РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право) ПО ПРОФЕССИИ: ПОВАР,КОНДИТЕР (СПО)
Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение начального профессионального образования
профессиональное училище № 66 г.Усть-Илимска
(ОГБОУ НПО ПУ № 66)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______Т.А. Туранчиева
_______________20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Обществознание»
по профессии: 260807.01 (19.01.17)
Повар, кондитер
Усть-Илимск, 2014
Рассмотрена и одобрена
на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»
«____»__________ 20____г.
Протокол № ____________
Председатель комиссии
Усольцева Т.Н. _________
_______________________
Автор: С.М. Кряжева, преподаватель учебной дисциплины предмета «Обществознание»
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям начального профессионального образования, по профессии «Повар, кондитер» и примерной программы для профессий начального профессионального образования. В соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы начального профессионального образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы начального профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)
© Профессиональное училище № 66
г. Усть-Илимск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧПЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих при подготовке квалифицированных рабочих, по профессии «Повар, кондитер»
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы начального профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Предмет «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, программа курса развивает социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем), а так же развивать компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий); коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов); компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением); когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь). Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки учащихся. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, и др, все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основу рабочей программы составляет содержание, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В содержание рабочей программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права. Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины
Цель предмета:
1. Развитие личности в период ранней юности, формирование социального поведения, основанного на уважении принятых общественных норм; нравственной и политической культуры; способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4.Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи предмета:
1. Изучить биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
2. Проследить тенденции развития общества в целом, как сложной динамической системы, а так же важнейших социальных институтов государства и права;
3. Усвоить необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм и механизм правового регулирования, особенности социально-гуманитарного познания;
4. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
5. Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки и закономерности развития;
6. Уметь проследить причинно-следственную и функциональную связи изученных социальных объектов;
7. Уметь осуществить поиск социальной информации, представленной в знаковых схемах, таблицах, диаграммах и др.;
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения дисциплины «Обществознание» учащийся должен уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки и закономерности развития; объяснить причинно-следственную и функциональную связи изученных объектов, включая взаимодействия человека и общества, общества и окружающей среды, общества и культуры и др.; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых схемах (таблицах, диаграммах, схемах); систематизировать, анализировать и обобщать полученную информацию, различая в ней факты и мнения, аргументы и доводы; оценивать действия субъектов социальной жизни включая личность, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; на основе приобретенных знаний формулировать собственные суждения и выводы по определенным проблемам; подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
1.4. Количество часов на освоение программы
При освоении профессии «Повар, кондитер», Обществознание» изучается в объеме 78 часов.
. По окончанию изучения курса проходит итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной
работы по предмету «Обществознание»
Виды учебной работы
Количество часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
78
Практические работы
7
Максимальная учебная нагрузка
78
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Количество часов
Введение: Общество и природа, Сферы общественной жиз-
ни. Предмет и метод изучения
2
1.Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе
10
2. Основы знаний о духовной культуре человека и
общества
14
3. Экономика
24
4. Социальные отношения
16
5. Политика как общественное явление
12
Итого:
78
2.3. Содержание учебной программы «Обществознание»
№ урока
Наименование разделов и тем.
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Время на изучение темы
Уровень освоения
Технологии формы и методы
1
2
3
4
5
6
1
2
Введение.
Социальные науки. Специфика изучения объекта и методы его исследования
2
2
1
1
Вводная лекция. Изучение и закрепление нового информационного материала. Работа в малых группах
Раздел 1. Начало философских и психологических знаний
о человеке и обществе – 10ч
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
6
6
2
3
Философские представления о социальных качествах человека Человек и природа, человек и общество
1
Комбинированный урок. Творческие задания.
4
Общественные отношения Человек, индивид, личность
1
Изучение и закрепление нового информационного материала
5
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Потребности, способности, интересы
1
Лекция, конспект
6
Мировоззрение, типы мировоззрения
1
Урок формирования и совершенствования умений и навыков;
Индивидуально-обособленная Работа в малых группах
7
Человек в группе, Межличностные отношения и взаимодействия
1
Лекция, схемы, глоссарий
8
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
1
Комбинированный урок. Творческая работа в парах
Тема 2.1 Общество как сложная система
4
4
2
9
Общество сложная динамическая система.
1
Изучение и закрепление нового информационного материала Вводная лекция
10
Понятие общественного прогресса
1
Лекция, диаграммы
11
Процессы глобализации.
1
Лекция
12
Антиглобализм, его причины и проявления
1
Урок «Брейн-ринг»
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества – 14 ч.
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
4
4
2
13
Понятие о культуре, ее значение в современном обществе
1
Информационно-рецептивный метод. Изучение и закрепление нового информационного материала Обзорная лекция
14
Особенности молодежной субкультуры Формирование ценностей, идеалов, нравственных ориентиров
1
Комбинированный урок. Творческие задания.
15
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур
1
Лекция, схема
16
Культура общения, поведения в обществе. Этикет
1
Урок-игра «Аукцион». Глоссарий
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
6
6
2
17
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки
1
Обзорная лекция
18
Особенности научного поиска Значимость труда ученого и его ответственность перед обществом
1
Лекция. ФРОНТАЛЬНАЯ беседа)
19
Образование как способ передачи знаний и опыта Роль образования в жизни современного человека и общества
1
Лекция, глоссарий, график, диаграмма
20
Система образования в Российской Федерации
1
Урок формирования и совершенствования умений и навыков;
Индивидуально-обособленная Работа в малых группах
21
Государственные гарантии в получении образования
1
Лекция
22
Профессиональное образование
1
Метод проблемного изложения; Лекция, глоссарий
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
4
4
2
23
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм
1
Обзорная лекция
24
Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор Моральный идеал. Моральный самоконтроль личности
1
Работа в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».
Лекция, диаграммы Конспект
25
Практическая работа: Религия как феномен культуры Религия и церковь в современном мире
1
Репродуктивный метод. Решение проблемных задач.
26
Религиозные объединения Российской Федерации Свобода совести
1
Глоссарий
27
Искусство и его роль в жизни людейю Виды искусства
1
Лекция фронтальная беседа)
28
1
Лекция, практическая работа.
Раздел 3. Экономика - 24 ч.
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономическая система
8
8
2
29
Экономика как наука и хозяйство
1
Эвристический, метод.
30
Основные вопросы экономики
1
Учебная дискуссия
31
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость
1
Глоссарий
32
Ограниченность ресурсов. Факторы производства
1
Урок-путешествие
33
Разделение труда и обмен
1
Лекция, таблица, работа с учебной литературой
34
Типы экономических систем
1
Лекция, таблица. Графические упражнения
35
Права потребителей и их защита
1
Работа в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».
Лекция, диаграммы
36
Основные доходы – реальный и номинальный. Сбережения
1
Репродуктивный метод. Решение проблемных задач.
Тема 3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда, безработица.
Деньги, банки, инфляция
10
10
2
37
Понятие ВВП, его структура
1
Обзорная лекция
38
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
1
Интерактивные методы: деловая игра.
39
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Человеческий капитал
1
Лекция, схема
40
Понятие безработицы, ее причины
и экономические последствия
1
Конспект Каждый учит каждого. Глоссарий
41
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда
1
Урок формирования и совершенствования умений и навыков;
Индивидуально-обособленная Работа в малых группах
42
Деньги. Банковская система.
1
Конспект
43
Финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании
1
Лекция
44
Финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании
1
Лекция, глоссарий
45
Инфляция, виды, причины и последствия инфляции
1
Интерактивные методы: делова игра.
46
Антиинфляционные меры. Основы денежной политики
1
Лекция, глоссарий
Тема 3.4 Основные проблемы Российской экономики. Элементы
международной экономики
6
6
2
47
Становление современной рыночной экономики России
1
1
Обзорная лекция
48
Особенности современной экономики России, ее институты
1
Метод проблемного изложения; Лекция, глоссарий
49
Основные экономические институты российской Федерации
1
Лекция
50
Основные проблемы экономики России и ее регионов
1
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).Конспект
51
Экономическая политика России
1
Лекция, глоссарий
52
Россия в мировой экономике
1
Проектный метод. Мини-лекция, практическая работа.
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация
4
4
2
53
Социальные отношения, общности, группы
1
Объяснительно-иллюстративный метод обучения ( Обзорная лекция
54
Социальная роль. Многообразия социальных ролей
1
Урок «Что, где, когда?»
55
Социальные роли человека в семье и в трудовом коллективе
1
Исследовательский метод. Работа в группах.
56
Социальный статус и престиж Престижность профессиональной деятельности
1
Лекция, глоссарий
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты
6
6
2
57
Социальный контроль. Самоконтроль
1
Обзорная лекция
58
Виды социальных норм и санкций
1
Лекция, таблица
59
Девиантное поведение, его формы и проявления Профилактика негативного девиантного поведения среди молодежи
1
Интерактивные методы: деловая игра.
60
Опасность наркомании, алкоголизма Социальная и личная значимость здорового образа жизни
1
Лекция, глоссарий
61
Социальный конфликт Причины и источники возникновения социальных конфликтов Пути решения социальных конфликтов
1
Урок-пресс-конференция.
62
. Позитивное и деструктивное в конфликте
1
Проектный метод. Мини-лекция, практическая работа.
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы
6
6
2
63
Особенности социальной стратификации в современной России
1
Объяснительно-иллюстративный метод обучения ( Обзорная лекция
64
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
1
Лекция, таблица
65
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации
1
Эвристический, метод. Практическая работа
66
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их решения Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
1
Каждый учит каждого. Глоссарий
67
Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
1
Мозговой штурм «Семья и брак»
68
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
1
Проектный метод. Мини-лекция, практическая работа
Раздел 5. Политика как общественное явление
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
8
8
2
69
Понятие власти. Типы общественной власти
1
Урок диспут
70
Политика как общественное явление
1
Репродуктивный метод. Решение проблемных задач.
71
Политическая система, ее структура
Государство как политический институт
1
Лекция
72
Признаки государства. Государственный суверенитет
1
Лекция, схема
73
Внутренние и внешние функции государства Межгосударственная интеграция
1
Исследовательский метод. Работа в группах.
74
Демократия, ее признаки и основные ценности
1
Лекция, глоссарий
75
Особенности демократии в современных обществах
1
Урок-пресс-конференция.
76
Правовое государство: понятие и признаки
1
Лекция, глоссарий
Тема 5.2 Участники политического процесса
2
4
2
77
Личность и государство
1
Обзорная лекция
78
Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Итоговое занятие
1
лекция
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация учебной дисциплины осуществляется в совмещенном учебном кабинете.
Оборудование:
Посадочными местами по количеству учащихся
Рабочее место преподавателя
Комплект учебно-наглядных пособий по обществознанию:
- Демонстрационные стенды
а. Виды собственности;
б. Трудовые договора;
в. Заработная плата;
г. Виды уголовной ответственности;
д. Виды юридических лиц.
-Опорно-логические схемы
а. общественные отношения
б. человек, природа, общество
в. виды деятельности
г. функции государства
-Технические средства обучения
а. компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиа проектор
-Дидактический материал
а. Карточки-задания;
б. Тесты;
в. Кроссворды.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических заданий и контрольных работ, тестирования и выполнения учащимися индивидуальных заданий (рефератов).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль:
- опрос по пройденному материалу
- контроль ведения конспектов
- проверка результатов самостоятельной работы
- тестирование
- участие в повторительных уроках
- результаты обучения – отметка.
Итоговый контроль: сдача дифференцированного зачета по дисциплине.
13PAGE 15
15