Рабочая программа внеурочной деятельности Народные промыслы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского района Белгородской области
Приложение № 1
к рабочей программе по
внеурочной деятельности
«Народные промыслы»
в 3 классе
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов Ярковая В.А / /
Протокол № ___ от «__»
____________2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора МОУ Ильинская СОШ
ПилипченкоО.И. /______________/
«__»____________2016г.
«Утверждено»
Директор МОУ Ильинская СОШ
О.А.Таран/__________/
Приказ № ___ от «__»____2016г.
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Дурносвистовой Ольги Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №__ от «__» _________ 2016 г.
Программа внеурочной деятельности «Народные промыслы» составлена на основе авторской программы Михеевой О.П., Швецовой Н.Г. предназначена для учащихся начальных классов.
Цели программы:
формирование целостной личности учащихся на основе народных традиций;
воспитание у детей интереса к культурно-историческим традициям русского народа.
Главные задачи программы:
развитие творчески активной личности:
привитие необходимых навыков изготовления изделий и изучение приемов работы разных народного мастерства:
формирование умения создавать художественный образ предмета на основе повтора, вариант импровизации;
формирование умения выразить свое отношение к искусству и окружающей действительности.
воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание программы
Курс «Народные промыслы» рассчитан на 34 учебные недели (по 1 часу в неделю), представлен разделами: «Бумажная пластика», «Ситцевый лоскуток», «Оберег Домовенок».
Бумажная пластика - 12 часов.
Для младших школьников самый доступный для обработки материал - бумага. В процессе обработки бумаги, применения разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образ знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту внешнего облика предметов в преобразованной форме. Данный раздел ориентирован на овладение учащимися общетрудовыми знаниями, умениями и способами работы с бумагой. Содержание раздела обеспечивает обогащение обучающихся опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги; предусматривает применение средств художественной выразительности в работе по изготовлению игрушек, декоративных деревьев, цветов, деревенской избы. Детям предоставляется возможность выступить в роли участников большого творческого коллектива при выползни проекта «Деревенька моя». Работа занимает 3-4 занятия в соответствии с этапами ее выполнения .Различный уровень сложности выполнения элементов позволяет учитывать разный уровень подготовки учащихся.
Цели и зaдачи раздела:
Формирование эмоционального отклика ребят на воспринятое ими творчество народных героев.
Развитие способности передавать свои впечатления в простом материале - бумаге.
Формирование на основе традиционных способов художественной обработки бумаги умеем работать самостоятельно и в коллективе.
Основное содержание:
Изготовление из полосок бумаги цветов, деревьев, игрушек: приемы склеивания деталей. Заготовка бумажных «бревнышек», сборка деревенской избы, работа с гофрированным картоном, выполнение орнамента способом симметричного многослойного вырезания, объединение отдельных элементов в композицию.
Ситцевый лоскуток— 12 часов.
Содержание данного раздела предусматривает работу с текстильными материалами, нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагается овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционного художественного ремесла - лоскутного шитья. Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предусматривает ознакомление учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.
Работа с красочными, разноцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.
Этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, а также ткань, бывшую в употреблении.
В начальной школе дети, еще не владеющие навыками шитья, могут заниматься аппликацией, наклеивая отдельные лоскуты ткани на бумажную основу. Меняя цвет и расположение лоскутов, дети составляют различные варианты одного и того же рисунка, выбирают наиболее удачный. В данном разделе детям предлагается изготовить декоративное панно, которое можно использовать в качестве подарка, для оформления интерьера детской комнаты, классного уголка.
В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.
Цели и задачи раздела:Познакомить учащихся с порядком выполнения работы в технике лоскутной аппликации.
Развивать умение подбирать формы деталей и кроить их.
Формировать умение подбирать детали в соответствии с сочетанием цветов.
Познакомить со способами крепления деталей.
Развивать умение выполнять орнаментальные композиции но мотивам народных мастеров.
Формировать творческие способности учащихся при создании новых вариантов работы.
Основное содержание раздела:Работа по чертежам и схемам, выкройка деталей, расположение их в композиции; изготовление панно «Солнышко», «Петушок», «Праздничный букет», «Жар-птица», «Лоскутный коврик», «Петрушка-музыкант».3. Творческий проект «Оберег Домовенок» - 10 часов.Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времени как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.
На Руси главным хранителем дома считался батюшка-домовой. Домовой - это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный домохозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения. Тогда он отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения. станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.
Данный раздел нацелен на ознакомление учащихся с историей возникновения оберегов, с приемами обработки разных материалов: природного (семена, сухие ягоды, травы и цветы, орехи, шишки). текстильного и других. Предусмотрено декорирование изделия разными материалами па основе творческих принципов народного искусства.
Цели и задачи раздела:Познакомить с интерьером традиционного жилища, в котором художественные вещи несут эстетическую и практическую функции.
Познакомить с символикой оберегов.
Формировать умение разрабатывать творческий проект, планировать свою деятельность.
Развивать умение работать с разными материалами.
Расширять крут интересов школьников.
Развивать общие способности и творческие дарования учащихся.
Формы и методы проведения занятийОбучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности, технологии и ручного труда. Содержание программы предусматривает использование информационно- коммуникативных технологий при ознакомлении учащихся с народными художественными промыслами и их использовании в практических работах по различным темам. Деятельность учащихся носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, носящих обобщающий характер.Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися.
Личностные Мета предметныеПознавательные
УУД Регулятивные
" УУД Коммуникативные
* УУД
Получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: приобретут навыки культуры труда.
Приобретут основы социально- ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность. потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, к культурному наследию народа Овладеют действием моделирования, рукоделия. приобретут теоретические и практические знания
4. Научатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Овладеют навыками организовывать свое рабочее место в зависимости от вида выполняемой работы Приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками
Предметные результаты и способы определения их результативности. Что должны знать:правила работы с ножницами;
названия народных промыслов;
приемы работы с бумагой и тканями;
г порядок выполнения изделия и крепления деталей;
значения оберегов.
Что должны уметь:уметь вырезать детали из бумаги и ткани;
скреплять детали с помощью клея ПВА;
уметь работать с выкройкой;
уметь составлять композицию из деталей по мотивам народного творчества; г уметь подбирать цветовую гамму для изделия;
уметь работать различными природными материалами, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении композиции;
уметь объединять свои поделки единым сюжетом.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности):
Обучающиеся будут знать:
правила безопасности труда и личной гигиены;
правила пользования инструментами - ножницами, карандашом, линейкой:
названия необходимых для работы материалов и инструментов;
народные промыслы и ремесла. Обучающиеся будут уметь:
пользоваться необходимым материалом и инструментами;
выполнять разметку по шаблону;
выполнять операции по обработке бумаги, ткани и др. материалов:
моделировать.
Результаты второго уровня (опыт самостоятельной деятельности обучающихся по применению полученных знаний).
Обучающиеся будут уметь:
принимать участие в выставках поделок на уровне класса, школы.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия): Обучающиеся будут уметь:
-использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации (при оформлении интерьера, изготовлении подарков близким и друзьям, при участии в творческих конкурсах).
Программное тематическое планирование
№ п/п№ раздела Наименование раздела. Тема занятий Кол-во часов
1 БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА 12
1 Азбука бумажной пластики: кольцо, клюв, капелька, глаз, кренделек. сердечко, клубничка, мебиус. Изготовление серег для девочек 1
т Изготовление цветов и деревьев 1
3 Изготовление игрушек из полосок: медвежонок, Чебурашка1
4 Изготовление игрушек из полосок: кот и мыши 1
5 Лиса и заяц 1
6 Петушок с цыплятами 1
7 Снеговик и елочки 1
8 Творчески» проект «Деревенька моя». Заготовка «бревнышек» из бумаги, очистка гофрированного картона 1
9 Сборка дома из бревнышек или из гофрированного картона 1
10 Декор избы: наличники, подзор. Забор между домами 1
11 Коллективная работа - общая композиция «Деревенька моя» 1
12 Организация выставки работ учащихся 1
2 СИТЦЕВЫЙ ЛОСКУТОК 12
1 Знакомство с лоскутным шитьем. Правила подбора лоскутков по цвету 1
7 Изготовление панно «Солнышко» 1
3-4 Изготовление панно «Петя-петушок» 2
5-6 Панно «Праздничный букет» 2
7-8 Панно «Жар-птица» 2
9-10 Панно «Петрушка - музыкант» 2
11 Изготовление панно «Лоскутный коврик» 1
12 Выставка детских работ 1
3 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДОМОВЕНОК» 10
1 Беседа «Батюшка-домовой». Составление плана проекта I
2 Поиск решения проблемы. Разработка дизайн-проекта. Материалы, инструменты, технология изготовления 1
3 Изготовление выкройки домового, сшивание деталей головы 1
4 Набивание детали головы ватой, приклеивание глаз, носа, усов, рта и прически домового 1
5 Шитье туловища, сшивание деталей головы и туловища 1
6 Изготовление из соленого теста оберегов: подковы, каравая хлеба, крендельков и других символов 1
7 Приклеивание на туловище оберегов. Значение символов 1
8 Проверка и опенка изделия «Домовенок». Предложения по усовершенствованию 1
9-10 Защита творческого проекта 2
ЛитератураБеляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки в школе» [Текст] / Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цетлин. - М.: Просвещение, 1957.
Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л.Ю. Бритвина И Начальная школа. - 2005. - № 6. С. 44 - 47.
Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2002.
Ершова. Л.В. Деревенька моя [Текст] . Л.В. Ершова // Начальная школа. 1996. № 3. - С. 54-57.
Земля некая, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст]. Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. № 9. - С. 55 - 59.
Колесник, С.В. Азбука мастерства. 3 класс [Текст] С.В. Колесник. - Саратов: Лицей. 2010.
Максимова, М. Лоскутики [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина. — Тверь: Эксмо-пресс.
2008.
Нигель. О.И. Художественное лоскутное шитье [Текст] / О.И. Нигель. - М.: Школьная Пресса. 2009.
Петрова, И.М. Волшебные полоски [Текст]! И.М. Петрова. - СПб.: Детство-пресс, 2008.
Проснякова. Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: Учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федотов», 2011.
Проснякова. Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: Учебник для 4-го класса ' Т.Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федотов», 201 1.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений ! И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2009.
Ситцевый лоскуток [Текст]: рабочая тетрадь / Под ред. А. Дорофеевой. М.: Мозаика- синтез, 2006.
Цирулик, Н.А. Умные руки [Текст] [Программа начальной школы: I - IV «Ручное творчество»]. Учебник для 1-го класса Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федотов». 2007.
Цирулик, Н.А. Уроки творчества [Текст]. Учебник для 2-го класса / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Самара: Корпорация «Федотов», 2011.
Шеитуля, А.Э. Обереги своими руками: укрась свой дом [Текст] / А.Э. Шептуля. - М.: Эксмо, 2010.
Широва. А.Н. Приобщение младших школьников к народному искусству лоскутного шитья [Текст] / А.Н. Широва // Начальная школа. - 1996. — № 3. - С. 60 - 66.
Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [Текст] /Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова, Н.Д. Поровская. -М.: Просвещение, 2009.