Общие закономерности воздействия абиотических факторов. экологическая ниша (11 класс)
Урок Общие закономерности воздействия абиотических факторов. Экологическая ниша
Задачи: иметь представление о диапазоне устойчивости и оптимуме; разобрать действие регулирующих факторов, взаимодействующих факторов; дать понятие экологической ниши.
Оборудование:
Ход урока:
Орг. момент
Проверка знаний
Изучение новой темы:
Вопрос к классу: какие абиотические факторы вы знаете?- все факторы неживой природы.
Объяснение: все виды имеют определенный диапазон устойчивости к любому фактору - толерантность (запись в тетрадь).
Оптимум – условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности (запись в тетрадь).
Организмы
эврибионты
Стенобионты широкий диапазон
Узкий диапазон
Задание классу: Приведите примеры организмов.
Если какой – либо фактор в конкретной ситуации влияет на численность, то он является лимитирующим. Такой фактор больше всего влияет на состояние популяции (отсутствие бора- рост растений угнетен или невозможен).
Задание классу: Объяснить, как взаимодействуют факторы?
Объяснение: что такое экологическая ниша- комплекс факторов, которые требуются для существования вида, включая его связи с другими видами в сообществе.
Фундаментальная реализованная
Условия, в которых вид условия, в которых вид реально встречается
может существовать
Заключение:
Кто такие стенобионты? Примеры
Кто такие эврибионты? Примеры
Что такое экологическая ниша?
Терминологический диктант:
Диапазон устойчивости к любому фактору (толерантность)
Комплекс факторов, которые требуются для существования вида, включая его связи с другими видами в сообществе (экологическая ниша)
Организмы с узким диапазоном устойчивости (стенобионты)
Фактор, сильнее всего действующий на популяцию (лимитирующий)
Условия, наиболее благоприятные для существования (оптимум)
Организмы с широким диапазоном устойчивости (эврибионты)
Фактор, влияющий на численность в конкретной ситуации (регулирующий)
15