Рабочая программа по ВУД Родничок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
"Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждаю"
Руководитель методического объединения заместитель директора по УВР и.о.директора МБОУ "Куокуйская СОШ"
учителей начальных классов _________ /Г.П.Павлова/ _________ /А.В.Ноговицын/
_______/Е.А. Новгородова/ от "___" августа 2015 г. от « » августа 2015 г.
от « » августа 2015 г. приказ №
Рабочая программа по курсу "Родничок"
(на основе автора-составителя Т.А.Ладыженской)
Класс: 1
Руководитель: Еремеева Ирина Удариновна - высшая квалификационная категория
с. Аргас, 2015
1. Пояснительная записка
"Развивая речь – развиваем личность"
Данная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1 класса «Родничок» составлена в соответствии Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Для организации внеурочной деятельности образовательные учреждения руководствуются письмом Департамента общего образования Министерства образования науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Рабочая программа разработана применительно к внеурочной программе «Родничок» для первых классов, проводятся в течение всего учебного года.
Курс развивающих занятий представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
2. Общая характеристика курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и другие, а также во внеурочной деятельности - в игровой и художественной, в повседневной жизни ребенка. Я составила программу по развитию речи, где представлена развернутая система подобных занятий.
Цель моей программы - всестороннее развитие личности; развитие связной речи младших школьников, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.
Назначение программы состоит в повышении качества работы по развитию и совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера.
По ФГОС мы должны прививать детям коммуникативные навыки и этому способствует программа «Родничок».
Задачи курса:
развитие связной устной и письменной речи;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
обогащение словарного запаса детей;
развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
3. Личностные, предметные, метапредметные освоения результата курса «Родничок»
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей.
Формирование рефлексии.
Данная программа нацелена на формирование ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Используя творческий потенциал учеников, на занятиях у детей развиваются креативные способности, познавательные интересы, самостоятельная мыслительная деятельность, формируется культура речевого поведения.
4. Содержание курса призвано обеспечить:
развитие речевого творчества,
формирование у школьников положительного отношения к изучению русского языка,
развитие у обучающихся воображения, мышления, умения делать выводы,
пробуждение познавательной активности,
умение ясно выражать свои мысли,
формирование нравственных ценностей.
В программе выделено четыре основных раздела.
5. Тематическое планирование
№ п/п Содержание Дата проведения Количество часов
по плану фактически 1 Слово 1 неделя сентября 1
2-3 Эмоциональная речевая разминка; 1 неделя сентября, 2 неделя сентября 2
4 Орфографическая минутка 2 неделя сентября 1
5-6 Подготовка. Конкурсы скороговорителей (чтецов); 3 неделя сентября 2
7-8 Весёлая минутка: языковые игры, 4 неделя сентября 2
9 загадки, ребусы, шарада 5 неделя сентября 1
10-11 анаграммы, кроссворды 1 неделя октября
1 неделя октября 2
12 Эмоциональная речевая разминка; 2 неделя октября 1
13-15 Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр 3 неделя октября
4 неделя октября 3
16-17 Предложение и словосочетание. 4 неделя октября 2
18-21 Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр, иллюстрирование, сочинение сказок, считалок и т.д.) 2 неделя ноября
3 неделя ноября 4
22-25 Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей. 4 неделя ноября
1 неделя декабря 4
26-28 Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста. 2 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря 3
29-31 Изложение по вопросам, по плану. 3 неделя декабря
4 неделя декабря 3
32 Текст. Речевые жанры. 3 неделя января 1
33-35 Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям,
3 неделя января
4 неделя января 3
36-37 Сочинение по личным впечатлениям 5 неделя января 2
38-40 Диалоги по различным темам. 1 неделя февраля
2 неделя февраля 3
41- 43 Составление и запись рассказа или сказки на любую тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов. 2 неделя февраля
4 неделя февраля 3
44 - 45 Составление и запись рассказа или сказки на заданную учителем тему. 1 неделя марта 2
46 - 48 Составление и запись рассказа или сказки по серии картинок, по наблюдениям. 2 неделя марта
3 неделя марта 3
49 - 51 Составление и запись рассказа или сказки по впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов. 3 неделя марта
4 неделя марта 3
52 - 56 Повторение пройденного материала. 1 и 2 неделя апреля, 3 неделя апреля 5
57 - 60 Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. 3 неделя апреля
4 неделя апреля
1 неделя мая 4
61 - 63 Якутские народные жанры: 1 неделя мая 3
64-66 Закрепление пройденных тем. 2 и 3 неделя мая 3
Всего за год: 66 занятий
Формирование умений и навыков осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи и взаимосвязей:
связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал);
взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;
связь работы с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика);
межпредметная связь (окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство и др.).
Занятия по развитию речи состоят из двух частей: лингвистической и литературоведческой.
В первой части большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняют задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение).
Во второй части ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения и изложения с творческим заданием.
Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:
по образцу;
по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);
творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку, дополнение текста, сокращение текста.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Примерная структура занятия:
Формулировка темы учащимися (целеполагание);
Эмоциональная речевая разминка;
Конкурсы скороговорителей (чтецов);
Орфографическая минутка;
Весёлая минутка: языковые игры, загадки, ребусы, шарада, анаграммы, кроссворды и т.д.
Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр, иллюстрирование, сочинение сказок, считалок и т.д.)
На занятиях используются следующие виды работ и упражнений:
Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.
Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.
Изложение по вопросам, по плану.
Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение – описание.
Диалоги по различным темам.
Составление и запись рассказа или сказки на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.
При проведении занятий используются цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.
На всех занятиях можно использовать различные приёмы и формы проведения, широко применять игровой и занимательный материал, особенно в 1 классе. На каждом занятии используются малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Перед составлением текстов подбираем опорные слова, составляем словарь. Дети с удовольствием будут выполнять эту работу.
В процессе работы будет организована работа детей в группе, парами, индивидуальная работа.
Тетради учащиеся будут оформлять по своему усмотрению с творческим подходом. Дети не только будут писать в них тексты, но и рисовать , составлять в цветном изображении анаграммы, ребусы, кроссворды.
Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.
Планируемые результаты курса по программе «Родничок» можно считать у детей умение общаться; сформированность коммуникабельности, любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Развивая речь учащихся, мы, прежде всего, развиваем саму личность. А это очень важно и необходимо для жизни в современных условиях.
6. Учебно-методическая литература:
1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу. - М., Первое сентября, 2000.
2. Бетенкова М.С, Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. Астрель, 2006.
3. Т.Н. Соколова Школа развития речи. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
4.Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 1 класс.- Москва «Вако». 2009
5. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 2 класс.- Москва «Вако». 2009
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. - Москва. «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с
7. Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с
8. Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-Петербург. 2005г.