Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра образовательного менеджмента
Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Менеджмент в образовании»
Сергеева Наталия Евгеньевна,
МБОУ СОШ № 4 г. Кашира
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент кафедры,
Варвара Анатольевна Фетисова
Москва, 2015 г.СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 2 - 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения правовых отношений в сфере образования, связанных с регулированием трудовых отношений…………………………………………………5 - 8
1.1 Трудовые правоотношения: правовая характеристика, условия и юридические основания возникновения. ……................................ 9 - 12
Глава 2. Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных организаций……12 - 26
2.1. Прием и оформление на работу……………………….13 - 17
2.2. Трудовые права педагогических работников…………..18 – 21
2.3. Защита прав педагогических работников, отражающих
специфику трудовой деятельности педагога……….. 21- 26
Заключение………………………………………………………………...27 - 28
Список литературы……………………………………………………….29 - 30
Введение
Образование как социокультурный процесс охватывает целую систему правоотношений, существующих между государством и образовательными организациями, государством и личностью, педагогом и обучающимися и т.д. В частности, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» закреплен правовой статус участников учебно-воспитательного процесса, что должно способствовать реализации их гарантированных прав и свобод.
Правоотношения в сфере образования является одним из видов общественных отношений и особой формой реализации права на социальную защиту. Правоотношения, складывающиеся в системе образования, чрезвычайно сложны, поскольку само понятие возникает многоаспектным полисемантическим термином, как для современной науки, так и для действующего законодательства.
Несмотря на значительный объем сферы образования в общем предмете (объекте) правового регулирования, общественные отношения в этой сфере по своей природе являются управленческими, имущественными и другими - договорными, трудовыми, финансовыми.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что взгляды исследователей на вопросы о выделении образовательных правоотношений в самостоятельную группу имеют неоднозначный, а иногда полярный характер.
В настоящих условиях объективная необходимость исследования проблем и особенностей правового регулирования труда педагогических работников образовательных организаций обусловлена принятием нового законодательства и обобщением опыта правового регулирования труда преподавателей, который накоплен в предшествующий период.
Выше сказанное свидетельствует об актуальности темы дипломного проекта.
Цель работы: проанализировать правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
Гипотеза: правовой статус участников образовательного процесса и регулирование их взаимоотношений осуществляется в контексте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с помощью норм законодательства.
Объект исследования: правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
Предмет исследования: правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- проанализировать трудовые правоотношения, складывающиеся в системе образования;
- осуществить качественный анализ научной, методической, правовой литературы по теме дипломного проекта.
Методы исследования:
В качестве методологической основы данного исследования применялся метод системно-структурного анализа изучаемой проблемы. Для решения конкретных исследовательских задач в работе используются и иные обще - и частно-научные методы:
- формально-юридический метод;
- метод исторической реконструкции;
- метод сравнительно-правового анализа;
- метод правового моделирования и некоторые другие.
Структура дипломной работы состоит из ʙʙедения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения правовых отношений в сфере образования, связанных с регулированием трудовых отношений
На протяжении советской эпохи образование конституировалось как часть обширной области социально-культурного строительства. Различные отношения, возникающие в сфере образования, ввиду их значительного своеобразия привлекали особое внимание правоведов. Самими активно обговариваемыми были вопросы их правовой природы, и особенности метода правового регулирования данных вопросов. Следует отметить, что уже в советский период выявилось значительное разнообразие мнений.
Наиболее распространенным в советской юридической литературе был подход, согласно которому вышеуказанные отношения рассматривались как предмет административно-правового регулирования. Анализируя административно-правовые отношения, Ю. М. Козлов отмечал, что «они складываются в связи с осуществлением задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности, то есть повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством». При этом, по его замечанию, «отличительной особенностью административных правоотношений является обязательное участие в них соответствующего органа государственного управления или другого носителя полномочий государственно-властного характера, так как граждане, хотя и являются участниками административно-правовых отношений, не могут осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность социалистического государства».
Ряд правоведов, опираясь на вышеприведенный тезис Ю. М. Козлова, утверждали, что правоотношения в области социально-культурной деятельности не могут быть отнесены к административно-правовым. В частности, В. С. Андреев предлагал отнести их либо к отношениям по социальному обеспечению, либо к личным отношениям неимущественного характера. Свое предложение он мотивировал тем, что социально-культурная деятельность за немногими исключениями не носит властного характера, поскольку отношения между гражданами и социально-культурными учреждениями (в том числе учебно-воспитательными) не являются административно-правовыми, ибо в них нет характерных для административно-правового регулирования признаков власти—подчинения. Существовали и иные точки зрения, например, Н. С. Малеин относил рассматриваемые отношения к гражданско-правовым.Сторонники административно-правовой природы правоотношений в области социально-культурного строительства, в том числе и в сфере образования, сформулировали в обоснование своей позиции ряд суждений и доводов, которые сохраняют актуальность до сегодняшнего дня. В частности, В. И. Новоселов отмечал, что вышеуказанные правоотношения возникают «не в процессе осуществления государственной власти» и складываются между гражданами и социально-культурными учреждениями как «равноправными» субъектами, однако они относятся к административно-правовым в силу того, что «носят государственный, официальный характер, поскольку являются средством реализации особых государственных функций». Следует заметить, что этот тезис перекликается с современными дискуссиями о характере и особенностях регулирования публичных (государственных) услуг. Хотелось бы обратить внимание, что данный тезис перекликается и с современными дискуссиями о характере и особенностях регулирования публичных (государственных) услуг.
Г. А. Дорохова, один из ведущих советских исследователей правоотношений в сфере образования, полагала, что «использование властных полномочий не всегда направлено на подчинение, на навязывание воли управляющего управляемому», так как, по ее мнению, возможно «гармоничное сочетание их интересов» в рамках административно-правовых отношений. Автору удалось, используя теоретическую конструкцию «горизонтальных административно-правовых отношений», не только органично объяснить природу и характер «педагогических отношений» в рамках официально признанной доктрины, но и обосновать их специфику, в частности, в отношении метода правового регулирования.
Специфика правоотношений в области образования, хотя и отмечалась советскими исследователями, но не была в полной мере осмыслена и изучена. Это в значительной мере объясняется тем, что присущие данным отношениям черты не могли отчетливо проявиться, поскольку ни на практике, ни в нормах советского права не были реализованы принципы приоритета прав человека и свободы образования. Изучение «правоотношений в системе образованию» в рамках административно-правового поля, тем не менее, привело к выявлению ряда присущих им особенностей, что позволило определить их как особую разновидность административно-правовых отношений — «административно-правовых отношений горизонтального типа».
Благодаря работам советских ученых, прежде всего исследованиям Г. А. Дороховой, Г. С. Сапаргалиева и С. С. Алексеева, были созданы теоретико-методологические предпосылки для системного изучения правоотношений, возникающих в данной сфере, и подходов к формированию законодательства об образовании.
Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительной эмоциональной и физической затраты энергии и сил, связанных с процессом обучения и воспитания, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др.
В целях достижения государственных задач постоянно модернизируется нормативная база, регулирующая сферу труда работников образовательных организаций.
Помимо Трудового кодекса РФ, нормы о труде преподавателей и руководящих кадров сосредоточены в отраслевых источниках. Неотъемлемую часть нормативной базы составляют также типовые документы (положения, инструкции), имеющие нормативный характер, и уставы образовательных организаций, которые в своих положениях объединяют общие и отраслевые нормы применительно к собственным потребностям и составляют локальный уровень регулирования в цепи реализации правовой базы, в них также отражаются вопросы труда.
Правовые нормы, отражающие дифференциацию регулирования труда, при определенных ситуациях выступают как единые нормы по отношению к другим правовым нормам.
Трудовые правоотношения в сфере образования: правовая характеристика, условия и юридические основания возникновения
Конкурентоспособность образовательных организаций должна определяться основным и главным критерием - качеством подготовки выпускников.
В условиях современного реформирования российской системы образования усиливается контроль за качеством подготовки выпускников.
Многосторонняя и кропотливая работа по организации и подготовке выпускников и непосредственное участие в этой подготовке возлагаются обществом на административный и преподавательский состав.
В этой связи большое значение приобретают вопросы правового регулирования трудовых отношений педагогических работников, обеспечивающих как обучение и воспитание обучающихся, так и развитие науки. Важность и объективная необходимость законодательного регулирования трудовых отношений этой категории субъектов трудового права обусловила включение в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21 декабря 2001 г. (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ), специальной гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников».
Современное законодательство предлагает выделять несколько уровней правового регулирования труда педагогических работников, выстраивая следующую систему нормативных источников:
Конституция РФ.
Общие начала для развития трудового законодательства заложены в Конституции РФ как основополагающем нормативном акте. Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Трудовой кодекс РФ 2001 г.
В своих нормах также воспринимает положения Конституции РФ. Согласно ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 10 ТК РФ). Общепризнанные принципы и нормы, исходя из которых в ст. 2 ТК РФ сформулированы основные принципы трудовых отношений, должны применяться при толковании различных норм.Юридически разграничение применения общих и специальных норм Трудового кодекса закреплено в п. 6 ст. 11 ТК РФ, определяющем установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) в соответствии с ТК РФ.В основу специального регулирования отдельных категорий работников положен принцип отраслевой дифференциации труда в зависимости от тех или иных профессиональных особенностей.
Специальный правовой блок, посвященный труду педагогических работников, представлен в качестве самостоятельного субинститута разделом XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и выделен в отдельную главу 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников».
Указанная глава объединяет ст. ст. 331 - 336 ТК РФ, определяющие условия реализации права на занятие педагогической деятельностью (ст. 331), особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений (ст. 332), продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333), ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334), длительный отпуск педагогических работников (ст. 335), дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником (ст. 336). Однако положения обозначенной главы не могут составлять полной картины федерального регулирования трудовых отношений в образовании. Специальные нормативные акты призваны дополнять отраслевые нормы трудового права.
Закон РФ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Закон РФ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» в некоторой степени усиливает эффект отраслевой дифференциации. Данный источник определил вектор дальнейшего развития регулирования образования как важнейшего социального института. Этот нормативный акт имеет комплексный характер и формирует основы правового статуса работников образования, в том числе и в сфере труда.
В системе нормативных актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников, Закон РФ «Об образовании» предусматривает отдельные вопросы, которые не нашли отражение в кодифицированных актах 1983 г. (КЗоТ) и 2001 г. (ТК РФ).
Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» отражает перспективные направления развития статуса педагогических работников. Основными направлениями развития социальной поддержки работников образовательных учреждений и других организаций системы образования являются: разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них надлежащих условий труда и социальных гарантий; разработка и реализация мер по совершенствованию форм оплаты труда работников образовательных организаций: установление норм и видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, порядка их оказания, а также установление льгот в указанной области; разработка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования.
Глава 2. Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных организаций
Регулирование трудовых отношений, возникающих с участием отдельных категорий работников, вызывает известные трудности, связанные для правоприменителя в первую очередь с решением задач юридических конструкций современного трудового права. Известно, что общие нормы трудового права активно дополняются специальным регулированием как внутри нормативного акта, так и за его пределами. Единство и дифференциация - специфическая черта правового регулирования трудовых отношений. В большей степени данное правило начинает работать в сфере регулирования труда работников образовательных организаций. Поэтому в основе правового регулирования труда этих работников лежит сочетание общего трудового законодательства и специальных правовых норм.
Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»)), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.
2.1. Прием и оформление на работу
Статья 37 Конституции РФ закрепляет свободу труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Если человек решил заняться трудовой деятельностью, следует оформить взаимоотношения между ним и работодателем. Прием на работу представляет собой комплекс процедур в рамках трудового законодательства по подбору и оформлению работника. При поступлении на работу гражданин обязан в соответствии со статьей 65 TK РФ предоставить следующие документы:
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязан иметь каждый гражданин РФ, достигший 14- летнего возраста и проживающий на территории РФ. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, регистрация по месту жительства, об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях, о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки о его группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика. Паспорт гражданина России подлежит замене по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста.
Граждане иностранных государств, лица без гражданства или беженцы, находящиеся в России на законных основаниях, предъявляют документы, предусмотренные иммиграционным законодательством и законодательством РФ о беженцах и (или) международными договорами РФ.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории России только при наличии разрешения на работу, а работодатель имеет право заключить с ним трудовой договор только при наличии у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Трудовую книжку
Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, который заводится на всех работников, проработавших более пяти дней в организации (статья 66 TK РФ). Предъявление трудовой книжки не требуется, если трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (часть 5 статьи 65 TK РФ).
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (далее — страховое свидетельство) — документ, подтверждающий регистрацию работника в системе Пенсионного фонда РФ. В страховом свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также страховой персональный номер, присваиваемый Пенсионным фондом РФ лицевому счету работника. Если лицо поступило на работу впервые, страховое свидетельство оформляет работодатель (часть 4 статьи 65 TK РФ). Работодателю необходимо в течение двух недель с момента заключения трудового договора представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ анкету работника. Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ в течение трех недель:
открывает лицевой счет на работника и оформляет пенсионное свидетельство;
направляет работодателю запрос об уточнении полученных сведений;
принимает решение об отказе в регистрации и сообщает об этом работодателю и работнику (например, при наличии открытого лицевого счета с идентичными анкетными данными).
В случае потери страхового свидетельства и при последующем трудоустройстве работник лично обращается в Пенсионный фонд РФ либо работодатель подает заявление о выдаче 19 дубликата страхового свидетельства (например, когда заинтересован в быстрейшем оформлении работника). После получения пенсионных свидетельств работодатель обязан выдать их работнику в недельный срок. Работник должен подтвердить передачу ему страхового свидетельства своей подписью.
Документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки
Документами об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний являются диплом, аттестат, свидетельство, удостоверение или иной документ, подтверждающий образовательный уровень (образовательный ценз) и (или) профессиональную подготовку. Форма документов об образовании государственного образца установлена Министерством образования и науки РФ. Работники, принимаемые на работу по совместительству, могут предъявить надлежаще заверенные копии данных документов (статья 283 TK РФ). Отсутствие документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, является основанием для прекращения трудового договора в соответствии со статьей 84 TK РФ.
Документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу
Граждане, пребывающие в запасе, предъявляют военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а граждане, подлежащие призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.Данное требование распространяется только на граждан, являющихся военнообязанными. Понятие граждан, подлежащих призыву на военную службу, и граждан, пребывающих в запасе, содержит Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Медицинское заключение (медицинская книжка) об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательном учреждении
Педагогические работники при поступлении на работу должны предоставить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательной организации (статья 69 и часть 2 статьи 331 TK РФ). В соответствии со статьей 213 TK РФ Правительство РФ поручило Министерству здравоохранения и социального развития РФ утвердить перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Прием на работу в образовательную организацию без обязательных для предъявления документов не допускается. Работодателю запрещается требовать от лиц, поступающих на работу, предоставления иных документов помимо предусмотренных TK РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (справок о месте регистрации, о доходе с предыдущего места работы, характеристики, др.). Прием работника оформляется приказом (распоряжением) работодателя, который объявляется ему лично под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям подписанного трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме на работу (статья 68 TK РФ).
2.2. Трудовые права педагогических работников
Педагогические работники имеют следующие трудовые права:
- в соответствии со ст. 21 «ТК РФ» педагогический работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям безопасности и др.
Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника (работодатель не потребовал предоставления документа об образовании), увольняемому работнику по пункту 11 статьи 77 TK РФ работодатель в силу части 3 статьи 84 TK РФ обязан выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение правил заключения трудового договора допущено по вине работника, выходное пособие работнику не выплачивается;
- в соответствии со ст. 333 «ТК РФ» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
- на основании п. 6 ст. 7 Закона «Об образовании в РФ» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом;
- соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». В зависимости от вида образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней;
- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ»). Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательной организации, в которой работает педагог, не предусмотрено иное. Если длительный отпуск неоплачиваемый, то в стаж для назначения работнику трудовой пенсии по старости не входит этот период, поскольку страховые выплаты в Пенсионный Фонд в течение этого времени не будут поступать;
- в соответствии с п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
- к педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Необходимо отметить, что данный перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к педагогическим работникам расширен. В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником выступают: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др.;
- ставки заработной платы (должностные оклады педагогических работников) определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности), разряда, второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено тарифно-квалификационными характеристиками;
- не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено законодательством (статья 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция»);
- Испытание педагогического работника может устанавливаться при заключении трудового договора в целях проверки его соответствия поручаемой работе (статья 70 TK РФ). Условие об испытании должно содержаться в трудовом договоре и в приказе (распоряжении) о приеме на работу. Отсутствие 47 указания об испытательном сроке в трудовом договоре, даже если оно содержится в приказе (распоряжении) работодателя, означает, что педагогический работник принят без испытания. Испытание устанавливается работнику один раз при приеме на работу. Его срок не увеличивается по инициативе работодателя с последующим внесением изменений в заключенный трудовой договор.
2.3. Защита прав педагогических работников, отражающих специфику трудовой деятельности педагога
К правам, отражающим специфику трудовой деятельности педагога относятся, в первую очередь:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора;
- предоставление работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям безопасности труда;
- своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- полная достоверная информация об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- участие в деятельности профессионального союза;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защита своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
- возмещение вреда, причиненного педагогу в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального ущерба;
К правам, имеющим собственно образовательно-профессиональный и одновременно социальный характер (образовательные и социальные права педагогов) относятся права:
- на участие в управлении образовательной организацией;
- право на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- ежемесячную денежную компенсацию в целях обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
- сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
- получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;
- обязательное социальное страхование.
- первоочередное предоставление жилой площади в установленном законодательством Российской Федерации порядке (размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации);- длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы);
- ограничение учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре (контракте).
Формирование российского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью заключения трудовых договоров с педагогическими работниками.
Трудовой договор – это соглашение, которое заключают между собой работник и работодатель и, согласно которому, работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, соответствующей его квалификации, а работодатель, в свою очередь, обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить его условиями труда, соответствующими трудовому законодательству РФ.
По сути, трудовой договор это не что иное, как соглашение между работодателем и работником, по которому у сторон возникают взаимные права и обязанности, однако на самом деле трудовой договор обеспечивает работника социальными гарантиями и более выгоден сотруднику, чем работодателю, в отличие от гражданско-правового договора.
Статья 64 ТК РФ предусматривает определенные гарантии работнику при заключении трудового договора.
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка (разрабатываются и утверждаются в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и другими нормативными документами, имеют своей целью способствовать правильной организации работы трудового коллектива, рациональному использованию рабочего времени, повышению качества и эффективности труда работников, укреплению трудовой дисциплины), иными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.
Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации этой образовательной организации до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательной организации;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
На педагогического работника общеобразовательной организации с его согласия приказом общеобразовательной организации могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающихся в классе.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения и (или) устава данной образовательной организации может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательной организации, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
Защите трудовых прав работников — гарантируемая государственная защита прав и свобод работников в сфере труда, направленная на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав, а также предоставление работникам компенсаций в случае нарушения их трудовых прав. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 352 ТК РФ основными способами З. т. п. р. являются:
- самозащита работниками трудовых прав (гл. 59 ТК РФ);
- З. т. п. р. профессиональными союзами (гл. 58 ТК РФ);
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (гл. 57 ТК РФ);
- судебная защита.
Одним из важнейших видов З. т. п. р. является коллективный договор, в котором закрепляются гарантии и компенсации работникам в области трудовых отношений, а также устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации.
Заключение
В нашей работе детально проанализирован Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Проведенная аналитическая работа по данной теме показала, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» более детально описан правовой статус участников
образовательных отношений, но на многие вопросы, связанные с правовым регулированием трудовых отношений в сфере образования ответов нет. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ также не дает четких ответов и разъяснений в вопросах правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.
Выделенные нами существенные моменты, которые на наш взгляд требуют доработки законодательной базы в вопросах правового регулирования трудовых отношений в сфере образования:
Трудовое и административное законодательства не регламентируют ситуацию, когда работник, приступивший к выполнению трудовой функции, отказывается подписывать трудовой договор.
С принятием новой редакции Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возникает много вопросов, связанных с внесением изменений в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об образовании в РФ» вводит понятие защиты прав граждан в сфере образования, а также комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Пока полностью не понятно, что будет представлять собой такая комиссия на уровне образовательной организации, и сможет ли она защищать трудовые права педагогических работников и как именно.
В статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано об условиях допуска лиц до педагогической деятельности, но ничего не говорится о запретах и ограничениях для ранее судимых?
Непонятно, в каких случаях по новому закону об образовании учитель школы будет считаться должностным лицом, подлежащим административной ответственности за нарушения прав граждан на образование.
Выше приведенное, говорит о том, что в юридической литературе по трудовому праву недостаточно внимания уделяется проблемам правового регулирования труда педагогических работников образовательных организаций, несмотря на наличие множества неразрешенных вопросов.
Важное место, занимаемое сферой образования в стране, и все возрастающее ее значение, наличие существенных особенностей в условиях и характере труда и подготовки кадров преподавательского состава образовательных организаций определяют необходимость принятия особых норм трудового законодательства.
С учетом новейшего законодательства, соотношение общих и специальных норм в правовом регулировании труда педагогических работников исследовано недостаточно.
Список литературы
Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. М.: Знание, 1968. 79 с.
Дорохова Г. А. Законодательство о народном образовании (теоретические проблемы совершенствования) / Отв. ред. И. Л. Бачило. М.: Наука, 1985. 157 с.
Закона273-ФЗ «Об образовании в РФ» http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/2/
Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976. -184 с.
Козлов Ю. М. Указ. соч. С. 113.
Коршунов Ю.Н. «Комментарий к Трудовому Кодексу РФ», «Проспект» – М: 2007 г. Ст. 720
Малеин Н. С. Гражданско-правовое положение личности в СССР. М.: Наука, 1975.- 399 с.
Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1977. - 166 с.
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении положения о воинском учете».
Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».
Пункт 1.1 Письма Министерства образования РФ от 26 октября 2004 г. № АФ-94 7 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51538/
Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 197–ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 24.11.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 724 от 01 октября 2002 г. (с изм. от 21.05.2012 г.)] // Российская газета. — 2002. — 05 октября.
Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 04.06.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 20 декабря.
Сахарова Е. А. Правовой статус педагогических работников [Текст] / Е. А. Сахарова // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 539-541.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ http://www.rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html
Фёклин С. И. Правовой статус педагогического работника в сфере трудовых отношений: методическое пособие / С. И. Фёклин. — М.: Арсенал образования, 2008. — 152 с.
Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция»)
http://www.constitution.ru