Пакет документов в помощь объединениям и педагогам дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи города Ростов-на-Дону
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ
в помощь объединениям и педагогам дополнительного образования
Инструкции, положения, методические рекомендации, образцы документов.
Разработчик: педагог дополнительного образования Рубан А.В.
г. Ростов-на-Дону
2014 год
Содержание
Положение об объединении по интересам (детском коллективе)в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Положение об исторической справке (паспорте) объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о расписании занятий объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о образовательно-методическом комплексе к образовательной программе объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение по заполнению журнала учёта работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о списочном составе педагогов дополнительного образования объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о планах работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение об экспериментальных программах работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о протоколах заседаний детских советов объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Положение о протоколах детских собраний объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Общие положения.
Документ это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Официальные документы это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке.
Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами.
Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
Для педагогической деятельности юридическая сила документов чрезвычайно важна, так как означает, что документы могут служить подлинным доказательством заключенной в них информации. Юридическая сила официального документа предполагает его обязательность для тех, кому он адресован, или для круга участников педагогической деятельности, которые руководствуются документом и основывают на нем свою деятельность или воздерживаются от нее.
Основные правила составления и оформления документов закреплены в действующих общегосударственных нормативно-методических документах – государственных стандартах, которые являются основой для конкретизации правил работы с документами в каждой организации, их уточнения с учетом специфики ее деятельности, технологии документирования, условий работы. Однородные документы сгруппированы определенным образом и образуют унифицированные формы.
Для разработки пакета документов объединений определяются следующие требования:
- подготовка текстового документа выполняется с использованием текстового редактора Microsoft Word 9X, 2007, XP;
- параметры страницы документа устанавливаются:
формат листа – A4 (210x297) / книжный;
поля: верхнее – 1, 5 см, нижнее – 1, 5 см, левое – 2, 5 см, правое - 1, 5 см.
Положение об объединении по интересам (детском коллективе)в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
дополнительного образования детей
l. Общие положения.
1.1. Положение об объединении по интересам (детском коллективе) разработано в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», гл. 3 «Основы деятельности», пункт 25; Уставом МБОУ ДОД; Конвенцией ООН «О правахребенка» и другими документами по образованию РФ и РК.
1.2. Объединение по интересам (детский коллектив) МБОУ ДОД – это деятельность обучающихся в одновозрастных и разновозрастных клубах, студиях, театрах, секциях, ансамблях, лабораториях, учебных группах и другихобъединениях.
1.3. Занятия в объединениях по интересам (детских коллективах) проводятся в соответствии с дополнительными образовательными программами по направленностям, реализуемые МБОУ ДОД.
1.4. МБОУ ДОД организует работу с обучающимися в течение всегокалендарного года в объединениях по интересам (детских коллективах). Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая текущего года. В каникулярное время образовательный процесс может продолжаться в форме экспедиций, слетов, сборов, «оздоровительных площадок» и лагерей различной направленности.
2. Историческая справка.
2.1. Каждое объединение по интересам (детский коллектив) имеет своюисторию. История дает возможность составить историческую справку объединения от рождения коллектива до настоящего момента работы коллектива.
2.2. При составлении исторической справки объединения по интересам(детского коллектива) МБОУ ДОД необходимо обозначить следующиеданные:
в каком году, месяце было образовано объединение (детский коллектив);
кто стоял у истоков его создания (кто был первым руководителем коллектива...);
какое направление деятельности имел коллектив, какое название было у коллектива по документам МБОУ ДОД;
сколько обучающихся было в коллективе, сколько девочек, мальчиков, какого возраста, из каких школ города;
обязательно описать содержание образовательной программы, по которой обучались обучающиеся, если были положительные результаты, то описать результат;
в содержании деятельности объединения (детского коллектива) отметить успехи обучающихся на конкурсах, смотрах, фестивалях по годам работы объединения (детского коллектива);
особо отметить наличие исследовательской деятельности в объединении (детском коллективе);
какие дружеские, партнерские связи имели за годы существования объединения (детского коллектива);
ценности объединения (детского коллектива) основаны на ценностях, которые прописаны в концепции МБОУ ДОД, как они отражены в работе объединения, в программах педагогов и как влияют на образовательно -воспитательный процесс учреждения и объединения в целом;
награды объединения (детского коллектива) и его членов (обучающихся) по годам;
особое значение в исторической справке обратить внимание на годовую цикличность событий развития коллектива.
3. Цель и задачи объединения по интересам (детского коллектива).
Цель и задачи объединения по интересам (детского коллектива) формулируются по документам по образованию Российской Федерации, Ростовской области, «Типовому положению об образовательномучреждении по дополнительному образованию детей», Конвенции ООН «О правах ребенка», Устава МБОУ ДОД.
4. Модель образовательного пространства объединения по интересам (детского коллектива).
4.1. Определяется структура объединения по интересам (детского коллектива): ступени развития обучающихся по программе, учитывается их возраст, управление объединением (модель), детское самоуправление (детский совет), родительский совет.
4.2. Определяется основная форма объединения по интересам (детскогоколлектива). В МБОУ ДОД могут действуют следующие формы объединенияобучающихся по интересам (по Уставу МБОУ ДОД):
ансамбль - небольшая группа исполнителей отдельных художественныхпроизведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительскийколлектив МОУ ДОД «ДТДиЮ»;
группа - это относительно устойчивые объединения обучающихся в МБОУ ДОД и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении исовместной деятельности;
клуб - объединение обучающихся в МБОУ ДОД на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха;
мастерская - это форма образовательного объединения по интересам (детского коллектива) МБОУ ДОД, имеющая принадлежность содержаниядеятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижения уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
студия - творческий коллектив МБОУ ДОД, объединение по интересам(детский коллектив) в определенном виде деятельности, объединенный общимизадачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональнымхарактером межличностных отношений:
театр - творческий коллектив, объединение по интересам МБОУ ДОД, где разделение труда, видов деятельности определяется индивидуальнымиспособностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложногосовместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации («Театр моды». «Театр фольклора» и др.);
школа - форма образовательного объединения по интересам (детский коллектив) МБОУ ДОД, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения;
лаборатория МБОУ ДОД - это объединение по интересам (детскийколлектив), основной целью которого является развитие умственных иизобретательских способностей обучающихся. В основе содержания учебнойдеятельности - конкретная область научных знаний или проблема, имеющаямежпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа обучающихся. Педагог - направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения преимущественно старшие подростки.
4.3. Разрабатывается динамическая модель развития обучающегося вобъединении по интересам (детском коллективе) по дополнительной образовательной программе (рабочей программе по дисциплине) от начата обучения до выпуска, обучающегося, включая систему учета результатов освоения реализуемой образовательной программы.
5. Финансовая и хозяйственная деятельность объединения по интересам (детского коллектива).
5.1. Финансовая и хозяйственная деятельность объединения основана надокументах по дополнительному образованию Российской Федерации, Ростовской области и Уставу МБОУ ДОД.
5.2. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов объединения являются финансовые средства МБОУ ДОД, помощь (безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан) попечительского, родительского советов, спонсоров, иные источники в соответствии с законодательством РФ.
6. Права и обязанности члена объединения по интересам (детского коллектива).
6.1. Права и обязанности члена объединения по интересам (детского коллектива) основаны на статье Устава МБОУ ДОД, Конвенции ООН «О правах ребенка».
6.2. Каждое объединение по интересам (детский коллектив), использует для обсуждения прав и обязанностей члена объединения по интересам (детского коллектива) детское самоуправление - детский совет который имеет право для обсуждения вопросов жизнедеятельности обучающихся.
6.3. Документ по правам и обязанностям члена объединения по интересам (детского коллектива) должен быть открытым для каждого обучающегося в объединении.
7. Права и обязанности педагогов объединения по интересам (детского коллектива).
7.1. Права и обязанности педагогов объединения, т.е. педагогических работников МБОУ ДОД определены в Уставе МБОУ ДОД, приказеМинистерства здоровья и социального развития РФ № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих».
8. Документация объединения по интересам (детского коллектива).
8.1. Каждое объединение по интересам (детский коллектив) должен иметь следующую документацию:
положение об объединении по интересам (детском коллективе).
образовательная программа (рабочая программа подисциплине), по которой работает объединение или другая программа работы или деятельности объединения, планы, концепция объединения.
расписания занятий объединения по интересам (детского коллектива).
образовательный методический комплекс к образовательной программе.
историческая справка (паспорт) объединения по интересам (детского коллектива).
списочный состав педагогов дополнительного образования объединения по интересам (детского коллектива).
журналы учета работы объединения, со сведениями об обучающихся (журналы периодически сдаются в администрацию МБОУ ДОД для проверок).
планы работы объединения по интересам (детского коллектива) на год (полугодие) и месяц.
экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи (если такие имеются).
протоколы заседаний детских советов (если такие имеются).
протоколы детских собраний (если таковые проводились).
в архиве объединения хранятся грамоты, дипломы, кубки, благодарственные письма и другие награды, некоторые творческие работы обучающихся, имеющие ценность для истории МОУ ДОД, копии сертификатов выпускников дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей (рабочих программ по дисциплинам), сценарии воспитательных мероприятий ( праздников, клубных дней, конкурсов,викторин и т.д.).
Все документы хранятся как исторические факты объединения по интересам (детского коллектива) до пяти лет, затем все документы передаются в музей истории МБОУ ДОД.
Положение об образовательной программе дополнительного образования (рабочей программе по дисциплине) объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Образовательная программа дополнительного образования (рабочая программа по дисциплине) объединения по интересам (детского коллектива), это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.
Для педагогического коллектива, объединения по интересам (детского коллектива), образовательная программа дополнительного образования определяет главное в содержании дополнительного образования и способствует координации деятельности всех педагогов дополнительного образования.
l. Общие положения.
Образовательная программа дополнительного образования объединения по интересам (детского коллектива) является документом, представляющим модель образовательного процесса объединения. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – патриотическому, физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Образовательная программа дополнительного образования направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Рабочая программа дополнительного образования является одним из основных документов образовательной программы.
Образовательная программа дополнительного образования разрабатывается в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Уставом МБОУ ДОД.
2. Требования к структуре общеобразовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дополнительного образования); соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дополнительного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цели образовательной программы дополнительного образования: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:
Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:
развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;
обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;
создать творческую атмосферу путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций, платных образовательных услуг;
формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Формировать творчески работающий коллектив педагогов:
совершенствовать работу методических объединений;
организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и
методик диагностики качества образования;
организовать публикацию творческих и научных работ педагогов;
продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:
совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;
развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;
внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.
Формировать физически здоровую личность:
не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;
организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащегося;
разработать и реализовать программу «Здоровье»;
обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложения к образовательной программе.
2.1 Титульный лист включает:
· наименование образовательного учреждения;
· где, когда и кем утверждена образовательная программа;
· название образовательной программы;
· возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;
· срок реализации образовательной программы;
· Ф. И. О., должность автора (авторов) образовательной программы;
· название города, населенного пункта;
· год разработки образовательной программы.
2.2 Пояснительная записка раскрывает:
· направленность образовательной программы;
· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
· цели и задачи образовательной программы;
· отличительные особенности данной образовательной программы от существующих;
· возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
· сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
· формы и режим занятий;
· ожидаемые результаты и способы их проверки;
· формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
2.3 Учебно-тематический план образовательной программы включает:
· перечень разделов, тем;
· количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
2.4 Содержание образовательной программы раскрывается через описание каждой темы (теория и практика).
2.5 Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования включает в себя описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;
· форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
2.6 Список литературы.
В этот раздел программы включаются:
· список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам);
· список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.
Эти списки составляются по следующей форме: фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания
2.7 Приложения к образовательной программе дополнительного образования:
· словарь специальных терминов с пояснениями;
· контрольные вопросы;
· готовые изделия, образцы;
· условия прослушивания;
· описание занятий;
· технологические карты;
· материалы тестирования;
· условия набора в коллектив;
· памятки для родителей и др.
3. Рецензирование образовательной программы дополнительного образования.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) ее использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определенного статуса (авторская, модифицированная, экспериментальная).
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в 2-х экземплярах.
Рекомендуется получить две рецензии:
· внутреннюю (ее, как правило, пишет методист или заместитель директора МБОУ ДОД);
· внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии
Рецензия на программу «_________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
· образовательная область;
· вид детского объединения (классный коллектив, детское творческое объединение, студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
· адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
· срок реализации, на который рассчитана программа;
· есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
· в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;
· стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т. п.).
3. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
· анализ пояснительной записки;
· анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);
· анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
· оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
8. Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).
9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей. В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
· стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
· развитию его коммуникативных навыков;
· созданию социокультурной среды общения;
· развитию творческих способностей личности обучающегося;
· поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
· творческому использованию жизненного опыта ребенка;
· профессиональному самоопределению обучающегося.
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Положение об исторической справке (паспорте) объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
В исторической справке (паспорте) содержится информация об истории объединения и дается краткая характеристика документов объединения.
В начале исторической справки приводится краткая характеристика исторических условий возникновения объединения по интересам (детского коллектива). Указываются все изменения в названии и подчиненности объединения по интересам (детского коллектива).
Далее в исторической справке указывается структура, основные задачи и функции объединения по интересам (детского коллектива) и их изменение за рассматриваемый хронологический период с указанием дат и документов, по которым были выявлены эти сведения.
В исторической справке указывается масштаб деятельности объединения по интересам (детского коллектива), место в системе обучения и воспитания в МБОУ ДОД.
2. Содержание исторической справки.
Последовательность отражения сведений в исторической справке:
· название и подчиненность объединения по интересам (детского коллектива), а также все изменения с указанием их дат и основных причин;
· дата и причины возникновения объединения по интересам (детского коллектива) и его местонахождение;
· название учреждения – предшественника (если такое существовало);
· компетенция и функции объединения по интересам (детского коллектива), даты и основные причины последующих изменений;
· структура объединения по интересам (детского коллектива) и все изменения с указанием дат и основных причин, их вызвавших;
· даты и причины реорганизации или ликвидации объединения по интересам (детского коллектива);
· название учреждения-преемника.
На основании правовых актов указывается точное и полное, а также официально принятое сокращенное название.
В случае отсутствия правовых актов об образовании, преобразовании, переименовании, изменении подведомственности и ликвидации объединения по интересам (детского коллектива), эти сведения устанавливаются по косвенным данным, что оговаривается в исторической справке.
Указывается непосредственная подчиненность объединения по интересам (детского коллектива).
Даты возникновения, реорганизации, ликвидации даются по соответствующим правовым актам (приказам, распоряжениям и т.п.).
При наличии нескольких правовых документов разных органов в исторической справке указываются обе даты, но за основу берется постановление высшего органа управления.
При отсутствии правовых актов крайние даты названий объединения устанавливаются по косвенным данным (самое раннее упоминание объединения в титульных списках, переписке и др.), что оговаривается в исторической справке.
Компетенции и функции объединения излагаются в соответствии с правовыми и нормативными актами (Уставы, положения и др.), отсутствие соответствующих документов оговаривается. Сведения по истории объединения излагаются в хронологической последовательности.
Историческая справка должна иметь заголовок с указанием названия объединения по интересам (детского коллектива). Название объединения состоит из последнего полного и в скобках официально принятого сокращенного названия, подчиненности, крайних дат деятельности объединения по интересам (детского коллектива) за хронологический период, освещенный в исторической справке.
Историческая справка подписывается исполнителем с указанием его должности и даты составления.
В случае выявления новых данных по истории объединения по интересам (детского коллектива) или обнаружения ошибок в историческую справку вносятся исправления, она дополняется и пересоставляется.
Паспорт объединения по интересам (детского коллектива), содержит:
Название детского объединения (детского коллектива).
Адрес размещения детского объединения, контактные телефоны руководителя и электронный адрес почты и адрес сайта.
1. Год создания детского объединения (детского коллектива).
2. Количество участников.
3. Состав участников:
по категориям:
педагоги:
(краткая справка по каждому – должность, образование, специальность, стаж работы, в том числе педагогический на момент создания объединения, курсы повышения квалификации, награды, поощрения, основные результаты деятельности).
дети:
количество.
4. Совет детского объединения (детского коллектива): количество и указания должности и фамилии.
5. Председатель совета: фамилия, имя, отчество, должность.
6. Количество заседаний совета в год: . .
7. Цель и задачи детского объединения (детского коллектива): ...
8. Формы занятий детского объединения (детского коллектива): ..
9. Наличие специального помещения: .
10. Материально-технический ресурс: указывается наличие учебно-материальной базы и учебных пособий, в том числе учебных фильмов и презентаций, разработанных членами детского объединения (детского коллектива).
Положение о расписании занятий объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Расписание занятий в составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется уставом МБОУ ДОД и программой педагога, она не должна превышать: в учебные дни – 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни – 3 часа. После 35-45 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в выходной):
· для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут;
· для младших школьников – от 1 часа до 2-х часов;
· для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно обосновываться в программе педагога. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы занятия в системе дополнительного образования детей заканчивались не позднее 20.00.
2. Требования к расписанию занятий.
Расписание должно быть стабильным, составляется на потный учебный год, с корректировкой на второе полугодие.
За выполнение расписания ответственный каждый педагог дополнительного образования, нагрузка по часам у которого определена в планах.
Составляет расписание в объединении, руководитель объединения, учитывая интересы обучающихся и их родителей. Ответственность определяется приказом и утверждается директором МБОУ ДОД.
Расписание учебных занятий МБОУ ДОД не должно содержатьучебных занятий, не предусмотренных планами и программами.
3. Расписание учебных занятий предусматривает.
непрерывность учебного процесса в течение учебного дня;
равномерное распределение учебных занятий обучающихся в течение учебной недели;
распределение теоретических и практических занятий по программам.
По расписанию учебных занятий дополнительные образовательныепрограммы дополнительного образования детей распределяются в пределах рабочего дня недели МБОУ ДОД с 8.00 до 20.00 так, чтобы обеспечивалась педагогически правильная загруженность.
Расписание учебных занятий фиксирует образовательный процесс с 1 сентября по 31 мая текущего гола. В периоды каникул составляется специальное расписание учебных занятий в детских коллективах.
Продолжительность академического часа в МБОУ ДОД устанавливается 30 минут для детей дошкольного возраста, для детей в возрасте 7 лет до 10 лет, обучающихся с использованием компьютерной техники и занимающихся хореографией, для обучающихся всех возрастов, занимающихся музыкой индивидуально, 45 минут - во всех остальных случаях для всех видов учебныхзанятий.
Между занятиями групп устанавливается 10-ти минутный перерыв, дляотдыха обучающихся и проветривания помещения, в котором проводилось занятие.
Расписание учебных занятий составляется для информированияобучающихся и их родителей.
В расписании указывается фамилия, имя, отчество педагога, руководителя объединения, название детского коллектива, группы (номер, название) и время учебных занятий всех групп в течение дня (недели), место проведения занятий.
Расписание учебных занятий должно быть доступно педагогам,обучающимся и родителям. Расписание должно быть в печатном виде, на видном месте, утверждено директором учреждения от определенного числа текущего года.
Положение о образовательно-методическом комплексе к образовательной программе объединения по интересам (детском коллективе) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их многократному дублированию и в итоге – к постепенной трансформации программного поля МБОУ ДОД в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.
Между тем потребности детей и родителей на дополнительные образовательные услуги не стоят на месте, и типичной реакцией образовательного учреждения на изменение спроса становится замена одних видов деятельности другими с непременным требованием к педагогу о разработке новой программы.
В условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе МБОУ ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком.
Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде образовательно-методического комплекса (ОМК).
ОМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности МБОУ ДОД.
Наличие у педагога ОМК – это значимый показатель его профессиональной зрелости, свидетельство высокого уровня его методической компетентности. Наличие же в учреждении ряда ОМК, созданных на базе лучших авторских программ – это характеристика качественного уровня работы его методической службы с педагогическими кадрами.
2. Исходные данные ОМК
В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:
программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
апробированные в практике УДОД программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику МБОУ ДОД.
Потенциальными источниками для создания ОМК в системе МБОУ ДОД могут стать программы, имеющие адаптированную к практике МБОУ ДОД методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса.
3. Состав ОМК
Образовательно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов ОМК.
В их числе:
пояснительная записка к ОМК (с указанием актуальности данного ОМК, его концептуальных основ, перечня представленных в ОМК материалов, информации о возможных сферах применения ОМК и его потенциальных пользователях);
образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам МБОУ ДОД;
пакет методических материалов.
Это могут быть:
методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
методические пособия для педагога;
методические разработки отдельных тем и занятий;
описание диагностических методик;
справочно-информационные материалы;
дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
инструкция по технике безопасности;
глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;
другие методические материалы.
программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
расписание консультаций разработчика ОМК;
электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
Положение по заполнению журнала учёта работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
Журнал учёта работы объединений является государственным учётным, финансовым документом, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Журнал учёта работы педагога дополнительного образования рассчитан на учебный год.
Ответственность за наличие журнала учета работы, его оформление и сроки заполнения несет педагог дополнительного образования, работающий с детским объединением.
Педагог дополнительного образования должен иметь журнал учета работы объединения в учреждении дополнительного образования детей на каждую учебную группу.
Журнал учета работы объединения в учреждении дополнительного образования детей заполняется после каждого проведенного занятия в соответствии с утвержденным расписанием занятий.
Педагог дополнительного образования:
заполняет темы учебных занятий в соответствии с образовательной программой дополнительного образования детей;
фиксирует в соответствующей графе журнала учета работы объединения количество часов фактических отработанных по теме учебного занятия;
заверяет количество фактически отработанных часов своей личной подписью.
Журнал учета работы сдается на проверку ежемесячно заведующему отделом не позднее 20 числа текущего месяца
Педагог дополнительного образования после проверки журнала учета работы обязан незамедлительно исправить замечания.
Педагог дополнительного образования обязан заполнять журнал учета работы ручкой с черными или синими чернилами. Заполнение журнала учета работы красными и зелеными чернилами, карандашом или фломастером запрещается.
2. Основные правила оформления журнала.
Педагог дополнительного образования внимательно читает «Указания к ведению журнала учета работы объединений в учреждении дополнительного образования детей» и производит собственноручно запись:
«С Указаниями к ведению журнала учета работы объединений в учреждении дополнительного образования детей ознакомлен (а)»;
после произведенной записи ставится подпись педагога дополнительного образования и дата;
Педагог дополнительного образования заполняет в журнале: титульный лист; списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя - полностью); учет массовых мероприятий с обучающимися; Творческие достижения обучающихся; список обучающихся в объединении; список обучающихся, прошедших инструктаж по технике безопасности; годовой цифровой отчет.
Педагог дополнительного образования неукоснительно соблюдает следующие требования по оформлению первого листа журнала учета работы:
проставляется дата текущего учебного года;
вписать полное название МБОУ ДОД;
заполнить месторасположение учреждения, указывается юридический адрес;
производится запись название объединения;
название творческого объединения в соответствии учебным планом, учебным расписанием и образовательной программой дополнительного образования детей (при наличии номера учебной группы указывается № группы)
вносятся дни и часы занятий в соответствии с утвержденным расписанием;
изменения расписания объединения указываются на основании приказа по МБОУ ДОД и заверяются заведующим отделом;
вноситься фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования полностью;
проставляются требуемые данные на старосту группы, фамилия, имя, отчество;
в случае, если педагог дополнительного образования работает совместно с концертмейстером, то проставляются требуемые данные на концертмейстера; если педагог дополнительного образования работает совместно с несколькими концертмейстерами, то проставляются требуемые данные по всем концертмейстерам;
заполнять страницы, «Учета посещаемости и работы объединения», необходимо в соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении, при этом:
даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине листа журнала должны полностью соответствовать датам занятий группы на правой половине листа и расписанию;
записи в графе «Содержание занятий» заполняются согласно темам, указанным в учебно-тематическом плане и содержании дополнительной образовательной программы (нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий);
количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий;
на первом занятии в графе «Содержание занятий» обязательна запись «Вводный инструктаж по технике безопасности». Если практическое занятие проводится на выезде или с использованием различного специального снаряжения в графе «Содержание занятий» в день занятия делается запись о проведенном инструктаже и тема занятия;
журнал заполняется педагогом в день проведения занятия. Недопустимо производить запись занятий заранее. Все записи ведутся на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя обойтись без иностранных слов;
в дни и часы занятий, педагог отмечает, в журнале: неявившихся – буквой «н», больных – буквой «б» (в графе соответствующей дате занятий). Выставление в журнале точек, знаков «-», «+» или других не допускается;
в графе «Подпись руководителя» ставится личная подпись педагога;
если групп несколько, то запись «Отработка рабочего времени» производится в журнале, группы № 1
по окончанию месяца, в графе «Часы», проставляется, общее количество часов и делается запись «Всего за (месяц) часов»;
в случае болезни педагога, учебного отпуска, разрешенного приказом отпуска без содержания, командировки делается соответствующая запись в журнале. Часы в таких случаях в журнале не проставляются. Праздничные дни так же отмечаются записью в журнале без проставления часов. При переносе занятий производится запись: «Перенос занятий с (указывается дата)»;
при проведении занятий в форме экскурсии или похода, предусмотренных образовательной программой, могут объединяться одно или два занятия из расчета, что на экскурсию записывается в журнале не более 4 часов, на однодневный поход записывается не более 6 часов. В графе «Содержание занятия» указывается номер приказа о проведении похода;
страницы «Учет массовых мероприятий с обучающимися» заполняются педагогом по мере участия воспитанников в мероприятиях (училищного, городского, областного, всероссийского уровня), в рамках работы объединения дополнительного образования;
страницы «Творческие достижения обучающихся» заполняются педагогом согласно достижений воспитанников в городских, областных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и.т.д. и конкретный результат (диплом 1 степени, Гран-при и т.д.);
заполнять страницы, «Список учащихся в объединении» и «Данные о родителях и классном руководителе», журнала следует в соответствии с «Указаниями к ведению журнала». При этом запись врача о допуске к занятиям, обязательно заполняется его подписью
в «Список обучающихся в объединении, прошедших инструктаж по технике безопасности» педагог вносит записи о проведенных с обучающимися инструктажей по технике безопасности, указывается дата проведения инструктажа и его краткое содержание, при этом роспись педагога о проведении инструктажа, ставиться напротив фамилии каждого прошедшего инструктаж;
в журналах педагогов дополнительного образования, работающих на базе школ, при сдаче журнала необходимо иметь подпись ответственного лица школы – заместителя директора по воспитательной работе, подтверждающего проведение занятий, запись производиться по окончанию программы обучения в данной школе.
«Годовой цифровой отчет» заполняется с 10 по 20 сентября за первое полугодие, с 5 по 15 января за второе полугодие и с 1 по 10 мая за год.
3. Контроль за ведением журнала
Страница «Замечания, предложения по работе объединения» заполняется методистом по дополнительному образованию с целью систематического контроля правильности ведения.
Журнал проверяется ежемесячно, по итогам проверки готовится итоговая справка с указанием замечаний и рекомендаций.
Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей, применение взысканий.
В конце учебного года не позднее дух недель по окончанию учебного процесса журнал сдается заведующему отделом на хранение.
Положение о списочном составе педагогов дополнительного образования объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
В общий списочный состав педагогов дополнительного образования объединения по интересам (детского коллектива) должны включаться все педагоги, принятые на постоянную, сезонную, а также на временную работу на срок один день и более, со дня зачисления их на работу.
В списочном составе за каждый календарный день должны быть учтены как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (находящиеся в служебных командировках, не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением общественных обязанностей, принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием).
2. Основные правила ведения списочный состав педагогов.
Общий списочный состав педагогов дополнительного образования объединения уточняется, ежегодно, по состоянию на 1сентября и содержит:
фамилию, имя, отчество – каждого педагога входящего в состав объединения;
дату и год рождения;
образование и специальность;
общий стаж работы и стаж работы педагогом;
наличие наград (почетные звания, ордена, дипломы и т.д.)
квалификационную категорию;
дату окончания курсов повышения квалификации.
Общий списочный состав педагогов дополнительного образования объединения подписывается руководителем объединения
В конце списка заполняется следующая форма:
Общее число педагогов: ________
Средний возраст: ________
Образовательный ценз: с высшим образованием - _______ (__%)
С высшей квалификационной категорией: _________ (__%)
С первой квалификационной категорией: __________ (__%)
Без категории: _________ (__%)
Соответствие занимаемой должности: ________ (16%)
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения за каждый календарный день является учётным, финансовым документом, его обязан вести каждый руководитель объединения дополнительного образования.
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения за каждый календарный день заполняется ежедневно, кроме месяцев, когда объединение не работает (каникул).
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения утверждается заведующим отделом и подписывается руководителем объединения.
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения за каждый календарный день содержит:
номер по порядку;
фамилию и инициалы педагога;
даты текущего месяца, включая выходные и праздничные дни;
примечания.
Рабочие дни, в графе дата отмечаются – буквой «р», дни отпуска – «о», дни болезни – буквой «б», дни нахождения в командировке – буквой «к», невыход на работу, без уважительной причины – буквой «нп». Выставление точек, знаков «-», «+» или других не допускается
3. Контроль за ведением списков
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения проверяются ежемесячно, заведующим отделом.
Замечания и предложения по устранению ошибок руководитель объединения обязан исправить до следующей очередной проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей, применение взысканий.
Списочный состав педагогов дополнительного образования объединения храниться у руководителя объединения в течение года.
Положение о планах работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы работы объединения. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят оттого, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Он выполняет следующие функции:
- направляющую, определяющую цели, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
- прогнозирующую цель, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
- координирующую, организаторскую цели, т.е. отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом;
- контроль реализации поставленных целей;
- репродуктивную (воспроизводящую) цель, т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагогов от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самим педагогам, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
2. Требования к планированию.
План является помощником в построении работы объединения, если соответствует ряду требований.
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. План работы предусматривает связь процесса обучения с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время, отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей, включение школьников в разные виды деятельности, целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
9. Реальность и разумная насыщенность плана.
При планировании работы объединения необходимо учитывать:
- результаты работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- организационно-педагогические и воспитательные задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по работе объединений;
- возможности родителей, школы, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года, события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей, факты, связанные с жизнью страны, области, города;
- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
3. Виды и структура планов
В объединении по интересам (детском коллективе) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей составляют:
- план работы объединения на год (полугодие);
- план работы объединения на месяц.
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
План работы объединения на год (полугодие) содержит:
- титульный лист;
- анализ результатов работы объединения за прошедший год;
- цели и задачи объединения на предстоящий учебный год;
- календарный план работы объединения на учебный год, по разделам деятельности объединения (название мероприятия, сроки проведения, ответственный за проведение и отметка о проведении).
План работы объединения на год (полугодие) подписывается руководителем объединения и утверждается заведующим отделом. План работы объединения на год (полугодие) должен быть разработан не позднее 25 августа и доведен до всех педагогов объединения под роспись.
План - на месяц служит основой и ориентиром в текущей деятельности, поиске решений рационального использования ресурсов педагогического состава объединения. Это наиболее конкретный и детальный план деятельности объединения. Помимо конкретных количественных характеристик такой план содержит информацию о содержании и точных сроках проведения того или иного мероприятия, об ответственных за них.
План работы объединения на месяц содержит:
- титульный лист;
- задачи объединения на предстоящий месяц;
- календарный план работы объединения на месяц, по разделам деятельности объединения (название мероприятия, ответственный за проведение, сроки проведения с привязкой к конкретной дате, отметка о проведении).
План работы объединения на месяц подписывается руководителем объединения и утверждается заведующим отделом. План работы объединения на месяц должен быть разработан не позднее 25 числа каждого месяца и доведен до всех педагогов объединения под роспись.
Положение об экспериментальных программах работы объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
l. Общие положения.
МБОУ ДОД является важнейшей составляющей образовательного пространства, органично сочетающей в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Установка на модернизацию российского образования для учреждений дополнительного образования означает требование освоить инновационные механизмы развития системы, т.е. механизмы постоянного ее обновления. Развитие подразумевает поиск своего нового уникального содержания образования, инновационную работу, эксперимент.
Наиболее эффективным подходом к развитию экспериментальной деятельности представляется разработка документа "Программа экспериментального дополнительного образования детей и молодежи ", в которой определяются уровни эксперимента и требования к ним.
Определив ступеньки профессионального роста педагога- экспериментатора, и создав мотивацию к освоению педагогом мастерства педагогического эксперимента, можно начинать движение вперед.
Рассматривается вопрос оформления программы экспериментального дополнительного образования детей и молодежи, анализируются шаги, которые необходимо сделать педагогу, ставшему на путь экспериментирования.
2. Основные требования к "Программе экспериментального дополнительного образования детей и молодежи ".
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
- преподавание нового учебного курса (предмета);
- реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
3. Структура и содержание экспериментальной программы.
Программа экспериментального дополнительного образования детей и молодежи, содержит:
- титульный лист - название и подчинение учреждения; кем и когда утверждена программа; полное название программы; срок реализации; возраст детей, на который рассчитана программа; ф.и.о., должность разработчика программы; место и год её создания;
- пояснительная записка - концептуальные подходы к разработке и обоснование данного вида творчества для развития ребенка, изложение собственных взглядов на работу с детьми;
- цели и задачи программы - цель – идеальный конечный результат деятельности, степень ее достижения можно проверить, задачи – пути достижения цели в обучении, развитии, воспитании;
- учебно-тематический план:
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
ИТОГО
- содержание программы - описание теоретической и практической части учебных занятий без подробной расшифровки;
- методическое обеспечение программы - педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие; методы диагностики освоения программы и личностного развития обучающихся;
- предполагаемый результат - что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года;
- список литературы (для педагога, для учащихся).
Завершая разговор о требованиях к Программе экспериментального дополнительного образования детей и молодежи, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия, которая отвечает требованиям рецензии к Образовательной программе.
Положение о протоколах заседаний детских советов объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
На заседании детских советов Секретарем совета ведется протокол.
Протокол заседания детского совета объединения составляется не позднее трех дней после его проведения.
В протоколе указываются:
полное наименование объединения;
форма проведения заседания;
место и время проведения заседания (подведения итогов голосования);
члены совета, присутствующие на заседании, а также приглашенные лица;
информация о наличии кворума заседания;
повестка дня заседания;
вопросы, поставленные на голосование и поименные итоги голосования по ним;
обобщенная передача докладов и выступлений лиц, участвующих в заседании;
принятые решения.
Протокол заседания подписывается Председателем и Секретарем совета, которые несут ответственность за правильность составления протокола.
Положение о протоколах детских собраний объединения по интересам (детского коллектива) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Данный протокол входит в число документации, которую должен вести секретарь собрания.
Протокол собрания должен содержать в себе дату проведения и количество присутствующих на нем педагогов, родителей и детей. Кроме этого, если на такое мероприятие приглашаются должностные лица в качестве выступающих, то их имена и фамилии также должны быть занесены в протокол (причем, должность и ФИО должны быть занесены без сокращений, полностью).
Кроме того, протокол собрания также должен содержать повестку дня, которая будет обсуждаться на собрании. Такая повестка является своеобразным планом подобных мероприятий.
В протоколе необходимо записать рекомендации и, конечно, предложения педагогов, воспитателей и родителей (они будут исходить из обсуждения предлагаемых вопросов).
После того, как были заслушаны рекомендации и предложения, по поводу каждого вопроса должно быть вынесено решение. По каждому отдельному вопросу должно быть вынесено отдельное решение путем общего голосования.
Секретарь, обязан заносить количество голосов «за» и « против», вследствие чего само решение должно быть четко сформулировано, с указанием ответственных за его исполнение и сроков, в которые оно должно быть выполнено.
Протокол в обязательном порядке должен быть подписан председателем родительского комитета и секретарем. Также необходимо знать, что если на собрании было вынесено какое-то важное решение, с ним должны ознакомиться все без исключения родители (даже те, кто не присутствовал на мероприятии). Оповестить можно каждого родителя лично (по телефону), каждый из родителей обязан поставить свою подпись под таким решением.
Право на оспаривание решения собрания будет иметь только лицо, указанное в списке лиц, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавшие внести об этом запись в протокол (данный список обязателен к включению в протокол) либо лицо, вообще не принимавшее участие в собрании.
Специальная тетрадь, которая вмещает все протоколы собраний, должна заводиться в момент формирования группы и вестись до выпуска. Все странички данной тетради изначально нумеруются, прошиваются и скрепляются подписью руководителя объединения. Храниться такая тетрадь должна у воспитателя руководителя объединения. Сами протоколы нумеруются с начала нового учебного года.
13 PAGE 14415
МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» города Ростова-на-Дону
\ђЗаголовок 1Заголовок 315