ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гнидова Нина Андреевна формирование информационных компетентностей во внеурочной деятельности обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей», г. Черногорск, республики Хакасия,
Компетенция (от лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом) - знания, опыт человека, людей в определенной области, сфере, дающие им возможность глубоко понимать сущность событий, явлений, экономических и социальных процессов.
Главные ключевые компетенции, которые формирует учитель:
Общекультурные
Учебно - познавательные
Коммуникативные
Ценностно - смысловые
Социальные
Информационные
Компетенции личностного самосовершенствования
Внеурочная деятельность в значительно большей мере зависит от личности учителя, от его интересов, склонностей и т. д., (типа профессионального педагогического характера).
Рассмотри типы профессионального педагогического характера (это деление условно, что оно имеет в виду лишь характеристику доминирующей черты, проявляемой в профессиональной педагогической работе со школьниками):
Интеллектуальный тип характеризуется склонностью к научной работе, в области своего предмета, к чтению литературы, ведению записей, наблюдений, к анализу своей деятельности, к созданию новых форм внеурочной работы и т. д.
Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, императивным тоном в отношениях, повышенной властностью, постоянной требовательностью к себе и к ученикам.
Эмоциональный тип педагога отличается повышенной способностью чувствовать переживания ученика, его духовный мир, настроения, сопереживать в этом ученику. Его доминирующая профессиональная черта - тонкость восприятия эмоциональной жизни воспитанников.
Организаторский тип - наиболее универсальный, очень ценный для любой педагогической работы, особенно внеурочной. Как известно, педагогическая деятельность - есть прежде всего организаторская, ибо, организуя жизнь и деятельность учеников, педагог тем самым обеспечивает в заданном направлении их развитие.
В младших классах преобладают эмоциональный и организаторский тип, в средних - волевой, а в старших - интеллектуальный. В целом же среди педагогов общеобразовательной школы господствует волевой тип.
Внеурочная деятельность может быть организована в виде олимпиад, заочных, дистанционных. При таком виде деятельности обучающиеся не только повышают свой уровень образования, но и видят свой результат по сравнению с другими. Другим направлением по организации внеурочной деятельности может быть организация, подготовка к проведению праздников, мероприятий. Обучающиеся не только заняты конкретным видом работы, но и познают различные способы её выполнения, а затем могут выполнить её в других условиях. Например, при подготовке кабинета к новому году, ученики 7 «В» класса оформили кабинет своими поделками- снежинками. Учитель показал мастер – класс по изготовлению больших снежинок, обучающиеся сами по образцу смастерили подобные украшения. В домашних условиях они также выполнили это задание. Следующий вид внеурочной деятельности- сами мероприятия. В феврале этого года прошло городское кустовое мероприятие – КВН по информатике среди учащихся 7 классов. Соревновались МБОУ СОШ № 20 (1 место) и МБОУ «Лицей» (2 место). Разнообразные виды заданий: на внимательность, смекалку, скорость, использование знаний по предмету, способствовали формированию навыков групповой работы, взаимовыручки, творческого подхода, а также способствовали повышению интереса к предмету.
Компетентность проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.
Внеурочная деятельность способствует формированию потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями
Таким образом, внеурочная деятельность - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Литература
Сасова И. А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное образование. - 2001. - № 10.
Пробст Л. Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2002. - № 4.
Максимова В. И. Формирование навыков предпринимательства в школе// Экономика в школе. - 2002. - № 4.
Любимова Л. А.//Экономика в школе, 2002 - №3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1,Знак14Заголовок 215