобы ребенок, воспринимая воспитателя как носителя общественных знаний и общественных оценок, понимал условный характер его вопросов и активно принимал и использовал его помощь.
Попытки ребенка подменить контекстное общение (общение по поводу содержания) личностным, неправильная реакция на замечания воспитателя (например, обидчивость), неумение использовать обучающую помощь – все это показатели несформированности необходимых социальных действий, что может быть серьезным тормозом в обучении.
Вторым значимым партнером в учебной деятельности является сверстник. Известно, что на ранних этапах обучения ребенок воспринимает содержание исключительно через воспитателя. Он не слышит сверстника, не воспринимает его действия как возможный образец для построения своей деятельности. Так, на просьбу учителя дополнить товарища дети могут повторять его ответ почти дословно.
Часто дети друг за другом задают воспитателю один и тот же вопрос: то, что учитель отвечает одному ребенку, не воспринимается как адресованное всему классу. Все это снижает результативность обучения и требует специального внимания.
Общение со сверстником на уроке требует принципиально иного к нему отношения. Теперь сверстник будет выступать не как партнер по игре, личностному общению, а как сотрудник в ситуации совместной учебной задачи. Однако вступать в сотрудничество со сверстником, что предполагает осознание учебной задачи как общей, совместное планирование предстоящей деятельности, распределение ролей, взаимоконтроль, могут далеко не все дети, поступающие в школу. Большинство детей вступает в партнерские отношения со сверстником эпизодически, а в отдельных случаях даже эмоциональное общение со сверстником разворачивается только при поддержке взрослого.
Итак, переход ребенка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением как познавательной сферы, так и изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. Поэтому в этот период детства особенно важны вопросы предшкольной подготовки, которые являются не только вопросами обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребенка, формирования его личности.