Методический материал в помощь педагогам дополнительного образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества»
Почти все об учебном занятии
(методические рекомендации в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей)
Cоставители:
Тотиева Клара Георгиевна,
Хадзарагова Маргарита Артемовна
г.Владикавказ
2013
1.Общие требования, которым должно отвечать современное занятие, в том числе, итоговое, открытое.
Современное занятие считается качественным:
если в нем использованы новейшие достижения передовой педагогической практики;
-если занятие построено на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
-если в нем реализованы в оптимальном соотношении все дидактические принципы и правила;
-если обеспечены надлежащие условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
-если использованы межпредметные связи;
-если используется связь с ранее изученными знаниями и умениями; (опора на достигнутый уровень развития обучающихся);
-если педагог мотивирует обучающегося к всестороннему развитию;
-если занятие построено логично и эмоционально на всех этапах учебно-воспитательной деятельности;
-если все педагогические методы использованы эффективно и грамотно;
-если занятие несет прикладную направленность, содержание его связано с жизнью, с личным опытом обучающихся;
-если на протяжении всего занятия формируются необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности;
-если формируется умение самостоятельного получения знаний, умение учиться («ибо истинное учение - это самообразование» Д.Писарев);
-если занятие тщательно спланировано.
2.Дидактические (образовательные) требования: (Дидактика теория образования и обучения. Основные категории дидактики: преподавание, обучение, образование, знания, умения, а также: цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.)
-четкое определение образовательных задач занятия;
-рациональное информационное наполнение занятия, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
-внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
-рациональное сочетание разнообразных видов, форм, методов;
-творческий подход к формированию структуры занятия;
-сочетание различных форм коллективной деятельности с
индивидуальной;
-обеспечение педагогом грамотного контроля и управления;
-мастерство и профессионализм проведения занятия.
3.Воспитательные требования к занятию:
-четкое определение воспитательных возможностей учебного материала;
-постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания занятия;
-воспитание обучающихся на общечеловеческих ценностях;
-формирование жизненно необходимых качеств:усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.
4.Развивающие:
изучение и учет уровня развития и психологических особенностей обучающихся;
формирование и развитие у обучающихся положительных мотивов к учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
проведение учебного занятия на «опережающем уровне»;
прогнозирование интеллектуального, эмоционального, социального развития обучающихся.
По содержанию и характеру познавательной деятельности различают:
-вводное занятие;
-занятие первичного ознакомления с предметом;
-усвоение новых знаний;
-применение полученных знаний на практике;
-выработка и закрепление ЗУНов;
-итоговое занятие;
-открытое занятие.
Одно из направлений совершенствования обучения - интегрированные занятия, то есть такие занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такое занятие имеет ряд преимуществ: информационно обогащает содержание обучения, способствующее межпредметным связям за счет включения интересного материала, развивающего мышление и повышающий духовно – нравственный потенциал ребят.
Нестандартное занятие – импровизированное. Оно имеет нетрадиционную структуру. Названия нижеследующих нестандартных занятий дают представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий:
-деловая игр;
-пресс-конференция;
-КВН;
-театрализованное занятие;
-занятие взаимообучения ребят;
-аукцион;
-конкурс;
-занятие-концерт;
-«Поле чудес» и др.
Структура занятия - соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов занятия, способствующих выполнению учебных целей и задач.
5. Общие моменты занятия:
Организационный момент занимает от 1-2 минут. Педагог должен уделить очень серьезное внимание данному моменту. Тот педагог, кто правильно предъявляет требования к действиям обучающихся в начале занятия обеспечивает успех всего занятия. С первых же минут дети должны почувствовать в педагоге лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение: и как входит педагог в кабинет, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований, искреннее уважение к обучающимся и т. Д.
Проверка усвоения изученного материала (как правило, это домашнее задание).
Цель данного момента: как проверка и контроль, так и подготовка к изучению нового материала. Здесь педагогу важно сосредоточить внимание обучающихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Выясняет, какие трудности испытал ребенок при выполнении домашнего задания.
Постановка цели и задач занятия.
Уяснение обучающимися конкретных задач занятия и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий педагога и обучающихся на занятии. Каждый момент служит для реализации поставленных образовательных и воспитательных целей занятия. Очень важно сочетание общей цели и конкретных задач.
Постановка целей и задач занятия направляет учебную деятельность, имеет большое воспитательное воздействие.
Объяснение - научное изложение содержания учебного материала.
Основу хорошего понимания и усвоения нового материала составляют:
-опора на имеющиеся у детей знания, навыки;
-простая и убедительная форма изложения;
-ясность мысли педагога.
Закрепление - система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий после объяснения педагога, сосредоточение внимания на главных пунктах нового материала, связывающих теоретический материал с практикой, на формирование определенных учебных умений и навыков. Закрепление позволяет выяснить, насколько успешно обучающиеся поняли объяснение (новое).
Повторение - обобщение, систематизация, воспроизведение материала по темам, разделам, курсам.
Подведение итогов занятия – повторение главных положений изученного, сосредоточение внимания детей на связи теоретических положений с практическими занятиями.
Домашнее задание
Разъяснить основные идеи и способы выполнения домашнего задания. Главная задача - помочь обучающимся организовать свой домашний учебный труд. Объяснение должно быть четким, последовательным.
6.Планирование занятия
К планированию занятия педагог должен подойти очень серьезно. Структура занятия выстраивается с указанием последовательности и примерного распределения времени по этим этапам. В плане должны быть отражены следующие моменты:
-дата проведения занятия;
-название темы занятия и группы, в которой оно проводится;
-цели и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие);
Методы и приемы работы педагога в каждой части занятия.
Учебное оборудование, необходимое для проведения занятия.
Задание на дом.
7. Мотивация детей к обучению
Как известно, учение - самая трудная работа. Нередко ребенок умом понимает, но он все, же идет на поводу своих эмоциональных переживаний. Именно так он находит оправдание для выбора более привлекательных для него на тот момент занятий. В этом случае многое решают правильно подобранные и применённые стимулы.
Условиями мотивации является:
-обогащение процесса обучения личностно-ориентированным интересным материалом;
-гуманное отношение ко всем ученикам;
-удовлетворение познавательных запросов, интересное общение, обогащение мышления чувствами (развитие эмоциональной сферы);
-развитие любознательности;
-активная самооценка;
-стремление к саморазвитию;
-поддержка детских инициатив и т.д.
Способы мотивации:
-опора на желание обучающихся учиться;
-сравнение, примеры из жизни выдающихся людей;
-делать учебу привлекательной;
-стимулирование требованием ( « надо»);
-обращение к самолюбию ребенка;
-показ достижений, похвала;
-критика, сопереживание.
-создавать хорошую репутацию ребенка;
-чаще прибегать к поощрениям;
-создавать впечатление, что допущенная ошибка легко исправима;
-действовать так, чтобы обучение казалось детям нетрудным.
Каждый ребёнок в процессе обучения должен овладеть основными понятиями, умениями и навыками.
Формирования умений
Способности и другие качества личности быстрее развиваются в условиях коллективного детского творчества. Поэтому деятельность любого детского коллектива - учить совместному коллективному творчеству. Совместные переживания за общую работу создают то душевное напряжение, в котором развиваются их способности.
Творческое применение знаний и умений.
Здесь дети должны проявить себя от собственной оригинальной идеи до создания законченной вещи, танца или вокального номера. Человек становится личностью, когда его потребности направлены на созидание, творчество. На занятиях у детей должен быть выбор изделия, материала, темы работы и т.д. Педагогу необходимо постоянно пополнять свою копилку педагогических приёмов заданиями, упражнениями, методами развития фантазии и воображения детей.
Так, в хореографическом коллективе дети получают задание -придумать хореографическую сценку или миниатюру по итогам наблюдений за поведением животных или изобразить какой-либо предмет или черту характера человека (этюдная работа).
Известно, способности ребёнка более активно развиваются в атмосфере доброжелательности, защищённости, раскованности. Поэтому необходимое условие работы любого детского коллектива - создание психологически благополучного климата.
Педагогу необходимо выработать нормы взаимоотношений: педагог - обучающийся, обучающийся-обучающийся. Вместе с детьми утвердить их путём выведения законов и правил коллектива (детское самоуправление) т.к. у детей должны быть свои законы, близкие и понятные им (не диктат педагога «сверху», а совместно вырабатываемые нормы и правила поведения в творческом объединении). Например, у нас можно всё ,кроме трёх нельзя:
нельзя никого обижать;
нельзя ничего ломать и портить;
нельзя пропускать занятия.
Педагог дополнительного образования должен стремиться создать на занятии ситуацию успеха для каждого ребёнка, показать коллективу его положительные качества. В общении с детьми их надо чаще подбадривать, благодарить, поддерживать.
Педагог дополнительного образования должен помнить правила:
никогда в присутствии детей не сравнивать свой педагогический метод работы с методом другого педагога;
не сравнивать детей друг с другом;
сравнивать результаты собственной деятельности ребёнка;
помогать ребятам поверить в себя, найти себя в жизни, научиться распознавать свои возможности и способности.
Приложение №1
План занятия по программе «Буковка за буковкой»
Дата проведения 19.03. 2010г.
Время проведения: 11-00 – 11-25
Год обучения: 2 год
Возраст обучающихся: 5 лет
Количество обучающихся: 12 чел.
Тема занятия: Гласная буква [У] и звук [у].
Цель занятия:
Познакомить детей с гласной буквой и звуком «у» . Дать детям общее представление о назначении больших букв. Познакомить с «У» как целым словом.
Развивать воображение, внимание, фонематический слух;положительное отношение к учебной деятельности.
Воспитывать у детей любовь к братьям нашим меньшим.
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Повторение изученного на предыдущем занятии. Логическая разминка.
1.Ребята, с какими звуками мы познакомились на предыдущем занятии?
А какие новые буквы узнали?
Какую помощь оказывает буква [И] согласным буквам? (Обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко.)
2.Слого-звуковой анализ:
дым-дом-дам, Дима
3.Придумайте, пожалуйста, слова с буквой и звуком [И]. Тема: «Братья наши меньшие».
4.Составление связного рассказа к иллюстрациям по сказке «Курочка Ряба»
К какой сказке нарисованы эти иллюстрации?
Что делают дед и баба? (Дед и баба сидят на скамеечке и ждут, когда курочка Ряба снесет яичко.)
Где сидит курочка? Как выглядит курочка?
Что изображено на втором рисунке? (Бабушка от удивления всплеснула руками, а дед чешет в раздумье голову: яичко оказалось золотое!)
А что вы видите на третьем рисунке? (Дед деревянным молотком бьет по яичку. У бабы в руке деревянная скалка.)
Что изображено на последнем рисунке? (Дед и баба горько плачут: мышка хвостиком махнула, яичко упало со стола и разбилось.)
-Физминутка (Игра «Золотое яичко и мышка»)
III. Постановка темы и цели занятия
Сегодня вы узнаете много интересного о новой букве и звуке [у].
1.Фонетическая зарядка
Как кричит филин? (Ух-ух.)
Как воет волк? (У-у-у.)
Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа.)
Как перекликаются дети в лесу? (Ау-ау.)
Как кричит кукушка? (Ку-ку.)
Какой звук звучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос?
2.Игра «Кто самый внимательный?»
Учитель показывает картинки с изображением следующих предметов: автобус, утюг, лук, улитка, груша, сук. Переведите на осетинский язык эти слова. А теперь скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах в русском языке?
IV. Закрепление нового материала
1.Артикуляция при произношении звука [у].
2.Слого-звуковой анализ слова «утки».
3.Соотнесение букв [У], [у] со звуком [у].
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Е. Тарлапан
V. Сравнение печатных и письменных букв [У] [у] и их написание
1.Беседа по картине Н.Власова «На птичьем дворе».
Кого вы видите на этой картине?
Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (В деревне, на птичьем дворе.)
Переведите на осетинский язык: курочка, гусь, индюк, утка.
Как вы думаете, о ком из изображенных птиц говорится в стихотворении В. Степанова:
У птицы гордый вид,
Важно он вокруг глядит,
Чуть прищуривая глаз:
Нет ли зеркальца у вас?
(Павлин)
2.Посмотрите на рисунок, как называют маленьких желтых птенцов? (Гусята.). А как называются гусята в осетинском языке?
Куда они идут?
3.Анализ предложения «Гусята гуляют гуськом».
Перечислите всех птиц, изображенных на рисунке. (Курица, петух, гуси, гусята, утки.)
Как их можно назвать одним словом? (Домашние.). А как их можно назвать по-осетински?
Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук [у].)
4.Письмо предложения «Ау!» в прописи.
-А как ребенок плачет? (Уа!)
5.Слого-звуковой анализ слов «утка», «бусы».
6.Учитель вывешивает на доске картину.
Посмотрите и скажите, кого вы видите на рисунке? (Мы видим клоунов и медведя.)
Что делает медведица? (Она танцует.)
А чем заняты клоуны? (Они играют в бубен и на трубе.)
Где происходит действие? (На арене цирка.)
7.Проведем слого-звуковой анализ слов «клоун», «бубен», «труба».
8.Расскажите о вашем посещении цирка. Что вам больше всего понравилось? А вот что В. Степанов пишет о дрессированном медведе:
У медведя номер свой:
Носит ведра он с водой.
Мишка ловок и силен
Не прольет ни капли он.
Дети выходят к доске и подчеркивают гласные буквы И, А, У, Е, Ё, О.
9.Письмо заглавной буквы [У].
10.Работа с книгой, страница 105.
Кого вы видите на рисунке в верхней части страницы?
Что у девочки в руках?
В какое время суток происходит это событие?
Почему девочка кричит? (Она заблудилась в лесу.)
Что кричит человек, когда потеряется или заблудится в лесу?
Ау! Уа! У! А-а-а!
Обратите внимание, что в этих предложениях есть большие и маленькие буквы. Ударение падает на второй звук.
Какой вывод сделаем? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)
Что общего у этих предложений? (Состоят из одного слова)
У дерева, у стола, у девочки.
- Здесь «у» - маленькое слово (предлог), пишется отдельно от других слов.
о дереве, о столе, о девочке
- Здесь «о» - маленькое слово (предлог), пишется отдельно от других слов
На доске:
ау ао ио уо ыу
уа оа ои оу уы
Чтение слогов хором и «цепочкой».
11.Работа по учебнику (с. 106). Работа по иллюстрации на с. 106
Какие птицы нарисованы в центре страницы?
Какая из птиц лишняя и почему? (Ворона.)
Какую из этих птиц называют птицей мира? (Голубя.)
Где спряталась буква [У]? (Голубь, гусь, курица, грач.)
12.Игра «Кто запомнит больше слов?»
Утенок увидел улитку.
Ух! - удивился утенок.
Угощение! Ужин!
Уползла улитка.
У-у! - унывал утенок.
Ужин убежал! Ускользнул!
Уймись! - убеждала упрямого утенка утка. Улитка - ужиный ужин.
Угу! - утешился утенок.
(Л. Яхнин)
13. Беседа по иллюстрации на с. 107.
- Помогите Буратино соотнести картинки с буквами. (Осел – О, мышь -Ы, индюк -И и т.д.)
14. Загадки.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать!
(Утенок)
В Полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Утюг)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть.
(Ум)
VI. Подведение итогов.
Ребята, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?
VII. Внеклассное чтение.
Цель: учить выделять главную мысль сказки.
Учитель читает русскую народную сказку «Лягушка и журавль», дети отвечают на вопросы по содержанию, указывая слова с буквой [У]
VIII. Домашнее задание: читать с родителями русскую народную сказку «Лягушка и журавль», уметь её пересказывать.
План занятия по программе «Живое слово»
Дата проведения: 22.11.09г.
Время проведения: 11-00 – 11-30
Год обучения: 3 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Количество обучающихся: 12 чел.
Тема занятия: «Путешествие в Русь богатырскую»
Цель занятия:
-углубить знания ребят о былинах, народных песнях;
-прививать обучающимся интерес к истории и культуре нашей Родины.
Задачи:
-развивать творческие способности, эстетический вкус ребят при выполнении заданий продуктивного характера: изготовление фигурок богатырей из картона, художественно - декоративное оформление поделок, слушание народных мелодий;
-формировать у детей представление о долге, чести, справедливости;
-воспитывать у детей любовь и уважение к былинным героям, защитникам своего народа, музыкальному фольклору;
-обогащать и активизировать словарь детей по теме, развивать их речь.
-развивать межпредметные связи.
Оборудование и дидактический материал:
- картон, клей, магнитофон, диски с записями народной музыки, народные инструменты, портреты былинных богатырей, макет «книги истории».
Музыкальное оформление занятия:
-Русские народные песни: «Ай, во поле липенька», «Заинька, попляши»;
-Песня Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина»;
-«Высота ли, высота поднебесная» из оперы Н.А.Римского –
Корсакова «Садко».
Ход занятия
Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Низкий поклон вам!
Все может родная земля наша: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
И с тех давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Как их называли? (Богатыри.)
А как можно сказать о них по-другому? (Ответы детей.)
Какие они были? (Ответы детей.)
Ребята, кто из вас видел картину художника Васнецова «Три богатыря»? Учитель демонстрирует картину. Здесь изображены три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Богатыри едут по полю: нет ли ворога (врага), не обижает ли кто кого. Сидят они на конях, одеты в кольчуги, на головах крепкие шлемы. Встали на богатырской заставе, чтобы защищать Отечество от врагов. Вглядываются в даль, готовые встретить непрошенного гостя. В их лицах нет злобы и ненависти, они сильны, уверенны в себе, добродушны они и справедливы: ведь они истинные народные защитники.
Словарная работа: кольчуга, шлем, застава, непрошенный, уста, аранжировка.
Учитель читает фрагмент из былины под музыку Н.А.Римского – Корсакова.
- О богатырях народ складывал песни, сказания, легенды, которые называются былинами. До наших дней они дошли, передаваемые сказителями из уст в уста.
Творчество композиторов – классиков неразрывно связано с народной песней. М.И.Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».
Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка, Золушка, Садко, Лель, Кощей - Бессмертный, Баба – Яга.
Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, различные ударные инструменты, пройдя через руки умелых мастеров, превратились в гобои, флейты, валторны, арфы, скрипки, виолончели (показ и слушание звучания этих инструментов).
Наиболее ярко связь с народным творчеством проявилась в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского – Корсакова, П.И.Чайковского и др.
В народных песнях отражается героическая история народа, его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты.
Дети, хотите отправиться в прошлое нашей Родины, во времена Руси богатырской? (Ответы детей.)
У меня есть «Волшебная книга истории». Давайте пройдем через открывшуюся страницу, и эта книга перенесет нас в далекое прошлое. (Дети проходят через «Книгу».)
Но что это? Закачалась вдруг земля-матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на русскую землю чудище поганое. Что же нам делать? Нет ли среди вас, добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю-матушку? (Ответы детей.)
Кто же нам поможет?
Пальчиковая игра «Дом».
На опушке дом стоит,
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол,
Вокруг дома частокол.
Старый Филин здесь сидит,
Во все стороны глядит.
У него в лапах загадка-подсказка. Если отгадаете ее, то узнаете, как победить чудище.
Выше леса стоячего, ниже облака ходячего
Летит не птица и не зверь, а с тремя головами змей.
Богатырей примечает, изо ртов огонь пускает.
Никого не боится, А смерть его в яйце хранится.
Нам надо его смерть найти, она находится в яйце, а яйцо-то в сундуке. И не один-то сундук, а три. Ну-ка, дружина моя, стройся!
(Дети маршируют, проводится физминутка).
Вот мы и добрались до заветного дуба. В сундуках лежат задания, выполнив которые мы сможем смерть Змея Горыныча найти.
Задание 1.
Назвать богатырей русских по имени. Показать их на картине Васнецова «Богатыри». Назвать и показать богатырское оружие и доспехи.
Кого из осетинских былинных героев вы можете поставить рядом с тремя богатырями? (Ответы детей).
А сейчас нужно будет проявить смекалку, показать знание народной мудрости.
Физминутка. Осетинская народная игра «Молодцы на заставе».
Объявляется турнир на знание пословиц и поговорок о подвигах, героях на русском и осетинском языках.
Жить - Родине служить.
Где смелость - там победа.
Один в поле не воин.
Герой - за Родину горой.
Русский боец - всем молодец.
И сила уму уступает
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
От топота копыт Пыль по полю летит. (Сказать быстро, медленно, громко, тихо...)
Задание 2.
Построить богатырскую заставу на пути у Змея Горыныча да дружину богатырей собрать-снарядить на защиту земли русской.
(Детская продуктивная деятельность, используются крепости, ограды, оружие, сделанные детьми на урока НТМ).
Ну вот, можно и до последнего сундучка добраться.
(Достают «яйцо», протыкают иголочкой.)
Зачитывается отрывок из былины.
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
А и сильные, могучие Богатыри на славной Руси!
Рассказали мы про дела старые.
Что про старые, про бывалые.
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добры молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Так уж повелось на Руси: русский народ не только землю от врага умеет защищать и трудиться на славу, но и отдыхать, веселиться любит песни петь, да в игры играть.
Проводится русская народная игра «Жмурки».
Ну вот мы с вами и не заметили, как солнышко закатилось, пора возвращаться назад.
(Дети возвращаются через «Книгу».)
Славится народ русский и осетинский своим гостеприимством и угощением знатным.
Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками
И блинами русскими.
Подведение итогов занятия
Ребята, на этом занятии вы все работали очень хорошо. Я вами очень довольна. Скажите , вам занятие понравилось? А что вам понравилось больше всего, и о чем самом интересном на нём вы расскажете своим домашним?
Задание на дом
С родителями прочитать фрагмент из былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник» и подготовить ответ на вопрос: почему Илью Муромца называют народным заступником?
План занятия по программе «Веселая математика»
Дата проведения: 11.11.09г.
Время проведения: 16-00 – 16-30
Год обучения: 3 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Количество обучающихся: 12 чел.
Тема: "Число 7. Цифра 7"
Цель:
Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого
и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью
отрезка.
Задачи:
Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке;
развитие и обогащение речи детей;
воспитывать у обучающихся любовь к братьям нашим меньшим.
Оборудование к занятию:
Картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка; домик; числовой отрезок, геометрические фигуры; планы и "письма" к ним; линейка, фломастеры или цветные карандаши, шапочки с изображением животных.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
-Ребята, к нам в гости из «Веселого хоровода» прилетели пчелки и раскрасили свои ульи разными цветами. Вам нравятся цветочки – соты? Из каких фигур состоят эти цветы? (Из шестиугольников).
-На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6 синих и 1 желтый).
-Сколько будет, если к 6 + 1? (7). Допишите равенство.
-Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6 +7).
-Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся? (Синие). Допишите равенство. (7 – 6 = 1).
-Вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые). Допишите равенство. (7 – 1 =6).
-Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть).
Ребята, вы прекрасно справились с домашним заданием.
На сегодняшнем уроке вас ожидает много интересного. Прежде чем отправимся в этот прекрасный мир, еще неизведанный вами, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка «Веселый хоровод».
Все дети встают в круг, берутся за руки, движутся с подскоком, а 7 ребят остаются за кругом: они будут входить внутрь круга по ходу чтения речевки. На голове у них – шапочки с изображением животных. (Дети инсценируют стихи, уже знакомые им).
Ребята, сейчас мы инсценируем стихи «Веселый хоровод». Скажите, кто автор этого стихотворения? (В.Дж. Смит, английский поэт).
-Ура! Как раз потехе час! –
Расхохотался Дикобраз.
Хи-хи! Сейчас же подхватил
Веселый Нильский Крокодил.
-Хе-хе! – Откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав.
Хо- хо! – Раздался хохот Льва.
-У-ху! Отозвалась Сова.
-Хе-хе! Хо- хо! У-ху! Ха – ха! –
Смеялись все – и млад и стар.
Смеялся Ворон: кар – кар – кар!
Смеялся Песик: гав – гав – гав!
Кто веселится - тот и прав!
Ребята, вы молодцы! Прекрасно сумели изобразить ваших любимых животных, показали, как умеете весело играть и веселиться. А теперь в путь – покорять бескрайние просторы Царицы всех наук - Математики. Сегодня мы продолжим более углубленное изучение числа 7, взаимосвязи целого и частей, научимся изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
III. Состав числа 7. Взаимосвязь целого и частей.
1.Дорогие мои! Сегодняшнюю тему мы разберем на основе известных вам сказок. Скажите, пожалуйста, из какой сказки взяты слова:
Отворили дверь козлята,
И... пропали все куда-то! ("Волк и семеро козлят")
Все задания сюжетно будут связаны с этими сказочными героями.
а) - Вот ушла коза, а козлята стали играть в прятки. Расскажите, как они организовались для игры? (Шесть козлят побежали прятаться, а один козленок остался водить: 6 + 1 = 7.)
-Допишите и объясните остальные равенства. (Один водит, а шесть - прячутся: 1+6=7. Было 7 козлят, а 6 разбежались - остался 1 козленок: 7-6 = 1. Было 7 козлят, 1 пошел водить, а остальные 6 побежали прятаться: 7-1=6.
б)- Набегались они, наигрались, решили отдохнуть: 5 козлят книжки читают, а 2 козленка в шашки играют. Запишите в другом порядке, как они разделились для отдыха. (2 + 5 = 7.)
-Что получится, если козлятам наскучит книжки читать, и они уйдут? (7-5 = 2.)
-А что получится, если вначале убегут те козлята, которые играют в шашки? (7-2 = 5.)
в)-Отдохнули козлята, сели за уроки. Давайте вместе с ними посмотрим, как еще можно составить число 7? (4 + 3 = 7.)
Затем дети составляют и комментируют остальные записи:
если поменять местами части, получится: 3 + 4 = 7. Целое - то же.
-Если из целого 7 вычесть первую часть 4, то останется вторая часть 3: 7- 4 = 3.
Если из целого 7 вычесть первую часть 3, то останется вторая часть 4: 7-3 = 4.
2.Ребята, в следующем задании мы продолжим работу по формированию представлений о сложении и вычитании с помощью отрезка и его частей.
Посмотрите на картинки. Козлятам надо помочь решить задачи, используя картинки и схемы. Рассмотрите 1-ю картинку. Что изображено на ней? В какое время года они появляются? Какое настроение они вносят в нашу жизнь? Почему нельзя рвать одуванчики? Сколько одуванчиков растет на полянке? Что с ними произошло?
Какой вопрос вы можете поставить к этой задаче?
Дети отвечают на поставленные вопросы, а затем составляют схему и обосновывают решение:
а) - "На полянке росло 7 одуванчиков. 2 одуванчика облетели. Сколько цветков осталось на полянке?" Нам известно целое - 7, и часть - 2. Надо найти вторую часть.
(Нарисовать схему) ------------------7-2 = 5
Чтобы найти вторую часть, из целого вычитаем первую часть: 7-2 = 5.
Значит, на полянке осталось 5 одуванчиков;
б) А теперь разберем вторую картинку:
- "На птичьем дворе гуляли 4 цыпленка и 1 наседка. Ребята, а какая курица считается наседкой? Сколько всего птиц гуляло на птичьем дворе?" Нам известна первая часть - 4 и вторая часть - 1. Надо найти целое:
(Нарисовать схему) ----------------- 4 + 1=5
Чтобы найти целое, части надо сложить: 4 + 1 = 5. На птичьем дворе гуляло 5 птиц.
Следующее задание вы выполните самостоятельно. Рассмотрите рисунок, "оденьте" схему и допишите равенство. Первый, кто выполнит задание правильно, расскажет всем свою задачу, а мы проверим его и себя.
Вы работаете замечательно. А ведь всем известно, кто хорошо работает, тот должен активно отдыхать. Иваша любимая игра «Цыплятки».
IV. Физкультминутка: "Цыплятки"
Один из ребят, по желанию, читает стихи. Дети бегают по комнате, изображая цыплят: машут "крылышками", "клюют" зернышки, наскакивают друг на друга - "петушатся". По зову наседки (ведущего, который читал стихи) начинают кружиться вокруг нее.
Цып-цып, мои цыплятки! Приходите вы напиться,
Цып-цып-цып, мои хохлатки, Дам вам зерен и водицы.
Вы - пушистые комочки, Ой, мои вы цыплятки!
Мои будущие квочки. Ой, мои вы хохлатки!
При помощи следующего задания мы закрепим умения в сравнении длин, отрезков с помощью измерений. Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 20.
V. Измерение отрезков. Числовой отрезок
1.Педагог:
-Увидел волк: недалеко от домика на полянке козлята гуляют. Решил он козлятинки отведать и побежал к домику. Да козлята тоже его заметили и бросились к дому - спрятаться от волка. Самый длинный отрезок - дорожка, по которой волк побежал к дому козлят. Раскрасьте ее в красный цвет. А чтобы не ошибиться, измерьте все отрезки.
Третий по длине отрезок - дорожка, по которой козлята убегали от волка. Чему он равен?
Сравните по своей линейке, на сколько сантиметров он короче красного отрезка. Обведите дорожку козлят зеленым карандашом.
2.Ребята, вы молодцы, очень хорошо справились и с этим заданием. А теперь откройте страницу 21 вашего учебника.
Сейчас мы закрепим умение выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке. На первом числовом отрезке описывается движение козленка, а на втором - движение волка.
Почти все козлятки спрятались в домике, но самый маленький не добежал семи шагов. Когда он увидел волка, он прыгнул сразу через 2 единичных отрезочка, а потом еще через 4 - и оказался в домике. Определите по первому числовому отрезку, в какой точке находится домик козлят? (7-2-4 = 1. Домик находится в точке 1.)
А волк сначала бросился догонять козленка и только потом кинулся к домику. Проверьте, правильно ли записан путь волка? Догнал ли волк козленка? (4 + 3-5 = 2. Нет, волк не догнал козленка.)
Сколько еще шагов ему надо сделать, чтобы оказаться возле домика? (2-1 = 1. Еще 1 шаг.)
Очень хорошо, ребята! А теперь мы попытаемся изобразить волка. А в этом нам поможет фрагмент из стихотворения «Волки». Вспомните, кто его автор?
VI. Физкультминутка: "Волки"
Дети показывают движение волков - как они охотятся, бродят по болоту, прыгают по кочкам:
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят. (3. Александрова)
3.Ребята, а сейчас мы закрепим пространственные представления, умение пользоваться простейшим планом.
Внимание: перед вами на доске - карта "Волшебной страны".
Работа с планом и картой
Отправился волк дальше добычу поискать. Шел он, шел, к теремочку пришел. Расскажите по плану №1 о путешествии волка. Где теремок? (Сначала надо идти прямо до грибка, потом повернуть налево, дойти до дерева, еще раз повернуть налево и дойти до теремка.)
Но Мышка-норушка и Лягушка-квакушка увидели волка и заперли ворота прямо перед самым его носом. Пришлось ему другую добычу искать. Покажите дальнейший его путь по плану № 2, теперь уже от теремка. (Сначала он вернулся назад к дереву, потом повернул направо, дошел до грибка и повернул налево. После это го около елки он повернул направо и шел прямо до домика.)
4. А теперь мы закрепим навыки счета в пределах 7, параллельно мы будем развивать мышцы наших рук.
Наигрались козлята, набегались, сделали домашнее задание и спать легли. А мама-коза решила им варежки к зиме связать. Но вот самый маленький козленок разбаловался, и все варежки перепутались. Никак коза их не соберет. Давайте ей поможем! Посмотрите внимательно: какие варежки образуют пару? (С одинаковыми ответами.)
Как это показать? (Соединить "волшебными ниточками".)
Соедините ниточками пары варежек. А чтобы варежки больше не путались, раскрасьте каждую пару своим цветом.
VII. Итог занятия
Сегодня мы разыграли новую сказку про волка и козлят - математическую. Вы очень хорошо помогали и козляткам, и козе – с вашей помощью все они уцелели и выполнили свои задания! Но мне кажется странным, что здоровый, матерый волк не смог поймать ни одного из 7 маленьких козлят. Как вы думаете, почему так случилось? (Потому что всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло).
А чему вас научили козлята?
Козлята много занимаются математикой.
Они предлагают и нам очень старательно и красиво дорисовать узоры в клетках.
Для всех ли козлят связала варежки коза? (Нет.) Сколько еще не хватает? (3 пары.)
VIII. Задание на дом
Нарисуйте дома три пары варежек, придумайте и запишите в них свои примеры и раскрасьте пары разными цветами. Повторите дома русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Хорошее знание содержания этой сказки вам будет необходимо на следующем занятии.
Ребята, вы все без исключения - молодцы! Спасибо за хорошую работу! До свидания!
13PAGE 15
·
·15