Методика по формированию законопослушного поведения обучающихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ошминская средняя школа» Тоншаевского муниципального района
Методика
по формированию законопослушного поведения
обучающихся МОУ Ошминская СОШ
на 2016-2020 годы.
2016
I. Основные положения методики
1.1.Пояснительная записка.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Там же сказано, что поведение каждого гражданина РФ должно быть правомерным, не надлежит нарушать права и свободы других лиц, интересы общества и государства.
Правомерное поведение социально-положительное, т.е. соответствует общественным интересам и целям, предписаниям правовых норм, является осознанным поведением, характеризующимся внутренним психическим отношением лица к возможным последствиям.
Система правового воспитания начинается с формирования правовой культуры и законопослушного поведения через комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера.
Настоящая методика подготовлена завучем директора по ВР и социальным педагогом школы на основании методики, разработанной отделом образования администрации Тоншаевского муниципального района на основе Федерального закона от 24.06.1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с районной комплексной программой «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тоншаевском муниципальном районе на 2015-2020 годы» (Постановление администрации Тоншаевского муниципального района от 19.11.2014 года № 182).
Документы, используемые при разработке методики:
Международные:
Конвенция ООН о правах человека
Декларация ООН о правах ребёнка
Декларация ООН о правах инвалидов
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц
Российской Федерации:
Гражданский кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Закон РФ об «Образовании»
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»
Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г №159-ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
Нижегородской области:
Письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-2597/14 от 25.08.2014 года «Об организации воспитательной работы в образовательных организациях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»;
Письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-3574/14 от 06.11.2014 года «О предоставлении информации о формах занятости обучающихся во второй половине дня»;Закон № 23-З от 9 марта 2010 года «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»;
МОУ Ошминская СОШ:
Устав
Локальные акты:
- Положение о совете профилактики,
- Положение о школьном ученическом самоуправлении
Цель и задачи методики.
Цель - формирование у школьников с отклонениями в развитии элементов правовой культуры, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизация познавательной деятельности, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи:
Познакомить учащихся с нормативно-правовыми документами, имеющимися в школе, РФ, мире, с целью осуществления морально-этической и политико-правовой пропедевтики;
Повышать правовую и этическую грамотности, создающие основу для законопослушного поведения и безболезненной интеграции в современное общество, через знания своих гражданских обязанностей и умения пользоваться своими правами;
Помочь учащимся соизмерять свои желания с интересами общества и законом;
Способствовать расширению представлений по обсуждаемым вопросам, инициировать поисково - познавательную деятельность, формировать речевую активность;
Содействовать в раскрытии творческого и спортивного потенциалов у учащихся «группы риска» с целью воспитания альтернативного поведения, ответственности и воспитанности.
Условия успешной реализации методики:
Нормативно – правовое обеспечение программы.
Освоение необходимой литературы, интернет ресурсов по заданной теме.
Подготовка и проведение педагогических советов, методических объединений, совещаний по проблеме для обсуждения в учреждении.
Управленческое взаимодействие.
Организация взаимодействия всех социальных институтов, школьных ресурсов по вопросам правого воспитания и формированию законопослушного поведения.
Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям и педагогам.
Анализ и обобщение результатов.
Коррекция методики.
Оформление и описание результатов.
II. Общая характеристика содержания работы.
Так как практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться, организация работы по реализации поставленной в программе цели осуществляется через комплексный подход, который основывается на разнообразии форм, методов и видов профилактической работы: практические занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, лекции, встречи и т.д. Однако основной и более эффективный – наглядно-образный подход. Это связано со спецификой восприятия и понимания данной категории детей.
Информационно-просветительская деятельность осуществляется через воспитательную работу. Воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие каждого школьника в следующих областях:
личностное развитие – развитие механизмов самостоятельного творчества как основного способа компенсации дефекта;
охрана здоровья и физическое развитие–формирование чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие санитарно-гигиенических навыков;
основы социализации и общения–знакомство с общепринятыми нормами поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, столовая, магазин, почта, транспорт);
основы безопасности жизнедеятельности–развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
В рамках данной деятельности предполагается осуществление цикла просветительских мероприятий: оформление и заполнение стенда на правовую тематику; распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей и педагогов; проведение бесед, лекций, тематических занятий, консультаций, привлечение не только школьных специалистов, но и сотрудничество с межведомственными структурами.
В ходе учебной и внеучебной деятельности предполагается диагностическая работа: создание банка данных о детях «группы риска»; мониторинг; проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей учащихся, влияющих на формирование правового самосознания.
Основным видом деятельности является практическая направленность в работе: экскурсии, тематические классные часы и воспитательские занятия, психотренинги, круглые столы, организация встреч с привлечением специалистов различного профиля связанных с вопросами формирования законопослушного поведения.
Правовое образование в нашей школе построено на обучении детей «азбуке» общественных норм, поэтому уже с 1 класса начинаются занятия по развитию нравственных критериев воспитанников, что способствует подготовке базы для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. «От простого к сложному»- так построена работа по обучению воспитанников законопослушному поведению, многократное повторение – вот залог успешного усвоения, понимания и применения правовых знаний непосредственно в жизненных ситуациях.
III.Содержание методики.
№
Мероприятия
Ответственные
Информационно-методические
Изучение инновационных форм и методов, сбор и систематизация информационных материалов, законодательных актов, соответствующей литературы, видео, аудио материалов, организация пользования ими.
зам директора по ВР
социальный педагог
педагог-организатор
Создание активно действующей системы правового воспитания с включением учащихся, родителей, педагогов, общественности, различных социально-правовых организаций.
зам.директора по ВР
социальный педагог
Оформление и обновление информационных стендов
зам.директора по ВР
социальный педагог
Выявление, сбор, обобщение оперативной информации, полученной из отдельных источников о каждом ребёнке и его семье.
весь педагогический коллектив школы
Создание банка данных на всех воспитанников.
Классные руководители,социальный педагог
Осуществление комплексного психолого-педагогического, диагностического, социального исследования, анализ факторов, обуславливающих поведенческое отклонение ребёнка.
администрация школы
Профилактические
Проведение диагностических исследований (анкетирование, тестирование, опросы) среди учащихся по вопросу законопослушного поведения.
социальный педагог
психолог
Разработка плана индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, бесед, тренингов, консультаций, воспитательских занятий, классных часов, родительских собраний) направленных на профилактику правонарушений и формированию законопослушного поведения.
зам директора по ВР
социальный педагог
классные руководители
зав.библиотекой
Комплектация групп для психолого-педагогических занятий.
зам директора по ВР
социальный педагог
Привлечение учащихся «группы риска» к культурно-досуговой деятельности (кружки, школьные мероприятия, секции).
зам директора по ВР
педагог-организатор
Разработка комплекса мероприятий, проводимых в рамках месячника профилактики правонарушений и пагубных зависимостей (конкурсы рисунков и газет, викторины, круглый стол, конкурс сочинений и прочее.)
зам директора по ВР
педагог-организатор
социальный педагог
зав.библиотекой
Организация встреч, бесед, консультаций с представителями различных ведомств, работа которых направлена на профилактику преступлений и формированию законопослушного поведения (специалисты: КДН, инспектор ПДН, ДПС; представители Совета сельской администрации, Совета ветеранов, представители различных дворовых клубов, тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков и т.д.)
зам директора по ВР
социальный педагог
кл. руководители
Оформление уголка в библиотеке с выставкой литературы, DVD, аудио материалов по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения.
зав.библиотекой
Проведение Советов профилактики.
администрация школы
социальный педагог
IV. План реализации методики.
№
Мероприятия
Срок проведения
Ответственный
Формы работы
Ожидаемый результат
Отчётность
Проведение Педагогического совета по теме: «Организация работы школы по методике формирования законопослушного поведения воспитанников».
Январь 2016
зам.директора по ВР
социальный педагог
Педагогический совет.
Разработка основных форм и методов работы школьного коллектива в данном направлении
Протокол педагогического совета.
Обучение и самообучение педагогического персонала формам и методам своевременного выявления первичных признаков асоциального поведения обучающихся, организация профилактической работы в данном направлении.
в течение учебного года
руководители МО
зам.директора по ВР
социальный педагог
инспектор ПДН
семинары;
совещания;
МО.
Освоение новых методик, технологий и приёмов. Изучение законодательных актов.
Протоколы МО,
семинаров.
Составление, корректировка планов совместной профилактической работы.
август 2016
инспектор ПДН
зам.директора по ВР
соц. педагог
встреча с инспектором ПДН.
Привлечение специалистов правоохранительных систем для профилактической работы по предупреждению асоциального поведения
План совместной работы с ПДН
Исследование характерологических и личностных особенностей детей «группы риска».
в течение учебного года
соц. педагог
классные руководители
диагностика интересов и способностей обучающихся, занятость во внеурочное время.
Выявление личностных особенностей ребёнка, уровня его интеллектуального и эмоционального развития, состояния самооценки, взаимоотношение с ближайшим окружением.
Тесты, анкеты, характеристики и др.
Составление списка детей группы риска и детей, состоящих на учёте в ПДН, КДН.
октябрь,
май
социальный педагог
инспектор ПДН
совместная деятельность с представителями полиции и комисси по делам несовершеннолетних.
Организация мониторинга состава обучающихся.
Списки детей, состоящих на учёте в школе, ПДН, КДН
Проведение диагностических исследований среди учащихся по вопросу законопослушного поведения
два раза в год
(начало учебного года и конец)
социальный педагог
диагностика знаний законов, оценка гражданско - патриотических и нравственных качеств личности.
Выявление уровня знаний в вопросах законопослушного поведения среди обучающихся.
Тесты, анкеты,
сочинения,
карты, и пр.
Составление индивидуальных программ реабилитации, заполнение соответствующих форм.
сентябрь-октябрь
(обновление каждую четверть)
социальный педагог
воспитатели
кл.руководители
психолог школы
разработка системы мониторинга уровня социализации, адаптации обучающихся к социальной среде.
Выявление и изучение детей «группы риска», составление реабилитационной программы на каждого.
Индивидуальные карты с планом работы и отчетом на обучающихся, состоящих на учете ПДН, КДН.
Оформление и обновление информационно-правового стенда
в течение учебного года
зам. директора ВР социальный педагог школы
постоянно меняющаяся информация по вопросам правового воспитания.
Просветительская работа через разные источники восприятия.
Стенды
Социально - диспетчерская служба.
в течение учебного года
социальный педагог
классные руководители
обеспечение социальными льготами обучающихся детей;
направление и сопровождение обучающихся для получения социально-психологической помощи иных специалистов;
представление интересов воспитанников в государственных структурах (полиция, суды).
Взаимодействие с социально-психологическими службами района (отдел опеки и попечительства, социальная защита, КДН, ПДН и т.д.)
Внесение необходимой информации в индивидуальную карту воспитанника
Классные часы, школьные и классные мероприятия, внеурочная и кружковая деятельность.
в течение учебного года по планам
зам. директора ВР
кл.руководители
соц.педагог
педагог-организатор
педагоги школы
коллективные и индивидуальные формы работы, направленные на формирование элементов правовой культуры и законопослушного поведения.
Систематизация и обобщение стихийных правовых знаний, формирование традиции уважения к закону.
Конспекты занятий, кл.часов, программы
Работа социально-психологической службы.
в течение учебного года по плану специалистов
соц. педагог
врач-психотерапевт
коллективные и индивидуальные занятия с психологом;
осмотр и рекомендации врача-психоневролога;
социально-правовые беседы и консультации.
Преодоление социальной дезадаптации, признаками которой является дезорганизация образа жизни ребёнка.
Конспекты игр-тренингов, психокоррекционных занятий, бесед, консультаций, фиксация бесед и консультаций в индивидуальных картах
Экскурсии, видеодемонстрации (полиция, ГБДД, церковь, исправительная колония, заводы, предприятия, спортивные организации, культурно-досуговые организации и прочее)
по заявкам кл.руководите-лей в соответствии с темой кл.часа
зам. директора ВР
соц. педагог
кл.руководители
зав.библиотекой
«реальные» посещения (выход из учреждения);
«виртуальные» посещения (просмотр фильмов).
Применение правовых знаний непосредственно к жизненным ситуациям: умение обратиться в правовые структура за помощью, организовать свой досуг.
Маршрутные листы, необходимый видео материал.
Организация встреч, бесед, консультаций со специалистами КДН, инспектором ПДН, ДПС; представителями Совета сельской администрации, Совета ветеранов, тренерами спортивных секций, руководителями творческих кружков и т.д.
по заявкам кл.руководите-лей в соответствии с темой кл.часа, воспитательского занятия, лекции,
зам. директора ВР
соц. педагог
выход в государственные учреждения;
приглашение специалистов и представителей общественности в школу.
Уменьшение преступлений и правонарушений среди воспитанников.
Видео, фото зарисовки.
Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на внутришкольном учете, учете ПДН, в КДН.
систематически
Инспекторы ПДН и КДН,
социальный педагог
кл.руководители
индивидуальные и групповые профилактические беседы.
Развитие толерантности и проявление её во всех сферах жизнидеятель-ности.
Отметка в индивидуальных картах.
Организация досуга воспитанников, в том числе в летний период.
в течение года
зам.директора по ВР
педагог-организатор
воспитатели
школьные кружки; внеурочная деятельность;
детское объединение «Дети 21 века»;
районные и школьные секции;
внешкольная занятость;
сотрудничество с загородными лагерями;
трудовые работы, через центр занятости населения
Успешная социализация воспитанников.
Планы работы отчётность, фото и видео зарисовки.
Месячник по профилактике правонарушений
ноябрь
зам.директора по ВР
педагог-организатор
социальный педагог
зав.библиотекой
инспектор ПДН, ДПС,
специалисты КДН
круглый стол;
викторины;
дискуссии;
классные часы;
встречи;
беседы;
организация больших перемен
(тематические пере-менки);
правовые игры;
беседы;
оформление стенгазеты;
написание сочинения на тему
«Я – законопослушный гражданин своей страны» и др.
Освоение учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения, осознание «пользы» законопослушного поведения.
Конспекты и фотографии, сочинения и др.
Анализ состояния профилактической и воспитательной работы среди обучающихся.
Раз в квартал
зам.директора по ВР
инспектор РОО
проверки с выходом в учреждение;
письменные отчёты.
Организация необходимых мер по проведению правовых мероприятий для профилактической работы и воспитания законопослушного поведения воспитанников.
Отчёты.
Организация и создание банка данных видео, DVD, аудио-материалов, печатных изданий
в течение учебного года
зав.библиотекой
постоянно обновляющаяся информация и наглядность.
Необходимая наглядность и литература для создания интересного занятия.
Банк данных
Проведение Советов профилактики.
один раз в месяц
администрация школы
заседание Совета профилактики
Формирование законопослушного поведения.
Протоколы Совета профилактики
План – сетка использования рекомендованных методик
на 2016 -2017 годы.
.
.
Месяц
Что изучается
Классы
январь
методика «Родитель-ребенок»
ДДЧ (Дом, дерево, человек)
5
1
февраль
методика «Родитель-ребенок»
Изучение учебной мотивации
Методика «Неоконченных предложений»
6
5
Уч.ВШК
Март
Адаптация
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
Методика «Сфера интересов»
1
Уч.ВШК
11
Апрель
ДДЧ (Дом, дерево, человек)
Методика «Нравственность личности»
2,3,4
Уч.ВШК
Май
Методика «Нравственность личности»
Методика диагностики творческой активности;
8,9
6,7
Сентябрь
Методика «Самоанализ (анализ) личности»;
Оценка уровня школьной мотивации
10,11
1
Октябрь
Методика «Сфера интересов»
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
8,9,10
Уч.ВШК
Ноябрь
Методика «Родитель-ребенок»
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью
7,8
6
Декабрь
Методика «Самоанализ (анализ) личности»;
Уч.ВШК
Январь
Интеллект, внимание, память
Тест Люшера
Память, внимание
2
1,УчВШК
4
Февраль
Методика «Сфера интересов»;
Диагностика уровня интеллекта одаренных уч-ся;
Методика «Решение ситуаций»
9,10
5-8
1
Март
Тревожность, утомление
Диагностика психического здоровья
4
3,4,5,10,11
Апрель
Интеллект, память, внимание
Адаптация
Диагностика психического здоровья
1
1
6,7,8,9
Май
Методика «Нравственность личности»
УчВШК
В течение года
Индивидуальная и групповая диагностика детей, родителей, уч-ся
По запросу
V. Прогнозируемый результат.
Реализация данной программы призвана способствовать формированию у школьников элементов правовой культуры, воспитанию законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизации познавательной деятельности, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Основными результатами и критериями эффективности профилактической работы с несовершеннолетними данной категории являются:
стремление обучающихся соответствовать тем нормам и правилам, которые согласно российским законам являются показателями законопослушного поведения: свободы и интересы одного человека, не должны нарушать права и свободы другого человека;
успешная социализация несовершеннолетнего: занятость учебой и участие в организованной досуговой деятельности;
отсутствие антиобщественных, преступных деяний;
обладание системой знаний в области прав и законов, умение пользоваться своими знаниями;
проявление толерантности во всех сферах общественной жизни.
VI. Координация и контроль реализации методики.
Методика является долгосрочной и рассчитана на длительный промежуток времени, исполнителем является социально- педагогическая служба школы, контроль за работой данной службы выполняет администрация школы, она же осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение методики, а также координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников.
Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий. Исполнители обязаны 2 раза в год (январь, июнь) представлять аналитические данные по выполнению указанных мероприятий администрации школы.
По результатам реализации исполнители заслушиваются на совещаниях при директоре, педагогических советах.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
Заголовок 1Заголовок 215