Методическая разработка урока в рамках Дня защиты детей Урок элективного предмета по биологии в 11 классе «Влияние факторов окружающей среды на развитие плода»
Урок элективного предмета по биологии в 11 классе
«Влияние факторов окружающей среды на развитие плода»
Учитель биологии Кальжанова А.Д.
Триединая цель урока:
Образовательная: обеспечить условия для овладения знаний об онтогенезе зародыша человека, влияния и последствия негативных факторов на зародыш человека, через постановку проблемного вопроса.
Развивающая: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков: находить информацию используя научную литературу и ресурсы Интернета; участвовать в обсуждении, делать выводы.
Воспитательная: создание условий для формирования и развития ответственности перед одноклассниками, положительного отношения к здоровому образу жизни посредством рассмотрения вопросов по изучаемой теме.
Личностная значимость для школьника. Каждый сегодня ученик в будущем родитель. Каждый родитель мечтает о красивых, здоровых, умных детях.
Тип урока: проблемно-исследовательский
Методы обучения: проблемного изложения
Требования согласно программе: Ученик должен
Иметь представление о последствиях влияния алкоголя, никотина, и других негативных факторов на развитие эмбриона;
Знать о биологическом смысле размножения; элементарные сведения об эмбриональном развитии;
Уметь объяснять вред негативных факторов (курения, употребления алкоголя, лекарственных препаратов и других) на развитие зародыша; проводить самостоятельный поиск биологической информации с использованием информационных технологий, готовить краткие сообщения.
Технические условия:
учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом;
используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, электронная презентация по теме «Влияние факторов окружающей среды на развитие плода»;
оборудование для опыта: штатив для пробирок, пробирка;
Реактивы: спирт разбавленный, белок куриный.
Готовые напечатанные таблицы для индивидуальной работы, цветная бумага, фломастеры.
Нравственный эффект урока предполагает: формирование чувства ответственности за свои поступки; положительного отношения к своему здоровому образу жизни.
Формы организации детей:
на уроке учащиеся работают в группе, представляют отчёт по исследованию; предусмотрена индивидуальная работа при выполнении лабораторного опыта, при заполнении таблицы; участвуют в анализе своей деятельности.
Групповой способ обучения:
раскрепощает ученика, даёт ему уверенность в себе, развивает коммуникабельность;
даёт возможность побывать одновременно в роли ученика и учителя;
нет страха перед неудовлетворительной оценкой (её просто не может быть).
Индивидуальная работа даёт возможность:
провести собственное расследование;
показать личностную значимость на этом уроке.
Формы организации работы учителя: мотивирующий компонент, сопровождение беседы электронной презентацией, привлечение учащихся к обсуждению рассматриваемого материала.
Подготовленная презентация учителем, делает подачу материала более наглядной, а урок более результативным.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза». – слайд 1
- Вспомните этапы онтогенеза? – эмбриональный и постэмбриональный.
- Как называется этап эмбрионального развития человека?- эмбриогенез. – слайд 2
Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более чем из 100 триллионов клеток. Причём, этот процесс не хаотичен, а строго упорядочен. – слайд 3
Сегодня вы все ученики, но пройдёт несколько лет, и вы станете родителями, которые захотят иметь здоровых, красивых и умных детей. – слайд 4
Как вы думаете, что может повлиять на здоровье будущего ребенка? – слайд 5
- Согласна, генетический аппарат и окружающая среда. – слайд 6
- Подумайте, сформулируйте и задайте вопросы к увиденному. (Фронтальная беседа)
- Согласна, Ребёнок не всегда рождается психически и физически здоровым.
- Постановка проблемы: Каковы же причины появления таких отклонений?
3. Сообщение учителем темы и цели урока
- Согласна, Влияют факторы окружающей среды на развитие плода.
Соответственно, как мы и определим тему нашего урока – Влияние факторов окружающей среды на развитие плода. – слайд7
- Скажите, какие существуют факторы окружающей среды? – биотические и абиотические - слайд 8
- Что относят к биотическим факторам? – живые организмы
- К абиотическим? - Влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.
- Скажите, а как мы называем факторы окружающей среды, которые вызывают аномалии в развитии? - мутагенными – слайд 9
- Сегодня остановимся на тех факторах, чье влияние определено образом жизни человека, т. е. факторах, чье влияние в силах остановить сам человек – своим разумом, волей.
- Как вы думаете, о каких факторах идет речь? – факторы окружающей среды, алкоголь, никотин, наркотики, стресс – слайд 10
- Строки из поэмы Авиценны: слайд 11
О детях, находящихся Еще в утробе матери: Как следует, о том веду я речь.
Дитя в утробе матери беречь. Ничто зловредное его пусть не коснется,
Пусть мать питается не как придется, А ест еду, и влагу с пользой пьет,
Так, чтоб нормально развивался плод. Пускай отбросов в пище будет мало,
Чтоб кровь она при этом очищала.
Вопросы классу:
Как вы понимаете строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад?
Давайте определим основную цель урока.
- выявить и оценить последствия влияния негативных факторов на развитие плода.
-слайд 12 Критические моменты в нашей жизни есть. Их, право, столько – всех не перечесть. И никотин на плод влияет, И лекарства его отравляют,Что ядом может быть, что – нет На многое найдем ответ.А в завершение урока, Чтоб больше было пользы, прока,Я каждого прошу из вас Для родителей составить наказ.Рекомендации будущим мамам дадим Про алкоголь, препараты, табачный дым,Что кушать, что делать, чего избегать, Чтоб только здоровых детей всем рожать!
-Чтобы установить причины отклонений в развитии плода проведём исследование, работаем в паре, используя инструктивные карточки. Результаты заносим в таблицу: факторы – влияние на плод.
4. Работа учащихся в паре. Задание
Пара № 1 – выявить влияние факторов окружающей среды на развитие плода – слайд 13-14
Пара № 2, 3 – влияние алкоголя на развитие плода и проведение эксперимента- слайд 15
Пара № 4 - влияние никотина на развитие плода - слайд 16
Пара № 5 – выявить влияние наркотиков на развитие плода - слайд 17
Пара № 6 - выявить влияние лекарственных препаратов на развитие плода- слайд 18
Пара № 7 - выявить влияние стресса на развитие плода. - слайд 19
Отчет по исследованиям вы составляете в виде ответов на вопросы инструкции.
Даю 5 минут на подготовку и 3 минуты на презентацию результатов. Желаю удачи.
5. Ответы учащихся по результатам работы с инструктивными и информационными карточками.
- Итак, Каждая группа представила отчёт о своем исследовании, мы заполнили соответствующие графы в таблице, углубили наше представление об особенностях внутриутробного развития. Вернёмся к нашему вопросу.
- Каковы причины возникновения дефектов?
- «Внутриутробная среда всегда сильно зависит от образа жизни будущей матери. Негативные факторы окружающей среды, как никотин, алкоголь, стрессы, и другие влекут за собой возникновение различных дефектов».
6. Применение изученного материала.
- Как избежать трагических последствий при действии перечисленных факторов на развитие плода?
Предлагает перечислить правила поведения во время внутриутробного развития зародыша. слайд 20
Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
Не ухудшать ни сейчас, ни в будущем экологию родного края;
Избегать стрессовых ситуаций;
Не употреблять алкогольные напитки;
Не курить;
Не принимать наркотические средства;
Полноценно и правильно питаться;
Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С). Смягчают действие мутагенов специи — перец, горчица, имбирь; зелень — кинза, петрушка, лук, сельдерей; зеленый чай, яблоки, капуста, баклажаны, мята и йогурт.Заниматься спортом.
7. Подведение итогов.
- Итак, в чем сегодня вы теперь убеждены? слайд 21
«Всё сегодня сказанное говорит о том, что негативные факторы нашего общества приносят вред, особенно во время беременности будущему потомству. Статистика неутешительна. Рождаемость резко упала, а здоровых детей в роддомах найти очень сложно. Но выход есть. Здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек поможет нам стать здоровее».
8. Буриме. – слайд 22
- А теперь, я предлагаю вам составить буриме, используя набор из бумаги, фломастеров, в паре составить и записать рекомендации будущим родителям,
используя предложенные рифмы и другие слова:
Он – эмбрион
Яд – препарат
Боль – алкоголь
Наркотик – животик
Табачный дым – еда, едим
Рот – плод
Никотин – аспирин
А может, кто-нибудь из вас напишет письмо – обещание своему будущему ребенку
Выполненные работы вывешиваются на доску и подводим итоги (идёт обсуждение).
К концу подходит наш урок Пора нам подвести итог.
Что вам запомнилось, что нет? На все ли вы нашли ответ?
9. Домашнее задание исследовательская работа «Медико-генетическое консультирование» Ссылка, где можно почитать письмо ребенка к родителям.
К концу подходит наш урок Пора нам подвести итог.
Что вам запомнилось, что нет? На все ли вы нашли ответ?
Учитель: Рефлексия- слайд 23
Природа наделила человека разумом, способным постичь любые знания! Когда человек использует свой разум, Природа одобрительно улыбается ему. Когда же человек им не пользуется, она стоит рядом с безграничным терпением и состраданием, ждёт, пока он поумнеет”. ГенешаОцени свою работу на уроке, как, по - вашему мнению, Природа сегодня улыбается вас, или еще ждёт?
Предлагаю встать и аплодировать тех, кому природа сегодня улыбается. Отличный результат.
Сейчас раздастся звонок, Увы, но к концу подошел наш урокБольшое спасибо я всем говорю, Мы цели достигли – благодарю!
Резерв – слайд 25
Тема урока: Влияние факторов окружающей среды на развитие плода.
Цель урока: выявить и оценить последствия влияния негативных факторов на развитие плода.
Ход урока:
Влияние некоторых факторов на плод
Факторы Влияние на плод
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вывод:
Инструктивная карточка № 1
Влияние факторов окружающей среды на развитие плода
1.Как называются факторы окружающей среды, которые вызывают аномалии в развитии?
2. Перечислите основные из них и оцените их влияние на развитие плода.
Человек и среда его обитания постоянно взаимосвязаны. Сегодня мы испытываем на себе экологические последствия глобального распространения всевозможных вредных факторов (пестицидов, нитратов, радиации, бытовой и промышленной химии, других загрязняющих веществ).
Влияние вредных факторов на плод в период внутриутробного развития и на ребёнка намного опаснее, чем на взрослого человека. Развитие плода зависит от благополучия и здоровья матери и от окружающей среды матери, которая также через материнский организм оказывает воздействие на плод.
По самым скромным подсчётам 60 млн. россиян сегодня живут в зонах экологического неблагополучия. Наша область является зоной с опасной экологической ситуацией из-за Балаковской АЭС, где для врачей диагнозы – «хроническая лучевая болезнь», онкология, самые распространенные. Будущий гражданин России в большинстве случаев ещё до рождения обречён на болезнь.
Загрязнение окружающей среды выбросами производств приводит к повышению показателей выкидышей, преждевременных родов.
В ряде случаев установлена достоверная связь патологии беременности с повышенным содержанием сернистого газа, фосфорного ангидрида, свинца, никеля, железа в атмосферном воздухе. Химические факторы окружающей среды снижают иммунитет организма, проявлению различных генетических нарушений.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МУТАГЕНЫ - это простейшие живые организмы, вызывающие мутации: вирусы, бактерии. Сюда относят некоторые растения и ГМО.
Для развития плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекции. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50% детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.
Хромосомные разрывы могут индуцировать вирусы, вызывающие грипп, оспу, корь, ветряную оспу, эпидемический паротит и др.
Извлекаемый из безвременника алкалоид колхицин часто используется для искусственного получения полиплоидов, так как блокирует расхождение удвоившихся хромосом.
Линии электропередач сильные радиопередающие устройства создают электромагнитное поле, которое в разы превышает допустимый уровень. При продолжительном пребывании людей в зоне ЛЭП могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека, онкологические заболевания.
В отличие от рентгеновских, ультрафиолетовые лучи не обладают достаточной энергией, но приводит к ошибкам при репликации ДНК.
Мутагенным фактором также является повышенная температура, излучения мобильных телефонов, СВЧ печей, компьютеров. Сигнал от телефона проникает в мозг на глубину до 37,5 мм, чем создаёт помехи в работе нервной системы.
Инструктивная карточка № 2. «Влияние алкоголя на развитие плода».
Внимательно прочитайте предложенный вашему вниманию материал.
Дайте краткий обзор влияния алкоголя на развитие плода.
Какова вероятность рождения здорового ребенка женщиной, употреблявшей крепкие спиртные напитки во время беременности?
Перечислите наиболее характерные осложнения беременности у пьющих женщин.
Согласны ли со словами Платона: «…тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для воспроизведения потомства, ибо всё отпечатлевается в душе и теле ребёнка и дети могут родиться плохими во всех отношениях».Осложнения беременности: в 2-4 чаще выкидыши, замедление процесса родов и другие осложнения при родах.
Последствия воздействия на плод:
Употребление беременными алкоголя приводит к тому, что 1/3 детей будет иметь фетальный алкогольный синдром, 1/3 - некоторые токсические пренатальные эффекты и только 1/3 будут нормальными детьми. Фетальный алкогольный синдром (АС) характеризуется триадой: задержкой роста, умственной отсталостью и специфическими чертами лица новорожденного (микроцефалия, узкая глазная щель, плоская околочелюстная область, низкая переносица, короткий нос, неотчетливый губной желобок, тонкая верхняя губa). Алкоголь - наиболее распознаваемая и предотвращаемая причина умственной отсталости.
Последствия алкогольного синдрома не уменьшаются со временем, хотя специфические проявления изменяются по мере взросления ребенка. Нарушение внимания, гиперактивность свойственны 75 % пациентов с АС, что затрудняет социальную адаптацию ребенка.
Характеристики поведения ребенка при токсических эффектах включают в себя агрессивность, упрямство, гиперактивность и нарушения сна.
При грудном вскармливании алкоголь поступает прямо в молоко матери. Если мать выпивает количество алкоголя, равное одному или двум стаканам пива, то ребенок становится сонным и не может нормально сосать.
Инструктивная карточка № 3
Лабораторный опыт «Влияние алкоголя на куриный белок».
Внимательно изучите инструкцию.
Проведите эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Сделайте соответствующие выводы о действии алкоголя на органическое вещество – белок.
Инструктивная карточка № 4. «Влияние никотина на развитие плода».
Внимательно прочитайте предложенный вашему вниманию материал.
Дайте краткий обзор влияния никотина на развитие плода.
Перечислите наиболее характерные осложнения беременности у курящих женщин.
Какие тератогены (вещества, вызывающие мутации) содержит табачный дым?
Изменилось ли ваше отношение к никотину?
Влияние табака (никотина)
Известно, что мать, зародыш и плацента составляют собой единое целое (также как единый организм человека), и это влияет на различного рода нарушения, возникающие у курящих мам во время протекания беременности.
Какое же именно влияние оказывает курение на плод?
При курении поглощаются витамины В и С и фолиевая кислота, недостаток которой приводит к дефектам ЦНС;
Снижение веса плода (в среднем на 200 грамм). Существует прямая зависимость от количества выкуренных сигарет и массой, которую потеряет плод;
Кислородное голодание плода, в результате начинается задержка его внутриутробного развития, что приводит к слабому здоровью будущего малыша. У таких детей чаще всего встречаются заболевания дыхательной системы.
Шансы преждевременных родов увеличиваются в 2 раза;
Появление раковых опухолей у плода;
Физические и умственные отклонения;
Курящая женщина может стать аллергиком и передать эту склонность будущему ребёнку (чаще всего встречается пищевая аллергия, на пыльцу, бронхиальная астма);
Снижение функций лёгких ребёнка (недоразвитые лёгкие);
Снижение иммунитета;
Снижение роста и веса плода;
Врождённые дефекты головного мозга, сердца;
Риск синдрома внезапной смертности новорождённого (СВДС). Доказано, что курение увеличивает риск СВДС в 2,5 раза.
Оксид углерода (угарный газ) является весьма токсичным компонентом табачного дыма. Механизм патогенного действия оксида углерода достаточно прост: вступая в связь с гемоглобином, оксид углерода образует соединение карбоксигемоглобин. Он препятствует нормальной доставке кислорода к органам и тканям, в результате чего развивается хроническое кислородное голодание.
Радиоактивные изотопы находятся в организме от нескольких месяцев до многих лет, являясь источником радиации, которая вызывает процессы муто- и канцерогенеза. Если канцерогенные свойства радиации могут проявиться уже при жизни самого курильщика, то мутации обнаруживаются через поколения.
Инструктивная карточка № 5. «Влияние наркотиков на развитие плода».
Внимательно прочитайте предложенный вашему вниманию материал.
Дайте краткий обзор влияния наркотиков на развитие плода.
Какова вероятность рождения здорового ребенка женщиной, употребляв-шей наркотики до и во время беременности?
На какие органы плода влияют наркотики?
Каким образом проявляется действие наркотиков в период младенчества?
В более старшем возрасте?
Полезна ли для вас эта информация? Ваша отношение к наркотикам?
Осложнения беременности: у 8% употребляющих матерей беременность закачивается мертворождением из-за отслойки плаценты. Образ жизни злоупотребляющих кокаином часто (в 25%) приводит к преждевременным родам (недоношенные дети) и замедлению процесса родов. Кроме этого прием беременной кокаина может привести к развитию судорог, аритмии, припадков и других состояний, во время которых вероятна травма или смерть плода. Для беременных кокаин наиболее опасный наркотик, особенно в чистом виде. Чаще, чем при употреблении других наркотиков, кокаин вызывает рождение мертвого ребенка. Осложнения беременности: повышенный риск выкидыша. Последствия воздействия на плод: Тахикардия. Замедление роста плода.
Уменьшение роста головного мозга и тела плода. Новорожденные могут страдать от инфаркта и/или нарушений мозгового кровообращения вследствие повышенного кровяного давления и спазмов сосудов (особенно повышается риск, если беременная употребляет в течение 48 - 72 ч до родов).
Воздействие кокаина на нервные рецепторы может способствовать возникновению у ребенка нарушений поведения, повышенную раздражительность, замедленное развитие речи и нарушение мыслительных способностей.
При грудном вскармливании кокаин поступает прямо в молоко матери. Ребенок становится беспокойным, плохо спит и, в некоторых случаях отмечаются эпилептические припадки. Нарушения, проявляющиеся в период младенчества:
Малая масса тела.
Микроцефалия.
Повышенный риск внезапной смерти.
Высокая заболеваемость и смертность (в следствии угнетения опиатами систем, отвечающих за сопротивляемость организма).
Нарушения, проявляющиеся в более старшем возрасте:
Замедленное умственное, двигательное и речевое развитие ребенка к 18 мес.
Дефицит внимания и гиперактивность.
Расстройства сна.
Гневливость и раздражительность.
Плохие речевые навыки.
Осязательное, зрительное и слуховое восприятие ниже нормы.
Осложнения беременности: повышенный риск выкидыша.
Инструктивная карточка № 6.
«Влияние лекарственных препаратов на развитие плода».
Внимательно прочитайте предложенный вашему вниманию материал.
Дайте краткий обзор влияния лекарственных препаратов на развитие плода.
Всегда ли лекарства во благо?
Почему нежелательно болеть во время беременности? Как можно уберечь себя от болезней?
Согласны ли вы с утверждением Т. Парацельса, что … «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает лекарство ядом или лекарством». Аргументируйте свой ответ, используя предложенный материал.
Применяете ли вы из предложенного перечня какие-либо препараты? Ваша реакция?
Известно, что 4 из 5 беременных женщин принимают какие-либо лекарства, которые в той или иной степени проходят через плаценту. В 1 триместре, в период формирования органов и систем, некоторые препараты могут воздействовать на эмбриональные ткани, вызывая врожденные аномалии. Однако, прием лекарств - это не единственная причина неблагоприятного влияния на развитие эмбриона.
Причины многих пороков развития до сих пор неизвестны. Только малый процент уродств можно с точностью отнести к влиянию определенных факторов: наследственности, инфекциям, радиации, приему лекарств.
Большинство врожденных патологий возникают в 1 триместре беременности, когда эмбриональные клетки быстро делятся, а органы и системы развиваются.
Тератогенный эффект лекарства зависит как от дозы, так и от времени применения. Например, развитие и формирование сердечно-сосудистой системы человека приходится на 20-40 день после оплодотворения, конечностей - на 24-46 день, нервной системы - на 15-25 день. Таким образом, с 15 по 25 день тератогенному воздействию подвергается нервная система, но не конечности.
Возможно, что тератогенное воздействие происходит в течение первых 2-х недель после зачатия, когда женщина еще не знает о своей беременности. Однако большинство вредных препаратов в период между оплодотворением и имплантацией скорее прерывают возникновение беременности, чем повреждают оплодотворенную яйцеклетку.
Только 3 группы лекарств обладают явным тератогенным действием на эмбрион человека. Это антиметаболиты, талидомид и стероидные гормоны с андрогенной активностью. Риск пагубного воздействия других препаратов, как правило, более низок.
Лекарства, назначаемые на определенном этапе беременности и родов, могут влиять на физиологию плода и новорожденного. Например, анестетики и анальгетики, применяемые во время родов или операции кесарево сечение, способны вызывать депрессию новорожденного, ухудшая его адаптацию к новым условиям жизни.
Лекарственные средства, обладающие тератогенным действием:
Лекарства Последствия для плода
Тетрациклин Дисколорация зубов, гипоплазия зубной эмали
Стрептомицин Ототоксичность, глухота
Андрогены Вирилизация, укорочение конечностей, аномалии трахеи, пищевода, дефекты сердечно-сосудистой системы
Эстрогены Врожденные дефекты сердца, феминизация мужского плода, аномалии сосудов
Иод 131 Кретинизм, гипотиреоз
Аспирин Неонатальное кровотечение, внутричерепное кровотечение у недоношенных, стойкая гипертензия легочной артерии
ФенобарбиталУхудшение слуха, угнетение ЦНС, анемия, тремор, синдром отмены, гипертензия
Хинин Задержка психического развития, ототоксичность, врожденная глаукома, аномалии мочеполовой системы, смерть плода
Колхицин Спонтанные аборты, трисомия 21
ХлорпропамидМножественные пороки развития, гипогликемия
Ретиноиды (изотретиноин, роанккутан, этретинат, тигазон,ацитретин) Аномалии конечностей, лицевого отдела черепа, сердца и ЦНС, мочеполовой системы, недоразвитие ушных раковин
ДиазепамГипотермия, гипотония, раздвоение и аномалии конечностей
Показательным примером является трагедия, связанная с талидомидом. Этот препарат в начале 60-х гг. ХХ в. выписывали многим беременным, страдающих от постоянных приступах тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты, кисти или стопы росли прямо из туловища.
Многие лекарственные вещества вызывают в культуре клеток человека хромосомные аберрации. В эту группу можно отнести противосудорожные препараты (комплекс барбитуратов), психотропные (клозепин), гормональные (эстрадиол, прогестерон, депомедроксипрогестеронацетат, оральные контрацептивы), смеси для наркоза, хлоридин, хлорпропанамид, противовоспалительные средства (бутадион, ацетилсалициловая кислота, амидопирин).
Инструктивная карточка № 7 «Влияние стресса на развитие плода человека»
Внимательно прочитайте предложенный вашему вниманию материал.
Дайте краткий обзор влияния стресса на развитие плода.
Почему важно во время беременности избегать стрессовых ситуаций?
Согласны ли вы с утверждением Аристотеля, что «…женщина может родить урода, если получала во время беременности отрицательные впечатления»
Аргументируйте свой ответ, используя предложенный материал.
Стрессы, неприятные ситуации…
Известно, что такие факторы, как физические и эмоциональные перегрузки женщины, во время беременности могут негативно сказаться на внутриутробном развитии ребёнка. Исследования показывают, что если во время беременности женщина постоянно испытывала стрессы, в будущем у её ребёнка наблюдаются повышенная тревожность и возбудимость, в школьном возрасте – снижение умственной и физической активности (робость, нерешительность и застенчивость). Учёные говорят: всё, что чувствует мать во время беременности, передаётся её ребёнку! - Почему?
Во время волнений выделяются гормоны, которые попадают в кровь плода. Возможно также и непрямое влияние стресса, который испытывает беременная женщина, на зародыш. В возбуждённом состоянии женщины нередко мало спят. Это может вызвать токсикоз, повышенное давление и даже преждевременные роды. В моменты переживаний, сильных эмоциональных потрясений плод начинает быстрее двигаться, как бы выражая явное недовольство поведением и самочувствием матери, что может спровоцировать выкидыш.
Ребёнок у нервной матери легко возбудим, сильнее и дольше обычного плачет, словно у него постоянные «колики». Тревожные ощущения беременной матери передаются малышам, вызывая у них проблемы с пищеварением.
Есть ещё один вариант влияния стресса на ребёнка – отстроченное воздействие стресса. Если женщина испытывала сильные переживания во время беременности, впоследствии довольно часто она плохо относится к своему ребёнку: он как бы напоминает ей о пережитых страданиях. В отношениях матери и ребёнка появляется холодность, иногда мать может вовсе не любить ребёнка. Тогда у него возникают неуверенность в себе, заниженная самооценка, проблемы в общении.
Аристотель писал о том, что женщина может родить урода, если получала во время беременности отрицательные впечатления.