Конспект урока литературного чтения: Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер». ( 3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс
Тема. Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. Цели урока:
1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.
2. Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)Мотивация.
- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, а вы знаете, что улыбка – это самое удивительное явление в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.
-У меня настроение вот такое: самое лучшее! А у вас?2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения, которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, сказок, вы догадаетесь, прослушав отрывки некоторых из них.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
-Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
-А этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Догадались, о ком пойдёт речь на уроке? 3.Изучение нового материала. А) Краткая биография поэта.(слайды)
-Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил, только силой можно было его на улицу вытолкать!
(Читают дети о некоторых фактах жизни поэта.)
1. Мама, Надежда Осиповна, ахала. Папа, Сергей Львович. Головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребёнка.
2. Бабушка, Мария Алексеевна, сочувствовала мальчику – и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: как тревожно живётся в этом мире! Похоже, он и потом не изменил своего мнения.
3. В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать.
- Послушайте, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки при свете луны. Пушкин писал одному из друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно». Б) Сообщение темы и целей урока.
- Сейчас мы рассмотрим стихотворение, посвящённое Арине Родионовне, которое называется «Зимний вечер» и попробуем понять смысл стихотворения и настроение лирического героя.В) Первичное выразительное чтение стихотворения. (Аудиозапись)
-Поделитесь своими мыслями, чувствами.Г) Определение темы и идеи произведения.
- А также наша задача: понять, почему данное стихотворение включено в главу «Мир нуждается в нашей защите».Д) Анализ стихотворения.
- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, тёмными красками. Только настроение третьей строфы, в которой звучит надежда – более светлыми.)Е) Словарно-лексическая работа.
-Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом, и представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
- Какие слова вам показались непонятными по лексическому значению?
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.
Кроет – покрывает.
Лачужка – небольшая старенькая избушка.
Обветшалая кровля – старая, разрушающая крыша.
- Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)
- Одно из домашних заданий: нарисовать иллюстрацию к стихотворению и подписать строчкой из стихотворения. 4. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре.
- Перечитайте первую строфу и укажите в таблице художественные средства языка, с помощью которых показывает мутную темноту неприглядной ночи?
Название художественных средств языка. Примеры художественных средств языка.
сравнения Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно),
«ребёнком» как дитя (вызвать жалость),
с путником (показать ожидание).
олицетворения (о живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств.) Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.
эпитеты ( образное, художественное определение) Слово, выражение, которым называют, характеризуют кого-, что-л. Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)
- Перечитайте вторую строфу и найдите эпитеты.
- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер».
-О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню)
-Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью)
-Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.) 5. Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов. (слайды)
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
1. Буря.
2. Ветхая лачужка.
3.Спой мне песню.
4.Сердцу будет веселей.6. Выразительное чтение стихотворения.
-В каком темпе следует его читать. (умеренном)
-Назовите знаки препинания, которые чаще всего использует поэт.
-Каков будет, по вашему мнению, тембр (сила) голоса? Везде ли он одинаков? Почему?
-Прочитайте стихотворение с соблюдением логических пауз и ударений. Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения. (Дети читают стихотворение.) 7. Домашнее задание.
-Мне бы хотелось услышать на следующем уроке выразительное чтение наизусть.8. Прослушивание романса.
-Прослушайте романс.9. Итог урока. Рефлексия.
-Сегодня мы в очередной раз прикоснулись к творчеству А.С.Пушкина.
-Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас получилось?
-Над чем ещё надо работать?
А.С.Пушкин был в Казани. Посещение А.С.Пушкиным Казани связано с его работой над историческим романом «История Пугачёва». Площадь города украшает памятник поэту.
Космонавт Титов наизусть знает произведение Пушкина «Евгений Онегин».
По произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы.
Название художественных средств языка. Примеры художественных средств языка.
Сравнения
Олицетворения
Эпитеты
Название художественных средств языка. Примеры художественных средств языка.
Сравнения
Олицетворения
Эпитеты
Название художественных средств языка. Примеры художественных средств языка.
Сравнения
Олицетворения
Эпитеты