Статья на тему Воспитание казахстанского патриотизма на основе ценностной ориентации современной молодежи


Воспитание казахстанского патриотизма на основе
ценностной ориентации современной молодежи
 Школа во все времена выполняла заказ общества, государства в области образования подрастающего поколения. В современном обществе, которое сегодня строит Казахстан, идет процесс изменения образовательной парадигмы. Система образования обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. Думаю, что только свободный человек с выбором для своего личностного развития может стать патриотом своей страны и гражданином мира.
 «Мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей, где уважают личность и свободу каждого человека, где заботятся о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам, где ценится любой труд, где защищают материнство и детство, где заботятся о пенсионерах, где уважают ветеранов и людей, защищающих родину. Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности»- именно такими словами обратился наш Президент Н.А.Назарбаев в одном из своих Посланий к народу Казахстана.
Государственная политика по данному направлению сегодня уделяет все больше и больше внимания. Согласно законопроекта о Молодёжной политики, а также Концепции воспитания - патриотическое воспитание учащихся в школе является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Большую роль в воспитании казахстанского патриотизма играет Ассамблея народов Казахстана, которая поставила перед собой задачу внести вклад в повышение уровня патриотического воспитания молодежи. Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания — учить миру. И эта задача решается совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций.
Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий.
Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое воспитание, должно начинаться с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых дней жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким-то недостаткам всех проводимых государством реформ, — могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.
Патриотическое воспитание ориентировано на повышение статуса воспитания в школьной системе. Воспитание гражданина и патриота – главная цель школы. Казахстанский патриотизм – часть гражданской культуры, это средство достижения всеобщего духовного благополучия всех наций и народностей, проживающих в республике. Школа должна уделять особое внимание традициям казахстанского патриотизма. Государственная концепция образования Казахстана строится следующим образом: воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных этнокультурных традиций и обычаев в привитии уважения к историческому прошлому.
Немаловажное значение в патриотическом воспитании мы придаем согласованным действиям РОО, администраций школ, педагогов и родителей. Во всех учебно-воспитательных планах школ района имеется раздел «Патриотическое воспитание», согласно которого разработана и ведется систематическая работа. Оформлены информационные стенды в школьных библиотеках учреждений образования. Во всех школах ежегодно организованы просмотр и обсуждение Послания Президента Республики Казахстан. Содержательно и творчески проводится работа по патриотическому воспитанию в школах района посвящённая знаменательным датам, государственным праздникам - День Конституции, праздник Победы в Великой Отечественной войне, День Независимости, День единства народов Казахстана , День государственных символов, День Астаны и др. Все мероприятия имеют как информационно-пропагандистскую так и интеллектуально- развивающую направленность. Проводимая работа по данному направлению отличается разнообразием форм, из которых можно выделить конкурсы сочинений, дебатные турниры, фестивали, он-лайн конференции, выставки детского творчества, спортивные и интеллектуальные состязания, акции, форумы и т.д. Проводимые в школах беседы, анкетирование показали, что детей характеризует готовность отстаивать интересы родного государства, желание познать его культуру, историю, быт, традиции.
Как уже говорилось, приоритетным направлением деятельности школьных коллективов является патриотическое воспитание, где основу составляет воспитание бережного, уважительного отношения и к Государственным символам Республики Казахстан, знание традиций и культуры народов, населяющих республику, где особое внимание уделяется историко– краеведческой деятельности. В средних школах и в ряде основных созданы музеи, музейные комнаты, действуют кружки по краеведению.
Вместе с этим в школах нашего района целенаправленно проводится работа по военно-патриотическому воспитанию. Формы и методы ее разнообразны. Наиболее характерными из них, определяющими основное содержание этой системы, являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-афганцами, уважаемыми людьми старших поколений, содружество и переписка с воинскими частями и подразделениями, в которых служат выпускники школы. Учащиеся школ района являются членами республиканской ЕДЮО «Жас Улан», также, в районе хорошо организована работа «тимуровских отрядов».
В одной из своих книг глава нашего государства Н.Назарбаев сказал: «Если каждый человек с детского возраста будет думать: Казахстан – это моя Родина, он ответственен за меня и я за него ответственен, то я должен расти, воплотив в себя эти мысли (идеи)».
Ведь именно от того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех учреждениях образования, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Дети должны хорошо усвоить главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Очень хочется, чтобы действующая в районе система патриотического воспитания была постоянной и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.
Методист по воспитательной работе
Кызылжарского районного отдела образования
Светлана Августинская