Презентация «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».


«Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования». Криворучко Галина Ивановна учитель начальных классов Покровской средней школы Мамлютского района Сухомлинский писал «Учение это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка» Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны.Воспитание и развитие – непрерывный процесс, который происходит независимо от того, прикладывает педагог усилия или нет. От учителя зависит насколько управляем будет этот процесс.  Воспитание на уроке влияет на психику ребенка ровно так же, как и родительское нравоучение. Школа выполняет одну из главных функций в современной системе формирования личности человека. Школе уделяется больше половины своего времени на протяжении одиннадцати лет. Причем это время является периодом активного взросления и социализации ребенка. Воспитывающие функции урока1) постановка воспитательных задач урока 2) формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью; 3) формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями 4) всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т. д.); 5) соблюдение учителем педагогического такта Воспитательный эффект зависит, прежде всего, от специфики методов и приемов используемых педагогом в ходе обучения.Особенно эффективно комплексное образовательное воздействие, которое сочетает в себе стилистику образовательного процесса, дидактическую структуру урока методику преподавания.Именно в оптимальном сочетании этих элементов и кроется мастерство настоящего педагога.  Не следует забывать об эмоционального строении урока. Дети весьма чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока. Эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, является одним из задействованных педагогических механизмов повышающих способность обучающихся к обучению и воспитанию таких качеств как коммуникабельность, оптимизм и дружелюбие. Поэтому первоначальная задача урока - формирование эмоционально - положительного отношения к обучению как увлекательному процессу и достижения сотрудничества. Для решения этой задачи я использую игры: «Познакомимся спиной», «Шторм», «Здравствуйте», «Какие мы разные, но мы друзья», кратковременные музыкальные физминутки… Саморегулируемое обучению, которое является основой воспитания самостоятельности, целеустремлённости. Если ученики имеют самомотивацию, то следствие – стремление и любознательность» Перри Перри в 2002 году выделил три элемента саморегултруемого обучения: самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем. Уроки с сюжетной структурой формируют в ребенке творческие качества, стремление к самостоятельному поиску информации и её дальнейшей переработке. Для проведения таких уроков огромный потенциал дают сказки. Уроки - сказки повышают заинтересованность, активность и несут в себе нравственную окраску. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Т В О Р Ч Е С Т В О Исследовательский, частично-поисковыйпроблемныйпроектный Импровизация Урок математики «Спор цифр»Сказка «Колосок» В групповой работе через диалог ученики учатся строить свою учебную деятельность, сравнивая, анализируя свои идеи и решения с идеями и решениями своих одноклассников. «Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово» (Бахтин М.М) Результаты групповой работы и работы в парах. «Противоположные величины», работа в группах, математика, «Построить Дом Дружбы» «Сгруппировать буквы» Игра «Куча-мала» Сгруппировать геометрические фигуры «Собрать букет» Ментальная карта «Животные» «Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд, и поддержать его успех». Рефлексия деятельности в конце урока – обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Схема анализа процесса воспитания на урокеI. Использование воспитательных возможностей организации урока.1.    Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).3.    Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной моралью, с актуальными нравственными проблемами). «Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом». В. Сухомлинский Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития нашей страны.Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.«Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать» Уинстон Черчиль