Семинар — практикум «Игровое моделирование в управленческой деятельности педагога»


Семинар - практикум
«Игровое моделирование в управленческой деятельности педагога»
В нашей школе на протяжении многих лет работает эстетический центр «Вдохновение», где работают квалифицированные специалисты своего дела. Работа строится по направлениям:
Патриотическое
Эстетическое
Спортивное
Нравственное
Воспитательная работа в школе – это прежде всего взаимосвязь:
Основных субъектов воспитательного процесса
Всех компонентов процесса воспитания
Учебной и внеучебной деятельности
Учебного заведения и окружающей среды
Прошлого, настоящего, будущего нашей школы.
Устанавливая эти и другие взаимосвязи, мы пытаемся, чтобы все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности ребенка. Стремимся к тому, чтобы воспитательное пространство стало пространством самовыражения личности ребенка.
За многие годы в воспитательной системе школы накопились разнообразные формы и способы организации коллективно – творческой деятельности кружковцев, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы.
Есть такое высказывание: «Лучше гор могут быть только горы…»
Ну а что может быть лучше игры? – Только другая игра.
Педагог, работающий с постоянным детским коллективом, всегда сталкивается с тем, что детям и подросткам уже не интересны те игры, в которых они уже принимали участие – воспитанники постоянно «требуют» не только нового содержания, но и новых форм внеурочной работы.
Следовательно, в наше время актуальной становится необходимость поиска или самостоятельной разработки (моделирования) таких игровых средств (форм), которые соответствуют двум основным требованиям: адекватность игровой формы любой педагогической ситуации и новизна для её участников.
Игра – это не самоцель, это одна из сфер человеческой деятельности, получения знаний, формирования умений и развитие навыков.
На основе имеющихся знаний, представлений в игровой деятельности дети создают, творят новый мир – некую модель, в которой они будут жить.
Творя новое, ребёнок проводит параллели с настоящим, выстраивает перспективы жизни в реальности. Получается, что ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. А кто поможет ребенку в этом?
И тут на помощь приходим мы, педагоги. Поэтому, наша задача – создать условия для самореализации личности через освоение технологий организации и проведения игр различной направленности и видов. Не надо забывать о том, что сами тоже должны уметь играть, хоть мы и взрослые.
Сегодня на примере одного из занятий мы покажем как создается модель воспитанника, создать модель, используя два направления воспитательной деятельности.
Но для начала мы представим программы разных направлений воспитательной деятельности, на основе которых будет построена практическая часть семинара. Покажем, как можно создать игровую модель, интегрируя (применяя) два направления воспитательной работы, создавая единую воспитательную систему.
Одно из направлений, которое осуществляется через игровую деятельность – это работа по профилактике ДДТТ. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимися в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Здесь игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения и воспитания, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.
Вся работа по данному направлению выстраивается таким образом, чтобы у каждого учащегося, педагога, родителя сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
А это, в основном, происходит через игровую деятельность: различные виды игр, в том числе и конкурсы, викторины, праздники, проектные и творческие работы. Где цель одна - применение теоретических знаний в практических действиях на дороге.
Но следует помнить, что организуя разнообразные игровые формы с учащимися, мы решаем и другие задачи:
Это развитие творческих способностей
Развитие лидерских качеств
Освоение организаторских навыков и умений
Расширение социокультурного пространства,
Рефлексивной культуры.
Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию – это второе направление по социализации детей.
Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию в стране. Можем ли мы утверждать, что нам не нужны люди с активной жизненной позицией? А кто как не мы должны создать условия для всестороннего развития личности. Обратимся к факторам, влияющим на развитие детей.
Учеными были выделены 4 группы лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные (деловые). Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.
По мнению ученых – психологов, значительная часть активности детей связана со стремлением познавать окружающий мир. Учащиеся 3-4 классов в своём поведении ориентируются не на взрослых, а на сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребёнка приобретает его общение со сверстниками.
Как правильно общаться, находить общий язык, уметь отстаивать свою точку зрения, слышать и слушать других, бережно относиться к окружающей среде – всему этому ребята учатся на наших занятиях.
Мы предполагаем получить следующие результаты по итогам деятельности участников этого направления:
Выявить лидеров среди учащихся начальных классов;
Установить преемственность между начальным и средним звеном;
Развить организаторские способности учащихся начальных классов;
Развить у ребят умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в КТД.
Формировать умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.
На практической части семинара мы представим вам модель игры, которая построена на основе двух программ, представленных выше.
Мы предлагаем Вам принять участие в игре, где ЗУН по теме ПДД формируются на базе игр, направленных на развитие лидерских качеств, и хотим напомнить китайскую мудрость:
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму».
«Бодрячок»
Прошу вас встать всех в круг и внимательно следить за моей рукой. Когда взмахну правой рукой, те, кто стоит по правую руку от меня говорит: «Добрый», а левой рукой: «День»
«Имя»
На счёт три вы называете одновременно своё имя, и мы услышим, кто у нас сегодня в гостях.
«Поменяйтесь местами те, кто..»В центре круга стоит ведущий. Предлагает поменяться всем тем, кто любит … (например: «Поменяйтесь местами те, кто соблюдает правила дорожного движения»). В то время, пока все меняются, ведущий занимает одно из свободных мест, а тот кому не хватило места – становится ведущим и задает следующий вопрос.
Геометрические фигуры
Мы должны сплотиться и научиться понимать друг друга. Это упражнение нам в этом поможет. Возьмитесь за руки и закройте глаза. Я называю фигуру, а ваша задача образовать её не разжимая рук.
«Миксеры»
Мы снова встали в круг. Рассчитайтесь на первый, второй, третий. Первые номера – вы «Велосипедисты» и будете говорить: «Дзинь – дзинь», вторые «Шофера» - «Би – би», третьи «Машинисты» - «Ту- ту». Сейчас попрошу вас закрыть глаза и произнося свой звук найти на слух своих коллег и образовать группу.
Каждую группу просим занять свои места за столами.
Мы вам предлагаем ряд заданий. Выполнив задание вы нам подаете свой сигнал: «Би-би», «Ту – ту» или «Дзинь – дзинь» и за правильный ответ получаете жетон. Побеждает та команда, которая соберет большее количество жетонов.
Кроссворд»
Ваша задача: за 1 минуту найти слова зашифрованные в данных фигурах. Напоминаем, что они связаны с ПДД. Работая в команде, не забывайте о правилах работы в группе.
Синквейн»
Берёте любое слово – существительное, записываете его в первой строчке. Во второй строчке – 2 прилагательных, в третьей – 3 глагола, а в четвертой – утвердительное предложение
Например:
Правило
Безопасное, дорожное
Соблюдай, учи, запоминай
Соблюдай правила дорожного движения!
«Моя Эжва»
Перед вами карта нашего микрорайона и карточки – дорожные знаки. Задача – нарисуйте дорожные знаки на карте.
«Нарушители»
Посмотрите на фотографии, сделанные на дорогах нашего района. Найдите и обсудите какие ошибки допущены.
«Машинки»
Как и на каждом уроке детям необходим отдых. Предлагаем и на нашем занятии отдохнуть – на благо своего здоровья. Каждому выдаются машинки. Ваша задача – проехать с одного края стола до другого не столкнувшись с другими машинками, но без помощи рук, а дуя на машинки.
Мультфильм
(Заранее делается нарезка из мультфильмов). Найдите ошибки, которые допустили герои мультфильмов.
Мультфильмы: «Дед Мороз и лето», «Приключения кота Леопольда», «Бюро находок», «По дороге с облаками», «Незнайка на луне»
Аптечка
При дорожно-транспортных происшествиях необходимо оказать медицинскую помощь. Каждая команда вытягивает карточку с изображением медикаментов и комментирует для чего оно.
ПазлыПеред вами пазлы – рисунки машин. Ваша задача – собрать картинку и назвать марку машины.
Лидер в группе
Вы очень хорошо поработали. Выберете в своей команде человека, который помогал вам все занятие и принес большее количество жетонов – это ваш лидер. И мы вручаем ему медаль знатока ПДД.
Пройдя сегодняшние испытания давайте проанализируем: чуму мы научились, что формировали у себя.(…) У нас получилась модель участника игры:
Развитие коммуникативной и эмоциональной культуры;
Способность организовать игровое взаимодействие на уровне группы, класса;
Способность к управлению собственным поведением с учетом не только собственных интересов, но и потребностей окружающих;
Развитие творческой активности
Посчитайте количество жетонов в вашей команде. Огласите результаты.(Награждение команд)
В заключении нашей встречи предлагаю сесть в круг и спеть песенку.
Рефлексия «Паутинка»
Ведущий берет клубочек ниток. Этот клубочек мы передаем друг другу анализируя занятие (отзывы, предложения).