Рабочая программа по элективному курсу География и экология Усть — Донецкого района
Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченскаямуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «География и экология Усть-Донецкого района»
Основное общее образования, 8 класс
Количество часов:___34____
Учитель: Семерникова Лилия Павловна
Программа разработана на основе примерной программы по географии для основного общего образования «География Земли» (Сб. Примерные программы по учебным предметам. География.6-9 классы. М, Просвещение, 2010 ( Стандарты нового поколения), авторской программы по географии для 8 класса Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» («Навигатор. Материалы в помощь учителю 6-9кл.» под редакцией Дронова В.П.), М.: Просвещение,2009
Раздел 1 «Пояснительная записка»
Рабочая программа элективного курса «География и экология Усть-Донецкого района» для 8-го класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программы по географии для основного общего образования «География Земли» (Сб. Примерные программы по учебным предметам. География.6-9 классы. М, Просвещение, 2010 ( Стандарты нового поколения)
Авторская программа по географии по географии для 8 класса Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» («Навигатор. Материалы в помощь учителю 6-9кл.» под редакцией Дронова В.П.), М.: Просвещение,2009
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Основная цель при изучении этого курса состоит в том, чтобы, знакомя учащихся с конкретными природно-экономическими условиями родного края, воспитывать у них чувство любви к Родине, чувство гордости за родной край, готовность участвовать в его развитии.
Цели изучения определяют и задачи:
- овладение учащимися глубокими и прочными знаниями о физико- и экономико- географических условиях родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины;
- дальнейшее совершенствование географических знаний учащихся, направленных на более глубокое осознанное понимание ими взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью населения;
-обобщение и систематизация краеведческих знаний и практических умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности учащихся;
- углубленное изучение хозяйства родного края и перспектив его развития – это одно из активных средств в решении задач трудовой подготовки, профессионального просвещения и профессиональной ориентации учащийся молодежи;
-ознакомление учащихся с конкретными мероприятиями по охране и восстановлению природных богатств родного края и вовлечению их в общественно полезную природоохранительную работу;
- овладение умениями применять приобретенные географические знания в производственной деятельности, правила поведения в природе, умения пользоваться источниками географической, политической, экономической информации, картами, оценивать природу и хозяйственную обстановку в регионе, в своей местности;
- формирование необходимых умений и навыков учебного труда учащихся, развитие у них наблюдательности, логического мышления, памяти, воображения, умения создавать образ территории своей местности
Раздел 2. Предметные результаты
В результате изучения элективного курса ученик должен
Знать:
специфику географического положения и административно-территориальное устройство Усть-Донецкого района; особенности его природы, населения, основных отраслей хозяйства;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы;
Уметь:
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения демографической ситуации в Усть-Донецком районе;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, формирования культурно-бытовых особенностей населения под влиянием среды их обитания;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Называть (показывать):
численность населения и площадь Усть-Донецкого района; сельские поселения на территории района;
границы района; народы, основные языковые группы;
исторические и промышленные объекты; сельскохозяйственные предприятия района;
важнейшие транспортные магистрали, Усть-Донецкий порт;
особенности тектонического и геологического строения территорий;
основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; реки и озера района;
распространение основных типов почв;
климатообразующие факторы и типы климата;
Определять (измерять): географическое положение объектов;
коэффициент увлажнения (К увлажнения);
необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;
динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации.
Объяснять: сущность основных научных понятий и терминов;
значение географического разделения труда;
территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
особенность современной демографической ситуации в Усть-Донецком районе;
влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории района.
Прогнозировать и оценивать: изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
изменение демографической ситуации в Усть-Донецком районе в настоящее время и в будущем;
современное состояние и перспективы социально-экономического развития Усть-Донецкого района;
составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
читать карты различного содержания; решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения;
обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды.
Раздел 3. «Содержание учебного курса»
Раздел 1. Географическое положение Усть-Донецкого района. Усть-Донецкий район на карте области, страны.
Раздел 2. Природа Усть-Донецкого района. Рельеф и недра. Основные формы рельефа, их происхождение и изменение. Влияние рельефа на другие особенности природы, хозяйство и жизнь людей. Климат. Климатообразующие факторы и климатические показатели. Опасные явления природы. Анализ агроклиматических ресурсов Усть-Донецкого района. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Внутренние воды. Виды внутренних вод. Использование и охрана водных ресурсов. Почвы. Почвообразующие факторы и основные типы почв, использование и охрана почв. Растительный и животный мир. Зональные и азональные типы растительности, их размещение, особенности животного мира. Редкие растения и животные.
Раздел 3. История освоения территории. Основные этапы заселения и освоения территории района Памятные даты истории и культуры.
Раздел 4. Общая характеристика населения и хозяйства района. Население. Численность, размещение, национальный состав, религии. Понятие о демографической ситуации района, трудовые ресурсы. Хозяйство. Виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития района. Сельское хозяйство района. Промышленность. Сфера услуг. Виды транспорта, важнейшие транспортные магистрали и узлы. Перспективы развития района.
Раздел 5. Экологические проблемы и охрана природы. Виды загрязнений: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, бытовое. Главные экологические проблемы района и пути их решения. Особо охраняемые природные территории района.
Раздел 6. Экскурсии
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, контурные карты).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная.
- коллективная:
- фронтальная;
- парная;
-групповая
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций.
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. При работе с географическими картами основное внимание уделяется знакомству с их содержанием, выполнению практических работ, изучению явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной работы.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«География и экология Усть-Донецкого района» на 2016-2017учебный год (8 класс -34 часа)
№ п/п № ур. в теме Дата Тема урока Тип урока Виды учебной деятельности Оборудо-
ваниеДополнит.
материал
Контроль д/з
§
Раздел 1. Географическое положение Усть-Донецкого района (2 часа)
1 1 Усть-Донецкий район на карте области, страны ИНМ Частично - поисковый Административная карта Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 2 2 Практическая работа №1 Обозначение на картосхеме Усть-Донецкого района элементов географического положения практикум Частично - поисковый Административная и физическая карты Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района П.Р.№1 Раздел 2. Природа Усть-Донецкого района (13 часов)
2.1. Рельеф и недра (3 часа)
3 1 Основные формы рельефа, их происхождение и изменение ИНМ физическая карта Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 4 2 Полезные ископаемые, их главные месторождения. Практическая работа №2 Обозначение на картосхеме Усть-Донецкого района месторождений полезных ископаемых практикум Частично - поисковый Коллекция «Полезные ископаемые» Картосхема Усть-Донецкого района П.Р.№2 Сбор коллекции полезных ископаемых
5 3 Влияние рельефа на другие особенности природы, хозяйство и жизнь людей Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт физическая карта Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 2.2. Климат (3 часа)
6 1 Климатообразующие факторы и климатические показатели. Опасные явления природы. ИНМ Объяснительно-иллюстративный физическая карта Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 7 2 Практическая работа №3 Наблюдение за погодой и обработка данных практикум Частично - поисковый П.Р.№3 8 3 Анализ агроклиматических ресурсов Усть-Донецкого района. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 2.3. Внутренние воды (3 часа)
9 1 Виды внутренних вод ИНМ Объяснительно-иллюстративный физическая карта Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 10 2 Практическая работа №4 Обозначение на картосхеме Усть-Донецкого района внутренних вод практикум Частично - поисковый Картосхема Усть-Донецкого района П.Р.№4 11 3 Использование и охрана водных ресурсов. Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 2.4. Почвы (2 часа)
12 1 Почвообразующие факторы и основные типы почв ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 13 2 Использование и охрана почв Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Картосхема Усть-Донецкого района 2.5. Растительный и животный мир (2 часа)
14 1 Зональные и азональные типы растительности, их размещение ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 15 2 Особенности животного мира. Редкие растения и животные. Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района Раздел 3. История освоения территории (2 часа)
16 1 Основные этапы заселения и освоения территории района ИНМ Объяснительно-иллюстративный Административная и физическая карты Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 17 2 Памятные даты истории и культуры ИНМ Объяснительно-иллюстративный Административная и физическая карты Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района Раздел 4. Общая характеристика населения и хозяйства района (9 часов)
4.1. Население (3 часа)
18 1 Численность, размещение, национальный состав, религии ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 19 2 Типы поселений, их география. Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 20 3 Понятие о демографической ситуации района, трудовые ресурсы ИНМ Объяснительно-иллюстративный 4.2. Хозяйство (5 часов)
21 1 Виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития района Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 22 2 Сельское хозяйство района. Практическая работа №6 Обозначение на картосхеме района сельскохозяйственных предприятий практикум Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района П.Р.№6 23 3 Промышленность ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 24 4 Сфера услуг Урок актуализации знаний и умений Частично - поисковый Атлас Ростовской области 25 5 Виды транспорта, важнейшие транспортные магистрали и узлы ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района Раздел 5. Экологические проблемы и охрана природы (4 часов)
26 1 Виды загрязнений: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, бытовое ИНМ Объяснительно-иллюстративный Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 27 2 Главные экологические проблемы района и пути их решения Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 28 3 Особо охраняемые природные территории района Урок актуализации знаний и умений Эвристическая беседа с использованием карт Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 29 4 Практическая работа №5 Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов района Практикум Частично - поисковый
Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района П.Р.№5 Раздел 6. Экскурсии (5)
30 1 Экскурсия в карьр (ст. Усть – Быстрянская) Экскурсия Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района Сбор коллекции полезных ископаемых
31 2 Экскурсия на метеорологическую станцию в город Константиновск Экскурсия Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 32 3 Экскурсия в Раздорский краеведческий музей - заповедник или Пухляковский этнографический музей «Затерянный мир» Экскурсия Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 33 4 Перспективы развития района. Экскурсия на шахту «Садкинская». Экскурсия Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района 34 5 Экскурсия в урочище «Огиб» - памятник природы Ростовской области Экскурсия Частично - поисковый Атлас Ростовской области Картосхема Усть-Донецкого района
Раздел 5. Результаты освоения учебного курса
В результате изучения элективного курса ученик должен:
Знать:
специфику географического положения и административно-территориальное устройство Усть-Донецкого района; особенности его природы, населения, основных отраслей хозяйства;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы;
Уметь:
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения демографической ситуации в Усть-Донецком районе;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, формирования культурно-бытовых особенностей населения под влиянием среды их обитания;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Называть (показывать):
численность населения и площадь Усть-Донецкого района; сельские поселения на территории района;
границы района; народы, основные языковые группы;
исторические и промышленные объекты; сельскохозяйственные предприятия района;
важнейшие транспортные магистрали, Усть-Донецкий порт;
особенности тектонического и геологического строения территорий;
основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; реки и озера района;
распространение основных типов почв;
климатообразующие факторы и типы климата;
Определять (измерять): географическое положение объектов;
коэффициент увлажнения (К увл.);
необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;
динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации.
Объяснять: сущность основных научных понятий и терминов;
значение географического разделения труда;
территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
особенность современной демографической ситуации в Усть-Донецком районе;
влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории района. Прогнозировать и оценивать: изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
изменение демографической ситуации в Усть-Донецком районе в настоящее время и в будущем;
современное состояние и перспективы социально-экономического развития Усть-Донецкого района;
составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
читать карты различного содержания; решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды.