Методическая разработка Как следует питаться

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Заветное»






Тема: «Как следует питаться»
1 класс



Разработал: учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ с.Заветное»
Давыдова Ольга Анатольевна.





2017г.




Пояснительная записка
Методическая разработка может быть использована учителями 1-4 классов, ведущих курс «Основы здорового образа жизни».
Цель: показать и доказать учащимся необходимость и значимость полезных продуктов питания для роста и здоровья.
Задачи:
1)формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию;
2) расширять знания учащихся о полезных продуктах питания;
3) прививать навыки правильного питания;
4) развивать умение анализировать полученную информацию.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентациия по теме урока;
кусочек хлеба, яблока, колбасы и лист белой бумаги для проведения опыта.

Ход внеклассного мероприятия

I. Повторение правил здоровья.
У.К нам в гости пришел Заболейкин, он хочет научить вас:
Как заболеть и не ходить в школу;
Говорить плохие слова;
Мало двигаться, целый день смотреть телевизор;
Не мыть руки перед едой;
Каждый день ходить по врачам и придумывать себе болезни;
- Как вы думаете, попадет Заболейкин в страну Здоровячков?
Д.Нет, он делает все наоборот, и, повидимому, заболеет.
У.Почему? О каких докторах – помощниках он забыл?
Д. Доктор Вода, доктор Упражнение.
II. Заучивание слов.
Д. Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!
III. Беседа по теме: Питание необходимое условие для жизни человека.
У.Мы продолжим наше путешествие в страну Здоровячков и сегодня поближе познакомимся с еще одним доктором – доктором Здоровая Пища. Тема нашего урока «Как следует питаться».
Слайд 1
У. Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
Д.Человек ест, чтобы жить.
У.Чем питается человек?
Д.Человек питается и мясом, и рыбой, и молочными продуктами, и овощами, и фруктами. Слайд 2
У.Чем питаются животные?
Д. Одни животные едят только растительную пищу и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев.
Д.Другие животные питаются мясом. Это хищники.
Д. Только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Такие животные называются всеядные.
Правильно ребята, все животные делятся на три группы: травоядные, хищники, всеядные.

Слайд 3
У. Человек, ребята, тоже ест и животную, и растительную пищу. Какие органы помогают человеку усваивать пищу?
Д.Органы пищеварения.
Слайд 4
У.Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дольше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
У.Кто сможет сказать, с помощью чего переваривается пища?
Д. Пища переваривается с помощью зубов, желудка, тонкого кишечника, желчи, пищеварительных соков.
У.Правильно, ребята. Но оказывается не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
У. Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Д. Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши.
Д.Вредные продукты: чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, шоколадные конфеты, «сникерсы».
Слайд 5
У.Хорошо, что вы это знаете. А знаете ли вы, пословицы и поговорки о полезных продуктах питания?
Д. Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку. Слайд 6
Д. Если съешь ты огурец, будешь просто молодец! Слайд 7
Д. Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай! Слайд 8
Д. Овощи и фрукты - самые витаминные продукты! Слайд 9
У.А теперь отгадайте загадки про продукты питания.
Сидит барыня в ложке,
Свесив ножки (Лапша). Слайд 10
Чистое небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мед,
От рогатого берут,
Малым детям дают (Молоко). Слайд 11
Белая белена
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла (Мука). Слайд 12
Всем к обеду нужен, да не всякий сделает (Хлеб). Слайд 13
Белый тулупчик сшит без рубчика (Яйцо). Слайд 14
Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зеленые бока,
Мякоть красная видна. (Арбуз). Слайд 15
На кусточке в саду
Я ее всегда найду.
«М» прибавить, Алинка,
Та ягода (малинка). Слайд 16

Хоть она красна на вид,
Но слегка она горчит.
На болоте среди кочек
Ты найдешь ее дружочек (Клюква). Слайд 17
Красная и белая,
Вкусная и спелая.
И черна она бывает.
Кто ее здесь угадает? (Смородина). Слайд 18
В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый. (Лимон). Слайд 19
IV. Упражнение «Гора» (для осанки).
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
V.Беседа по теме: Здоровая пища.
Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, надо соблюдать два условия: умеренность и разнообразие.
У. Что означает умеренность?
Д.Умеренность – это значит, есть в меру.
У. Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
Слайд 20
У.Что значит разнообразие?
Д.Разнообразие – это значит есть разную пищу.
У. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, моркови бананы).
Слайд 21
У. Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи - кладовая здоровья». Слайд 22
Д.Овощи включают себя витамины, а витамины укрепляют организм.
У. Придумайте загадки об овощах и фруктах.
Д. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (морковь).

Д. Без окон, без дверей Полна горница людей (огурец).
Д. Голова на ножке, в голове горошки (фасоль и горох).

Д. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук).

Д. Растут на грядке зеленые ветки, А на них - красные детки (помидоры).

Д. И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (картошка).

У. Молодцы. Какие из продуктов вы больше всего любите?
Д.Морковь,капусту, свеклу.
Физминутка
- Эй вы, овощи на грядке
(машут руками),
Выходите на зарядку
(шагают на месте)!
Раз, два, три, четыре
(прыгают),
Руки выше, ноги шире
(делают движения руками и ногами)!
Ты, морковка,
Длинный хвост,
(потягиваются, встают на носочки),
Потянись-ка во весь рост.
А картофель - круглый бок
(прыгают)-
Вверх – вниз, прыг-скок.
Все присели, дружно встали
(приседают)
И на завтрак прибежали (выполняют бег на месте).
VI. Анализ ситуации
А теперь давайте поговорим о том , сколько раз в день дети должны питаться.
Д.Питаться надо 3 раза в день. Утром, в обед и вечером.
У.Да, вы должны питаться по режиму, желательно в одно и тоже время.
Вот примерное меню здорового школьника
Слайд 23
А теперь, давайте послушаем историю, которая произошла с девочкой Варей. (Возможно чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».)
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая - умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик - есть она не хочет.
- Не сердись , бабуля, ты готовишь очень вкусно.
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты - ерунда!
У.Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
Д.Она заболеет. У неё ослабнет иммунитет.
VIII. Игра «Угадай-ка».
Сегодня вы говорили, что дети должны есть молочные продукты, а знаете ли вы, почему молочные продукты, так необходимы для молодого растущего организма? Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжелой работы. Другой продукт – жир, вместе с которым в ваше тело поступает энергия. Этот жир называется молочным. В молоке также содержится сахар – углеводород, являющийся другим источником энергии. Он называется лактоза. Он не столь сладок на вкус, как обычный сахар, зато легче, чем все остальные. молоко снабжает организм и важными минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови. Особенно много содержится в молоке фосфора и кальция. Кроме того, в молоке присутствуют железо, медь, марганец, натрий, хлор, йод, кобальт, цинк и этот список еще не полон. Молоко обеспечивает нас витаминами. В нем велико содержание витаминов В 2, А, В, С, D.Разумеется в воде содержится и вода.
У.Молоко - такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?
Давайте поиграем: назовите молочный продукт, а ваш друг - другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.
(Дети отвечают).
Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на доске
Слайд 24
1. Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно скиснет и образуется.. (простокваша)
2. Если скисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета... (творог).
3. Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится...(топленое молоко).
4. Если в горячую духовку поставить скисшее молоко, то получится...(творог).
IX. Это интересно!
У.Мы сказали, что в молоке много витамин. Слово «витамин» придумал польский ученый-биохимик Казимир Функ.
Слайд 25
Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
X. Доктор Здоровая Пища дает нам советы
Слайд 26
1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
2. Остерегайтесь очень острого и соленого.
3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
4. Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
5. Овощи и фрукты - полезные продукты.
6. . Перед приемом пищи сделайте 56 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

XI. Проведение опыта
(Дать задание на дом, если нет возможности выполнить в классе.)
У.Как определить, жирная ли пища? Оказывается надо взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.
XIII. Оздоровительная минутка
Упражнение «Деревце» (для осанки)
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями, к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 с) Опустите руки и расслабьтесь.
XIV. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.
Слайд 27
Полезные продукты Вредные продукт
Рыба. Чипсы.
Кефир. Пепси.
Геркулес. Фанта.
Подсолнечное масло. Жирное мясо.
Морковь. Торты.
Лук. «Сникерс».
Капуста. Шоколадные конфеты
Яблоки, груши и т. п.

XV. Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» - Нарисуйте продукты, полезные для здоровья.
(Дети рисуют).
Слайд 28
XVI. Итог занятия
У. Давайте назовем правила питания.
1. Главное - не переедайте.
2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
3. Ешьте разнообразную пищу.
4.Не ешьте жирную, соленую пищу.
5. Ешьте полезную пищу: овощи, фрукты, мясо, рыбу, молоко.
Слайд 29
У. Как ведут себя в школьной столовой?
Д. В школьной столовой надо есть не спеша, тщательно пережевывая пищу. Нельзя играть столовыми предметами, а так же нельзя бросать хлеб на пол.
Рефлексия.
У. Молодцы, ребята, а теперь каждый из вас оценит свое участие в нашем мероприятии.
Слайд 30
Красная полоска – отлично, желтая – хорошо, зеленая – еще нужно постараться.

15